Похожие презентации:
История и философия науки
1.
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИЛойко Ольга Тимофеевна, профессор
д.ф.н.
[email protected]
2021
2.
Лекция 3Концептуальное понимание науки
• 1. Культурно-исторические предпосылки
возникновения науки (8)
• 2.Основные концепции науки: стандартная
концепция науки и ее критика (16, 24, 36,)
• 3. Классическая наука и ее особенности (
25)
• 4. Неклассическая наука и ее особенности
(35)
2
3.
История возникновение науки• Две стадии, соответствующие двум
методам построения знаний двум формам
прогнозирования результатов
научной
деятельности.
• Первая
зарождающаяся
наука
(преднаука),
• Вторая – наука в собственном смысле
слова.
3
4.
Преднаука (4 тыс. до н.э. – XVII вв.)• Колыбелью преднауки считается Древний
Египет и Античная Греция.
• Особенности:
• 1. Ориентир - потребности общества
• 2. Использование эмпирических образов
4
5.
Наука в собственном смысле слова• Наука начинается тогда, когда идеальные
объекты, теории создаются на базе
предшествующих теорий.
• Теории черпаются не из практики, а из
предыдущих теорий.
• Наука в собственном смысле слова – это
движение мысли от одной теории к другой.
5
6.
Основные концепции развитиянауки
• 1. Классическая концепция развития науки
• С XVII в. до начала XX в. считалось, что в
научном познании удается избежать влияние
субъекта на процесс познания, а значит и на его
достоверность.
• 2. Неклассическая концепция развития науки
• В начале ХХ в. теория относительности
Эйнштейна
значительно
изменило
представление о роли субъекта в познании.
6
7.
• Середина XIX в. - наука выступила какпроизводительная сила общества.
• Возникают теории, объясняющие развитие
науки, ее динамику и значимость научного
творчества.
7
8.
Классический позитивизм30 – 60 гг.XIX в.
Представителями первой, классической формы
позитивизма XIX в. кроме О. Конта были
английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер.
8
9.
Философия позитивизма• . 1. Подлинное знание основано на том, что
дано человеку в чувственном восприятии
• 2. Данное в чувственном восприятии абсолютная достоверность
• 3. Основа познания – метод индукции
• 4. Вся функция знания сводится к описанию
9
10.
Огюст Конт (1798 – 1857)1
0
11.
Огюст Конт: «позитивная философия – единственно прочноеоснование социальных преобразований»
Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень
развития знания. Самым ценным видом знания
является научное (позитивное) — достоверное,
точное, полезное. Метафизика — неточное,
недостоверное, бесполезное. Отвергал философию
как навязывающую свои принципы. Задачей
позитивной философии считал описание,
систематизацию и классификацию конкретных
результатов и выводов научного познания. Наука не
должна задаваться вопросом почему происходит
явление, а только ограничиваться описанием того, как
оно происходит.
1
1
12.
12
13.
Философия науки становится нормативнойдисциплиной по отношению к реальной науке,
ее имманентной сущностью
• Принципы
• 1. Демаркация;
• 2. Эффективность;
• 3. Научная критика;
• 4. Альтернативность;
• 5. Единство философии и истории науки;
• 6. Абсолютность.
1
3
14.
Герберт Спенсер (1820 – 1903)Спенсер — основатель «органической
школы» в социологии. Общество, с его
точки зрения, — это эволюционирующий
организм, подобный живому организму,
рассматриваемому биологической наукой.
«Каждый человек волен делать то, что
желает, если не нарушает при этом равную
свободу любого другого человека»
(Спенсер).
1
4
15.
Спенсер: основные идеи• В «Основных началах» Герберт Спенсер излагает
общие положения своей философии. Исходя из
принципа относительности знания, он приходит
к выводу, что «конечные научные идеи соответствуют
реальностям, которые не могут быть постигнуты», что
«действительность,
лежащая
позади
всякой
видимости,
должна
вечно
оставаться
непознаваемой», и философия должна, поэтому,
сосредоточится на изучении не сущности вещей, а
данных нам в опыте отношений между ними.
1
5
16.
• Спенсер различает две формы философии:общую философию, в которой частные
истины служат для уяснения истин
всеобщих, и частную философию, в которой
признанные всеобщие истины служат для
истолкования истин частных.
• «Основные
Начала»
занимаются
философией первого рода, а все остальные
части
«Синтетической
философии»
посвящены философии второго рода.
1
6
17.
Концепция социальных институтовСпенсера
• Это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
Они обеспечивают превращение асоциального по природе
человека в социальное существо, способное к совместным
действиям.
• Домашние институты — семья,
брак, проблемы
воспитания.
• Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать
повседневное поведение людей, устанавливая обычаи,
обряды, этикет и т. д.
1
7
18.
Концепция социальных институтовСпенсера
• Политические — появление связано с переносом
внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов
между группами;
• Церковные — храмы, церкви, приходские школы,
религиозные традиции.
• Профессиональные и промышленные институты —
возникают
на
основе
разделения
труда;
профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные
союзы)
1
8
19.
Важнейший принцип социологии Спенсера —уподобление общества организму
• Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки,
физиологические единицы), характеризующийся определённым
сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому
организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно
усложняя структуру и разделяя функции.
• Общество состоит из 3-х относительно автономных частей
(систем «органов»):
• поддерживающая — производство необходимых продуктов
• дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на
основе разделения труда (обеспечивает связь частей
социального организма)
• регулятивная (государство) — организация частей на основе
их подчинения целому.
1
9
20.
Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своимиделами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы
они не нарушали свободы других»
• Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
• безопасность личности,
• свободное передвижение
• свобода совести
• свобода речи
• свобода печати и др.
2
0
21.
Спенсер: социальная эволюция• Три формулы объяснения социальной эволюции:
«естественный отбор», «борьба за существование»,
«выживание сильнейшего».
• Социализм и коммунизм— невозможны. Людям
свойственны любовь к власти, честолюбие,
несправедливость и нечестность. «Все попытки
ускорить прогресс человечества с помощью
административных мер ведут лишь к возрождению
учреждений, свойственных низшему (то есть
военному) типу общества — пятятся назад, желая
идти вперед».
2
1
22.
22
23.
• Стюарт Миль ввел термин «утилитаризм»,который понимался как направление в
этике, согласно которому моральная
ценность
поведения
или
поступка
определяется
его
полезностью.
Полезность поступка
понимается как
интегральное удовольствие, получаемое
всеми.
2
3
24.
Достоинства позитивизмаПозитивизм твердо придерживался понятия
опыта
как
единственного
источника
познания, который имеет научную ценность.
Это была достойная похвалы битва против
бесплодных спекуляций в платоновском
стиле, которые даже в XIX веке отчуждали
философию от конкретного знания и
настраивали ученых против философии.
2
4
25.
В методологическом аспекте• Классическая наука – фундаменталистская по
природе, исходит из идеи достоверного по
своей природе научного знания, истина
понимается как окончательное и завершенное
знание.
• Неклассическая
наука
базируется
на
методологии критицизма, его отправная точка идея открытого, погрешимого по своей природе
научного знания.
2
5
26.
В гносеологическом аспекте• Объективизм, что означает, что наука
осваивала предмет «сам по себе».
• Субъективизм - означает, что в «тело»
знания входит субъект.
2
6
27.
27
28.
Курт Гёдель (1906 – 1978)Сформулировал теорему о
неполноте
• В любой достаточно
сложной
непротиворечивой
теории существует
утверждение, которое
средствами самой
теории невозможно ни
доказать ни
опровергнуть
2
8
29.
Алан Тьюринг (1912 – 1954)• Является
основоположником
искусственного интеллекта.
• Создал знаменитый и сегодня мысленный
эксперимент
–
тест
Тьюринга,
занимающийся поиском ответов на вопрос
«мыслит ли машина?».
• В 1951 году избран в члены Королевского
научного общества.
2
9
30.
• Переход от классической к современнойнауке - не просто сдвиг в проблемных и
предметных областях, а кристаллизация
новой
исследовательской
культуры,
принципиальное отличие которой от
классической
обнаруживается
по
следующим основаниям.
3
0
31.
Второй позитивизм• Эмпириокритицизм («критика опыта») —
вторая основная форма позитивизма,
сложившаяся в работах
австрийского
«философствующего» физика Э. Маха (и
названная поэтому его именем) и
швейцарского философа Р. Авенариуса и
призванная
«защитить»
опыт
от
проникновения в него философских
категорий
(особенно
причинности,
субстанции, необходимости и др.).3
1
32.
Эмпириокритицизм (второйпозитивизм )
• Эрнст Мах (1838 – 1916)
• «Природа вовсе не обязана начинать с того, что
наиболее просто для нашего понимания».
• Принцип «экономии мышления»
• Мах настаивал на том, что в физике измерение
должно заменять живописание. Гипотезы, подобные
гипотезе эфира или теории атомов, он резко осуждал
как метафизические конструкции, которые без нужды
множат сущности».
3
2
33.
НеопозитивизмЕдинственно возможным знанием является
только специальное знание, а задача
философии — анализ языковых форм
последнего, и прежде всего языка науки.
Важное значение неопозитивисты придавали
принципу верификации. Верифицируемость
научных выводов может быть отнесена к
одному из важных признаков (критериев)
научности
3
3
34.
Неопозитивизм• «Логический позитивизм зародился в так называемом
«Венском кружке», который образовался в начале 20х гг. под руководством М. Шлика (1882 — 1936), в
который входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк,
О. Нейрат, Г. Хан и др. Наряду с «Венским кружком» и
берлинским «обществом эмпирической философии»
(Г. Рейхенбах) в 30-х гг. возникали: группа
«аналитиков» в Англии (Дж. Райл и др); львовсковаршавская
школа
в
Польше
(К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский).
3
4
35.
• Общая черта неопозитивизма, чаще всегоназываемого сегодня «аналитической
философией», — детальное исследование
языка с целью прояснения философских
проблем.
3
5
36.
Людвиг Витгенштейн (1889 – 1954)• Основатель двух этапов становления
аналитической философии: логического и
лингвистического.
• Автор термина «картина мира».
• «Логико-философский трактат» ( 1921)
• «Философские исследования» (1953).
3
6
37.
Для понимания подхода Витгенштейна необходимо осознать двесущественные характеристики его метода: (1) радикальность его
утверждений и (2) парадоксальность этих же утверждений. Эти
особенности метода выразились, например, в озадачивающем
указании Витгенштейна на бессмысленность тезисов самого
Трактата, понимание которых одновременно предполагает
«уяснение их бессмысленности»: читатель должен отбросить эти
утверждения, «подобно лестнице, предварительно забравшись
по ней наверх».
https://www.youtube.com/watch?v=imj37kU4nQo_ Языковые игры
3
7
38.
•В«Логико-философском
трактате»
основной замысел состоит не в построении
развитой теории предложения как образа
мира, а воздании особой этической
позиции,
цель
которой
является
демонстрация тезиса о том, что решение
научных проблем мало что дает для
решения
экзистенциальных
проблем
человека.
3
8
39.
Трактат состоит из семи основныхположений и комментариев к ним
Мир есть всё то, что имеет место.
То, что имеет место, что является фактом, —
это существование атомарных фактов.
Логический образ фактов есть мысль.
3
9
40.
Предложение есть функция истинностиэлементарных предложений. (Элементарное
предложение — функция истинности самого
себя.)
Общая форма функции истинности есть: [p, x,
N(x)]. Это есть общая форма предложения.
О чём невозможно говорить, о том следует
молчать.
https://www.youtube.com/watch?v=9fo1tILWx44 – Фильм о
Витгенштейне - трейлер
4
0
41.
Карл Поппер (1902 – 1994)• Автор
и
представитель
школы
«критического рационализма».
• Глобальное миропредставление выступает
как теория трех миров:
• 1. Мир физических явлений;
• 2. Мир субъективных состояний сознания;
• 3. Мир объективного
содержания
мышления.
4
1
42.
Стандартная концепция наукиФорма
логико-методологического
анализа
естественно
научных
теорий, разработанная под влиянием
неопозитивистской философии науки.
Свойства теории (трактуемой как множество науч
но осмысленных предложений)
определены
свойствами входящих в нее предложений и логич
ескими отношениями между ними. Критерием
осмысленности научных предложений выступает
принцип верифицируемости.
4
2
43.
Развитие науки в рамкахстандартной концепции науки
• Согласно этой концепции, мир изучаемых
наукой
явлений
рассматривается
как
существующий
реально
и
в
своих
характеристиках независимый от познающего
его человека.
4
3
44.
Стандартная концепция науки• Научные утверждения и высказывания должны быть
сводимы к набору, “элементарных” предложений
наблюдения.
Сторонники
неопозитивизма
предложили свести различные языки науки
(химический, биологический, психологический и др.) к
языку физики, а через него – к языку наблюдения.
Таким образом, они попытались реализовать
программу создания универсального языка науки,
основывающегося
на
логико-математических
правилах.
4
4
45.
Основные характеристикистандартной концепции науки
• 1. Отрицание позитивизмом роли философии в
науке. Наука сама себе философия и
философия.
• 2. Наука философией объясняется таким
образом, что главное в науке – знание фактов
(протокольные предложения, на которых
базируется наука).
• 3.
Наука
должна
использовать
преимущественно индуктивный метод познания
(из фактов, опора на эксперимент).
4
5
46.
Критика стандартной концепциинауки
• Каузальная связь (относящаяся к причинноследственным
отношениям)
стала
разрушаться, однофакторность объяснения
перестает удовлетворять.
• Потребовался
принцип
верификации
(проверки) => естественно научные факты
не всегда подтверждались.
4
6
47.
Спасибо за внимание!47