Похожие презентации:
Социология культуры. Понятие культура
1. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Понятие культура2. Cтруктура культуры
3. Функции культуры
4. Формы культуры
2. Под культурой
всоциологии
понимают
созданную
людьми
искусственную материальную
(предметную)
и
идеальную
среду,
определяющую
социальную жизнь людей
3. Многообразие в научном понимании термина «культура» отразилось в большом количестве ее определений.
Еще в 1952 г. известные американскиеученые А. Кребер и К. Клакхон в книге под
названием «Культура. Критический обзор
понятий
и
определений»
предложили
читателю анализ более 150 определений
культуры, которые выражали самые разные
аспекты этого понятия.
Издав через 11 лет новый вариант своей
работы, они расширили список дефиниций,
приведенных ранее
4. Кребер и Клакхон выделяют пять классов определений культуры:
1. Описательные определения, когда стремятся описать все илинекоторые аспекты человеческой жизни и деятельности.
2. Исторические определения, которые делают акцент на ассимуляции
традиции прошлых времен.
3. Нормативные определения делают акцент на правилах, которые
руководят деятельностью группы людей. В отличии от дескриптивных и
исторических дефиниций, которые подразумевают явное выражение
культурной жизни, нормативные определения требуют, чтобы мы
всмотрелись в ту деятельность, которую мы можем наблюдать и
попытались открыть, что за ней стоит.
4. Психологические определения подчеркивают множественность
психологических
аспектов,
включающих
такие
понятия
как
приспособление, разрешение проблем, обучение, привычки. Например,
культура позволяет группе приспосабливаться к своим постоянным
(повторяющимся) проблемам, культура выучивается и результатом этого
выучивание является установление в данной группе определенных
привычек.
5. Структурные определения подчеркивают модель или организацию
культуры. Этот взгляд связан с первой (дескриптивной) категорией в том,
что делает акцент на целостности, тотальности картины.
6. Генетические определения подчеркивают источник или генезис
культуры.
5. Описательные определения
в которых упор делается на перечисление всеготого, что охватывает понятие культуры.
Родоначальником такого типа определения
культуры является знаменитый антрополог Э.
Тайлор.
6. Согласно Тайлору,
“культура, или цивилизация, в широкомэтнографическом смысле слагается в
своем целом из знаний, верований,
искусства,
нравственности,
законов,
обычаев
и
некоторых
других
способностей и привычек, усвоенных
человеком как членом общества”
7. Исторические определения
вкоторых
акцентируются
процессы
социального
наследования,
традиция.
Примером
здесь
может
служить определение, данное
известным
лингвистом
Э.
Сепиром
8. Э. Сепир
Культура – это “социальноунаследованный
комплекс
способов
деятельности
и
убеждений,
составляющих
ткань нашей жизни”
9. Недостаток определений этого типа
связан с предположением остабильности и неизменности,
в результате чего из виду
упускается
активность
человека
в
развитии
и
изменении культуры
10. Нормативные определения делятся на две группы
Первая из них – определения,ориентирующиеся на идею образа
жизни. По определению, данному
антропологом К. Уислером, “образ
жизни, которому следует община или
племя,
считается
культурой...
Культура племени есть совокупность
стандартизованных верований и
практик, которым следует племя”
11. Нормативные определения
Втораягруппа
–
определения,
представления
об
ориентирующиеся
на
идеалах и ценностях.
Например:
“культура – это выход избыточной человеческой
энергии в постоянной реализации высших
способностей человека”
“культура – это материальные и социальные
ценности любой группы людей (институты,
обычаи, установки, поведенческие реакции)
независимо от того, идет ли речь о дикарях или
цивилизованных людях”
12. Психологические определения
акцентируют внимание на одном из трехэлементов:
либо на процессе адаптации к среде:
“Совокупность приспособлений человека
к его жизненным условиям и есть
культура,
или
цивилизация...
Эти
приспособления обеспечиваются путем
сочетания
таких
приемов,
как
варьирование, селекция и передача по
наследству”
13. Психологические определения
либо на процессе научения:“Культура
–
это
социологическое
обозначение для наученного поведения,
то есть поведения, которое не дано
человеку
от
рождения,
не
предопределено в его зародышевых
клетках, как у ос или социальных
муравьев, а должно усваиваться каждым
новым
поколением
заново
путем
обучения у взрослых людей”
14. Психологические определения
либона
формировании
привычек: “Культура – это формы
привычного поведения, общие
для группы, общности или
общества.
Она
состоит
из
материальных и нематериальных
элементов”
15. В самостоятельную группу Кребер и Клакхон выделяют “чисто психологические определения”
• например: “Под культурой мы будемпонимать
совокупность
всех
сублимаций, всех подстановок или
результирующих реакций, короче, все в
обществе, что подавляет импульсы или
создает возможность их извращенной
реализации”
16. Структурные определения
в которых внимание акцентируется наструктурной организации культуры
а) ...культуры – это в конечном счете не
более
чем
организованные
повторяющиеся
реакции
членов
общества
б) культура – это сочетание наученного
поведения и поведенческих результатов,
компоненты которых разделяются и
передаются по наследству членами
данного общества”
17. Генетические определения
• представляют культуру с позиции еепроисхождения.
Эти
определения
разделяются на четыре группы:
• в которых культура рассматривается как
продукт или артефакт: “В самом широком
смысле
слова
культура
обозначает
совокупность всего, что создано или
модифицировано
сознательной
или
бессознательной деятельностью двух или
более индивидов, взаимодействующих друг с
другом или воздействующих на поведение
друг друга” (социолог П. Сорокин)
18. Генетические определения
в которых упор делается наидеях:
“Культура
–
это
относительно
постоянное
нематериальное
содержание,
передаваемое
в
обществе
посредством
процессов
обобществления” (социолог Г.
Беккер)
19. Генетические определения
в которых подчеркивается рольсимволов: “Культура – это понятие
для особого порядка, или класса
феноменов, а именно: таких вещей и
явлений,
которые
зависят
от
реализации
умственной
способности,
специфичной
для
человеческого рода, которую мы
называем "символизацией"
20. Генетические определения
Говоряточнее,
культура
включает
материальные
объекты
–
орудия,
приспособления, орнаменты, амулеты и т.д., а
также действия, верования и установки,
функционирующие
в
контекстах
символизирования. Это тонкий механизм,
организация экзосоматических путей и средств,
используемых животным особого рода, т.е.
человеком, в борьбе за существование или
выживание”
21. Генетические определения
вкоторых
культура
определяется как “то, что
отличает
человека
от
животных”
22. Понятие культуры: 1.внешняя гетерогенность между разными обществами. 2. внутренняя гомогенность, определяющая единство действий
имыслей, внутри одного сообщества
Культура – исторически
сложившаяся система
способов жизни, которые
склонны разделять все
члены данной общности
(данной социальной
группы)
Клайд Клакхон
23. Именно культура
как система ценностей, норм иобразцов поведения определяет
ту
социальную
среду,
взаимодействуя
с
которой
индивиды и социальные группы
определяют свое поведение
24.
ИДЕАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫЦЕННОСТИ
НОРМЫ
СИМВОЛЫ И
ЯЗЫК
25. Нормы
Благодаря культуре у индивидаобразуется определенная система
общих
мировоззренческих
представлений, на основе которой он
может строить свои действия.
Наличие у множества индивидов
сходных
однопорядковых
представлений и делает возможным
общество как единое целое
26. Культура
дает возможность ориентироваться всоциальном мире, так как снабжает
человека
системой
“указателей”
–
запретов,
поощрений,
императивов.
Подобные указатели – это социальные
нормы
(обычаи,
нравы,
законы),
ценности, символы и язык
27.
Живя в обществе, человек долженпонимать, какие действия общество
дозволяет, а какие нет. Только при этом
условии в повседневной жизни будет
порядок. Только так можно определить,
какого именно поведения мы имеем
право требовать от других, а другие от
нас. Например, когда мы заходим в
магазин, поступаем в колледж, вступаем
в брак или устраиваемся на новую
работу, мы уже имеем некоторое
представление относительно того, что
ожидается от нас и других в данной
обстановке. Такие ожидания и есть
нормы
28. Нормы
– это правила поведения, ожидания истандарты,
регулирующие
взаимодействия
между
людьми,
указывающие
на
дозволенное
и
недозволенное
поведение
в
определенных
ситуациях.
Они
предписывают нам, что мы “должны”, что
нам “следует” и чего мы “не должны” или
чего нам “не следует” делать. Во всех
культурах
существует
достаточно
большой свод правил, касающийся таких
вопросов, как сексуальные отношения,
собственность и безопасность
29. Нормы
помогаютнам
ориентировать
свое
поведение по отношению к другим
людям. Они позволяют осуществлять
действия таким образом, чтобы они не
шли вразрез с действиями других. Но
нормы – это также и цели
30. Ценности
Еслинормы
–
это
правила
поведения, то ценности – это общие
представления,
разделяемые
большей
частью
общества,
относительно того, что желательно,
правильно и полезно. Ценности
носят общий и абстрактный характер
и не указывают конкретно, какие
типы поведения приемлемы, а какие
нет
31. Ценности
дают критерии, с помощью которых оцениваютсобытия,
предметы
и
людей
по
их
относительным достоинствам, красоте или
моральным качествам.
В рамках европейской культуры к основным
ценностям
относятся
успех
в
работе,
материальный
комфорт,
индивидуальная
свобода
самовыражения,
прогресс,
рациональность, патриотизм и демократия.
Люди склонны обращаться к ценностям, когда
им необходимо принять какое-то важное
решение
32. Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях
Ценностьсвободы,
например,
в
секулярных
странах
принимает
совершенно иные формы, чем в
религиозных. Для граждан секулярных
стран она формулируется в юридических
правах личности – свободы слова,
вероисповедания
и
других,
предусмотренных в конституции
33. Пример
В исламских странах степень допустимойсвободы определяется на основе шариата. Два
француза могут высказываться в пользу
социального равенства; однако один из них
может выразить свое отношение, поддерживая
программы, направленные на устранение
дискриминации по полу, цвету кожи и т.д.,
например, при найме на работу или
поступлении в учебное заведение, а другой,
протестуя против такого законодательства и
отдавая предпочтение законам о гражданских
правах, вообще не рассматривающих различия
в расовой принадлежности
34. Ценности изменяются от поколения к поколению
Многие мальчишки в 1960-х гг., под влияниемполета Ю. Гагарина в Космос хотели стать
космонавтами.
В 1990-х гг. престижным стало занятие
бизнесом, умение заработать большие деньги.
Коренным образом также различаются взгляды
на
взаимоотношения
полов
(например,
добрачные половые связи) у поколения
ветеранов и нынешней молодежи
35. Символы и язык
Символы – это действия или объекты, которыевоспринимаются обществом как эквивалент
чего-то другого. Они обозначают различные
вещи, которые одинаково понимаются разными
людьми. К примеру, слово “телефон” – символ,
который, будь он произнесен или написан,
обозначает физический объект. Он приобретает
смысл средства общения, поскольку символ и
объект
взаимосвязаны.
Следовательно,
символы – это код или своего рода
стенограмма для обозначения окружающего
нас мира
36. Формы символов различны
например жесты – позы или телодвижения,которые обладают социальной значимостью.
Если в знак отрицания русские качают головой,
то жители Адмиралтейских островов для
выражения
негативной
реакции
быстро
касаются носа пальцем правой руки, а турки
демонстрируют отрицательное отношение к
сказанному, отбрасывая голову назад и
прищелкивая языком; ясно, что в европейской
культурной среде эти жесты будут истолкованы
неправильно. Такие предметы, как флаги,
картины, иконы, эмблемы и форменная одежда,
также приобретают функцию социальных
символов
37. Самые важные символы содержатся в языке
социально структурированной системезвуковых образов (слов и предложений) с
конкретным и неоднозначным смыслом.
Язык – это краеугольный камень любой
культуры. Это главное средство, с
помощью которого люди передают друг
другу идеи, информацию, взгляды и
эмоции. Это основной способ для
человечества создавать культуру и
передавать ее из поколения в поколение
38. Структура культуры
ИДЕАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯКУЛЬТУРЫ
МАТЕРИАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА
СИМВОЛИЧЕСКИЕ
ОБЪЕКТЫ
ОБРАЗЦЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
39. Структура культуры
• материальная культура — это вещи,предметный мир, черпающий свои
«строительные материалы» из природы;
• символические объекты — это ценности и
нормы;
• образцы человеческих отношений — это
относительно устойчивые способы
восприятия, мышления, поведения людей.
40. Материальная культура
Основнаяфункция
материальной
культуры
заключается в адаптации
человека к природным и
социальным
условиям
своего существования
41. В материальную культуру входят:
• культура труда и материальногопроизводства
• культура быта
• культура топоса, то есть места
жительства
• культура отношения к
собственному телу
• физическая культура
42. Совокупность материальных элементов
образует духовную сторону культурнойстатики: нормы, правила, образцы и
нормы поведения, законы, духовные
ценности, церемонии, ритуалы, символы,
мифы, знания, идеи, обычаи, традиции,
язык.
Любой объект нематериальной культуры
нуждается в материальном посреднике.
Для
знаний,
например,
таким
посредником являются книги
43. Материальная культура возникла на самых ранних этапах антропогенеза
когдапоявилась
необходимость
удовлетворения
жизненно
важных
потребностей
в
пище,
жилище,
простейших орудиях труда, развивалась
последовательно и постепенно в рамках
общего
культурно-исторического
процесса
44. Палеолит (древний каменный век)
Набор орудий и инструментовлюдей
палеолита
был
достаточно
примитивен.
Основным материалом для
изготовления
инвентаря
служили
подходящие
для
обработки
породы
камня.
Орудия
периода
раннего
палеолита, до формирования
Homo sapiens, были крайне
просты и универсальны
45. Мезолит (средний каменный век)
Около 10 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке иоколо 8 тыс. лет до н.э. в Европе произошли ещё
более значительные изменения в арсенале
орудий первобытного человека.
В это время был изобретен и у многих племён
появился лук со стрелами. Там, где не было
лука,
в
охоте
использовались
духовые
стрелометательные трубки, маленькие стрелки
которых обычно смазывались ядами.
В Австралии аборигены стали применять
своеобразные
метательные
орудия
—
бумеранги
46.
47. Неолит (новый каменный век)
— особая эпоха в историичеловечества, он завершает
период каменного века, в
течение
которого
люди
пользовались для изготовления
орудий труда лишь камнем,
костью и деревом.
Время,
когда
начала
использоваться медь, а позже и
ее сплавы для производства
орудий, оружия и украшений,
знаменует окончание неолита и
всего
каменного
века
и
наступление века металлов
48. Структура материальной культуры
1. Материальная культура производства2. Материальная культура быта
3. Материальная культура физического
бытия человека
Материальная культура производства
включает в себя: культуру условий труда,
культуру трудового процесса, и культурнотехнический уровень самого работника
49. Материальная культура быта
(быт – социальная инфраструктура,предназначенная
для
регенерации
(восстановления) и поддержания сил
человека) включает: культура мест
жительства, культура отношения к вещи,
культура материальных бытовых обрядов
и
ритуалов.
Решение
всех
этих
утилитарно
практических
задач
способствует развитию самого человека.
Быт
и
осуществляет
задачи
воспроизводства сил человека
50. Материальная культура физического бытия человека
включаетв
себя:
гигиену,
соблюдение санитарных норм,
физическую
культуру,
сексуальную
культуру.
Они
направлены на укрепление тела,
а благодаря этому влияют и на
жизнь духа.
51. Канон
52. Античность
53. Античность
54. Средневековье
55. Микеланджело. Давид
56. Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль
57. Экономическая культура и хозяйственная жизнь общества
Элементыматериальной
культуры (пища, одежда,
жилище)
как
языковые
средства
58. Вещественные плоды материального производства
– наследие, предназначенное дляпотребления, а также оснащения
материального
производства
–
первая
сторона
материальной
культуры.
Это
вещи,
одежда,
промышленное
оснащение,
технологии, творческий потенциал
работников
59. Духовная культура
являетсямногослойным
образованием и включает в себя
познавательную, нравственную,
художественную,
правовую,
педагогическую, религиозную и
другие культуры
60. Функции культуры:
• социальная интеграция, т. е. формированиеобщества, поддержание его единства и
идентичности
• социализация
—
воспроизводство
социального порядка нынешним поколением
и передача его следующему поколению
• социальный контроль — обусловленность
поведения людей определенными нормами и
образцами, свойственными данной культуре
• культурный отбор — отсеивание негодных,
отживших социальных форм
61. Под культурой
понимаетсяне
только
система
деятельности, ее материализованных
результатов, а также идей, ценностей,
норм, верований и обычаев одного
общества, но и то, что называют целостным
историческим
феноменом,
культурно-историческим типом, цивилизацией
62. Цивилизациями
принято характеризовать устойчивыесоциально-культурные
общности,
существующие в определенное время и в
определенной части ойкумены. Эти
образования, говоря словами английского
философа А. Тойнби, более широкие,
чем отдельная нация, но менее широкие,
чем все человечество
63. Сама идея цивилизации,
возникшая во времена античности, быласвязана
с
наличием
социальной
упорядоченности, прежде всего в городе
и
государстве.
Она
предполагала
противопоставление существующего в
городе несравнимо более высокого
общественного порядка, с одной стороны,
- природе, с другой, -варварству как
символу
отрицательной
социальной
организации
64. Для Н. Я. Данилевского
мировая общечеловеческая цивилизация невозможна, а историясовершается
через
культурно-исторические
типы,
характеризующиеся
общностью
языка,
политической
независимостью,
совокупностью
собственных
устойчивых
характеристик, различных для всех культурно-исторических типов.
Каждый из культурно-исторических типов обладает собственными
цивилизационными принципами, которые не транслируются в
другие
Поэтому взаимоотношения цивилизаций возможны только в сфере
частных предложений, которые либо принимаются, либо
отвергаются. Н. Я. Данилевский настаивал на существовании 12
культурно-исторических типов за всю историю человечества, из
которых две (мексиканская и перуанская) погибли насильственной
смертью
65. Формы культуры
В зависимости от того, кто создаеткультуру и каков ее уровень, различают
три формы –
элитарную,
народную
массовую культуру
66. Элитарная, или высокая, культура
создаетсяпривилегированной
частью общества либо по ее заказу
профессиональными творцами. Она
включает
изящное
искусство,
классическую музыку и классическую
литературу. Как правило, элитарная
культура
опережает
уровень
восприятия ее среднеобразованным
человеком
67. Народная культура
создается анонимными творцами, неимеющими
профессиональной
подготовки.
Народную культуру называют также
любительской, или коллективной.
Она включает мифы, легенды,
сказания, эпос, сказки, песни, танцы
68. По своему исполнению
элементы народной культуры могут бытьиндивидуальными (изложение легенды),
групповыми (исполнение песни, танца),
массовыми (карнавальные шествия).
Еще одно название народной культуры –
фольклор. Он всегда локализован, так как
связан с традициями данной местности, и
демократичен, поскольку в его создании
участвуют все желающие
69.
70. Массовая культура
• примитивизацией оточений между людьми• развлекательностью, забавностью,
сентиментальностью
• натуралистическим смакованием насилия и
секса
• культом успеха, сильной личностью, жаждой
обладания вещами
• культом посредственности, условностью
примитивной символики
71. Герои массовой культуры
72.
73.
74. Массовая, или общедоступная, культура
не выражает изысканных вкусоваристократии или духовных поисков
народа.
Механизм распространения массовой
культуры напрямую связан с рынком. Ее
продукция
предназначена
для
употребления массами. Это искусство
для каждого, и оно обязано учитывать его
вкусы и запросы. Каждый, кто платит,
может заказать свою «музыку». Массовая
культура может быть интернациональной
и национальной
75. Массовая культура
обладаетменьшей
художественной
ценностью, нежели элитарная или народная.
Но в отличие от элитарной массовая культура
обладает большей аудиторией, а в сравнении с
народной – она всегда авторская. Она призвана
удовлетворять сиюминутные запросы людей,
реагирует на любое новое событие и стремится
его отразить. Поэтому образцы массовой
культуры быстро теряют свою актуальность,
выходят из моды
76. Формы культуры
Нравственность (мораль) - в переводе с латыниобычаи, нравы, поведение, - самый древний и один из
основных способов бытия социального человека.
Противоречие добра и зла - вершина в иерархии
ценностей
является
основной
дилеммой
нравственности.
Нравственность
динамична.
Существует
множество
исторических
типов
нравственности. Кризису цивилизации и переходной
исторической эпохе соответствует гибридный или
маргинальный тип нравственности. Мораль исполняет
роль культурной традиции, связующего звена между
поколениями, эпохами, цивилизациями, между разными
культурами.
Нравственность
является
общим
обоснованием деятельности человека
77. Формы культуры
Искусство - художественная деятельность вединстве
духовного
и
материального
компонентов. Искусство в истории понимается в
значении мастерства, ремесла, всяческого
умения. По мере развития культуры стало
осознаваться
отличие
художественного
творчества
от
другой
практической
деятельности и его близость к литературе.
Среди видов художественного творчества
называют литературу, кино, театр, цирк, танец,
музыку,
живопись,
графику,
скульптуру,
архитектуру,
декоративно-прикладное
искусство
78. Главный отличительный признак
художественноготворчества
состоит
в
образном
освоении
действительности.
Искусство, художественное творчество значимы
созданием
красоты,
приобретением
эстетического смысла. Искусство имеет и
социальный смысл, когда выступает как
обучение,
как
познание,
как
передача
культурного опыта. Искусство связано с игрой,
мифом, с другими формами культуры.
Различают народное и профессиональное,
элитарное
и
массовое
искусство.
Как
культурное наследие, искусство существует в
памятниках
79. Формы культуры
Религия - благочестие, набожность, святыня(латынь). Религия - специфическое отношение к
творческому
началу,
заключающееся
в
ритуальном освящении и поклонении. В
иерархии ценностей религиозной культуры
ведущее место занимает вера в реальность
самостоятельного бытия сверхъестественного.
Религия исторична. Существуют различные
типологии религии, основанные на религиозных
(представление о боге, формы культа) или
нерелигиозных
(распространенность,
специфика институтов) признаках
80. Различают религию
как форму культуры и религию в структуреобщечеловеческой культуры. В общечеловеческой
культуре выделяют религиозную и секулярную
(мирскую, светскую) культуры. Если в эпоху
Средневековья религия господствовала в культуре, то в
последующие столетия ее роль уменьшалась и
соответственно возрастала (особенно в регионе
распространения
христианской
культуры)
доля
секулярной культуры в политике, экономике, праве,
образовании, философии, искусстве. Позиции религии
традиционно сильнее в сфере обыденной культуры и
слабее в профессиональной. По данным церковной
статистики большинство современного человечества в
разной мере разделяет идеалы религиозной культуры.
В духовной культуре человечества укрепилось свобода
мысли - альтернатива религии - составная светской
культуры.
81. Субкультура
специфическуючасть
системы
ценностей
традиционной
культуры;
автономную
форму
организации людей внутри господствующей культуры;
совокупность норм и ценностей, образующих культуру
преступников.
В американской социологии с двадцатых годов
прошлого века существует традиция исследования
девиантного
(отклоняющегося,
противоправного,
преступного) поведения. Несколько позже в Англии
сложилась
традиция
изучения
альтернативного
молодёжного движения как молодёжных субкультур. В
целом исследователи рассматривают современные
субкультуры
как
специфический
способ
дифференциации развитых этнических и региональных
культур,
предполагающей
сосуществование
доминирующей
традиции
и
порождаемой
ей
совокупности
своеобразных
феноменов
данной
культуры
82. От господствующей культуры
её субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальнойосновой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую
очередь,
молодёжь),
социальные
слои,
неформальные
объединения. Они становятся субъектами собственной культурной
среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей,
объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия
определяются
полом,
возрастом,
родом
занятий,
национальностью, сословием и другими признаками. Каждое
общество имеет мозаику по-разному взаимодействующих
субкультур.
Жизнь индивида протекает главным образом в рамках
субкультуры; иммигрант живёт в конкретной культуре иммигрантов,
семья военного рядом с воинской частью. Дети осваивают
несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с
родителями, разделяющими ценности иной субкультуры
83. Грани между субкультурами
достаточноусловны.
Например,
молодежная
субкультура может включать представителей элиты и
городских низов, субкультуры меньшинств - объединять
представителей национальных, расовых, социальных
субкультур. Яркой иллюстрацией организованных
(социально-профессиональных)
сообществ
может
служить жизнедеятельность коллектива японской
фирмы.
Авангардная
субкультура
выражает
стремление
к
изменению
культуры,
а
традиционалистская
стремится
сохранить
(или
возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры.
84. Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля
В структуре стиля выделяют: образ (одежда, причёска, бижутерия);манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер
их использования). Стиль создаётся на основе элементов данной
культуры; новый контекст придаёт иное значение предметам,
вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции.
Среди ведущих функций стиля называют обособление от других
групп и формирование собственной. Совокупность функций
обеспечивает роль субкультуры в обществе и её ценность для
членов группы.
Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические
противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие
сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают
возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в
субкультуре, предлагает индивиду варианты решения личностных
проблем
85. Субкультура
какальтернативная
форма
социальной
активности,
осваивается
непосредственно
(фактическим членством в группе субкультуры)
и опосредованно (под влиянием средств
массовой коммуникации).
Субкультуры
способны
решать
специфические потребности индивидов и
определённых
социальных
групп
в
коммуникации; об этом весьма убедительно
говорит факт появления и развития субкультур.
86. Культурная идентичность – уникальный комплекс взятых из разных источников культурных элементов и сущностей, с которыми человек
себя идентифицирует и реализует в жизни• Наложение культур с точки зрения
одного человека означает
одновременную принадлежность к
разным культурам.
• Если влияние культур разнонаправлено,
то возникает ситуация культурного
диссонанса
87. Культурный диссонанс
противоречие между культурнымисущностями
–
нормативными
ожиданиями,
способами
мышления,
стилями потребления, предлагаемыми
человеку разными культурами, к которым
он одновременно принадлежит.
Разбитая
идентичность
следствие
культурного диссонанса