2.95M
Категория: ЛитератураЛитература

Поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918)

1.

Поэма А. А. Блока «Двенадцать»
(1918)
Стилистические, жанровые и композиционные
особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

2.

Вводно-ориентировочная беседа: первичное
осмысление поэмы
Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что
показалось непонятным, что насторожило?
Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?»
В каком литературном жанре написано произведение А. А. Блока?
К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»:
эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме
элементы драмы?
Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?
Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих
событий).
Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только
реалистическим, бытовым планом?

3.

«29 января…
«Сегодня я – гений!»
«Двенадцать» - какие бы
они ни были – это
лучшее, что я написал.
Потому что тогда я
жил современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)

4.

Смысл названия
Почему поэма названа «Двенадцать»?
двенадцать глав
двенадцать красноармейцев
образ Христа, идущего впереди этих
красноармейцев (в конце поэмы, вызывает
ассоциации с двенадцатью апостолами)
Почему Христос?

5.

Поэма «Двенадцать»
«Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано
в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два
месяца после Октябрьской революции.
Осознать значение события современнику очень сложно —
«большое видится на расстоянье».
Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению
В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на
революцию, другие — славу ей».
Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены
революционные действия, вожди революции?
Почему в центре эпического повествования — погоня за
«изменницей»
Катькой
и
ее
убийство?

6.

Жанр, стиль и композиция
«Двенадцать» — эпическая поэма, как
будто составленная из отдельных
зарисовок, картинок с натуры, быстро
сменяющих одна другую.
Динамичность и хаотичность сюжета,
выразительность эпизодов, из которых
складывается поэма, передают неразбериху,
которая царила и на улицах, и в умах.
Есть ли в поэме лирические мотивы? Как
проявляет себя автор?

7.

Ритм. Какие ритмы вы услышали?
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот — проснется
Лютый враг.
Марш
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Городской романс
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Частушки
революционная
песня
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Лозунги

8.

Композиция. Ритм. Музыка.
Композиция, отражающая стихию революции, определяет
стилевое разнообразие поэмы.
«Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме
и звучит эта музыка.
Определите значение метафоры «музыка революции»?
Определите размер стиха, с помощью которого автор
передаёт звучание стихии жизни.
ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с
нерифмованным стихом.

9.

Особенности сюжета поэмы
Сюжет двухслойный
внешний,
житейский:
зарисовки с
петроградских
улиц
внутренний:
побуждения,
обоснование
поступков
двенадцати

10.

Лексика поэмы разнообразна
разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок,
оторопел?»;
искажения слов: «етажи», «елекстрический»;
сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала»,
«подлец»;
высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

11.

Как рисует Блок образы героев поэмы?
Анализ 1-й главы

12.

2-й урок
Анализ поэмы «Двенадцать»
Жанр, стиль, композиция, особенности сюжета, лексика
Выпишите образы-символы.
Какие два мира противоборствуют в поэме?
Образы и мир сытых. Как автор относится к этому миру?
Какими автор показывает 12 красногвардейцев в начале
поэмы и в конце?
Какой разворачивается сюжет?

13.

Глава 1-я
Каково место действия поэмы? Время года?
Какие ключевые слова употребляются в описании
времени года?
Что могут символизировать эти слова?
Какое время суток изображено в этой главе? В чём его
символика?
Кто появляется в первой главе? Какие сатирические
образы встречаются в первой главе поэмы?
Как обрисовал эти образы автор?
В чём символика такого изображения?

14.

Глава 2-я
Кто главный герой поэмы?
Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы
можно сделать?
Почему главный герой не один человек, а коллектив?
К какому миру: света или тьмы, добра или зла, принадлежат
главные герои, появляющиеся во второй главе?
Подтвердите ваше мнение текстом фрагмента «Винтовок
черные ремни».
Как характеризуют героев поэмы следующие строки?
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

15.

Как относятся «двенадцать» к религии?
Прокомментируйте слова: «Свобода, свобода. Эх, эх,
без креста!» и «Товарищ, винтовку держи, не
трусь, Пальнем-ка пулей в Святую Русь...».
В чём символика числа красноармейцев?
Сколько раз во второй главе звучит рефрен: «Эх, эх,
без креста!?» (3 раза)
Это случайность? Или так автор хочет обратить наше
внимание на святотатство по отношению к верующей
Руси?

16.

3-я глава
Образ «мирового пожара»
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Почему эта строфа заканчивается обращением
к Творцу: «Господи, благослови!»
Может ли Творец благословить подобное?

17.

Главы 4-6
За что убили Катьку? В чем вина Катьки,
за которую ее так страшно наказали?
Какую роль играет любовная интрига?
Почему именно в этот момент — момент
торжества произвола и жестокости —
снова появляется «революционный
призыв»? Катька ли «враг неугомонный»?

18.

Глава 7-я
Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что — в
нравственном плане — произошло, что они
сотворили?
Чем вызваны переживания Петрухи?
Переживал бы он, если б не «проводил ночки черные,
хмельные с этой девкой»?
Как характеризует нравственный мир Петрухи и
«двенадцати» то, что такого «утешения» оказалось
достаточно, чтобы «он опять повеселел»?

19.

Глава 8-я
Какую картину создают 8 строк?
Как строит Блок эти 8 строк?
Почему восьмая глава заканчивается
именно так: «Скучно!»?
О какой «скуке» идет речь?

20.

9-я глава
Начало 9-ой главы — это строки романса, причем романса о
декабристах.
В композиционном плане такое начало главы является
связующим звеном между скукой (VIII глава) и ее
преодолением: «от скуки извольте романс!».
В смысловом же плане обращение к декабристам как явлению
истории можно рассматривать как известную попытку
установления «связи времен», поисков ответов на вопросы,
поставленные настоящим, у истоков нынешних событий.

21.

9-я глава
Случайно ли образ «буржуя» дан «на перекрестке»?
Что такое перекресток? Только ли это четыре дороги, или
это еще и крест?
Может ли хоть одна из этих дорог привести человека в ту
жизнь, в где он станет самим собой?
Почему человек-вопрос застыл именно там, где должно
находиться сердце распятого на кресте Христа?

22.

10-я глава
Какой мотив появляется в главе?
( мотивы четырех дорог и отрицания
Христа)

23.

11-я глава
...И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Строфа эта отделена от предшествующих и последующих
строк многоточием.
Почему? Не значит ли это, что Блок хотел обратить внимание
читателя на ее содержание, выделить его?
Что же особенно важно в ней?
Куда идут «двенадцать», какая «даль» является их целью?

24.

Горький из «Несвоевременных
мыслей»:
«Наша революция дала полный простор всем
дурным и зверским инстинктам, накопившимся
под свинцовой крышей монархии, и, в то же
время, она отбросила в сторону от себя все
интеллектуальные силы демократии, всю
моральную энергию страны».

25.

12-я глава
В главе дважды упоминается «державный
шаг», которым идут герои поэмы.
Необходимо ответить на вопрос:
О какой державе идет речь?
Какая картина рисуется в 12 главе?
Что понимает автор?

26.

«расстановка» героев 12 –й
главы:
«позади — голодный пес» (образ-символ
старого мира),
центр группы — «двенадцать»,
а впереди них, впереди старого мира,
невидимый ими и — как они считают
абсолютно им не нужный (что и словом, и
делом доказывалось ими на протяжении
всего пути) — Иисус Христос.

27.

Случайно ли появление Христа в
последней главе поэмы?
«…я сам удивился: почему Христос? Но чем
больше я вглядывался, тем яснее видел Христа.
И тогда же я записал у себя: «К сожалению,
Христос». Что Христос идет перед ними —
несомненно. Дело не в том, достойны ли они
его, а страшно то, что опять он с ними и
другого пока нет, а надо другого?» — писал
сам Блок.

28.

Трактовка образа Христа
«Христос в поэме — антитеза «псу» как
воплощению зла, центральному «знаку» старого
мира, — самая светлая нота поэмы,
традиционный образ добра и справедливости»
(Л. Долгополов).

29.

«…почему Христос?»
«Блок ввел Христа не как образ
церковной традиции, а народного,
не замутненного церковью и
государством представления о
бесхитростной божьей правде. Блок
вовсе не «благословлял»
революцию этим заимствованным
атрибутом народной веры, а лишь
утверждал историческую
преемственность. Революция
принимала в наследство этическую
веру народа!» (А. Горелов).

30.

Трактовка образа Христа
«18 февраля...
Что Христос идет перед ними
— несомненно. Дело не в том,
«достойны ли они Его», а
страшно то, что опять Он с
ними, и другого пока нет; а
надо Другого — ? — Я как-то
измечен».
Христос в финале поэмы потому берет в
руки кровавый флаг и оказывается с теми,
кому он не нужен, что Он не волен в самом
себе, ибо не вправе оставить слабое и
несовершенное творение — человека —
наедине с тем миром злобы, который этим
же человеком и создан...
Ибо если Он с ними, то есть пусть
ничтожная, но все же надежда на то, что
смута и тьма в душах людских уступят
миру света, добра...
Без Него такой надежды быть не может...
Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с
черного цвета («Черный вечер»),
заканчивается все-таки белым: «В белом
венчике из роз...».

31.

Образы - символы
Ветер, вьюга, снег — постоянные
блоковские мотивы;
символика цвета: «Черный вечер. /
Белый снег», кровавый флаг;
число «двенадцать»,
«пес безродный»,
Христос.

32.

Д.З.
Дать трактовку образа Христа.
Выписать образы-символы.
English     Русский Правила