Похожие презентации:
Народы Сибири: Эвенки
1.
Народы Сибири:Эвенки
2.
ЭвенкиЭвенки — один из самых многочисленных северных народов,
сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования.
Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и
тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и
считали
воронов
заколдованными
людьми.
До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой
образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с
Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки.
Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки
нигде и везде».
В зависимости от региона обитания эти народы называют себя «илэ»
или «орочен», первое название означает «оленьи люди», второе –
«владелец оленя». Общая численность эвенков в мире составляет
порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в
Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527
эвенков.
3.
Национальный костюмОдежда эвенков подразделялась на охотничью
(производственную), выходную (домашнюю), летнюю и
зимнюю, мужскую и женскую. Мужская и женская одежда по
крою не различалась, но женский кафтан был более украшен
и несколько длиннее. Единственное различие – в нижнем крае
нагрудника. Женский нагрудник имеет прямой нижний край,
мужской – углом.
4.
Штаны натазники - хэркиКафтан из
лосиной ровдуги
Капор – головной убор
Женский
нагрудник
Мужской нагрудник
из меха козы, оленя и
бисера
Унты
5.
Жилище эвенковТрадиционное жилище эвенков —
чум-урус конической формы. Основа
из плотно собранных жердей зимой
покрывалась оленьими шкурами.
В центре уруса располагался
открытый очаг или мазаный глиной
камин, сверху размещали жердь для
котла. Задняя часть чума
предназначалась для почетных
гостей, заходить на нее женщинам не
полагалось. Оседлые эвенки
проживали в полуземлянках с
плоской крышей, скотоводы строили
юрты, наподобие монгольских.
6.
Традиции эвенковБольшую роль в жизни
эвенков играли анимизм,
шаманство, охотничьи
обряды и традиции,
проводить которые могли
только мужчины. Волк был
для эвенков священным
животным, на него не
охотились. Почитали
ворона: считалось, что он
передает богам земные
вести. Поскольку вороны
умели разговаривать,
эвенки считали их душами
людей, облаченными в
птичье обличье.
7.
Традиционный быт эвенковБыт
эвенков
максимально
приспособлен к условиям кочевой
жизни. Основным транспортным
средством
являются
олени.
Наряду
с
вьючно-верховым
транспортом распространён и
зимний упряжной транспорт с
использованием нарт. Также для
перевозки грузов использовались
легкие лодки. Среди лодок у
эвенков были распространены
челноки различных конструкций.
Для переправы через реки
применялись
плоты
из
нескольких бревен.
8.
Культ животныхИнтересные традиции были связаны с общением людей и животных.
Считалось, что животные прекрасно понимают человеческую речь,
поэтому существовало интересное требование: при сборах на охоту об
этом прямо говорить нельзя, так как любое животное, услышавшее эти
разговоры, предупредит жертву. Разговоры велись иносказательно,
применялись специальные обороты и слова, заменяющие понятия
«охотник», «жертва», «Ружьё», «лук» и пр. Считалось, что у каждого
зверя есть дух-хозяин, которому следует молиться, чтобы вернуться из
тайги живым и невредимым. Таким духам приносили жертвы, а для
личной безопасности на теле носили амулеты (когти, кости, кусочки шкур
и пр.), отводящие все возможные неприятности, связанные с охотничьими
делами. Особое место уделяли медведям. Интересным было то, что эвенки
отождествляли себя с этим зверем, считали, что он умеет разговаривать,
может принимать человеческий облик и превращаться опять в животное.
Насмехаться над медведем не разрешалось, так как зверь мог жестоко
отомстить.
9.
10.
Животворящий огоньНа протяжении длинных холодных месяцев залогом выживания
было наличие огня в дю (чуме). Костёр располагался строго по
центру, знаменуя собой сердце жилища и семейства. В летние
месяцы вместо большого огня тут располагали дымокур, а пищу
готовили на костре около чума. Огонь считался главной семейной
святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В
основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и
отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с
чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра
сравнивалось с предвестником ужасных и трагических событий. У
костра был личный дух, наделяемый внешностью старика или
старой женщины, которому прямо на угли клали лучшие куски мяса
и капали вино. Детям нельзя было играть с головешками, а
взрослым – ссориться и сквернословить рядом с ним, так как это
могло стать причиной ослабевания духа-огня, что приведёт к
несчастьям
и
болезням
всех
домочадцев.
11.
Как принимали гостейОбычай гостеприимства известен всем народам мира. Строго
соблюдался он и эвенками. Многим эвенкийским семьям приходилось
значительную часть года кочевать по тайге в отрыве от других семей,
поэтому приезд гостей всегда был праздником. Гостям дарили подарки,
усаживали на почетное место в чуме (за очагом, напротив входа),
угощали самыми вкусными блюдами, например мелко накрошенным
мясом медведя, приправленным прожаренным медвежьим жиром. В
теплое время года в честь приезда гостей устраивали танцы. Танцевали
на поляне, невдалеке от стойбища. Традиционные эвенкийские танцы
были необычайно темпераментны. Принимали в них участие все
обитатели стойбища — от мала до велика. После обильного угощения,
обмена новостями, танцев, когда день клонился к вечеру, кто-либо из
гостей или хозяев начинал неспешный рассказ. Рассказчик то говорил,
то переходил на пение, а слушатели хором повторяли наиболее важные
слова. Всю ночь в чуме, где принимали гостей, люди не смыкали глаз:
сказания были настолько длинными, что закончить их к рассвету, как
правило, не успевали.