Похожие презентации:
Педагогические идеи Марка Фабия Квинтилиана
1.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра философии, психологии и педагогики
Педагогические идеи
Марка Фабия Квинтилиана
Доклад подготовил: ординаторы 1-го года обучения кафедры
психиатрии ФПК и ППС:
Романцов Виктор Викторович, Серой Владислав Дмитриевич,
Лисовой Денис Сергеевич, Тхаркахов Абрек Нурбиевич,
Плеханов Илья Анатольевич.
Преподаватель – Доцент кафедры, кандидат философских наук,
Онищенко Валерий Леонидович
Краснодар, 2023 год
2.
ВВЕДЕНЕПроцесс разносторонней интеграции России в
общеевропейский социокультурный процесс требует
осмысления исторического основания западной
педагогической культуры. В этой связи особый интерес
представляет становление гуманизма как определяющего
принципа европейской педагогики, важное место в
которой занимает педагогическое наследие трудов
Марка Фабия Квинтилиана. Вместе со всем
обществом педагогическая наука участвует в переоценке
прошлого и попытках прогнозировать с его учетом
будущее.
Цель доклада: В теоретическом плане значение такого
обращения видится в систематизации педагогических
идей Марка Фабия Квинтилиана, выявлении их
гуманистической направленности.
Процесс обучения европейской
(итальянской) педагогической школы
начала эпохи возрождения
3.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИМарк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus
Fabius Quintilianus) (ок. 35 г. н.э., Каллагурис
– ок. 96 г. н.э. Испания) – поэт, адвокат,
писатель, прославившийся в мировой
истории как один из наиболее известных
римских ораторов и педагогов. Выступил
основателем одной из лучших в своё
поколение школ риторов в Риме, которая
вскоре приобрела широкую известность и
стала
государственной.
Ему
покровительствовал
император
и
благоволили самые высокопоставленные
чины империи.
Гравюра с реконструированным
портретом Марка Фабия Квинтилиана
4.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИВ отношении происхождения Квинтилиана историки
расходятся в мнениях. Одни утверждают, что он родился в
одной из самых знатных семей Испании, а другие – что
Квинтилиан принадлежал к незнатному роду. Доподлинно
известно лишь то, что и отец и дед его были риторами.
В Риме Марк Фабий получил прекрасное образование и
готовился к карьере судебного оратора. При императорах
Веспасиане, Тите и Домициане неоднократно выступал в суде
как адвокат, «…но славу стяжал не практической, а
теоретической и преподавательской деятельностью».
Возможно, именно с этого времени в историю вошла его
поговорка лат. «Ab ovo Ledae incipere» – «начинать от яйца
Леды», то есть подробно исследовать дело. Считается
первым
учителем-профессионалом,
основавшим
государственную школу: в 70-х годах Веспасиан назначил
ему пенсию, выделив для этого средства из императорской
Бюст Квинтилиана изображающий его в
казны.
период формирования его школы
5.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИОколо 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству
знатную римскую молодёжь. Среди его учеников были
также Плиний Младший, и Ювенал. Квинтилиану было
поручено воспитание наследников императора. Квинтилиан
искренне восхвалял Домициана, жестокого и кровавого
тирана, с которым он был дружен и, по-видимому,
разделял его взгляды (в частности, одобрял изгнание
философов из Рима в начале 90-х годов). Домициан, в свою
очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями
– предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из
ритора консулом». Не смотря на это жизнь Квинтилиана
нельзя назвать счастливой: его молодая жена и два сына
умерли, старость он провёл в одиночестве.
Последние годы жизни Квинтилиана были омрачены
усилившимся террором Домициана, ссылкой родителей его
воспитанников – бывших наследников императора, и
вследствие этого отставкой.
Изображение Квинтилиана времён
тирании Домициана
6.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТРУДОВ КВИНТИЛИАНА ВОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автор первого в России систематического обозрения
педагогических теорий и практических систем, Л.Н.
Модзалевский, в «Очерке истории воспитания и обучения с
древнейших до наших времен» (1866-1867 гг.), отвел
достойное место педагогической системе Квинтилиана ввиду её
целостности и гуманности в процессе формирования личности.
М. Холодняк через призму собственной оценки педагогических
воззрений Квинтилиана, называет их самыми гуманистическими
идеями Древнего Рима.
П.А. Соколов в «Истории педагогических систем» (Петроград,
1916) из римских писателей, которые высказывались по
педагогическим вопросам, выделяет только Марка Фабия
Квинтилиана. Его выбор основан на том, что Марк Фабий
Квинтилиан соединяет психологические соображения и
практический опыт и наблюдения в теоретическую систему, при
этом его педагогическая теория ближе к современным
воззрениям, чем какого-либо другого древнего писателя.
7.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТРУДОВ КВИНТИЛИАНА ВОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
К педагогической деятельности Квинтилиана обращался Л.
Винничук, автор серии очерков «Люди, нравы и обычаи
Древней Греции и Древнего Рима» (1988). В ней автор
отдавал должное педагогической системе римского оратора
как одному из «флагманов» педагогической системы и
бытовых традиций на протяжении полутора тысячелетий.
Анализ педагогических идей Марка Фабия Квинтилиана
встречается в учебных пособиях и хрестоматиях по истории
педагогики, а также, крайне незначительно, в трудах по
истории античной литературы. Что касается Т.И.
Кузнецовой, на которую как на исследователя трудов
Марка Фабия Квинтилиана ссылается Большая Советская
энциклопедия, то ее интересует Марк Фабий Квинтилиан
больше как оратор, чем педагог. В книге «Ораторское
искусство в Древнем Риме» (1976) Т.И. Кузнецова и И.П.
Стрельникова, в главах о риторике императорского Рима
дается анализ классического труда Марка Фабия
Квинтилиана «Образование оратора».
8.
ГЛАВНЫЙ ТРУД М.Ф. КВИНТИЛИАНАВ истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает
важное место как автор первого специального педагогического труда,
заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший
требования к воспитанию детей дошкольного возраста. Данный труд
занимал центральное положение в педагогической деятельности
оратора и представляет собой знаменитое собрание сочинений «О
воспитании оратора» («Institutio oratoria») изложенное в 12 книгах.
В данных трудах (особенно в первых двух томах) Марком Фабием
Квинтилианом рассматриваются в частности общепедагогические
вопросы воспитания достойной личности, которые слагали основу его
методологии обучения. Остальные тома собрания имели более узкую
направленность изложения конкретного направления педагогики
вынесенного в название цикла.
К работе над своим «Magnum opus» Квинтилиан приступил в 88 году
н.э. после того, как удалился на покой. В разных литературных
источниках название фундаментального труда различно. Первый
вариант нами уже приведен, встречаются также: «Ораторское
наставление»; «Воспитание оратора», «Наставление в ораторском
искусстве».
Титульный лист копии трактата
«Institutio oratoria»
9.
Дошкольное (семейное) воспитание в системепедагогических воззрений Квинтилиана
Квинтилиан выступает сторонником общественного
воспитания, отдавая ему предпочтение перед
домашним. Это было обусловлено рядом факторов
актуальных и по сей день в вопросах раннего процесса
формирования личности, завязанных на формировании
общественной ответственности за развитие морального
облика ребёнка.
Сцена домашнего поучения детей в
Древнием Риме как элемент семейного
воспитания
Ввиду этого Квинтилиан критиковал семейное
воспитание в высших слоях римского-общества, где
дети допускались на пиршества и становились
свидетелями неблаговидного поведения взрослых;
осуждал родителей за потворство детям и недооценку
важности периода детства для становления личности
человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц
и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень
восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так
и дурное; следует учитывать это и при выборе
товарищей-сверстников и педагогов.
10.
Дошкольное (семейное) воспитание в системепедагогических воззрений Квинтилиана
Марк Фабий Квинтилиан о раннем обучении детей
говорил: «Как только родится сын, отец должен с
того же самого времени возложить на него самые
лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с
самого начала». На этом основании он требовал, чтобы
духовное образование начиналось не с седьмого года, а
с самого раннего возраста и «...шло постепенно,
согласно с постепенностью детского развития. При
этом, разумеется, детей не следует обременять
занятиями, которые в таком случае могут поселить в
них отвращение к науке и которые должны в этом
возрасте начинаться и сопровождаться игрой».
Элементы игрового обучения детей
согласно Квинтилиану
11.
Понятие природных качеств ребёнка в системепедагогических воззрений Квинтилиана
Квинтилиан внес значимый вклад в понимание вопроса
о роли природы человека в его развитии. Ему
принадлежала прогрессивная для своего времени мысль
о том, что все дети являются сообразительными от
природы и нуждаются только в правильном воспитании
и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.
Он придавал большое значение природным данным,
высоко оценивал природные способности детей и не
сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно
определить степень способностей (первые признаки ума
маленьких детей – память, быстрая и меткая,
восприимчивость и долгое удержание приобретенного,
раннее развитие в ребенке стремления к подражанию),
однако полагал, что воспитанием можно достигнуть
очень многого.
Фрагмент сцены беседы детей с
педагогом как фактор определения
личностных качеств обучающихся
12.
Преимущества школьного обученияв системепедагогических воззрений Квинтилиана
Сцена школьного обучения в Древнием
Риме как элемент социального
воспитания
Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на
подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны
практически овладеть двумя языками - родным и греческим,
причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он
допускал и систематические занятия с детьми при условии, что
обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять
малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со
сверстниками, не жалеть и наград. Необходимо как можно
раньше заботиться о возбуждении в детях чувства чести и с этой
целью поощрять его, в случае же их нежелания учиться,
возбуждать их интерес соревнованием
«Недолжно, чтобы ребенка принуждали к учению, требуя от него
полного прилежания. Советую больше всего остерегаться, чтобы
ребенок не возненавидел ученья, которое полюбить, еще не имел
времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не боялся ее и в
зрелом возрасте. Учение должно быть для него забавою; надо
поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того,
чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит, и завидовал, когда
станут учить другого, если сам вздумает полениться; чтобы
соперничал в успехах со своими сверстниками и часто, считал
себя победителем; для этого будут не лишними и награды,
которые для этого возраста весьма заманчивы»
13.
Методология школьного обученияВ обучении Квинтилиан различал три ступени: подражание,
наставление и упражнение.
Квинтилиан как педагог дал методические советы по обучению
детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их
с видом и названием букв с помощью наглядных пособий
(буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении
систематичности и последовательности в обучении.
Учить надо не многому, говорил Квинтилиан, но основательно,
будущему
оратору
нужна
развитая
память,
чувство
художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация,
выразительность речи и мимики; все это нужно начинать
развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством
воспитания
оратора
Квинтилиан
считал
разучивание
стихотворений, которые способствовали бы и нравственному
воспитанию. Он заложил основу методики разучивания
стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают
на логические части и заучивают частями, в заключение оно
декламируется целиком..
Обучение детей грамоте и последующему
ораторскому искуству
14.
Требования к педагогу в системе воззренийКвинтилиана
Квинтилиан предъявляет ряд требований к учителю: он должен
быть образованным, любить детей, быть сдержанным на
похвалу и наказания, должен изучать детей и прочие аспекты
их быта. Испытав способности каждого ученика, учитель должен
решить как его обучать и чему, опираясь на гуманное отношение к
личности обучаемого.
Как в обучении, так и в воспитании учитель должен относиться
к детям снисходительно, лишь бы не преступить при этом
меры. Не следует прибегать к телесным наказаниям: бить детей,
значит, сперва не приучить их к добру и правде, а потом
наказывать за упущение того и другого. Наставник и учитель
должны иметь к детям родительскую любовь, знать теорию
обучения, быть просвещенным человеком.
Античный учитель и наставник
Учитель может способствовать более быстрым успехам учеников,
если он ознакомит их с сочинениями историков и ораторов,
обратит внимание на красоты, укажет на ошибки автора, будет
постепенно приучать учеников мыслить самостоятельно.
15.
Ораторское искусство как высшая цельвоспитания и образования
Теория ораторского красноречия, также как и ораторского
образования, была развита Марком Фабием Квинтилианом до
такой полноты, что он до сих пор остается авторитетом по этому
вопросу. Согласнго педагогу – оратору необходимо запастись
книгами, которые научат изобилию мыслей и выражений.
Предмет риторики он определял так: «Я поставлю предметом
риторики все предметы, о которых нужно будет говорить…».
Риторику он делил на пять частей: изобретение, расположение,
словесное выражение, память, произнесение (или действие).
Сами же речи он делит на три вида: 1) похвальные и
порицательные; 2) рассуждающие; 3) судебные.
Требования Квинтилиана к хорошей ораторской речи мало чем
отличались от требований Цицерона. Это далеко не случайные
совпадения: Марк Фабий Квинтилиан стремился к реформации
современного стиля красноречия путем возвращения его к
цицероновским нормам.
Ораторское искусство в
представлении широких масс
16.
Воздействие Марка Фабия Квинтилиана напедагогическую мысль эпохи Возрождения
В XV-XVI вв. в ряде стран Западной и Центральной Европы начали
складываться буржуазная идеология и культура, что повлияло на
методологию обучения, отличную от средневековой. Большую роль в
развитии
западноевропейской
педагогики
сыграла
римская
специализированная литература, в том числе и труды Квинтилиана.
Обучение детей в период Эпохи
Возрождения
Идеи гуманизма Квинтилиана нашли отражение во взглядах передовых
мыслителей на воспитание и в практике работы отдельных школ того
времени. Овладение навыками самообразования гуманисты ставили
превыше всего. В методике обучения было много заимствований у
Марка Фабия Квинтилиана. Гуманисты выступали с требованием
изучать в школах латинский и греческий языки с целью овладения
культурным наследием античного мира, а также реальные предметы,
вооружающие знаниями, необходимыми в практической деятельности.
Гуманисты настаивали также на использовании в обучении активных
методов, развивающих мышление детей. В полном соответствии с
античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли
заботу о физическом развитии детей, об их здоровье, разрабатывали
методику физического воспитания, отводя в ней большое место играм.
17.
ВыводыСущественный вклад Марка Фабия Квинтилиана в
развитие педагогики заключается в преемственности его
основных педагогических взглядов для современного
образования (в т.ч. по вопросам дошкольного обучения,
семейного воспитания, преимущества школьного обучения
перед домашним, воспитания нравственно-целостной
личности, гуманизации образования); педагогические
взгляды Марка Фабия Квинтилиана на содержание, сущность
процесса семейного воспитания, его средства и методы
актуальны для современной практики образования (раннее
обучение детей иностранным языкам, тренировка памяти,
выбор окружения ребенка среди сверстников, необходимость
достаточной педагогической культуры родителей).
Философско-педагогические
идеи
Марка
Фабия
Квинтилиана о том, что образование должно быть
нравственно ориентированным созвучны современной
концепции развития личности.
Ничто не именно в процессе обучения
18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕМарк Фабий Квинтилиан – крупнейший педагоггуманист античности внёсший значительный вклад
в развитие педагогики как науки и практической
деятельности.
Его
педагогические
идеи
способствовали формированию не только его
личной школы ораторов, но также нашли отражение
в работах и идеях его последователей на
протяжении истории, вплоть до сегодняшних дней.
Основы заложенные им в вопросах формирования
личности от малых лет и до зрелости стали основой
современной системы образования. Не утратив
своей актуальности, труды Квинтилиана и по сей
день
являются
руководством
воспитания
гармоничной личности.
Извечная муза Квинтилиана Педагогика
19.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.
чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. М.: «Просвещение», 1971. 689 с.
2. Альбрехт фон, М. История римской литературы / пер.
А.И. Любжина. Т. 2. – М.: Б.И., 2005. С. 1365–1375.
3. Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг
риторических наставлений. / Пер. с лат. [неполный] А.
Никольского. Ч. 1-2. – СПб.: «Историческая литература»,
1834.
7. Марру А.-И. История воспитания в античности. М.:
«ГЛК» Ю.А.Шичалина, 1998. - 425 С.
8. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и
обучения с древнейших до наших времен. Научная
редакция, вступительная статья, предметный указатель
М.В. Захарченко. – СПб.: Алетейя, 2000. - 429 С.
9. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 1981.-528 С.
4. «О подготовке оратора» (отрывки) // Идеи эстетического
воспитания. Антология в 2 т. Т. 1. Античность, Средние
века. / Сост. С. С. Аверинцева. – М.: «Литиздат», 1973.
10. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и
педагогической мысли. Учебник-справочник. – М.: Новая
школа, 1995.
5. Кузнецова Т.И. Литературная критика Квинтилиана.
Очерки по истории римской литературной критики. -М.:,
1963.
11. Филонов Г.Н. Воспитание как социальнопедагогический феномен. Стратегии развития. М.:
ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
6. Латышина Д.И. История педагогики: История
образования и педагогической мысли: Учебное пособие.
М., 2003. - 603 С.
12. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации
образования в контексте отечественных теорий личности.
Ростов-на-Дону: Цв.печать, 1995.
20.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗАВНИМАНИЕ!