Похожие презентации:
Этика Канта
1. ЭТИКА КАНТА
• «Что я должен делать?» Учение о практическомразуме, (абсолютно) доброй
воле. Связано с учением о
чистом разуме посредством
учения о двух мирах и
третьей антиномии (о
свободе воли).
• Абсолютистская теория
морали – мораль по своему
содержанию не зависит ни
от чего эмпирического
Критика практического разума
(нравственного опыта
Основы метафизики
людей, их установлений,
нравственности
«духа эпохи», времени и
т.д.).
2. ЭТИКА КАНТА
• Эмпирическая этика –историческое описание
нравов – практическая
антропология.
• Поэтому только
нормативная этика, учение
о том, «как должно», а не о
том, «как есть», является
этикой в собственном
смысле слова.
• Нравственные законы
Критика практического разума
вечны, универсальны,
Основы метафизики
неизменны – АПРИОРНЫ.
нравственности
3. ЭТИКА КАНТА
• Это понятно, ибо нельзя бытьдобродетельным «относительно
чего-то» или «для чего-то»
(например, для обретения
спасения или даже счастья).
Такая «условность» разрушает
само понятие морального
закона, как выражающего
уникальное свойство человека
как личности (то есть саму
природу человека), как того, что
делает человека Человеком.
• Но традиционная религиозная
мораль не выдерживает
Критика практического разума
«проверки» по этому критерию
Основы метафизики
– моральные принципы
нравственности
предписываются человеку
извне, трансцендентным Богом.
4. ЭТИКА КАНТА
• Кант вводит понятияАВТОНОМИИ и
ГЕТЕРОНОМИИ воли.
• Автономна та воля (связь ее с
понятием П-разума очевидна),
которая сама себе дает законы,
законы, по которым будет
определять и себя, и все
соответствующие практические
действия человека (априоризм)
• Гетерономия воли –
заимствование принципа
определения к действию извне.
Критика практического разума • Поэтому моральный закон по
Основы метафизики
своей природе может
принадлежать только
нравственности
автономной воле.
5. ЭТИКА КАНТА
• Для человека моральныепредписания имеют
характер ИМПЕРАТИВОВ,
ибо нравственное
поведение НЕ является
«автоматическим»,
физически необходимым
(как для ангелов, для
которых моральные
Критика практического разума
правила – это принципы их
Основы метафизики
реального поведения).
нравственности
6.
ИМПЕРАТИВЫГИПОТЕТИЧЕСКИЕ
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ
Делай А ради В
(«чтобы стать сильным,
качай мускулы»)
Делай А ради самого А
(«надо, потому что надо»)
Гетерономия
ЧИСТО ФОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН
7.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ1. Поступай всегда так, чтобы максима (принцип)
твоего поведения могла стать всеобщим законом
(поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы
поступали все).
2. Относись к человечеству в своем лице (так же,
как и в лице всякого другого) всегда только как
к цели и никогда – как к средству.
8. РИГОРИЗМ ЭТИКИ ДОЛГА
Критика практическогоразума
• Ригористический аспект этики
Канта: «Должен, потому что
должен». В принципе нет и не
может быть никаких
обстоятельств, упраздняющих
необходимость исполнения долга
или оправдывающих его
неисполнение.
• Не обстоятельства оказались
сильнее человека, а человек
оказался слабее обстоятельств.
• Этика Канта не оставляет места
самооправданию и самообману.
• «Человек обречен быть
свободным, поэтому обречен
быть нравственным».
9. ГУМАНИЗМ ЭТИКИ ДОЛГА
Критика практическогоразума
• Гуманистический аспект этики
Канта: «Должен, значит,
можешь». В принципе нет и не
может быть никаких
обстоятельств, которые могли бы
помешать исполнить моральный
долг. Автономия воли
гарантирует нравственную
автономию и нравственное
торжество Человека.
• «Жертва сильнее палача».
• Человек всегда может быть
человеком, всегда может выбрать
себя как человека.
10. НРАВСТВЕННАЯ МОТИВАЦИЯ
Критика практическогоразума
• Следует различать такие
характеристики поступка,
как «моральный» и
«легальный».
• Легальное действие – то,
которое соответствует норме
морального закона.
• Моральное действие – то,
которое, кроме того,
совершается исключительно
из чувства долга.
11. НРАВСТВЕННАЯ МОТИВАЦИЯ
«Выбирая себя,мы выбираем
все человечество»
(Сартр)
• Личная заинтересованность,
удовольствие и т.д. не могут
служить определяющими
обстоятельствами морального
действия.
• Тогда что же заставляет
человека поступать
нравственно? Что и как
мотивирует это возникновение
чувства долга?
• Это – уважение к
нравственному закону, то есть
осознание себя человеком и
возникающая отсюда
априорная ответственность.
12. АНТИНОМИЯ П-РАЗУМА
Счастье и добродетель – необходимые компоненты Высшего благаТЕЗИС:
«Желание счастья должно быть
побудительной причиной
максимы добродетели»
АНТИТЕЗИС:
«Максима добродетели должна
быть действующей причиной
счастья»
ЭПИКУРЕИЗМ
СТОИЦИЗМ
Это гетерономия, поэтому
Это невозможно
тезис ложен
в земном чувственном мире
13. ПОСТУЛАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
СВОБОДАВОЛИ
БЫТИЕ
БОГА
БЕССМЕРТИЕ
ДУШИ
По своему объективному содержанию религия ничем не
отличается от морали. Поэтому религия основывается на морали.