Похожие презентации:
Иммануил Кант. Гносеологический переворот
1. Иммануил Кант (1724-1804) Я потеснил разум, чтобы дать место вере
2.
3. Немецкая классическая философия: синтез философского рационализма Нового времени и просветительской идеологии
- Отказ от механистического детерминизма и наукоцентризма какуниверсальной методологии
- Критика абсолютизма и формирование идеологии Просвещения
- Возникновение новых социальных трендов (Французская революция,
идеология бонапартизма, освоение Северной Америки)
- Идеология свободы как базовый социальный тренд.
- 1789 г. –Декларация прав человека
- Формирование искусства романтизма
- «Имей мужество пользоваться собственным умом!»
«Человек – существо, распятое между двумя мирами»
4.
В философии И. Канта принятовыделять два периода
Докритический
Критический
5.
Докритический период• Период творчества молодого Канта
• Интерес сосредоточен на проблемах
космологии, в частности, проблемах
происхождения Вселенной.
• В этот период Кант предстает как
натурфилософ, активно
интересующийся естественной
историей.
«Всеобщая естественная история и теория неба»,
1775 г.
«О причинах землетрясений».1756
«Опыт о болезнях головы», 1764
«О различных человеческих расах», 1775
6.
Докритический период• Выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы в
результате охлаждения газовой туманности.
Первичная
материя,
рассеянная в
космосе.
Некоторые частицы
продолжали
свободно вращаться
Частицы материи
сталкивались и
теряли скорость
Соединяясь, частицы
образовали Солнце
Кольца
газообразной
материи
7.
И. Кант первым применил понятие «эволюция»в отношении к космическим объектам.
протозвезда
звезды
туманность
красный гигант
сверхновая звезда
8. Критический период
• основной период в творчестве Канта«Критика чистого
разума»,1781
«Критика практического
разума», 1788
«Критика способности
суждений», 1790
•гносеологические
проблемы
этические проблемы .
• эстетические проблемы
9.
Гносеологический переворот И.Канта(«коперниканский переворот»)
- Синтез эмпиризма и рационализма: «ощущения без
понятия глупы, а понятия без ощущений слепы»
- Переориентация гносеологии : «ЧТО познается?» ---«КАК познается?»
- Новая интерпретация субъекта познания (отход от
концепции «гносеологической робинзонады», модель
«карлика, сидящего на плечах гиганта»
10. Виды познавательной активности
1. Универсальные высказывания (имеют всеобщий инеобходимый характер) и неуниверсальные
суждения (истинны только в определенных ситуациях)
2. Синтетические суждения (формируют новые знания)
и аналитические суждения (лишь конкретизируют
уже имеющиеся знания)
3. Суждения априори (не зависят от опыта) и суждения
апостериори (основаны на опыте)
Основной вопрос: как возможны синтетические
суждения априори? (трансцендентное знание)
Существует ли знание, независимое от опыта и всех
чувственных впечатлений?
11. Познание - это процесс активного создания картины внешней реальности.
Чтопознается?
Как
познается?
12.
РационализмЭмпиризм
Активность
субъекта
«Ощущения без понятий- слепы, а понятия без ощущенийглупы»
И. Кант
Чувственность
Рассудок
Разум
13.
Чувственный уровень(апостериорное знание):
недостатки:
- субъективность,
- конкретность,
- пассивность
Создание
устойчивого
образа
предмета
Память
Процесс
«узнавания»
предмета
14.
Уровень рассудкаПознание (пассивно, объект
познания - часть
объективного мира)
Чувственное
познание
Рациональное
познание
Мышление
/ «продуктивное воображение»
(креативность, интеллектуальное
конструирование объекта
познания)
Теоретическое
Практическое
15.
РассудокПознание
Имеет
активный
характер
Мышление
высшая активная
интеллектуальная
деятельность
процесс создания
картины внешней
реальности
Чувственное
познание
Рациональное
познание
•Ощущение
•Восприятие
•Представление
•Понятие
• Суждение
•Умозаключение
Теоретическое
•Понятийное
•Образное
Практическое
•Наглядно-образное
•Наглядно-действенное
16.
Формы рассудка и категорийКоличество
Качество
Отношение
Модальность
Реальность
Субстанция и
акциденция
Возможность и
невозможность
Множественность
(величина)
Отрицание
Причина и
действие
Существование и
несуществование
Целокупность
(целое)
Ограничение
Общение
(взаимодействие)
Необходимость
и случайность
Единство(мера)
Категории априорны (доопытны)-это интеллектуальный
опыт поколений, который наследует человек («карлик,
сидящий на плечах великана»)
17.
Первичные базовые структуры.Характеризуют не бытие
предметов, а лишь формы их
интеллектуального созерцания
Пространство
Время
Идеальны
Помогают расположить
чувственные впечатления
в определенной
последовательности
Они присущи каждому
человеку
(трансцендентальны)
18.
РазумПознание не отображает мир, а конструирует его.
Разделение мира на мир ноуменов («вещь-в-себе») и феноменов («вещьдля-нас»)
Основные объекты разума – Бог, свобода и бессмертие
Тезис о принципиальной непознаваемости мира – ангостицизм
Гносеологический пессимизм или гносеологический
оптимизм?
19.
Теоретическийразум
Вопросы
Главноеповедение
Знание
вторично.
Практический
разум
20. Человек … есть последняя цель
1.Что я могу знать?2.Что я могу делать?
3. На что я могу надеяться?
4. Что есть человек?
21.
РазумМаксимы
личные
принципы
поведения
Нравственные
предписания
Форма
нравственного
долга (Я и никто
другой!)
Осмысленность
Критика как форма
нравственной
рефлексии
определяют
волю к
действию.
Поступки
Императивы
общезначимые
предписания
22.
Категорическиеимперативы
Исполнение вне
зависимости от
условий чувственности
Следуют моральным
предписаниям
Предполагают
свободу
человеческой воли.
Мораль
Отношение
Поведение
Сознание
23.
Категорический императив«Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и лице всякого
другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда как
средство.»
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с
тобой»
Человек является
высшей
ценностью.
Человек оберегает
собственное
достоинство
Человек осознает
достоинство
другого человека
24.
ЧеловекТелесное существо
Царство
необходимости
Человек подчинен
законам природы и
установлениям
общества.
Моральное существо
Совесть
Царство
свободы
Человек
осуществляет выбор
и только в этой
ситуации становится
человеком
25.
МоральНЕ
возникает из
божественных
условий
Поддержка в пользу
выбора морального
поведения
НО
неизбежно
ведет к
религии
Необходимо признать всемогущее моральное
существо как владыку мира
Совесть
голос Бога в человеке
Бог
существует
26.
DU KANNST, DU SOLLTS.*ты можешь,
следовательно, ты
должен.