Похожие презентации:
Объекты палеоантропологического исследования и предварительная работа с ними
1.
Тема: Объекты палеоантропологическогоисследования и предварительная работа с ними.
Литература:
Алексеев В.П. Историческая антропология. М.: Наука,
1979.
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.,
1989.
Бужилова А.П., Козловская М.В., Лебединская Г.В.,
Медникова М.Б. Историческая экология человека.
Методика биологических исследований. М., 1998.
Добровольская М.В. Человек и его пища. М., 2005.
Зубов А.А. Зубы // Морфология человека / Под ред. Б.А.
Никитюка и В.П. Алексеева
2.
• Зубов А.А. Одонтология. Методика антропологическихисследований. М., 1968.
• Мовсесян А.А., Мамонова Н.Н., Рычков Ю.Г. Программа
и методика исследования аномалий черепа // Вопросы
антропологии. Вып. 51. 1975. С. 127-149.
• Федосова В.Н. Развитие современной палеодемографии
(методические проблемы) // РА. С.67-74.
• Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.,
2002
3.
1. Источники реконструкцииантропологического облика древнего и
средневекового населения
А) палеоантропологические (изучение костей
скелета);
Б) иконография
(изучение антропоморфных изображений на
изделиях; посмертные маски);
В) скульптурная и графическая реконструкция;
Г) письменные сведения
4.
• А) Палеоантропологический материал• (кости скелета; мумии; остатки мягких тканей).
• Аспекты изучения палеоантропологического
материала:
• 1.расо- и этногенетический;
• 2.палеопатологический;
• 3. одонтологический;
• 3. этнографический;
• 4.биохимическое изучение костей
(реконструкция диеты; ХКТ; система АВ0; мтДНК; Y-хромосомный ДНК и др.).
5.
Б) иконография - Посмертные маски –моделированиечерепа :
• Моделирование черепа – посмертное нанесение на череп
специальной массы для реконструкции лица человека.
•Обряд появляется в древнем Леванте между 7000 и 6000 гг. до н.э.
в период до-керамического неолита.
•Моделированные черепа - представляют одну из древнейших форм
искусства Ближнем Востоке и демонстрируют, культ головы и
предков.
• Обряд посмертный. У покойников отделяли голову, очищали ее от
мягких тканей и лицо моделировали (лепили) гипсом.
Типичное захоронение под
полом жилища MPPNB.
Череп был удален.
Айн-Газаль. (Иордания)
6.
Телль Асвад ок. Дамаска, Сирия (9500 лет назад)Черепа с посмертными масками, лица которых реконструированы
гипсом
7.
• Иерихон (7200 лет до н.э.)• Погребение умерших под полами домов.
• Захоронение отдельных черепов, предварительно отделенных
от остального скелета для реконструкции лица в гипсе
• Захоронения, содержащие полные костяки
8.
Пример посмертной маски на черепе ( Иерихон)9.
Находки моделированных черепов1) Айн-Газаль (Иордания) (middle PPNB (ca. 7000 B.C.)
•При раскопках было
моделированными лицами:
обнаружено
6
черепов
с
• три черепа принадлежали взрослым мужчинам, пол трех не
был определен из-за плохой сохранности
•Техника моделирования, используемая в Айн-Газаль,
однородна, но черты лиц разнообразны.
• Пять черепов с закрытыми глазами, а один с открытыми.
Для лиц с закрытыми глазами имелась деталь: линия битума
воспроизводила ресницы.
10.
2) Иерихон (Палестина) PPNB (8200-7500 гг. до н. э.)- В Иерихоне -12 черепов с датами 8200-7500 гг. до н. э.
6 – женские; 3 - мужские и у 3 особей пол не определен
У девяти из двенадцати моделированных черепов глаза были с
открыты.
У трех других, невозможно было определить, были ли их глаза
открыты или закрыты.
Моделированный череп человека с раковинными глазами из
Иерихона, Pre-Pottery Neolithic B, c. 7200 г. до н.э.
(Британский музей)
11.
3)Телль-Асвад (Сирия), (8200-7000 гг. до.н. э.)• В общей сложности было найдено восемь смоделированных
черепов. Возраст и пол у них не был определен
• Ориентация головы:
• у пять - на север,
•два - на восток,
•один - на запад,
•последний - на север или восток.
• Четыре из девяти черепов в комплекте со своими нижними
челюстями.
•У них моделирование неполное.
• Зубы присутствуют на пяти черепах.
•Восемь из девяти с закрытыми глазами.
•На трех из них прорисованы черные ресницы битумом или
древесным углем.
12.
• У трех черепов из Телль Асвада смоделирована шея / наосновании черепа глиняная масса была вставлена в
большое затылочное отверстие.
• На семи черепах гипсовые маски были покрыты красной
краской, а на двух – желтой.
Моделированные черепа из Телль Асвада
13.
4) Чатал-Хююк (Анатолия), (7000-5000 B.C.)Один моделированный череп был обнаружен вместе с полным
скелетом женщины
Радиоуглеродная дата моделированного черепа - 7200-6200 гг. до
н.э.
Этот смоделированный череп примечателен своим контекстом
обнаружения.
Взрослая женщина в скорченном положении держит череп на
груди, положив голову на него.
14.
Выводы:• 1) археологические и антропологические исследования
позволяют говорить о том, что феномен искусственной
деформации черепа может быть связан с религиозными
представлениями;
• 2) признак деформированный головы мог носить знаковую
функцию - знак принадлежности к высшим слоям общества и
признаком представителя сообщества, в котором его
практиковали;
•3) модификация черепа человека в докерамическом неолите
могла отражать культ черепа и культ предков, обеспечивающие
наследственность
и
родство
при
становление
стратифицированного общества;
•4) роспись черепов часто включала нанесение телесных
цветов, в коричневых и розовых тонах;
15.
• 5) выбор черепа на моделирование не зависел от полаи возраста людей;
•6) в докерамическом неолите существовали две техники
моделирования: моделирование полного черепа и
моделирование без нижней челюсти и зубов;
•7) краска, покрывающая гипс, является последним
штрихом, который придает моделированному черепу вид
плоти;
•8)
цветовые
вариации
скорее
индивидуальные черты человека;
всего
отражали
• 9) моделирование черепа осуществлялось, видимо, у
людей особого статуса и можно связать с культом
предков.
16.
Посмертные маски –моделирование черепа в
различных культурах
17.
18.
Моделированные черепа ингульскойкультуры
19.
Таштыкскиемаски
20.
Таштыкские маскиМаска женщины, Оглахты
(ГЭ, кол. 2864, №1) (раскопки
Л.Р. Кызласова, 1969 г.).
Белая, с красными лбом,
носом, ноздрями, ушами,
щеками и чёрными прорезями
глаз; белый узор на лбу
выскоблен по грунту.
21.
Бюст без подставки, БелыйЯр III (археологическая
лаборатория Хакас. ун-та,
№47) (раскопки
А.И. Поселянина, 1991 г.).
Желтовато-коричневый.
Окрашен киноварью,
смешанной с охрой. На
оборотной стороне на месте
глаз имеются гипсовые
выступы и отпечатки кожи
22.
Маска куклы,о. Тагарский
(ГИМ, кол. 24959,
№1) (раскопки
A.B. Адрианова,
1883 г.).
Белая, окрашена
красной краской; на
оборотной стороне
глаз и рта —
гипсовые
выпуклости
23.
Маска куклы, Усть-Тесь(ГИМ, кол. 78175, №37)
(раскопки С.В. Киселёва,
1932 г.). Белая, со следами
сплошной красноватой
окраски. Прорези глаз
нарисованы чёрной
краской.
24.
Бюст без подставки,Уйбат, склеп 11 (ГИМ,
кол. 79956, №21)
(раскопки С.В. Киселёва,
1936 г.).
Светло-коричневый.
Первоначально был
окрашен красной
краской, местами
закопчен до чёрного
цвета. Поперёк носа
нарисованы две черные
полосы шириной 4 мм
25.
Выставка «Древние лики Хакасии»26.
Антрополог Г.Ф. Дебец (1941, с. 29) изучил 27отреставрированных масок, преимущественно с
р. Уйбат, измерив собственным методом.
Выводы:
1) на масках представлены смешение
европеоидных и монголоидных черт;
2) по запечатлённым лицам они ближе всего к
уральскому типу и напоминают современных
шорцев, барабинских татар, хакасов, обских угров.
3) маски, вылепленные на лицах не всегда
соответствуют антропологическому типу черепа
покойника;
4) вопрос о степени «портретности» масок
остаётся открытым.
27.
Насколько посмертные маски отражали внешнийоблик покойного?
Применение метода реконструкции лица по черепу,
разработанного в первоначальном виде антропологом
М.М. Герасимовым, помогает это определить.
Пока есть только два примера подобного
сопоставления. Они позволяют утверждать, что,
очевидно, существовали две традиции:
1) в Южной Сибири изображения были
схематизированы;
2) во II тысячелетии до н.э. на Украине глиняные
изображения портретны.
По-видимому, внешнее сходство — не главное в
посмертных масках.
28.
Ранние погребальные маски - в курганах переходноготагарско-таштыкского этапа, II – сер. I в. до н. э.
Создавались эти маски путем наложения желтой жирной
глины на лицо трупа, иногда поверх желтой глины
накладывался слой белой гипсовидной массы.
Эта традиция продолжилась и на раннем, Изыхском этапе
(сер. I в. до н.э. — сер. I в. н. э.) таштыкской эпохи в
грунтовых могилах.
Функция маски - изолятор умершего от мира живых, так
как труп некоторое, иногда довольно продолжительное
время, оставался не погребенным, что было необходимо
для исполнения сложных погребальных обрядов.
Маски из грунтовых могил изготовлены из необожженной
гипсовидной массы и плохо сохранились.
29.
Все без исключения маски и бюсты имеютиндивидуальные черты и не найдено двух похожих
лиц, от сюда делается вывод, что все они носили
портретное сходство с оригиналом.
Антропологическое исследование показало, что на
ранних этапах изготовления масок на них в
основном изображены европеоиды, а на более
поздних — преобладают монголоидные черты.
К IV в. н.э. традиция создания посмертных масок
угасает, во всяком случае в погребениях этого и
более позднего времени ни масок, ни бюстов уже
не встречается.
30.
Скульптурные изображения (Древний Египет)31.
Древние антропологические типы(аккадец, египтянка, ассириец, эламит, шумер)
32.
Алексеев В.П. Опыт антропологической оценки скульптурДальверзина и Халчаяна // СА.1982.№1. С.44-53
33.
Изобразительное искусствоГалерея фаюмских мужских портретов
Перевозчиков И.В. , Шпак Л.Ю., Шимановская А.С. К Антропологии
Фаюмского оазиса I–IV вв. н.э. // Вестник Московского
университета. Серия XXIII. Антропология. № 4. 2012. С.127–133
34.
Обобщенныймужской портрет из
Файюма
35.
Галерея фаюмских женских портретов36.
Обобщенныйженский портрет
из Файюма
37.
Изображение различных расовых типов вдревнеегипетской росписи
38.
Антропоморфное изображение из сарматскогопогребения (могильник Кобяково)
39.
В) Графическая и пластическая реконструкция.М.М.Герасимов (1949; 1955; 1954)
40.
М. М.Герасимов за реконструкцией портрета ИванаГрозного
41.
• Этапы портретной реконструкции поМ.М.Герасимову:
• 1) анализ черепа,
• 2) графическая реконструкция,
• 3) скульптурное воспроизведение головы,
• 4) работа над портретом с учетом исторических
сведений.
• Анализ черепа:
• — выявление имеющихся на нем повреждений и
установление, когда они появились, при жизни человека
или после его смерти;
• — реставрация и восстановление черепа, связанное с
посмертными разрушениями.
42.
• — определение пола, возраста и антропологическоготипа (хотя бы предположительно);
• — определение расового типа, о чем свидетельствует
строение лицевого скелета;
• — размерные и морфологические признаки костей
черепа и индивидуальные признаки человека.
• Графическая реконструкция:
• — сначала изготавливают контур черепа в профиль и
анфас;
• — на поверхности черепа в соответствии с
контрольными точками (точки, определяющие
наружные и внутренние углы глаз; наиболее
выступающая точка надпереносья и др.) укрепляются
точечные комочки и столбики скульптурного
пластилина;
43.
• — эти ориентиры соединяются пластилиновымигребнями высотой, соответствующей средней толщине
мягкой ткани на определенном месте черепа;
• — на основании этих построений выполняются
обводы, которые позволяют получить графическую
схему лица.
• Скульптурное воспроизведение головы;
• — скульптурное создание головы по графической схеме.
— сначала создается жевательная мускулатура, которая
и определяет овал и асимметрию лица;
• — на заготовку наносятся гребни сечения лица в
горизонтальном и вертикальном направлениях в
соответствии с полученными стандартами толщины
мягких тканей;
44.
• — промежутки между гребнями он заполнялскульптурным воском, рецепт которого разработал сам:
(1 кг пчелиного воска, 300 г канифоли, 10 г
живописного масла, 15-20 г масляной краски, которые
нужно было сварить);
• — сейчас антропологи используют скульптурный
пластилин;
• — с помощью пластилина строятся основные элементы
лица;
• — это изготовление с помощью гипса скульптурного
портрета (одной головы или бюста — погрудного
изображения) погибшего или умершего человека.
45.
• На третьем этапе с помощью пластилинастроятся основные элементы лица.
• Четвертый этап — это изготовление с помощью
гипса скульптурного портрета (одной головы или
бюста — погрудного изображения) погибшего или
умершего человека.
46.
• Работа над портретом с учетом историческихсведений.
• — завершающий этап, в зависимости от
исторической принадлежности персонажа
подбирают прическу и костюм, если на основе
реконструкции планируется создать бюст.
47.
Графическая реконструкция(золотоордынское время, Селитренное
городище
48.
Череп и графическая реконструкция по черепу(Рубеж VII-VIIIвв.).
(Реконструкции выполнены Г.В. Лебединской)
49.
Этапыграфической
реконструкции по
черепу из
центрального
захоронения.
50.
Этапы графической реконструкции по черепу(Симон Боливар (1783-1830 гг.)).
51.
Процесс создания скульптурной реконструкции по черепу:52.
Реконструкция по черепу мальчика из Сунгиря53.
Криминалист Сергей Никитин в 1994 г.выполнилреконструкцию облика обладателей найденных черепов
54.
Пластическая реконструкция лица по черепумужчины из кургана 6 могильника Абганерово II
(позднесарматское время)
55.
Пластическая реконструкция56.
Метод фотосовмещения лица и черепа57.
58.
59.
Цифровая реконструкция60.
Г) Сведения письменных источников• Сведения:
1. Физический тип народов;
2. Этнографические данные;
3. Этногенез народов;
• 1.Сведения об антропологическом типе древних
народов в целом и об этническом составе (Клавдий
Гален; Аммиан Марцеллин; Стефан Византийский;
Мовсес Каланкатуйский, арабские и европейские
источники об облике и этническом составе
золотоордынцев и др.)
61.
1. Физический тип народов• Две категории сведений:
• первая — сообщения об антропологическом типе
народа в целом,
• вторая — сведения о каких-то деталях
антропологического облика, резко выделяющих
данный народ среди других и бросившихся в глаза
автору сообщения
• Например: «Истории агван» (армянскй историк
Моисей Каганкатваци, X в.) пишет о хазарах:
«безобразные, гнусные, широколиции, без
ресничной толпы».
• !!!! Утрированная форма описания внешнего вида
монголоидов
62.
2. Этнографические данные• Сведения об некоторых обычаях (Гиппократ и
Страбон об обычае искусственной деформации
головы).
• У Тацита имеются ценные сведения
палеоэтнографического характера - упомянуты
более 150 этнических наименований (этнонимов)
народов, расселенных в большей части
известной в ту пору ойкумены.
63.
3.Этногенез народов;• Например:
• Геродот о происхождении саврооматов
• Амазонки, потерпев поражение в битве с греками у реки Термодонт,
были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути овладели
кораблями и ветром и волнами были вынесены на
побережье Меотидского озера, в районе местечка Кремны. Достигнув
земли, они завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским
скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате
этого грабежа разгорелся конфликт со скифами, которые только тогда
осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы амазонок,
погибших в битве. Скифы прекратили воевать и приказали самым
молодым членам племени следовать за пришелицами и делать все то,
что будут делать они. Терпением и хитростью молодые скифы сумели
объединиться с амазонками. Женщины согласились жить со своими
мужьями лишь при условии, что они не останутся с другими скифами,
а отправятся занимать земли за Танаисом.
• «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном»