Похожие презентации:
Материальная культура китайцев. Жилище
1.
Материальная культуракитайцев. Жилище.
Докладчики:
Баева Анна Станиславовна
Вотинцева Ольга Николаевна
Сергиенко Дарьяна Сергеевна
Студентки УГИ-314706
2.
ПланТрадиции строительства.
Архаико–религиозное и натурфилософское осмысление
строительства
Традиционные представления о пространстве
Жилище. Планировка и строительные материалы
Кан
Региональные различия в жилище
3.
Зодчие, творившие на заре нашей эры, старались подчинить свою деятельность силамприроды. Как говорят китайцы, в строительстве не должно быть видно следов
человеческих рук, присутствует только естественность. Отсюда и необычность
строений, изогнутость крыши домов.
4.
Форма крыши возникла в результате того, чтокитайские зодчие хотели зрительно облегчить массу
высокой кровли, сделать ее «летящей».
В литературе изогнутые крыши сравнивают с
крыльями летящей птицы, шатрами монгольских
императоров.
Кривизна абриса кровли помогала защитить
жилище от злых духов ша–ци (смертоносное дыхание).
Духи могли двигаться только по прямой.
Также считают, что архитекторы старались в форме
крыши отразить горный пейзаж Китая.
Разумность кровельной конструкции состоит в том,
естественному свету легко проникнуть внутрь дома,
стены защитить от дождя широкими выносами карниза.
5.
Внутренний двор появился вглубокой древности.
Считается, что он двор
образовался в процессе
эволюции жилища в странах с
жарким климатом из дымового
отверстия в крыше, путем его
расширения. Возможен и
другой путь – из размещенных
по кругу жилищ кочевых
племен, обнесенных
ограждением.
6.
Жилища с внутренним двором в Китае является традиционным. Имеется большое числотипов жилья в областях с различными социальными и природно–климатическими условиями.
В их распространении сыграли роль 3 ключевых фактора:
Первый фактор – климат. Китай расположен в различных климатических регионах. Различия в
климате сказались на размере двора. В северной части Китая преобладают 1–этажные дома с
крупным двором. На юге – компактные дома в 2–4 этажа, с небольшим внутренним двором.
Благодаря вариации формы и размеров двора и конфигурации объема жилища, данный вид
жилья оказался наиболее рациональным практически на всей территории Китая.
Второй фактор – религия. В частности, оно проповедовало семейные ценности, поклонение
предкам, выступало за жизнь в семейных общинах. Дома с внутренними дворами позволяли
создавать большие жилые комплексы, защищенные от внешних угроз. Вся жизнь семьи
проходила в пространстве внутреннего двора, ставшего центральным местом в доме.
Третьим фактором распространения стало идеальное соответствие такого дома
китайским космологическим взглядам.
7.
Наиболее важными в понятийном аппарате китайской эстетики были термины, восходящие кмифическим представлениям, гадательной практике и хозяйственной деятельности, они
изначально обладали натурфилософским смыслом и использовались в качестве
классификационных матриц эстетических ценностей.
двоичностья (инь–ян) – два образа: женское и
мужское, земное и небесное, темное и светлое,
правое и левое;
троичность (тянь жэнь ди): небо, человек,
земля;
пятиричность (у син): пять первоэлементов
мироздания, пять звуков (пентатоника), пять
основных цветов, пять основных точек в
пространстве (центр и четыре стороны света).
8.
Основные элементы китайского стиля• нежелательны резкие, прямые линии, острые углы, четкие многоугольные
формы;
• форма мебели остается неизменной на протяжении веков и важна в
интерьере не меньше, чем гармоничное размещение всех элементов
• ключевые материалы – бамбук, шелк и обилие драпировки, а кроме того,
керамика вазы, статуи, посуда;
• большое внимание в китайском интерьере уделяется колористике –
сочетанию цветов и смысловой нагрузке каждого отельного, характерно
яркое цветовое решение: красный, черный, голубой, желтый, зеленый и
др.;
• в интерьере много элементов традиционного китайского декора:
каллиграфия, лаковые росписи, скульптурные украшения из натурального
камня и знаменитого китайского фарфора, натуральные китайские ковры с
характерным рисунком.
9.
«Слияние с природой» – особый стиль китайской архитектуры.Китайские пагоды не тектоничны, а
органичны в единстве с окружающим
пейзажем; они вырастают из земли так же
просто и естественно, как деревья, цветы
или грибы после дождя.
10.
Учение Фэн–шуй, которое связываетизменения в судьбе человека с
явлениями природы и окружающей
средой, а именно с потоками энергии Ци,
пронизывающих все вокруг (пять
элементов, совокупность которых
символизирует завершенность – вода,
огонь, дерево, металл и земля), по
мнению его сторонников – принесет в
дом уют и гармонию.
11.
Ключевые моменты, отличающие китайский дизайн• Красный цвет. По древней китайской традиции, каждый цвет имеет свое значение.
Красный цвет в Китае связан с удачей и счастьем.
• Простота и безмятежность. Суть китайского стиля в дизайне интерьера – это искусство
сочетания простоты, современности и природных элементов, для создания гармонии и
спокойной атмосферы. Натуральные элементы, в частности деревянная мебель и
бамбуковый потолок, занимают центральное место в интерьере и излучают тепло, в
противовес пустым белым стенам. Минималистский модернизм отлично сочетается с
китайским дизайном. Стол в кухне может использоваться как для готовки, так и в качестве
обеденного места. Китайский стиль предполагает наличие красивой деревянной мебели, и
белые стены её только подчеркивают.
• Сочетание старого и нового. Элегантный мебельный гарнитур современной мебели
сочетается с китайским искусством: статуэтка лошади династии Тан и стулья в форме
подков династии Мин, а также работа современного китайского художника над камином.
• Арт–деко, шанхайский стиль. Одними из самых популярных вещей в Шанхайском арт–
деко являются шерстяные и шелковые ковры, которые знамениты своим цветочным
узором и яркими, насыщенными цветами.
12.
13.
«Вы живете во времени и пространстве, а мытолько в пространстве», – гласит китайская
мудрость.
14.
Главная идея обустройства китайского жилища состоит впереплетении реального с мифологией, где основным
действующим лицом представляется дракон – самый
могущественный из всех животных, но орнаментальный
декор в китайском стиле должен быть расслабляющий,
удобный и легкий.
15.
Цвет для китайского жилища также имеет большое значение.В китайском интерьере применяют некоторые из пяти первичных, согласно традиции, цветов:
– красный – цвет мощи и энергии – должен напоминать о солнце, силе и удаче, живущей в доме. Часто он
используется в сочетании с черным цветом; насыщенный, сочный, первичный, цвет огненного дракона,
наполняет пространство энергией. Красный цвет, как известно, имеет много ассоциаций, как с
философским, так и с национальным мышлением.
– желтый – это национальный цвет, который был посвящен императору, а зеленый – связанный с деревом,
а значит, с понятиями роста и обновления, символизирует на Востоке надежду и спокойствие;
– голубой – цвет знатности, но даже именитые члены китайского общества применяют его в интерьере
крайне дозированно – легкими штрихами, не выставляя напоказ свое высокое социальное положение. Но
голубой – попросту непременный цветовой акцент китайских интерьеров. Пусть он будет даже маленьким
мимолетным намеком, но – обязательно будет.
Эффектное сочетание цветов может быть использовано хоть на контрасте белого и черного, хоть с
блеском золота и бронзы, хоть переведено в теплую гамму.
Сочетание же красного, белого и черного по представлению китайцев символизирует гармонию.
16.
Декоративная мебель Китаяизготавливается мастерами из твердой
древесины: черного, розового дерева и тика
по традициям учения Фэн-шуй, отличаясь
характерной росписью, резьбой,
инкрустацией, лакировкой в оттенках
черного и красного цвета. Лаковая мебель
чаще всего имела золотую отделку на
черном фоне.
17.
18.
Согласно восточной философии, энергия Ци состоит из пяти элементов: огня,земли, воды, дерева и металла. Интерьер должен быть продуман таким
образом, чтобы все эти стихии находились в равновесии.
Воду символизирует стекло в любой форме: зеркала, витражи, застекленная
витрина буфета и в наше время, как ни странно, пластик.
Земля воплощается в кирпичах, камне, керамических изделиях.
Огонь символизируют свечи, а также шерсть, шелк, кожа и мех.
Комнатные растения также являются необходимым элементом интерьера.
Лучше всего будут смотреться побеги бамбука в большой напольной кадке или
яркие хризантемы в маленьких горшочках на столе.
Если комната оформлена в красных тонах, особую
изысканность ей придаст букет розовых пионов в
фарфоровой вазе. А в стенных нишах настоящим
украшением станут бонсаи.
19.
– желательно использование мебели, изготовленной из натуральногодерева;
– придерживаясь главного принципа – гармония во всем, поэтому мебели не должно
быть слишком много (обстановка должна выглядеть богато, но непретенциозно).
– для спальной комнаты хорошо подойдут роскошные постельные шелковые или
атласные принадлежности;
– для освещения можно использовать китайские бумажные фонарики, они окутают
комнату мягким, согревающим и расслабляющим светом.
20.
Типичный кан представлял собой широкуюкирпичную или глиняную лежанку, внутри
которой по специально проведенным
каналам проходил горячий воздух от печи,
одновременно являясь дымоходом.
21.
Системой отопления втрадиционном
северокитайском доме
служит обогреваемая
лежанка – Кань.
Кань, как правило,
расположена под окнами
южной стены и занимает
большую часть площади
помещения. Обычно она
застилается циновками,
сплетенными из
тростника.
22.
23.
Региональные особенности жилищаПервый тип – Сихэюань. Это дома в Пекине, времен
династий Мин и Цин. Традиционная постройка в стиле
внутреннего двора в Китае. планировка: двор с
домами, построенными с 4 сторон.
Фундамент. Он отличался в зависимости от типа постройки.
Так, в семье обычного китайца пол был простой глинобитный,
а для императорского дворца – трехъярусный фундамент.
Окна. До конца XIX в. окна были бумажными, в деревянных
переплетах. Использовались гаоляновая или сорговая
бумага. Снаружи натягивали кисею. В Китае листовое стекло
стало появляться с 1723 г. во дворцах знати.
Крыша. На конструкции из деревянных стропильных балок
покоится каркас крыши. Чердачное перекрытие отсутствует.
Многоярусные, многоскатные, массивные черепичные кровли
– непременный атрибут главных зданий и ворот.
24.
Народные дома Цзяннань. Города Цзянсу иЧжэцзян – место расположения таких домов.
Как и на севере, использованы деревянные
балки для выдерживания грузов, стены
построены из кирпича, камней. Народные
дома Цзяннань – в своем большинстве,
частные дома, построенные богатыми
людьми. Большинство из них, как отмечают
китайские исследователи, были
конфуцианцами, уделяли большое внимание
этике и морали.
Планировка народных домов на юге р. Янцзы
примерно такая же, как и у дворовых домов на
севере. Планировка более компактная, дворы
занимают меньшую площадь, чтобы
адаптироваться к более высокой плотности
местного населения и было больше места для
сельского хозяйства и угодий. Сады очень
распространены в этой области. Они были
частью двора.
25.
Пещерные жилища. Они создавались с учетомрельефа и климата Лёссового плато на северо–западе
Китая, а также на среднем и нижнем течении Хуанхэ,
центральной провинции Шаньси, северной части
Шэнсьси и часть Синьцзяна, Хэнань, Ганьсу.
Первые пещерные дома появились более 4 тыс. лет
назад. Такие жилища также подходят и для жаркого
засушливого климата.
Преимущества: экономичные материалы,
предотвращение пожаров, не пропускают шум.
Недостатки: высокая влажность, нет циркуляции
воздуха, для этих регионов характерны
землетрясения, а в подобных жилищах
происходили обрушения, а также долгий срок
строительства – 5–6 лет. Зависело от твердости
гористых пород камня.
26.
Пещерные жилища на севере Шэньси27.
Фуцзянь Тулоу. Земляные постройки из необожженного грунта,смешанного с определенной пропорцией песчаной глины и
глинистого песка. В склоне холма из утрамбованной сырой земли
возводят стену толщиной 1–2 метра, внутри строит 3–5 этажный
деревянный дом высотой около 16 метров. Также используют
дерево. Тулоу – большие жилые дома, в которых используется
сочетание земли и дерева для строительства. Они являются
результатом нескольких потрясений и миграций в Китае. Народ
хакка построил этот вид из–за необходимости защищать себя от
зверей и грабителей в горах и лесах. Как показывают примеры,
зачастую эти жилища имеют форму круга или квадрата. Почти во
всех зданиях есть стрелочные окна.
28.
Народные дома Шаньси. Известны как домаюжного Аньхоя. В этом регионе было мало войн,
сохранились старые постройки. Самыми
красивыми среди них являются Пинъяо и Цисянь.
В 1997 г. Пинъяо признан объектом
всемирного культурного наследия
ЮНЕСКО. Во времена династии Цин был
финансовым центром Китая. Цисянь
изначально этот был комплекс был
резиденцией Цяо Чжиюна, известного
торговца из Шаньси времен Цин.
29.
Народные дома Шаньдуна. Очень похожи на ханьские дома на северо–востоке Китая.Построены из смеси камня и земли. Крыша покрыта толстым слоем почвы для поддержания
температуры внутри дома.
30.
Народные дома Гуйчжоу. Деревянные строения, первый этаж используется длясодержания скота и хранения вещей. «Сторожевая башня» на втором этаже соединена
с основным помещением. Имеются чердачные помещения. Все комнаты хорошо
вентилируемые.
Народные дома в Сычуани построены с учетом особенностей местности и
расположены рядом с горами и реками. В строительстве использованы камень,
кирпич, дерево, бамбук. Здесь в домах много веранд, карнизов. Цветовая гамма домов
светлая.
Народные дома на Тайване – санхэюань или же сихэюань. Фермеры используют дома
в трихэюня, богатые жители – четыре. В их резиденциях используются дворы.
Отделенные вестибюлем и главным залом. Они скрыты от всех посторонних .
31.
Жилые дома Юньнани. Бамбуковые здания,придуманные народом Дай. Конструкция из балок,
колонн, крыши, стен представляет собой просторный
высокий квадратный каркас. Деревянные колонны
строятся на деревянных опорах. Дома почти всегда
двухэтажные, верхний этаж занят людьми, нижний
используется для выращивания скота и
складирования вещей. Дома Дай хорошо
вентилируются, теплые зимой и прохладные летом.
32.
Тибетские сторожевые дома илибашни. Они построены из камня,
выполняли военные и
оборонительные функции. 3–4
этажа, на верхних есть окна, чтобы
наблюдать за обстановкой.
Сторожевые башни и жилые дома в
Тибете расположены близко друг к
другу и интегрированы, чтобы
обеспечить быструю связь между
людьми.
33.
Жилища Синьцзяна. Местныйконтинентальный климат с резкими
перепадами температур и большой
разницей температур днем и ночью
вынудил жителей использовать
разные методы утепления жилищ.
Крыши народных домов состоят из
земляных арок. Постройки этого
региона часто называют Айван.
Архитектура здесь находится под
глубоким влиянием ислама. Дома
обычно делятся на задний и
передний дворы. Задний
используется для выращивания
скота и хранения удобрений.
Передний двор – пространство для
жизни.
34.
Юрта. Монгольские юрты из войлока очень легкие для перемещения кочевников. В основномсостоит из трех частей: деревянного каркаса, брезента и веревки. Распространены в Синьцзяне
и Внутренней Монголии
35.
Список источников и литературы:Артемьева Н. Г. Происхождение и эволюция традиционной системы отопления (кан и ондоль) народов Дальнего Востока //
Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2008. №1 (5).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-i-evolyutsiya-traditsionnoy-sistemy-otopleniya-kan-i-ondol-narodov-dalnegovostoka (дата обращения: 15.11.2023).
Лу Вэйцзе. Особенности и состояние традиционного жилища в Северном Китае. Жилищное строительство. – Жилищное
строительство. – 2010.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-sostoyanie-traditsionnogo-zhilischa-v-cevernom-kitae (дата обращения:
15.11.2023).
Тихомирова Е. Е., Чжао Цзиннань. Когда жилище становится домом: универсальные культурные смыслы китайской
традиции // Вестник НГПУ. 2012. №3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kogda-zhilische-stanovitsya-domom-universalnye-kulturnye-smysly-kitayskoy-traditsii (дата
обращения: 16.11.2023).
«История китайской архитектуры» - характеристика традиционных типов жилых домов в различных регионах.
URL: http://www.360doc.com/content/23/0108/22/5512889_1063004593.shtml (дата обращения: 16.11.2023).
Подробная интерпретация характерных жилых домов в различных провинциях Китая.
URL: http://www.360doc.com/content/17/1226/19/37041537_716512232.shtml (дата обращения: 16.11.2023).
Цун, В. Учение Фэп-шуй как «культурный фундамент» в организации жизненного пространства современного интерьера в
китайском стиле // Актуальные проблемы самосохранения традиционных искусств и народного творчества: Россия и Китай
в мире глобализации: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2021. – С. 224-235.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45146959_30387551.pdf (дата обращения: 16.11.2023)
Энциклопедия Байду. Огненный Кан.
URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%9C%E5%8C%97%E5%A4%A7%E7%81%AB%E7%82%95/15762688?fr=ge_ala
(дата обращения: 15.11.2023).