2.97M
Категория: ФилософияФилософия

Возникновение философии науки

1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Позитивизм
как
мировоззренческая
установка «опытного» естествознания.
2. Эмпириокритицизм. Основные идеи и
представители.
3. Логический позитивизм.

2.

В самостоятельное направление философия науки
оформилась во второй половине XIX в. в деятельности
первых позитивистов;
Позитивизм предстает как идейное или интеллектуальное
течение, охватившее многообразные сферы
деятельности, не только науку, но и политику, педагогику,
философию, историографию. Считается, что он расцвел в
Европе в середине XIX в. в период относительно
стабильного развития, в эпоху спокойствия, когда она
вступила на путь индустриальной трансформации

3.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ
• Математики: Риман, Лобачевский, Клейн, не менее
блестящие
• Физики: Фарадей, Максвелл, Герц, Гельмгольц, Джоуль и
другие,
• Биология: эволюционист Дарвин своими
исследованиями способствуют возникновению новой
научной картины мира; теория о клеточном строении
вещества повлекла за собой генетику Грегора Менделя
(1822-1884).
• На стыке стыке ботаники и математики были открыты
законы наследственности.
• Микробиологи Кох и Пастер доказал присутствие в
атмосфере микроорганизмов – бактерий, которые
разрушаются под воздействием и т.д.

4.

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПОЗИТИВИЗМА
1. Сциентизм – понимание прогресса научного знания как
единственного, определяющего факта научного
прогресса;
2. Прогресс научного знания определяется внутренними
причинами и не зависит от внешних воздействий.
3. Научное знание является надежным средством для
разрешения социальных проблем. Взгляд на развитие
общества как на социальную физику.
4. Неизменность прогресса, понятого как продукт
человеческой изобретательности, вера в бесконечный
рост науки и научной рациональности.

5.

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПОЗИТИВИЗМА
1. Утверждение примата науки и естественнонаучного метода.
2. Познание должно быть освобождено от всякой философской
(мировоззренческой и ценностной) интерпретации; Синтез
научных знаний – это единственная функция, которую может
выполнять философия.
3. Методом познания является дескрипция – наука описывает
факты, доступные наблюдению. Закон подчинения
воображения наблюдению) и отказывается от поиска и
объяснения причин
4. Главный научный метод – усовершенствованная индукция.

6.

Первый позитивизм XIX века
Главные произведения "Курс
позитивной философии" в
шести томах, изданных в 18301846 гг
Огюст Конт
(1798-1857).
Основными чертами позитивной философии Конт
считал то, что она не оторвана от жизни, опирается
на конкретные факты и обобщения частных наук и
является результатом их схождения.

7.

Три основные стадии эволюции человечества (по Конту)
Теологическая
Метафизическая
Научная
Фиктивное состояние
человеческого духа,
которое объясняет
природу воздействием
многочисленных
сверхъестественных
факторов
абстрактное
состояние, в котором
сверхъестественные
факторы заменены
абстрактными силами,
настоящими
сущностями, при
помощи которых
объясняются все
наблюдаемые
явления;
положительное
состояние человека, в
котором он стремится
к тому, чтобы,
правильно комбинируя
рассуждения с
наблюдениями и
экспериментами,
познать
действительные
законы явлений

8.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
"ПОЗИТИВНЫЙ".
Во-первых
реальное
в
противоположность
химерическому.
Во втором смысле это основное выражение
указывает на контраст между полезным и негодным.
В третьем значении оно часто употребляется для
определения
противоположности
между
достоверным и сомнительным.
Четвертое состоит в противопоставлении точного
смутному.
Пятое применение как положительное назначенное
"по своей природе преимущественно не разрушать,
но не организовывать".

9.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

10.

Основным произведением Дж.
Милля считается "Система
логики" в двух томах (1843)
Джон Стюарт Милль
(1806-1873)
• Научное познание должно ориентироваться
на экономное описание ощущений, которое
несовместимо с метафизическим
постулированием различных субстанций
в качестве основы явлений.

11.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ
• Порядок природы единообразен, «все знания из
опыта», и что законы - суть повторяющиеся
последовательности .
• Требование привести научно-познавательную
деятельность в соответствие с некоторым
методологическим идеалом.
• Индукция:
четыре
метода
опытного
исследования: метод сходства, метод разницы,
метод остатков и метод сопутствующих
изменений.

12.

«Основные начала»,
«Основания биологии»
«Основания психологии»,
«Основания социологии» и
«Основания этики».
Герберт Спенсер (1820-1903).

13.

Г. Спенсер развивает в русле
основных идей позитивизма. «Узнать
законы, — пишет Спенсер, — это
значит узнать отношение между
явлениями» .
Источник законов, их глубинные
основания
относятся
к
сфере
«непознаваемого». Метафизические
рассуждения
относительно
этой
сферы
из
науки
должны
быть исключены.

14.

Открытие радиоактивности (1896) и электрона (1895)
послужило поводом к утверждению, что «материя исчезла», и
релятивизации всех свойств физических объектов Второй
позитивизм возник, когда наука находилась в кризисном
состоянии; физики провозгласили «Материя исчезла» (мир
состоит из неделимых атомов, но атомы делимы).
ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВТОРОГО
ПОЗИТИВИЗМА ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА

15.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (КРИТИКА ОПЫТА)
Революция в естествознании (XIX—XX вв.),
показала, что картине мира, нарисованной
естествознанием прошлого века, далеко до
раскрытия
сущности
Наука не дает подлинной картины реальности,
а доставляет лишь «символы, знаки», «отметки
для практики».

16.

Основные представители
Эрнст Мах (1838—1916)
Рихард Авенариус (1843—1896)

17.

Концепция принципиальной координации Р.
Авенариуса.
• Задача философии состоит именно в «очищении»
опыта от всего того, что может быть истолковано как
признание объективности, т. е. независимости
какой бы то ни было «реальности» от ощущений.
• Провозглашается необходимость «принципиальной
координации» субъекта и объекта. «Я» и «среда» —
первоначально находимыми вместе.
• Не существует объекта без субъекта, как и субъекта
без объекта.

18.

ОЧИЩЕНИЕ ОПЫТА У Р. АВЕНАРИУСА
Устраняются из опыта:
этические и эстетические оценки, рассматриваемые так, как
если бы они характеризовали сам предмет
антропоморфические апперцепции делятся на три
группы 1) Мифологические апперцепции — это представления
о желающем и действующем «Я», 2) Антропопатические —
представления о том, что телесные движения осуществляются
под воздействием - гнева, любови, 3) интеллектуальноформальные– это критика понятия субстанции и причинности.
Признание причинности основывается на представлении (о
материальных атомах, приводимых в движение силой. Но
поскольку нам дана эта в опыте, а есть лишь ощущение силы.
Следовательно, признавать существование причинности
невозможно

19.

«ЧИСТЫЙ ОПЫТ» Р. АВЕНАРИУСА
Чистый опыт — это содержание человеческого
сознания, «очищенное»
от объективной
действительности как его источника, от
субстанции, от причинных связей, от
ценностных
и
антропоморфических
представлений. Этот «чистый опыт» и есть
предмет познания.

20.

ТЕОРИЯ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОПЫТА
• Данные «элементы» з а в и с я т от индивида,
поскольку они берутся в отношении к нему,
как его опыт; и не з а в и с я т от него,
поскольку они берутся как составные части
среды
• «Элементы» ни физичны, ни психичны они
«нейтральны».

21.

ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Мах: Между субъектом и объектом
существуют элементы мира, которые и
познает наука.
«Не тела вызывают ощущения, а комплексы
элементов образуют тела».
элементы
О
S
(Наука)

22.

ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ Э. МАХА
Экономия мышления – это развитие
биологической потребности человека
ориентирующегося в мире. Чем проще
научные теории, тем более ценными
они являются для науки.
Для решения этой задачи надо
устранить из науки понятия: «причина»,
«субстанция», и стремиться не объяснять
явления, а описывать факты.

23.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ А. ПУАНКАРЕ
Основные произведения:
«Ценность науки» (1905)
«Наука и гипотеза» (1902)
известный французский
математик, физик и методолог
науки
Анри Пуанкаре
(1854—1912).

24.

О СУЩЕСТВОВАНИИ ОБЪЕКТИВНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
«Невозможна реальность, которая была бы
вполне независима от ума, постигающего
ее, видящего, чувствующего ее. Такой
внешний мир, если бы даже он
существовал, никогда не был бы доступен
нам. Но то, что мы называем объективной
реальностью — в конечном анализе — есть
то, что обще нескольким мыслящим
существам и могло бы быть обще всем;
этой общею стороною, как мы увидим,
может
быть
только
гармония,
выражающаяся
математическими
законами»

25.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ – ЭТО КОНВЕНЦИИ
Законы природы следует понимать как
конвенции,
условно,
по
соглашению,
принятые
положения.
«Эти
конвенции
являются
произведениями
свободной
деятельности нашего духа, который, в данной
области, не знает никаких препятствий»

26.

ПРИНЦИП ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНВЕНЦИИ
Конвенции (предписания), выбираемые
нами, должны быть взаимно непротиворечивы,
а кроме того, должны выбираться с тем учетом,
чтобы отражать отношения между вещами.
Если бы наука строилась на основе
произвольных конвенций, то она «была бы
бессильна. Но мы ежедневно видим, как она
действует у нас на глазах. Это было бы
невозможно, если бы она не давала нам
познания чего-то реального; но то, чего она
может в конечном счете достигнуть,— это не
вещи сами по себе, как думают наивные
догматики, это лишь отношения между вещами.
Внеэтих отношений не существует познаваемой
реальности»

27.

Неопозитивизм (третий позитивизм)
(20-60 г.г. ХХ в.)
Б. Рассел
Неопозитивизм предложил особый подход
к обоснованию фундаментальных понятий
и принципов науки. Он сосредоточил
внимание на анализе языка науки
и разработке логической техники такого
анализа, полагая, что применение в этих
целях математической логики позволит
реализовать идеал позитивной философии —
решить проблемы методологии науки
средствами самой науки. Истоками этого
подхода были работы Б. Рассела в области
обоснования математики и последующее
развитие ряда его идей Л. Витгенштейном
в знаменитом «Логико-философском трактате».

28.

Логический атомизм
Логический атомизм Рассела — Витгенштейна
также ориентировал на рассмотрение каждого,
отдельно взятого теоретического высказывания
как сводимого к высказыванию
об эмпирических фактах.
Л. Витгенштейн
Такое видение интерпретировало теорию
как простую систему, где свойства целого
целиком определены свойствами
элементов и не существует каких-либо
системных качеств, несводимых
к свойствам элементов. Впоследствии
выяснилось, что теоретическое знание
нельзя уподобить простой механической
системе, что оно организовано как сложная
система, где существует системная
целостность.

29.

Логический позитивизм
Главная идея – создание библиотеки
унифицированного знания. Основный метод —
логический анализ языка.
Специфика логического позитивизма состоит в
том, что в качестве метода философствования
выступает современная формальная
математическая логика. "Логика есть сущность
философии" - писал Рассел.
Р. Карнап

30.

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Логические позитивисты заменили атомарные
предложения Витгенштейна "протокольными"
предложениями, выражающими чувственные
переживания субъекта.
Истинность протокольного предложения,
выражающего то или иное переживание, также
является несомненной для субъекта. (Предложение
"Я сейчас чувствую боль" или "Я сейчас
испытываю голод«);
Но как и атомарные факты, отдельные чувственные
впечатления не связаны между собой. Мир
оказывается калейдоскопом чувственных
впечатлений. Вне чувственных впечатлений нет
никакой реальности, о которой мы можем судить с
определенной степенью достоверности.

31.

Метод дескрипции
• Все функции знания сводятся к описанию.
• Логический позитивизм либо отрицает
существование мира вне чувственных
переживаний, либо полагает, что о нем
ничего нельзя сказать. Поэтому философия
отождествляется с логическим анализом
языка.
• Логические позитивисты стремились все
философские и методологические проблемы
представить в виде языковых проблем,
которые исследует логика.

32.

Проблемы демаркации науки
• логические позитивисты в качестве критерия
демаркации избрали верифицируемость: предложение
научно только в том случае, если оно верифицируемо.
Процесс верификации выявляет чувственное
содержание научных предложений, и если некоторое
предложение нельзя верифицировать, то это означает,
что оно не обладает чувственным содержанием и
ненаучно.
• Протокольные предложения не нуждаются в
верификации, так как представляют чистый
чувственный опыт и служат базой для верификации
всех других предложений
• Остальные предложения языка науки должны быть
верифицированы для того, чтобы доказать свою
научность.
• Предложения философии нельзя верифицировать,
следовательно, философия ненаучна.

33.

Принцип верификации
• Первоначального понимание верифицируемости как
полной проверяемости, был заменен критерием
частичной
верифицируемости,
:
лишь
то
предложение научно, истинность которого можно
хотя бы частично подтвердить эмпирически.
(Осенью деревья сбрасывают листву).
• Логические
позитивисты
предложили
новое
понимание: предложение верифицируемо, если
существует логическая возможность его проверки.
(Вчера был дождь).
English     Русский Правила