Похожие презентации:
Житие Александра Невского
1.
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ОСОБЫЙЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Печенегова Анна Леонидовна
2.
Житие – это■ 1) Повествование о жизни человека,
причисляемого церковью к лику
святых.
■ 2) Изложение наиболее значительных
фактов жизни в хронологическом
порядке; жизнеописание.
■
Толковый словарь Ефремовой Т.Ф., 2000.
3.
Каноны житийной литературы■ Трёхчастная модель повествования:
■ 1) пространное предисловие;
■ 2) особо подобранный ряд биографических
черт, подтверждающий святость героя;
■ 3) похвальное слово святому.
4.
Стандартные мотивы вжитийной литературе
■
рождение святого от
благочестивых родителей
■
равнодушие к детским
играм
■
чтение божественных книг
■
отказ от брака
■
уход от мира
■
монашество
■
благочестивая смерть
■
посмертные чудеса
5.
■Только в русской житийной литературе
появляются княжеские жития, рассказывающие
о
князьях,
которые
прославили
себя
церковными или светскими подвигами.
■
Создавая
идеальный
образ
святого,
исполненного добродетелей (терпение, любовь к
ближнему, желание служить Богу), авторы этих
житий хотели преподать нравственные уроки
людям. К примеру, что не должен человек быть
богатым. Владимир Мономах говорил: «Малое у
праведника
лучше
многих
богатств
у
нечестивого». Очень часто в житийной
литературе
обращаются
к
Священному
писанию, приводят из него цитаты, в частности,
обращаются к Соломону.
6.
Черты воинской повести■
Воинская повесть – жанр древнерусской литературы XI –
XVII веков.
■
В основе воинской повести лежит изображение
исторического события, связанного с героической борьбой
народа против внешних врагов.
■
Патриотический пафос воинской повести сочетается с
публицистической оценкой событий, эпичность – с
лиризмом.
■
Центральный герой воинской повести – реальная
историческая личность, представленная в качестве
идеального воина-христианина.
■
Важное место в воинской повести занимает красочное
описание сражений.
■
Центральная тема XIII – XIV веков – борьба с татаромонгольскими завоевателями, религиозная трактовка
событий.
7.
Житие АлександраНевского
■ Первое жизнеописание князя Александра
Ярославича Невского (1221—1262) было
составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в.
книжником Владимирского Рождественского
монастыря. Здесь было погребено тело князя, и
в конце XIII в. началось его почитание как
святого. В списках житие не имеет устойчивого
заголовка и называется “Повесть о житии и
храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие
блаженного великого князя”. Автор жития
называет себя современником Александра,
“самовидцем”
его
жизни
и
создает
жизнеописание
князя
по
своим
воспоминаниям и рассказам его соратников.
8.
■Один из первых исследователей Жития Александра
Невского В.О. Ключевский обнаружил, что текст не
даёт полной, обстоятельной биографии княза и не
включает многого из того, что известно по другим
источникам.
■
Для автора важнее передать не реальные факты, а
отражение образа Александра и его деяний в умах
современников. Все отобранные составителем
жития сюжеты связаны либо с самостоятельными
воинскими победами вязях над крестоносцами и
язычниками на новгородских рубежах (на Неве и
Чудском озере и ряд успешных походов на Литву),
либо с утверждением превосходства православия
(во время битв и при ответе послам папы), либо с
признанием мужества и мудрости прославляемого
зарубежными властителями (Андрияшем, Батыем и
др.).
■
И воинские достоинства, и мудрость князя
показываются в контексте вероисповедного
дискурса. Через все произведение красной нитью
проводится идея богоизбранности Александра как
защитника правой веры.
9.
■ Сюжеты Жития (за исключением связанного с представлениемкнязя) отражают события, происходившие в период с 1237 по
1256 гг.
■ Исторический
воинский
главенствующее место.
элемент
занимает
в
повести
■ Образ Невского идеализирован: князь наделён лучшими чертами
воина и гражданского деятеля, который в тяжелое для России
время явился победителем шведов и немцев и защитником
русской земли от татарских насилий.
■ История и сама деятельность Александра Ярославовича в житии
предстаёт в преображенном виде, не столько в своих конкретных
проявлениях и событиях, сколько в вечной сущности.
10.
■ В житии много канонического, традиционного для этогожанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое
повествование с самоуничижения, называет себя худым
и многогрешным, малосмыслящим.
■ Приступая к описанию “святой, и честной, и славной”
жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о
священности княжеской власти и внушает мысль об
особом покровительстве князю Александру небесных сил.
■ Восторгом и восхищением полна следующая затем
характеристика князя. Александр красив, как Иосиф
Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон,
он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности
княжеской власти и сравнения с библейскими героями
определяют
интонацию
всего
дальнейшего
повествования, торжественно-величавую.
11.
■Александр узнает о том, что
шведы пришли в Неву (1240
год), “пылая духом ратным”,
угрожая:
“Если
можешь,
защищайся”. Он разгорается
сердцем, выступает в поход с
малой дружиной, в бою “на
лице
самого
короля
оставляет след своего копья”.
Прекрасна
речь
князя,
обращенная
к
дружине,
лаконичная,
суровая,
мужественная: “Не в силе
Бог, но в правде”. В 1240
году битва на Неве, в месте,
где в неё впадает Ижора,
закончилась
победой
новгородского князя. После
этого Александр вошёл в
историю
как
Александр
Невский.
12.
■Решителен, храбр Александр и
в битве на Чудском озере.
Князь
не
может
снести
похвальбы немцев: “Покорим
себе славянский народ!” Он
освобождает Псков, воплощая
собою возмездие за гордость и
самонадеянность врагов. Они
пришли, хвастаясь: “Пойдем и
победим
Александра,
и
захватим его”. Но гордые
рыцари были обращены в
бегство и взяты в плен, и “вели
босыми подле коней тех, кто
называет
себя
“божьими
рыцарями”. Как и в описании
сражения на Неве, автор не
дает подробной картины битвы,
только
несколько
образов,
которые помогают представить,
какой жестокой была сеча:
“Казалось,
что
двинулось
замерзшее озеро, и не было
видно льда, ибо покрылось оно
кровью”.
13.
■ Во всем подобны князю и его воины. Автор жития включает вописание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые
бились, “не имея страха в сердце своем”. У каждого из шести
свой ратный подвиг.
■ Так, например, новгородец Меша потопил три шведских корабля,
Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович
бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости.
Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах
отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная
героическая песня.
■ Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор
обращается не только к русским эпическим традициям, но и
библейским. Воины Александра сравниваются в своей
храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как
сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить
свои головы за князя.
14.
■ Взволнован и лиричен рассказ о смертикнязя. Автор не в силах сдержать своих
чувств: “О горе тебе, бедный человече!..
Как не выпадут зеницы твои вместе со
слезами, как не вырвется сердце твое
вместе с корнем!” Смерть князя всеми
воспринимается как величайшее горе.
“Уже зашло солнце земли Суздальской!”—
говорит митрополит Кирилл (Александр
умер великим князем Владимирским), “Уже
погибаем!” — вторит ему весь народ.
■ Рассказ о чуде, когда Александр как живой
простирает руку и принимает грамоту из
рук митрополита,— кульминация в этом
возвышенном,
приподнятом
повествовании “о житии и о храбрости
благоверного
и
великого
князя
Александра”.
15.
Домашняя работа. Составлениехарактеристики Александра Невского
■
Примерный план для составления характеристики:
■
1. Происхождение князя.
■
2. Внешность, голос, премудрость.
■
3. Смелость; создание мощного, непобедимого войска (сила и мужество дружинников из
войска князя).
■
4.Воинские подвиги князя: победа над иноземными завоевателями и их королём на
Неве, победа в сражении с немецкими рыцарями на Чудском озере.
■
5. Патриотизм, гордость «за народ славянский».
■
6. Христианские добродетели: обращение с молитвами к Богу, принятие благословения от
архиепископа, вера в помощь небесных сил.
■
7. Способность князя к духовному подвигу самопожертвования.