2.50M
Категория: ИскусствоИскусство

Что такое гуашь?

1.

Гуашевые краски, что это
такое и как их использовать
Выполнила преподаватель:
Ветошина А.Е

2.

Что такое гуашь?
Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск)вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем
обычная акварель.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции,
хотя техника создания этой краски значительно старшеона использовалась еще в Европе в средние века.
Возникла гуашь как разновидность акварели, когда для
достижения плотности красочного слоя к водяным
краскам начали примешивать белила.

3.

Из истории краски гуашь
Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в
Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью.
В эпоху Возрождения художники применяли технику
гуаши для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков и
других подготовительных работ, а также для портретных
миниатюр.
Начало производства специальных гуашевых красок в
середине XIX века способствовало окончательному
обоснованию гуаши от акварели. Расцвет техники гуаши
приходится на конец XIX — начало XX в.
Вид из окна. Витебск. 1914.
Гуашь, картон. 49 х 36,3

4.

Развитие гуаши в
России.
В России техника гуашью
достигла высокого развития в
конце XIX – начале ХХ века в
творчестве художников
которые применяли гуашевые
краски и при работе над
большими станковыми
произведениями, используя
особенности (плотность и
матовость тонов) для
достижения декоративных
эффектов.
Е.Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском
селе». 1905.
Бумага на картоне, гуашь. 43,5х62

5.

"Мир искусства"
Художники объединения "Мир
искусства" писали гуашью
большие станковые
произведения, эскизы
театральных декораций,
костюмов, плакатов, используя её
декоративные качества.. Гуашь
не меняет свои свойства при
воздействии солнечного света,
поэтому полотна, созданные
гуашью способны сохраняться
долго.
Китайский павильон. Ревнивец. А.Н. Бенуа. 1906.
Бумага на картоне, гуашь. 50,7х 53,5

6.

Работы художников которые рисовали
гуашью.
Серов В «Петр I» 1907.
Картон, гуашь, белила. 68,5 × 88. ГТ
Серов В. «Похищение Европы» 1910.
Холст, темпера, гуашь, уголь. 80 × 100. ГТГ

7.

Работы художников которые рисовали
гуашью.
Кустодиев Б. «Красная башня Троице Сергиевской Лавры»
1912. Картон, гуашь. 67х59,5
Праздник в деревне. 1907. Фрагмент.
Бумага, графитный карандаш, гуашь
Кустодиев Б. «Николай II с цесаревичем»
Бумага, гуашь

8.

«Мир искусства» работы гуашью.
Бенуа А. «Аполлон и Дафна». 1908.
Картон, гуашь
Бенуа А. «Итальянская комедия. Любовная
записка» 1905. Бумага на картоне, гуашь,
акварель.
Бенуа А. «Оранжерея». 1906. Бумага на картоне,
гуашь, перо. 33,5х31,9

9.

Типы гуаши
• Детская – ей рисуют в школах, детских садах,
творческих кружках. Детская гуашь отличается
пониженным содержанием вредных веществ (например,
декстрина).
• Плакатная – более жидкая и менее плотная гуашь.
Используется для закрашивания больших поверхностей.
• Художественная. При производстве художественной
гуашь используется более тонкотертые пигменты.
• Декоративная гуашь – это краски с эффектами
перламутра, металлика, флюоресцентная гуашь. Их
применяют для декоративных работ, например при
росписи театральных декораций
Бакст Лев «Элизиум»1906
Бумага на картоне, гуашь, акварель
158х140

10.

Состав гуаши.
Гуашь – плотная, непрозрачная краска, после высыхания она
становится бархатистой и матовой. Ею можно работать на бумаге,
на грунтованном холсте, картоне или гладкой деревянной
поверхности.
Гуашь состоит из хорошо перетертого пигмента, связующего
вещества – гуммиарабика и пластификатора - фруктовой камеди,
декстрина и глицерина. Для большей плотности в гуашевые краски
обычно добавляют белила. Из-за этого после высыхания краска
становится немного белесоватой.
В отличие от акварели гуашь включает гораздо меньше связующего
и значительно большее количество пигмента. Это самая плотная,
непрозрачная, укрывистая краска. Она позволяет полностью и очень
чисто перекрыть неудачное место, более темное перекрыть более
светлым. Предыдущие слои сквозь нее не просвечивают, поэтому
цветовые пятна, особенно больших размеров, очень звучны и
красивы.
Лансере Е. «Хаджи-Мурат» 1924
Бумага, гуашь 33 х 25
Частное собрание

11.

Свойства гуаши и особенности цвета.
• Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать
нужно от темного к светлому, а не наоборот.
• Для того, чтобы не путаться в возможности смешивания цветов и
оттенков, а также не напортачить с цветом для теней, лучше иметь
представление о цветовом круге, которым пользуются художники.
Цвета, лежащие в соседних секторах круга, смешиваются друг с другом
без образования грязи, а для теней лучше брать цвет из
противоположного сектора. Этот цвет добавляют в необходимом
количестве в основной тон. Чаще, для изображения тени, берут: синий,
зеленый или фиолетовый. Ни в коем случае нельзя добавлять для
изображения тени черный цвет. Так же нельзя использовать черный для
получения более темного тона того же цвета, тон вы не затемните, а
грязь получите.
• Кроме всего прочего следует знать, что гуашь достаточно быстро сохнет.
Если вы допустили ошибку, то нельзя ее исправлять, пока гуашь не
просохла. В случае нарушения этого правила у вас получится
размазанное грязное пятно.Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что
влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она выбеляется,
благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно
выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в
конечной работе.
Театр. 1904.
Бумага, гуашь, тушь, акварель, перо,
графитный карандаш

12.

Кисти для гуаши и техники нанесения мазков.
.
Правильный выбор кисти так же поможет облегчить знакомство с данным
художественным материалом. Так как гуашь более тяжелая и вязкая, то для нее не
подойдут чересчур мягкие кисти. Для влажной гуаши неплохо подходят: колонок, коза
и синтетика. Такие кисти прекрасны для растушёвок, фонов и заливок, то есть для
работы влажной кистью.
Есть приемы в живописи, которые подходят для работы сухой кистью. Как нарисовать
гуашью изображения крон деревьев, травяного фона, объектов с неровной или
текстурной поверхностью? В этом случае лучше использовать кисти из щетины.
Форма кистей будет зависеть от формы мазков. Траву лучше изображать плоскими
кистями, а крону деревьев круглыми. В этом случае, на сухую кисть из свиной
щетины набирают разбавленную до густоты сметаны гуашь и производят
точечные удары кистью по рабочей поверхности картины. Это можно сравнить с
набиванием краски на рабочую поверхность.
Можно наносить краску при помощи поролоновой губки, специальных валиков или
смятой бумажной салфетки. Все это позволяет изображать предметы со сложной
структурой поверхности и добиться реалистичности изображения многих материалов,
например шероховатой керамики или камня, или рисуя натюрморт гуашью.

13.

Основные техники живописи гуашью
• Гуашевая заливка с переходом цвета Художественный прием, который часто
используется для создания красивого фона с
плавным переходом по тону. Позволяющий
добиться плавного перехода цвета от
темного к светлому или даже свести цвет к
белому фону. Выполняется следующим
образом: выбранные оттенки наносятся
горизонтальными полосами, после чего
постепенно начинаем размазывать краски
(краски не должны успеть высохнуть).
Движение кисти справа налево, потом слева
направо. Для создания плавного перехода
можно так же использовать губку

14.

Основные техники
живописи гуашью
• Импасто – техника, заключающаяся в наложении густой
краски толстыми слоями. Если вы хотите использовать
импасто, возьмите тюбик, которым уже не раз
пользовались: такая краска будет гуще новой, только что
открытой. Гуашь можно загустить также добавкой для
акрила или специальной добавкой Aquapasto компании
Winsor&Newton, созданной для применения техники
импасто при работе с красками на водной основе.
• Карнация -наложение красок в несколько слоев.
Применялось для изображения человеческих лиц и
частей тела. Техника позволяла достичь максимального
реализма в изображении.

15.

Основные техники живописи гуашью
• Лессировка – способ, который
заключается в нанесении поверх
основного цвета прозрачный слоев
других тонов. За счет перекрытия
основного цвета полупрозрачными
слоями получается новый глубокий
оттенок. Для гуаши этот способ
доступен так же, как и для акварели.
Гуашь нужно разбавить довольно
сильно водой, чтобы она стала
прозрачной. С помощью техники
лессировки можно создать
неповторимый эффект тумана, гуашь
для этого подходит как никакой
другой материал.

16.

Основные техники
живописи гуашью
• Мазок – это след, оставляемый кистью. В живописи
маслом мазки могут обладать большей
выразительностью в связи с большей густотой
материала и толщиной красочного слоя. Используя
технику мазка, можно усиливать динамику, придавать
работе дополнительную выразительность. Мазками
пишут на бумаге любой влажности. Но лучших
результатов можно достичь на чуть влажной и сухой
бумаге.

17.

Основные техники живописи гуашью
• Пастозная техника также доступна гуаши. Эта
техника заключается в нанесении густой,
непрозрачной краски на рабочую поверхность.
Такая техника присуща в основном масляной
живописи. Фактура, свет и тень на картинах,
написанных в пастозной технике зависят не только
от цвета, но и от формы и направления положенных
мазков. Гуашью тоже можно работать в этом стиле,
особенно если она на основе ПВА или акриловая.
Работая в пастозной технике и используя обычную
художественную гуашь, нужно помнить о том, что
слишком толстый слой этой краски имеет
обыкновение растрескиваться и осыпаться после
высыхания. Поэтому нужно очень осторожно
добавлять слои густой гуаши на полотно, чтобы
получить необходимую, для этой техники и
материала, «золотую середину».

18.

Основные техники живописи гуашью
• Монотипия (от греческого «monos» - один,
единый и «tupos» - отпечаток) - одна из
простейших графических техник, истоки которой
восходят к 17 столетию. Суть монотипии
заключается в нанесении от руки красок на
ровную и гладкую поверхность, с последующим
оттиском на другую поверхность (на станке) или
на бумагу, сложенную пополам. Полученный
отпечаток всегда уникален, и создать две
одинаковых работы невозможно. Далее
полученные цветные или монохромные кляксы
либо оставляют в первоначальном виде, либо
продумывают подходящий образ и
прорисовывают недостающие детали.

19.

Основные техники
живописи гуашью
• Равномерная заливка с помощью кистииспользуется для окрашивания поверхностей или
их частей. Выполняется кистью. Гуашь не должна
быть слишком густой (краска ляжет комками) или
слишком жидкой (появятся пятна). Заливать контур
начинают с краев.
• Пуантилизм -в переводе обозначает «точечность».
Техника позволяет достигать визуальных эффектов
за счет мазков точечной или прямоугольной формы,
исключая смешивание цветов.

20.

Основные техники живописи гуашью
• Разбрызгивание - очень простой и приятный
способ создания фактуры. С помощью этой
техники можно рисовать камешки на дороге,
речную гальку, листья и тому подобные вещи.
Лучше всего разбрызгивать гуашь с помощью
маленькой малярной кисти (желательно новой и
предназначенной для работы только с гуашью, но
не с олифой или водоэмульсионными красками).
Хорошо загрузите кисть краской, оттяните ее
щетинки назад (от картины), а затем резко
отпустите их. Щетинки рванутся вперед и с них
слетит целое облачко мелких капелек краски. Для
того чтобы не забрызгать всю картину, сделайте
бумажную маску, вырезанную из газеты или
ненужного листа бумаги, и прикройте ту часть
картины, которая должна остаться не
забрызганной.

21.

Основные техники живописи гуашью
• Сграффито- это техника сродни гравюре.
Суть этого приема состоит в
процарапывании влажной краски
заостренной палочкой или кончиком ножа,
чтобы обнажить нижний слой краски. При
работе гуашью вы должны исполнить
сграффито как можно быстрее - в течение
буквально нескольких секунд после
нанесения верхнего слоя краски, поскольку
гуашь, в отличие от масляных красок,
высыхает почти мгновенно. С помощью
техники сграффито можно создавать очень
красивые необычные фактуры, которые
лучше всего смотрятся на переднем плане
картины

22.

Основные техники
живописи гуашью
• Сухая лессировка — не менее интересный метод.
Сухая кисть оставляет красочный след, из-под
которого светятся нижние слои.
• Сфумато - тонкий переход цвета в цвет. Смягчение
очертаний фигур и предметов в светотеневой
моделировке в целом, которое позволяет передать
окутывающий их как воздух. Прием сфумато, как
важнейший элемент воздушной перспективы был
теоретически обоснован и применен Леонардо да
Винчи.

23.

Основные техники живописи гуашью
• Штамповка- Нанесение оттисков при
помощи губки, ваты или даже
скомканного листа бумаги. . Особенно
удачно при этом можно имитировать
грубую землю, густую траву или
листву. Кроме губки, фактуру можно
создавать также полоской
гофрированной бумаги или сложенного
несколько раз картона, - при этом
возникают очень необычные и
неожиданные эффекты.

24.

Основные техники живописи гуашью
• Смешанная техника - кроме того,
гуашь прекрасно используется в
смешанных техниках живописи.
Например, фон делается гуашью, а
рисунок на фоне акрилом. Цветы
гуашью и акрилом получаются
очень эффектными. Гуашью так же
можно работать в сочетании с
акварелью, пастелью, темперой.

25.

Уход за инструментом при работе с
гуашью.
• Нужно помнить о свойстве гуаши забивать ворс мягких кистей,
поэтому кисти лучше промывать сразу в банке с большим
количеством теплой воды. Для этого нужно тщательно
прополаскивать кисть, водя ворсом по дну емкости с водой.
• Так же нужно вымыть палитры с остатками краски, так как
засохшая гуашь может закрасить палитру, особенно если она
пластиковая.
• Гуашь очень быстро высыхает, поэтому все баночки с краской
должны быть плотно закрыты. Если вы оставите после работы
незакрытые баночки с краской, то рискуете застать там вместо
мягкой, пластичной гуаши, окаменелые кусочки высохшего
пигмента.
• Вернуть первоначальное качество подсыхающей гуаши можно
капнув в краску пол чайной ложки горячей кипяченой воды (это
на стандартную маленькую баночку). Затем гуашь нужно закрыть
и оставить на 30 минут, после чего тщательно перемешать
палочной или обратным концом кисточки.
Пабло Пикассо «Мальчик с собакой» 1905 г.
Гуашь, картон. 57,2 x 41,2 см.

26.

Минусы и плюсы гуаши
• К минусам можно причислить разбеленность
тона при высыхании, что художник должен
учитывать в процессе рисования. Склонность
к образованию трещин красочного слоя при
пастозной манере письма, в этом случае
нужно добавлять столярный клей в краску.
• Плюсами гуашевых красок являются:
плотный красочный слой, можно
перекрывать более темные тона, светлыми,
матовость, бархатистость, быстро сохнущая
способность краски, простота в
использование, доступность материала.
• Писать гуашью можно в различных техниках:
лессировками,
акварельно, мазками.
Гуашью можно писать на бумаге,
грунтованном холсте, картоне, дереве и даже
шелке.
Аптека в Витебске (1914)
Гуашь,Темпера,акварель,бумага,картон67,5×50см
Частная коллекция

27.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
ДЛИТЕЛЬНОГО ЭТЮДА НАТЮРМОРТА
ГУАШЬЮ (МЕТОД ОТ ПЛОСКОСТНОГО
И ДЕКОРАТИВНОГО К ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННОМУ)
• Этап 1. Выполнение подготовительного
рисунка.
• Этап 2. После того как натюрморт нарисован
можно начинать работу непосредственно
гуашевыми красками. Прописываем сильно
разбавленной гуашевой краской без белил.
После того как слой подсохнет можно
приступать к живописи густыми красками

28.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
ДЛИТЕЛЬНОГО ЭТЮДА НАТЮРМОРТА
ГУАШЬЮ (МЕТОД ОТ ПЛОСКОСТНОГО И
ДЕКОРАТИВНОГО К ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННОМУ)
• Этап 3. Первую прокладку цветом густыми
красками следует начинать с наиболее
насыщенных (ярких) предметов в натуре, а
предметы в натуре белые или почти белые на
изобразительной плоскости пока оставляем
такими, какими они стали после первой
прописки.
• Этап 4. Вот только теперь настало время
определить и уточнить на палитре оттенки
белых или почти белых предметов и перенести
их на изображение натюрморта. Сейчас уже
можно пользоваться белилами.

29.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ЭТЮДА
НАТЮРМОРТА ГУАШЬЮ (МЕТОД ОТ ПЛОСКОСТНОГО И
ДЕКОРАТИВНОГО К ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОМУ)
• Этап 5. На последнем этапе изображаются блики
и рефлексы. Сначала их необходимо определить
на палитре и только после этого перенести на
изображение.
• На заключительном этапе необходимо
обозначить контуры, чтобы придать работе
целостность. Для усиления пространственности
в натюрморте необходимо, чтобы границы
(контуры) самих предметов в тенях и на дальнем
плане были мягче.
• Следует также обратить внимание на
целостность колорита, проверить и уточнить
некоторые цветовые пятна. Возможно, что
некоторые пятна (или предметы) будут
«выпадать» из натюрморта.

30.

Спасибо за внимание
English     Русский Правила