Определение понятия «наука»
Большая наука
Влияние науки на жизнь человека:
Три аспекта науки:
специализированная когнитивная деятельность
Система знаний
система знаний
Наука как социальный институт
Наука как социальный институт
Этос науки- ценностно-нормативная структура науки
Что такое наука?
Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм и антисциентизм
Генезис науки
Этап преднауки – мифическое объяснение мира.
Этап преднауки: от мифа к логосу
Этап преднауки: античность
Научно-исследовательские программы античности
математическая (пифагореизм и философия Платона)
математическая (пифагореизм и философия Платона)
Атомизм
Континуализм Аристотеля
Развитие научного знания в Средние века
Развитие научного знания в Средние века
Средневековое образование
Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)
Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)
Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)
Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)
171.00K
Категория: ФилософияФилософия

Определение понятия «наука». Большая наука

1. Определение понятия «наука»

Наука как деятельность, как система
знаний и как социальный институт.
Сциентизм и антисциентизм.
Проблема генезиса европейской науки.

2. Большая наука

Уже в конце XX в. численность ученых в
мире превысила 5 млн. человек.
Наука включает около 15 тыс. дисциплин
и несколько сот тысяч научных журналов.
Новые источники энергии и
информационные технологии перспективные направления современной
науки.

3. Влияние науки на жизнь человека:

Усталость от мира»( М. Вебер «Наука как
призвание и профессия»1920г.).
Увеличение скорости жизни Э. Тоффлер
«Шок будущего» (1970).
«Смена эпизодов жизни» (З. Бауман
«Индивидуализированное общество»
2001г)

4. Три аспекта науки:

1.
2.
3.
специализированная когнитивная
деятельность
система знаний
социальный институт

5. специализированная когнитивная деятельность

Наука предстает как особый способ
деятельности, направленный на фактически
выверенное и логически упорядоченное познание
предметов и процессов окружающей
действительности.
Как деятельность, наука помещена в поле
целеполагания, принятия решений, выбора,
преследования своих интересов, признания
ответственности.

6. Система знаний

Наука выступает как система знаний,
отвечающих критериям объективности,
адекватности, истинности.
Научное знание пытается обеспечить
себе зону автономии и быть нейтральным
по отношению к идеологическим и
политическим приоритетам.
Истина - конституирующий науку элемент
и основная ценность науки.

7. система знаний

Основная цель науки - производство и
систематизацией объективных знаний,
Функции науки: описание, объяснение,
прогнозирование на основе открываемых
наукой законов.
Конституирующей науку функцией
является производство и
воспроизводства истинного знания.

8. Наука как социальный институт

Наука как социальный институт, связана с
производством научно-теоретического
знания и представляет собой
определенную систему взаимосвязей
между научными организациями, членами
научного сообщества, систему норм и
ценностей (XVlIв).
Профессия ученый возникает в XX в.

9. Наука как социальный институт

наука призвана выполнять в системе
общественного разделения труда
функции, связанные с осуществлением
деятельности по формированию и
развитию научного знания,
определенных норм познавательного
отношения к действительности.
Вырабатывать этос науки

10. Этос науки- ценностно-нормативная структура науки

Императивы Р.К. Мертон:
универсализм (общие критерии и правила)
всеобщность (результат - продукт социального
сотрудничества, общее достояние)
незаинтересованность (готовность ученого
согласиться с любыми хорошо обоснованными
аргументами, даже если они противоречат его
убеждениям)
организованный скептицизм (установка на
самократичиность)

11. Что такое наука?

Дж. Бернал, отмечая, что "дать
определение науки по существу
невозможно", намечает пути, следуя
которым можно приблизиться к
пониманию того, чем является наука

12. Сциентизм и антисциентизм

Сциентисты видят в
науке ядро всех сфер
человеческой жизни.
общества в целом.
Наука делает жизнь
организованной,
управляемой и
успешной.
Понятие "научное
знание" не
тождественно
понятию "истинное
знание".
Многочисленные
научные открытия не
сделали человечество
счастливее.

13. Сциентизм и антисциентизм

Оба направления сходятся в том, что
естествознание и развитый в нем образец
познания являются олицетворением научности.
Сциентисты убеждены в безграничности
области его применения, отождествляют его с
познанием как таковым.
Антисциентисты исходят из его
принципиальной ограниченности и доказывают
возможность и большую эффективность,
гуманность иных, «альтернативных»,
«ненаучных» форм познания и мышления.

14. Сциентизм и антисциентизм

Сциентизмрационализм
(позитивизм,
логический
позитивизм)
Антисциентизм –
иррационализм
(экзистенциализм,
философия жизни)

15. Генезис науки

Этап донауки
Этап преднауки;
Этап науки
классический
период,
неклассический,
постнеклассический

16. Этап преднауки – мифическое объяснение мира.

Синкретимз (от греч. synkrëtismós — соединение),в
мифах все слитно, едино - мир не разделен на реальный
и нереальный; субъективный и объективный, подлинный и
мнимый.
миф опирается на чувственную наглядность,
предполагая изменчивость и эмоциональную окрашенность
воспринимаемой действительности. Миф – личностное
отношение к миру (А.Лосев)
миф символичен – каждое событие указывает на нечто
скрытое, но имеющее отношение к воспринимающему его
субъекту. В мифах связь субъекта и объекта выражена
через отношение «причина-значение», а не «причинаследствие».

17. Этап преднауки: от мифа к логосу

восприятие мира как к некой внеположенной
субъекту действительности, обладающей
объективными связями и внутренней
организацией.
Возникла необходимость - размышлять о мире,
выстраивая умозрительные конструкции по типу
«причина-следствие».
Субъект и объект разделены обладают
собственными специфическими законами.

18. Этап преднауки: античность

П.П.Гайденко: понятие «научно-
исследовательской программы» (попытки
универсального истолкования явлений и
фактов, формулирование принципов
объяснения, которые ведут к
складыванию определенной картины
мира). Такие научно-исследовательские
программы формируются еще в
античности.

19. Научно-исследовательские программы античности

- математическая (пифагореизм и
философия Платона)
- атомистическая (Левкипп, Демокрит)
-континуализм Аристотеля

20. математическая (пифагореизм и философия Платона)

Пифагореизм: превращение математики в науку
Возникнов-е математики на Др.Востоке. Но в
Вавилонии, Др.Египте она носила практическиприкладной хар-р. В Др.Греции же – появилась
теоретическая система мат-ки.
Новое понимание смысла матем.знания: с
помощью числа пифагорейцы не просто решают
практ.задачу, а объясняют природу всего сущего,
числовые отношения = ключ к пониманию
вселенной и ее структуры («книга природы
написана на языке математики»).

21. математическая (пифагореизм и философия Платона)

Платон: чувственный мир (видимый, зримый) и
истинный мир (неизменный, постижимый лишь
разумом).
Натурфилос-я («физика») – знание о чувств.
мире, изменчивое «мнение».
Филос-я – познание истинного, незримого,
вечного бытия. Сущность и явление.
Числа и вещи - различны, математика посредник между сферами

22. Атомизм

Отличие объектов, постигаемых в мышлении, от тех, что
даны в чувствах. Истина и мнение.
Атом - неделимое физическое тело, движущееся в пустоте.
Механистическое объяснение природных процессов.
Наглядность модели мироздания.
Теор. программа, выдвинувшая методологический принцип
объяснения целого через составляющие его части
Разделение мира на объективный (как он сущ. на самом
деле) и субъективный (как мы его воспринимаем своими
чувствами).

23. Континуализм Аристотеля

Попытка создания систематической науки о
природе (физики) и определить движение.
Наука должна постигнуть мир в
его целостности, не отвлекаясь при этом от
всего разнообразия его проявлений: понимание
целого - ориентир при рассмотрении отдельных
предметов, а рассмотрение предметов корректировка представлений о целом.
Чувственное восприятие = не всегда ложно, но
при его истолковании возможны ошибки.

24. Развитие научного знания в Средние века

вопрос о соотношении веры и знания
(Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно», Аврелий
Августин – «верую, чтобы понимать», Фома
Аквинский – гармония веры и разума,
взаимодополнение, «божеств. света» и «естеств.
света»)
Подлинное знание – всеобщее, обладать им может
только Творец
(Все вещи видимого мира воспроизводят мир
сущностной (невидимый), т.е. явл. его символами)

25. Развитие научного знания в Средние века

Самопознание, самосовершенствование,
а не познание окруж. мира.
Природа – второстепенный объект позн-я.
Она несовершенна, и Бог предначертал
человеку повелевать ею.
Статус знания меняется – оно должно
быть полезным или символическим.

26. Средневековое образование

На базе монастырей – монастырские
школы, университеты (Болонский,
Парижский, Оксфорд – в 12 в.). Как
правило - 4 ф-та (теол., право, мед., ф-я)

27. Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)

Натуралистический пантеизм
Концепция двух истин
Экспериментальная натурфилософия
Антропоцентризм и гуманизм

28. Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)

Леонардо-да-Винчи: изложил основы
метода нов. естествознания: опыт и
математический анализ. «Все наше
познание начинается с ощущений».
«Никакой достоверности нет в науках там,
где нельзя приложить ни одной из
математических наук, и в том, что не
имеет связи с математикой».

29. Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)

Н.Коперник Сравнение системы мира с
механизмом выражает сущность его осн. идеи:
построить простую модель солнечной системы,
ее кинематический механизм.
Делая Землю рядовым членом семейства
планет, он порывал с аристотелевской и
церковной доктринами о противоположности
земного и небесного.

30. Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)

Галилео Галилей - обоснование
гелиоцентрической системы мира
Бесконечность мира. Заложил
основы классической динамики
Деизм
English     Русский Правила