1.21M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Изучение особенностей развития творческого воображения у детей 5-6 лет

1.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине (учебному курсу)
Психология детства
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему Изучение особенностей развития творческого воображения у детей 56 лет
Группа
Студент
(И.О. Фамилия)
Руководитель
Е.В. Некрасова
(И.О. Фамилия)
Оценка:
Дата:
_____________
_____________
_____________
(подпись руководителя)
Тольятти 2019

2.

Оглавление
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1 Теоретическое изучение особенностей развития творческого
воображения у детей 5-6 лет……………………………………………...
1.1
Теоретические
аспекты
изучения
особенностей
6
развития
творческого воображения у детей 5-6 лет в отечественной и
зарубежной психологии……………………………………………....…...
6
1.2 Особенности творческого развития, как части познавательного
процесса у детей 5-6 лет…………………………………………………..
11
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития
творческого воображения у детей 5-6 лет…………………………….….
17
2.1 Методы и методики исследования особенностей развития
творческого воображения у детей 5-6 лет………………………………..
2.2
Анализ
результатов
исследования
особенностей
17
развития
творческого воображения у детей 5-6 лет………………………………..
22
2.3 Рекомендации по развитию творческого воображения у детей 5-6
лет……………………………………………………………………….......
27
Заключение…………………………………………………………………
30
Список используемой литературы………………………………………..
32
Приложение
чье
35
Приложение Б Диагностическая карта к методике: «Рисунок»………..
36
А
Стимульный
материал
к
тесту
«Где
место?»……….
Приложение В Диагностическая карта к методике: «Вербальная
фантазия»
-
Немова……………………………………………………
2
Р.С.
37

3.

Введение
Творчество
для
каждого
человека
является
важным
условием
формирования активной жизненной позиции. Воображение – особая форма
психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с
человеческой
способностью
изменять
мир,
преобразовывать
действительность и творить новое.
В современных общественных условиях умения человека нестандартно
мыслить, творчески решать задачи и прогнозировать возможные результаты
деятельности, приобретают высокую значимость. Поэтому тема курсовой
работы – «Изучение особенностей развития творческого воображения у детей
5-6 лет» – актуальна. Так же тема, выбранная для исследования, очевидна, так
как этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его
творческих возможностей и, следовательно, от развития его воображения.
Проблема изучения особенностей развития творческого воображения у
детей 5-6 лет, является предметом исследований в отечественной и
зарубежной психологической науке в течении длительного времени. С.Л.
Рубинштейн так характеризовал воображение: «Воображение – это отлет от
прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе
новых образов». О творческой деятельности, как о взаимосвязь фантазии и
реальности
говорил
и
Л.С.
Выготский:
«Творческая
деятельность
воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия,
прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из
которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем
больше материал, которым располагает его воображение».
Проблему развития творческой деятельности начали рассматривать с
научной стороны во времена Древней Греции, с тех пор её изучали:
1. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Ю. Кулагина – исследования по
относительности творческого воображения.
3

4.

2. А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже – посредованном характере развития
творческого воображения.
3. Т. Рибо, А. Бэн - исследования по происхождению и развитию
воображения.
А также А. Венгер, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.В. Запорожец, А.П.
Усов, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Проблема исследования: низкий уровень развития творческого
воображения у детей 5-6 лет.
Цель исследования: изучение особенностей развития творческого
воображения у детей 5-6 лет.
Объект исследования: творческое воображение у детей5-6 лет.
Предмет
исследования:
особенности
развития
творческого
воображения у детей 5-6 лет.
Гипотеза: у детей 5-6 лет преобладает высокий уровень развития
творческого воображения.
Задачи исследования:
1.
Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по
заданной теме и определить особенности и сущностные характеристикам
развития творческого воображения у детей 5-6 лет;
2.
Провести
эмпирическое
исследование
по
выявлению
для
педагогов,
особенностей творческого развития у детей 5-6 лет;
3.
Разработать
методические
рекомендации
психологов и воспитателей по развитию творческого воображения у детей 5-6
лет.
Методы исследования:
1.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме;
2.
Эмпирическое исследование при помощи методик: «Методика
определения уровня воображения», «Рисунок», «Вербальная фантазия» Р.С. Немова
4

5.

3.
Обработка и интерпретация полученных данных.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось старшей
группе ДС №173 «Василек» города Тольятти в течение октября месяца 2020
года.
Практическая значимость: заключается в том, что выводы и
результаты курсовой работы могут быть использованы педагогами в учебновоспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 2
глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
5

6.

Глава
1
Теоретическое
изучение
особенностей
развития
творческого воображения у детей 5-6 лет
1.1 Теоретические аспекты изучения особенностей развития
творческого воображения у детей 5-6 лет в отечественной и
зарубежной психологии
Возраст 5-6 лет -важный и интересный этап в жизни каждого ребенка в
котором формируются основы взаимоотношений в обществе, изменяется
характер основной деятельности, складывается основа психики и задатки для
последующего развития личностных качеств. Творческое воображение, так
же, как и мышление, представляет собой познавательный процесс, в котором
своеобразно отражается действительность. Так же, как и мышление,
творческое воображение ориентировано на создание нового знания путем
переработки прошлого опыта.
Само понятие «творческое воображение» трактуется по-разному, в
зависимости от автора или издания, но вот самые распространенные:
1.
Творческое воображение - психический процесс, который
представляет собой процесс создания новых образов путем переработки
материала
восприятий
и
представлений,
которые
он
получил
в
предшествующем опыте - Л.Д. Столяренко [5]. Данное определение на
сегодняшний день является наиболее востребованным и встречается в
большинстве информационных источников.
2.
Творческое воображение - это отлет от прошлого опыта, это
преобразование данного и порождение на этой основе новых образов - С.Л.
Рубинштейн [3].
3.
Творческое воображение -инстинкт, который помогает закрепить
привычку, посредством постоянных упражнений -Д. Дьюи [3].
6

7.

4.
Творческое воображение -развитие умственных
способностей,
которые в свою очередь, зависят от запаса образов, богатства их сочетаний,
памяти, речи, ощущений. -Т. Рибо [8].
Понимание творческого воображения, как особого психического
состояния детей 5-6 лет породило множество споров в педагогической и
психологической науке. Данным вопросом занимались такие известные
личности как: Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко, Т. Рибо, Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, Дж. Селли, В. Штерн, Т.Н. Доронова, А.В. Шестакова, 3.И.
Теплова, Е.И. Игнатьева.
Наиболее популярной является работа Л.С. Выготского, который
впервые использовал понятие «творческое воображение» в 1997 году. По его
мнению, творчество -комбинирующая способность мозга, где результатом
является воображение. Такая деятельность не имеет никакого влияния на
самого
человека
и
прежде
олицетворяет
опыт,
который
отражает
действительность. Детское воображение имеет особый, присущий только ему,
образный характер. Данная способность помогает перестраивать получаемые
образы и отсоединять необходимые свойства от других, получая при этом
новый образ, независимый и непохожий на другие.
При этом, у ребенка происходит получение опыта из его деятельности,
а также его сохранение. Главными в этом процессе становится механизмы
комбинирования, мышления, синтеза и анализа.
Л.С. Выготский в своей
теории так же утверждал, что для полноценного развития творческого
воображения необходима хорошо развитая речь, ведь именно при её помощи
ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных
впечатлений, может выражать словами то, что не совпадает с точным
сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений.
В 1938 году была разработана теория творческого воображения под
руководством С.Л. Рубинштейна. Согласно данной теории, творческое
развитие -способность ребенка творить нечто новое. В это время ребенок
преобразовывает всё что он когда-либо видел или слышал, в абсолютно
7

8.

новые, несуществующие формы. В своей работе С.Л. Рубинштейн выдели
несколько основных факторов творческого воображения у детей 5-6 лет:
1.
Агглютинация, проще говоря замещение. Благодаря этому
критерию, ребенок в своем воображении способен соединять несколько
событий из жизни в одну связную ситуацию, при абсолютно разной
последовательности и вариации или же замещать в своей памяти, а,
следовательно, и воображении различные моменты своей жизни, например на
более благоприятные.
2.
Акцентуирование. При творческом воображении у ребенка
складываются герои или ситуации, которые наделены сверх яркими чертами
и качествами. Наблюдается заметное преуменьшение или преувеличение
различных сторон жизни и характера персонажа. Как правило, данный
фактор можно наблюдать на примере методик: «Дорисовывание фигур»,
«Неоконченный рисунок», «Несуществующее животное», «Добрый и злой» и
многие другие.
3.
Комбинирование. Данный критерий направлен на подбор и
соединение ребенком схожих качеств, черт различных предметов, явлений и
людей. Основой такого подбора у детей чаще является тип личности и
характер, чем наличие жизненного опыта. Чаще всего дети 7-8 лет при
объяснении своих сопоставлений используют словосочетание «такой же, как»
4.
Типизация. В этом критерии кроется сложное, специфическое
обобщение и создание вымышленного образа, который носит исключительно
синтетический характер. Творческое воображение в данном случае строится
на существующих профессиональных образах -профессиях или на работе
воссоздающего воображения, у детей более старшего возраста.
Главным источником развития творческого воображения, по мнению
С.Л. Рубинштейна является активная предметно-практическая деятельность
ребенка в возрасте 5-6 лет.
Также стоит отметить историческую теорию развития творческого
воображения, основанную Т. Рибо. Автор, рассматривает творческое
8

9.

воображение, как единую систему, которая развивается на протяжении всей
жизни человека, каждый раз индивидуально и по-новому, с непререкаемым
уклоном в историю. Основа воображения лежит в плавном переходе от
пассивных, единичных образных представлений к представлению ярких и
полных образов, в которых сочетаются опят, изобретение и художественный
вымысел. По его мнению, механизм исследования творческого воображения
стоит рассматривать так же, как воли по управлению движениями, ведь и то,
и
другое
носит
исключительно
субъективный
характер.
Т.
Рибо.
Рассматривает творческое воображение у детей 5-6 лет, как абсолютно
самостоятельную психическую функцию, регулятором которой служит
эмоциональная
потребность.
Согласно
данной
теории,
механизм
функционирования творческого воображения возможен благодаря трем
компонентам:
1.
Умственный компонент. В данной сфере основная роль отдана
ощущениям и простым эмоциям, из которых в последствии возникают
образы, их сочетания и некоторые элементарные логические действия.
2.
Эмоционально-аффективный компонент. По мнению Т. Рибо, он
является наиболее существенным среди всех остальных, так как срабатывает
за счет эмоциональной потребности и запускает внутри человека желания,
стремления и чувство неудовлетворенности достигнутыми результатами.
3.
Бессознательный компонент. Здесь, Т.
Рибо
подразумевал
вдохновение. Этому компоненту в творческом воображение отводится
наименьшая роль, так как в жизни человека он возникает спонтанно и
нерегулярно. Состояние вдохновения продолжает короткий промежуток
времени
и
в
психиатрии
трактуется
как
бессознательное
или
полусознательное состояние психики человека.
Рассмотрев теорию Т. Рибо подводил такой итог: «Творческое
воображение -сложное психическое произведение, которое имеет ценность и
возможно только при сочетании трех единств, которые в сочетании между
собой, двигаются к единой цели» [1, с. 45].
9

10.

Так же психологи выделяют два вида воображения: продуктивное и
репродуктивное. Репродуктивное воображение как правило связано с
памятью и опытом, в таком случае человек воспроизводит либо дублирует
уже ранее выработанные приемы поведения, т.е. не создает ничего нового, а
лишь повторяет то, что когда-либо уже было. Продуктивное воображение
характеризуется не воспроизведением бывших в опыте человека впечатлений
или действий, а созданием новых образов или действий. Согласно Л.С.
Выготскому, мозг сохраняет и воспроизводит прежний опыт, творчески
перерабатывает новые положения поведение. Творческая деятельность делает
человека, обращенным к будущему и созидающим его [4].
Изучением
мышления
творческого
занимался
А.В.
воображения,
Петровский.
как
необходимой
его
работе,
В
части
творческое
воображение -специфический вид человеческой деятельности, который
обуславливается высшей психической деятельностью. В теории А.В.
Петровский выводил основную задачу творческого воображения, она
заключается в самостоятельном создании абсолютно новых образов, которые
выражаются в единоличных и значимых продуктах деятельности».
При
развитии
воображения
у
ребенка
5-6
лет
формируется
самостоятельность в сознании образов, воплощать оригинальность этих
образов в продуктивной деятельности и вкладывать в них определенные
цели, задачи и мотивы. По мнению автора, творческое воображение может
развиваться только при наличии наглядного плана, в этот момент
формируются чувственные образы и развивается мышление.
А.В.
Петровский так выражался о связи мышления и воображения: «Воображения
нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда
предполагается преобразование чувственного материала» [13, с. 56].
Интересной является теория З. Фрейда, так как именно она наиболее
полно рассмотрена со стороны психоанализа. По его мнению, творческая
деятельность -это и есть первичная подсознательная деятельность, которая в
своей основе подчиняется мечтам и фантазии. При рассмотрении данной
10

11.

деятельности стоит рассматривает творчество, как отображение реальности.
З. Фрейда обосновывает творчество, как возможность для ребенка, развивать
психику.
В
ней
формируется
возможность
воплощения
мыслей
в
действительность, пере направление бессознательного в сознательное.
Творческое воображение выступает в качестве отражения состояния психики,
её аффективных переживаний. З. Фрейд делал такой вывод в своей работе:
«Произведение искусства -симптом, а способность к творчеству -сублимация
-защитный механизм человеческой психики».
Так же стоит отметить работу Дж. Гилфорда, который рассматривал
творческое воображение, как систему сформированных факторов внутри
интеллекта. Всего в теории было выделено четыре фактора:
1.
Оригинальность. Данный критерий легко просматривается при
диагностике ребенка. Как правило он дает очень отдаленные ассоциации,
которые порой непонятны без дополнительного пояснения со стороны
ребенка, так же достаточно отдаленно даются ответы на прямо поставленные
вопросы, наблюдается стабильный уход от разговора.
2.
Семантическая гибкость. Особенно ярко проявляется в период
раннего детства, когда ребенок использует предметы-заместители, ищет
новые способы использования предметов, которые не предназначены для
выполнения
конкретной
деятельности.
Дети
предлагают
новое
использование, применив достаточную аргументацию и объяснение.
3.
Образная
адаптивная
гибкость.
Чаще
всего,
критерий
используется в более старшем возрасте. Дети начинают искать новые пути
решения проблем, путем замены ведущей цели. При этом открываются новые
возможности и данные для решения основной задачи.
4.
старшем
Семантическая спонтанная гибкость. Так же применяется дети в
возрасте.
При
данном
факторе
ребенок
умеет
находить
нестандартные и неоднозначные решения, в сформулированной и экстренной
11

12.

ситуации. При этом решение требует быстрых решений, при определенных
условиях и в коротком промежутке времени.
1.2 Особенности творческого развития, как части познавательного
процесса у детей 5-6 лет
Воображение
-это
способность
сознания
создавать
образы,
представления, и манипулировать ими [18].
Творческое воображение - это способность человека к построению
новых образов посредством переработки психических компонентов, при этом
является более сложным процессом чем само воображение [1].
Развитие творческого воображения, а точнее его зачатки появляются у
ребенка уже в раннем возрасте, когда дети начинают использовать предметызаместители и выполняют ими воображаемые действия. В возрасте 5-6 лет
творческое воображение чаще всего имеет исключительно воссоздающий
характер и связано с выполнением игровой задачи.
Для
развития
воображения
необходимо
наличие
определенных
условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная
деятельность; необходимость разных видов деятельности. Начало развития
детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства,
когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы
другими и использовать одни предметы в роли других (символическая
функция).
Дальнейшее
развитие
воображение
получает
в
играх,
где
символические замены совершаются довольно часто и с помощью
разнообразных средств и примеров. О развитости детского воображения в
дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые
дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов
их творчества, в частности поделок и рисунков.
12

13.

В начале школьного возраста, со сменой основной деятельности
происходит и развитие творческого воображения, оно становится более
сложным, произвольным, с более глубокой формой и содержанием,
обоснованное расширенной и грамотно сформулированной речью.
Так же в возрасте 5-6 лет для творческого развития необходима
внешняя поддержка, в виде родителей. От них зависит совместная игровая
деятельность с ребенком, истинное участие в её процессе, интерес,
организованность, умение направить в процессе деятельности, предлагаемый
им игровой материал, характер игрушек, которые применяются в процессе
этой деятельности, а также создание благоприятных условий для проведения
разных видов занятости ребенка. Так же опора может проявляться в виде
замещающих предметов и природного материала, который используется как
игрушка.
Так как творческое воображение формируется на основе имеющегося
практического опыта, то особая задача родителей и педагогов предложить
детям этот опыт на своем примере. Их основная обязанность -расширение
знаний ребенка, обогащение его кругозора, побуждение ребенка к творчеству.
Творческое воображение у детей 5-6 лет имеет свои особенности,
которые свойственны данному возрасту. К таким можно отнести:
1.
Наглядность. Ребенок должен узнавать и понимать предмет,
который находится перед ним, в его мышлении, уметь проникать в суть
содержимого, а также интерпретировать его на основе схожих предметов и
качеств. Предмет отображения должен быть четко зафиксирован в
практической деятельности и ребенка и связан с его жизненным опытом.
2.
Изменчивость. Здесь стоит говорить о моменте субъективной
оценке объекта в процессе мышления. Чаще всего она зависит от активной
творческой деятельности ребенка, развития его чувств и отзывчивости.
3.
Эмоциональность. Ребенок стремится к эмоциональным, ярко-
выраженным ролям, значимым должностям в игре и особенно отличительные
образы.
13

14.

Детское
творческое
воображение,
согласно
В.Т.
Кудрявцеву,
характеризует видение образа, способность к быстрому погружению в этот
образ. Наиболее ярко данное явление проявляется в сюжетно-ролевой игре,
предоставляющей возможности для развития фантазии и творчества.
Выполнение роли в игре требует от ребенка деятельности воображения:
уметь представлять роль героя, планировать его действия, направлять
развитие общей игры в целом
В своих работах О.М.
Дьяченко
определила два
компонента
воображения: порождение общей идеи решения задачи и составление плана
реализации идеи. Она считает, что развитие творческого воображения
происходит в изобразительной деятельности, т.к. оно проявляется в
придумывании изображения и реализации своего замысла, переходит во
внутренний план.
Продуктивность
использовании
творческого
ребенком
воображения
символических
образов.
возможна
В
таких
при
образах
объединены условные обозначения реальности и отношение ребенка к ним.
Если творческое воображение в символических образах развито, то в них
можно увидеть типы отношения ребенка к реальности, за счет этого крайне
эффективными считаются методики определения психического состояния
ребенка по рисункам. Подлинный символический образ позволяет ребенку
адекватно выражать и эмоциональное, и познавательное отношение
действительности в продуктах воображения. Существуют три основных
показателя при оценке продуктов воображения: структурность продукта
воображения, детализация образов воображения и оригинальность продуктов
воображения.
Развитие творческой деятельности ребенка тесно связана с его
мышлением. Оно само по себе является обособленным и точечным
отражением действительности, которая в свою очередь является высшей
ступенью человеческого сознания. В возрасте 5-6 лет происходят глубокие
изменения в мышлении, точнее в его содержании. Ребенок начинает ставить
14

15.

более подробные цели, подробно прорисовывая их в сознании, используя при
этом новые формы и виды мышления.
Развитие этой взаимосвязи происходит еще в старшем дошкольном
возрасте, когда ребенок начинает в голове решать простые теоретические
задачи, чаще всего они связаны с решением проблем в игровой деятельности.
В дальнейшем развитию мышления и творческого воображения помогает
формирование речи, образность и словесно-логические факторы.
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие
материал для постройки новых образов. Затем идет процесс переработки
этого материала - его комбинирование и перекомбинирование. Составными
частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации
(синтез) воспринятого. Но полный круг механизма будет завершен тогда,
когда воображение воплотится во внешних образах, начнет реально
существовать в мире. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг.
Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из
реальности. Внутри человека, в процессе мышления, они подверглись
сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец
воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой
активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой
деятельности воображения. [Создание образов воображения проходит два
основных этапа:
на первом этапе происходит анализ
впечатлений,
имеющихся представлений на составные части. В ходе такого анализа
происходит
абстрагирование
изолированным
от
других
абстрагирование
частей
объекта,
т.
е.
он
представляется
объектов,
при
этом
также
этими
образами
объекта.
С
нам
происходит
далее
могут
осуществляться преобразования двух основных типов. В первом случае эти
образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи, во втором - этим
образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с
15

16.

абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть
охарактеризованы как синтез].
В зависимости от возраста воображение работает и развивается поразному. Творческое воображение дошкольников существенно отличается от
воображения взрослого человека, в связи с тем, что интересы ребенка и
взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает
иначе, чем у взрослого.
По мнению ученых, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. Но
в то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение
богаче, чем у взрослого человека. «Дети могут из всего сделать все», говорил
И.В. Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном.
Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец,
отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и
многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это
все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В
процессе развития ребенка развивается и воображение.
Таким образом, становится понятно, что творческое воображение создание нового, значимого для ребенка объекта. Оно имеет под собой основу
наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку ориентироваться в
ситуации
и
решать
задачи
без
непосредственного
вмешательства
практических действий и взрослых людей.
Особенности творческого воображения в возрасте 5-6 заключаются в
следующем:
воображение
приобретает
произвольный
характер,
предполагается создание замысла, его планирования и реализации; оно
становится особой деятельностью; дошкольник осваивает приемы и средства
создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает
необходимость в наглядной опоре для создания образов.
16

17.

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития
творческого воображения у детей 5-6 лет
2.1 Методы и методики исследования особенностей развития
творческого воображения у детей 5-6 лет
Исследование уровня творческого воображения у детей 5-6 лет
проводилось в несколько этапов:
1.
На первом этапе происходило изучение теории, затем поиск и
отбор методик в учебных трудах ученых-психологов на тему особенностей
развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
2.
На втором этапе школьники 5-6 лет проходили методики по
выявлению уровня развития творческого воображения и его особенностей.
3.
На
третьем
этапе
происходила
обработка
результатов
испытуемых, сравнивание их ответов с ключами.
4.
На четвертом этапе было проведено подсчитывание общих
результатов и отображение результатов в процентном соотношении.
Экспериментальное исследование по выявлению уровня творческого
воображения у детей дошкольного возраста, большей составляющей
обследуемых были дети в возрасте от 5 до 6 лет. Всего 10 человек: 5
мальчиков и 5 девочек.
Для изучения особенностей творческого воображения и исследование
её уровня были выбраны 3 наиболее применяющиеся методики для детей 5- 6
лет.
Таблица 1– «Диагностическая карта методик по выявлению уровня
творческого воображения и его особенностей у детей 5-6 лет»
№ Критерий
Диагностическая методика
1
Уровень развития творческого
воображения
Методика «Где чье место?»
2
Уровень развития невербального
воображения
«Рисунок»
17

18.

3
Уровень развития речевого
воображения
«Вербальная фантазия» - Немов Р.С.
Методика первая: «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит
в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое
воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Цель: определение уровня воображения младших школьников.
Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в
«необычные» места. Объясни, почему они там оказались». Стимульный
материал – Приложение А
Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут поразному решать эту задачу:
Первый
уровень
(низкий):
ребенок
испытывает
определенные
трудности при выполнении данного задание. Они, в основном, выставляют
вырезанные картинки на их «законные» места, при этом поясняют это
однозначно и сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна
быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то
ребенка это развеселит, но объяснить, почему они там оказались, все равно не
сможет, либо будет делать это по шаблонному стереотипу: «Кошка на клумбе
потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и
т.п.
Второй уровень (средний): значительных сложностей при выполнении
этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с
персонажами на «чужие» места, но при этом объяснение будет вызывать у
них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как
только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж
очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем
развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по
крайней мере, они стараются это доказать.
18

19.

Третий уровень (высокий): дети без труда расставляют кружочки на
«чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда
они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно
отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы
лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап
завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из
которой, он и будет вести объяснения. К примеру: «Я волшебник, я оживлю
эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное
местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе
лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер
(ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует
сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким
уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем
рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый сюжет.
Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они
ставят предметы сами, нежели, когда их просят рассказать о предметах,
размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в
своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими
управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в
«чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать
еще не умеют.
Методика вторая: «Рисунок».
В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и
фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание
придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
Оценка результатов: 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в
рисунке практически отсутствует. 1 балл: рисунок получает в том случае,
если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла:
рисунок зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только
19

20.

имеется, но и выражен достаточно сильно. В ходе рассказа фантазия ребенка
оценивается по следующим признакам:
1. Скорость процессов воображения. Если в течение 1 мин ребенок так
и не придумал сюжета рисунка, то экспериментатор сам подсказывает ему
какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам
ребенок придумал сюжет рисунка к концу отведенной на это минуты, то по
скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если ребенку
удалось придумать сюжет рисунка очень быстро, в течение первых 30 сек
отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не
один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов
воображения» ребенку ставится 2 балла.
2. Необычность, оригинальность образов. Если ребенок просто
нарисовал то, что когда-то видел, то по данному признаку он получает 0
баллов. Если ребенок нарисовал известное, но при этом внес в него от себя
что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. И,
наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог
раньше где-либо видеть, то оригинальность его воображения получает
оценку в 2 балла.
3. Богатство фантазии. Богатство фантазии ребенка проявляется также в
разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества
процессов воображения фиксируется общее число различных живых
существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и
признаков, приписываемых всему этому в рисунке ребенка. Если общее
число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2
балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах
от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рисунке мало, но в
целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов. Глубина и
проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в
рисунке представлены детали и характеристики, относящиеся к образу,
20

21.

играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рисунке.
Здесь также даются оценки в трехбалльной системе. 0 баллов: ребенок
получает тогда, когда центральный объект его рисунка изображен весьма
схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том
случае, если при описании центрального объекта рисунка его детализация
умеренная. 2 балла: по глубине и проработанности образов ребенок получает
в том случае, если главный образ его рисунка расписан в нем достаточно
подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.
Методика третья: «Вербальная фантазия» - Немова Р.С.
Ребенку предлагается придумать рассказ о каком-либо живом существе
или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5
минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки)
отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу. В
ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
1. Скорость процессов воображения. Если в течение 1 мин ребенок так
и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему
какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам
ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по
скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если ребенку
удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек
отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не
один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов
воображения» ребенку ставится 2 балла.
2. Необычность, оригинальность образов. Если ребенок просто
пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по
данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное,
но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его
воображения оценивается в 1 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок
придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать,
то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
21

22.

3. Богатство фантазии. Богатство фантазии ребенка проявляется также в
разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества
процессов воображения фиксируется общее число различных живых
существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и
признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее
число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2
балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах
от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в
целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
4.
Глубина и проработанность образов. Глубина и проработанность
образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе
представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку,
животному, фантастическому существу, объекту, предмету, играющему
ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также
даются оценки в трехбалльной системе. 0 баллов ребенок получает тогда,
когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без
детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при
описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла
по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если
главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с
множеством разнообразных характеризующих его деталей.
5.
Впечатлительность
и
эмоциональность
образов.
Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому,
вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя. Если образы,
использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не
оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку
фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к
себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную
реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает,
то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.
22

23.

И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные
образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало
и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями
типа удивления, восхищения, страха, то впечатлительность рассказа ребенка
оценивается по высшему баллу -2.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой
методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное -0.
2.2 Анализ результатов исследования особенностей развития
творческого воображения у детей 5-6 лет
В данной работе исследовались учащиеся подготовительной группы
садика №173 «Василек» г. Тольятти в количестве 10 человек. Отбор
испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по
полу следующая 50% мальчиков и 50% девочек.
40%
Высокий уровень развития
творческого воображения
Средний уровень развития
творческого воображения
Низкий уровень развития
творческого воображения
10%
50%
Рисунок 1 – Результаты исследования уровня развития творческого
воображения
Обработка результатов методики №1 свелась к следующим подсчётам:
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. Один
ребенок из 10 (10%) обнаружил низкий уровень развития творческого
воображения, четверо детей показали средний уровень (40%), и пять детей,
раскрыли высокий уровень развития творческого воображения (50%).
23

24.

Для обработки результатов №2 была применена следующая система
оценивания: Оценка результатов: 0 баллов ставится тогда, когда данный
признак в рисунке практически отсутствует. 1 балл: рисунок получает в том
случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2
балла: рисунок зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только
имеется, но и выражен достаточно сильно. Таким образом, максимальное
число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое
воображение, равно 10, а минимальное -0.
Анализ результатов не показал, большого разброса результатов. 3
ребёнка из 10 обнаружили низкий уровень развития невербального
воображения (30%), четверо детей показали средний уровень (40%), и трое
детей, раскрыли высокий уровень развития невербального воображения
(30%).
30%
Высокий уровень развития
невербального воображения
Средний уровень развития
невербального воображения
Низкий уровень развития
невербального воображения
40%
30%
Рисунок 2 – Результаты исследования уровня развития невербального
воображения
При обработке результатов тестирования было подсчитано число
воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты
занесены в таблицу и подсчитаны итоговые результаты (Приложение Б).
При этом по критерию «Скорость процессов воображения» 1 ребенок
показал низкий уровень (10%), трое детей показали средний уровень
развития скорости процессов воображения (30%) и у 6 детей (60%) был
выявлен высокий уровень развития данного критерия. По критерию
24

25.

«Необычность, оригинальность образов» 5 детей (50%) показали низкий
уровень результатов, 1 ребенок (10%) выявил средний уровень развития
необычности образов и у четверых (40%) был определен высокий уровень
развития критерия. По критерию «Богатство фантазии» у троих детей (30%)
был выявлен низкий уровень развития фактора, у пятерых (50%)
тестирование определило средний показатель и у двоих (20%) уровень
богатства фантазии -высокий. По критерию «Глубина и проработанность
образов», двое детей (20%) показали низкий уровень развития фактора, 4
детей (40%) показали средний результат и у четверых (40%) отметили
высокий уровень развития глубины и проработанности образов.
Таблица 2 – Отображение результатов исследования уровня развития
невербального воображения по критериям

1
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Скорость
процессов 60%
30%
10%
40%
10%
50%
воображения
2
Необычность,
оригинальность образов
3
Богатство фантазии
20%
50%
30%
4
Глубина и проработанность 40%
40%
20%
образов
Обработка результатов методики №3 свелась к подсчётам: 0 баллов
ставится тогда, когда данный признак в рисунке практически отсутствует. 1
балл: рисунок получает в том случае, если данный признак имеется, но
выражен сравнительно слабо. 2 балла: рисунок зарабатывает тогда, когда
соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно
сильно. Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой
методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное -0.
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.
Один ребенок из 10 обнаружил низкий уровень развития речевого
25

26.

воображения (10%), двое детей показали средний уровень (20%), и семь
детей, раскрыли высокий уровень развития речевого воображения (70%).
70%
Низкий уровень развития
речевого воображения
Средний уровень развития
речевого воображения
Высокий уровень развития
речевого воображения
10%
20%
Рисунок 3 – Результаты исследования уровня развития речевого воображения
При обработке результатов тестирования было подсчитано число
воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты
занесены в таблицу и подсчитаны итоговые результаты. (Приложение В)
При этом по критерию «Скорость процессов воображения» 1 ребенок
показал низкий уровень (10%), трое детей показали средний уровень
развития скорости процессов воображения (30%) и у 6 детей (60%) был
выявлен высокий уровень развития данного критерия. По критерию
«Необычность, оригинальность образов» 5 детей (50%) показали низкий
уровень результатов, 1 ребенок (10%) выявил средний уровень развития
необычности образов и у четверых (40%) был определен высокий уровень
развития критерия. По критерию «Богатство фантазии» у троих детей (30%)
был выявлен низкий уровень развития фактора, у двоих (20%) тестирование
определило средний показатель и у пяти (50%) уровень богатства фантазии высокий. По критерию «Глубина и проработанность образов», двое детей
(20%) показали низкий уровень развития фактора, 4 детей (40%) показали
средний результат и у четверых (40%) отметили высокий уровень развития
глубины и проработанности образов. По шкале «Впечатлительность и
26

27.

эмоциональность образов» у пяти детей (50%) был низкий уровень
показателя критерия, у троих учащихся (30%) определился средний уровень и
двое
детей
(20%)
показали
высокий
уровень
впечатлительности
и
эмоциональности образов.
Таблица 3 – Отображение результатов исследования уровня развития
речевого воображения по критериям

Высокий уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
1 Скорость процессов воображения 60%
30%
10%
2 Необычность,
10%
50%
20%
50%
30%
проработанность 40%
40%
20%
30%
50%
оригинальность 40%
образов
3 Богатство фантазии
4 Глубина
и
образов
5 Впечатлительность
и 20%
эмоциональность образов
Таким образом анализ диагностики детей 5-6 лет показал, что у
школьников данного возраста хорошо развито творческое воображение, в
рассказах и рисунках дети используют образы с объемным наполнением и
содержанием, могут логически его обосновать найти применение данному
объекту
в
реальной
невербальным
жизни.
воображением,
Дети
хорошо
фантазия
владеют
развита,
вербальным
насыщена
и
большим
количеством разнообразных, придуманных образов, отличается высокая
проработка персонажей, присутствует эмоциональная глубина и ярковыраженное отражение внутренних мотивов.
27

28.

2.3. Рекомендации по развитию творческого воображения у детей 56 лет
Начало учебной деятельности потребует от ребенка более сложной и
разнообразной деятельности, уклонение от привычных действий, подвижного
и гибкого мышления, быстрой адаптации к новым условиям и творческого
подхода к решению проблем.
С 5 до 6 лет творческое воображение вступает в стадию наиболее
активную стадию своего развития. Образы начинают носить более
специфичный и содержательный характер, отходят от шаблонов. Но при
постоянном выполнении однотипных заданий, которые направлены на
усвоение базовых требований учебной деятельности, ребенок теряет понятие
творческой деятельности, в прямом её понимании. Для развития творческого
воображения и способности к нему взрослые должны принимать активное
участие и следовать некоторым советов, которые выделяют большинство
психологов:
1.
Развитие творческого воображения и мышления при помощи
расширения опыта и кругозора ребенка.
2.
Наличие общения между взрослыми и ребенком, при помощи
разнообразных эмоциональных акцентов.
3.
Принятие
манипулятивной
взрослыми
деятельности
активного
ребенка,
участия
в
предметно-
привнесение
в
его
жизнь
разнообразных видов деятельности.
4.
Создание для ребенка доступных средств для самовыражения,
чаще всего рекомендуют рисование и лепку.
5.
Применение
в
обучающей
деятельности
художественно-
дидактических игр; рисования на темы; выразительных средств живописи и
рисунка.
28

29.

6.
Так же советуют использовать нетрадиционные техники, которые
стали возможны благодаря развитию технологической сферы. Такие задания
направлены на непредсказуемый результат и более глубокое развитие
творческого воображения и мышления. К таким занятиям можно отнести:
энкаустику, монотипию, граттаж, кляксографию с трубочкой, рисование с
использованием соли.
Так
же
всегда
рекомендуется
разнообразить
жизнь
ребенка
дидактическими играми, которые могут применяться не только в домашних
условиях, но и во время обучающей деятельности. Вот примеры некоторых
из них:
1.
Игра «Волшебные кляксы».
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.
Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.
Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее.
Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
2.
Игра «Волшебная ниточка»
Цели: обогащать лексику признаками и действиями, воспитывать
усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил
радость
и
удовлетворение,
развивать
образное
и
пространственное
мышление, кисти рук и глазомер.
3.
Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.
Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии,
квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более
сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик,
колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать)
по очереди. Кто больше?
4.
Игра «На что похожи наши ладошки».
Цель: развитие воображения и внимания.
29

30.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную
ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?»
(дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе
обведенных ладошек.
5.
Игра «На что похожи облака?»
Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в
их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака
бывают разные не только по цвету, но и по форме.
Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много
облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.
6.
Игра «Найди картину на палитре».
Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и
анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры
(холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит
соответствующее палитре настроение.
Ход. 1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с
холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины,
написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор. Игра
«Волны».
Ход. 2-е задание. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый
предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые
волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка
заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центре
круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца.
Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает
следующий купающийся.
30

31.

Заключение
В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано
большое
количество
научно-практической
литературы
по
развитию
творческого воображения у детей 5-6 лет. Анализируя различные теории
воображения из огромного числа источников, можно сделать вывод, что
проблемой развития творческого воображения и его связи с мышлением
занимались
множество
ученых
из
различных
отраслей
науки.
Все
существующие теории в совокупности дают более широкое понимание
творческого воображения, его возможностей и особенностей. Исходя из
теоретической
части
курсовой
работы
и
проанализировав
многие
литературные источники, можно с уверенностью сказать, что творческое
воображение – это продуктивная способность, позволяющая личности
создавать представления, образы, синтезировать сложные композиции двух
видов являющиеся вольными аналогами существующих реалий.
На
сегодняшний день, творческое воображение является важнейшим спутником
познавательной функцией, которая отвечает за творческое развитие и
нестандартное обучение ребенка. Благодаря творческой деятельности,
ребенок может олицетворять свои внутренние страхи, желания и потребности
в новых, значимых для него объектах.
Результаты всех работ, посвященных исследованию творческого
воображения, показывают, что процесс идёт по линии замещения в психики
реально-существующих
регуляции
объектах.
индивидуальных
Воображение
особенностей,
помогает
органических
ребенку
в
процессов,
движения и, самое главное – речи.
При изучении вопроса о характеристике творческого воображения, как
познавательного процесса было установлено, что его можно определить, как
31

32.

способность ребенка к построению новых образов, посредством переработки
психических компонентов.
Благодаря результатам, полученным при эмпирическом исследовании
можно сделать вывод, что для детей 5-6 лет важно не только проводить
развивающие мероприятия, но и создавать диагностико–коррекционную
работу по развитию творческого воображения.
Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении
особенностей развития творческого воображения у детей 5-6 лет, достигнута,
поставленные задачи решены.
Гипотеза о том, что у детей 5-6 лет преобладает высокий уровень
творческого воображения подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем
изучена проблема развития творческого воображения у детей 5-6 лет,
проанализирована психолого-педагогическая литература; на её основе
проведено эмпирическое исследование; изучены возрастные особенности
творческого воображения у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы
исследования и данные результатов исследования могут быть использованы в
профессиональной деятельности педагогов – психологов и родителей при
разрешении проблемы развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Таким образом, в рамках данной курсовой работы задачи были
реализованы полностью, цель изучения особенностей развития творческого
воображения у детей 5-6 лет, а также возможностей его эффективного
развития была достигнута. В ходе исследования данной проблемы, мы
установили, что изучение творческого воображения в процессе дошкольного
обучения остается одной из важных и изучаемых проблем психологии.
32

33.

Список используемой литературы
1.
50 уроков развития творческих способностей и воображения / под
редакцией И. А. Андреевой. Москва : Буквмастер, 2017. 32 с.
2.
Бахмутский А. Е., Глубокова Е. Н. Педагогика : учебное пособие /
Российский Государственный Педагогический Университет им. А. М.
Герцена, Кафедра истории педагогики и образования. Санкт-Петербург :
РГПУ (университет), 2018. 304 с.
3.
Боровик О. В. Развитие воображения : монография. Москва : Рон,
2018. 112 с.
4.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Москва : Просвещение , 2017. 292 с.
5.
Габдулхакова
И.
З.
Развитие
творческого
воображения
дошкольников и творческих способностей // Открытый урок : электронный
журнал. 20 мая 2018г. URL: https://urok.1sept.ru/ (дата обращения 15.10.2020)
6.
Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для
академического бакалавриата. Санкт-Петербург : Юрайт, 2019. 377с.
7.
Дмитрова С. В. Развитие творческого воображения у младших
школьников на уроках изобразительного искусства // Социальная сеть
работников образования : электронный портал. URL: https://nsportal.ru/. Дата
публикации: 04 февраля 2018 (дата обращения 11.10.2020).
8.
Информационно-образовательный
независимых
государств
:
[электронный
портал
ресурс].
содружества
2020.
URL:
http://cis.rudn.ru/doc/1545 (дата обращения: 13.10.2020).
9.
Климова
С.
Н.
Развитие
воображения
дошкольников
во
внеурочной деятельности // Социальная сеть работников образования :
33

34.

электронный портал. URL: https://nsportal.ru/ . Дата публикации: 25 марта
2018 (дата обращения 11.11.2020).
10. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим
следует понимать?
: монография.
Москва : ИНФРА-М, 2018.
144 с.
(Научная мысль).
11. Концепция развития Дополнительного Образования детей в
Российской Федерации : учебное пособие / под редакцией М. Н. Поваляева.
Москва : Юрайт, 2016. 192 с. (Бакалавр. Академический курс).
12. Макарова И. В. Общая психология : учебное пособие. Москва :
Юрайт, 2016. 185 с. (Профессиональное образование).
13. Немов В. Р. Общая психология : Том 1. Общая часть : учебник
для академического бакалавриата. Москва : Юрайт, 2019. 726 с. (Бакалавр.
Академический курс).
14. Портал Оренбургского областного Дворца творчества детей и
молодежи имени В.П. Поляничко : [электрнный ресурс].
2020.
URL:
http://odtdm.ru/ (дата обращения: 13.10.2020).
15. Российкий образовательный портал Слово : [электронный ресурс].
2018.
URL:
https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/
(дата
обращения:
13.09.2020).
16. Силаева, Я. В. Развитие креативности у детей дошкольного
возраста : монография. Чебоксары : Интерактив Плюс, 2017. 144 с. URL:
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.10.2020).
17. Столяренко, Л. Д. Основы педагогики и психологии дошкольного
воспитания: для студентов высших учебных заведений. Москва : Юрайт,
2017. 158 с. (Бакалавр и магистр. Академический курс).
18. Тятюшкина,
А.
В.
Развитие
творческого
воображения
дошкольников // Электронная сеть работников образования : электронный
портал.
URL: https://infourok.ru/.
Дата публикации: 5 апреля 2018 (дата
обращения 13.11.2020).
19. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое
34

35.

воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой учёный.
2019. Вып. 21. С. 23-28.
20. Янге, Е. Веселые игры для развития воображения ; под редакцией
А. Ю. Савиной. Москва : Феникс ; 2016. 110 с.
Приложение А
Стимульный материал к тесту «Где чье место?»
35

36.

Приложение Б
Диагностическая карта к методике: «Рисунок»
№ Ф.И. ребенка
Скорость
Необычно Богатство Глубина и Общее число баллов
процессов
сть,
фантазии. проработа
воображения оригинал
нность
ьность
образов
образов.
1
Кира А. 0
0
0
0
0
2
Максим В. 2
0
2
1
5
3
Анфиса В. 1
0
0
0
1
4
Афанасий Д. 2
2
2
2
8
5
Карина Д. 2
2
2
2
8
6
Валерий З. 1
0
0
1
4
7
Ксения Л. 2
1
1
2
6
8
Егор М. 2
2
2
2
8
9
Светлана О. 2
2
2
1
7
1
0
Игорь Т. 1
0
1
1
3
36

37.

37

38.

Приложение В
Приложение Г. Диагностическая карта к методике: «Вербальная
фантазия» - Р.С. Немова
№ Ф.И. ребенка Скорост Необычн Богатство
процесс гинально
и Впечатлительно Общее
число
проработан сть
и
баллов
ность
эмоциональност
ов
образов
ь образов.
ь
ость,ори фантазии.
сть
Глубина
воображ образов.
ения
1 Кира А.
0
0
0
0
0
0
2 Максим В.
2
0
2
1
1
6
3 Анфиса В.
1
0
0
0
0
1
4 Афанасий Д. 2
2
2
2
2
10
5 Карина Д.
2
2
2
2
0
8
6 Валерий З.
1
0
0
1
0
4
7 Ксения Л.
2
1
1
2
1
7
8 Егор М.
2
2
2
2
2
10
9 Светлана О.
2
2
2
1
0
7
1 Игорь Т.
0
1
0
1
1
1
4
38
English     Русский Правила