1.04M
Категория: Русский языкРусский язык

Средства выразительности. Задание 26 ЕГЭ. 11 класс

1.

Средства выразительности
Задание 26 ЕГЭ
11 класс

2.

Домашнее задание

3.

Домашнее задание

4.

Домашнее задание

5.

Разминка
1.В каком ряду во всех словах ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
1) придАное, аэропортЫ, столЯр
2) мозаИчный, оптОвый, сливОвый
3) окружИт, вручАт, опОшлить
4) зАгнутый, подкралАсь, понЯвший
2. В каком предложении выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?
1) С повышением качества продукции ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ спрос на неё увеличился.
2) Если мякоть КОРНЕВОГО сельдерея добавить в блюдо, оно обретёт особый аромат.
3) Глубокого уважения заслуживает ДЕЙСТВЕННАЯ помощь известного актёра одному из
детских домов.
4) Хороший специалист без труда ОТЛИЧИТ ткани между собой.
5) Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДОСТАВЛЯЕТ нам
необычайные возможности.
3. В каком ряду НЕТ ошибки в образовании формы слова?
1) палец с мозолью, четырёхстами рублями
2) свет зажгётся, пять килограммов вишен
3) бочки без доньев, опытные тренеры
4) в пятистах километрах, двое подруг
5) не лазай по крышам, слесаря отрегулируют

6.

Разминка
4. В каком предложении ставится одна запятая?
1) Почти всегда на таких холмах растут две или три мощные столетние сосны.
2) Темы взаимоотношений человека и природы человека и общества были главными в
творчестве Виктора Астафьева.
3) В июльские вечера и ночи перепела и коростели уже не кричат.
4) Всё блещет и нежится и тянется к солнцу.
5. В каком варианте верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые? «Это был мамин любимый цветочный горшок (1) на узор (2) которого (3)
мы так любили смотреть по вечерам (4) слушая рассказы о таинственных (5) невероятных
находках археологов».
1) 1, 3, 4, 5
2) 2, 4
3) 1, 4, 5
4) 1, 4
6. В каком варианте верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые? «Видите ли (1) Николай Филиппович (2) вы сейчас (3) едва ли (4) в
состоянии трезво оценить произошедешее, ведь (5) вы (6) голубчик (7) так устали,
вдобавок (8) так потрясены всем случившимся, что (9) полагаю (10) самым лучшим для
вас отправиться в свою комнату и лечь в постель».
1) 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10
2) 1, 2, 6, 7, 9, 10
3) 1, 2, 5, 6, 7, 8
4) 1, 2, 6, 7

7.

ТРОПЫ (слова с переносным значением)
Аллегория – иносказание, изображение отвлечённой идеи через конкретный образ: весы правосудия.
Антонимы – слова с противоположным значением: «волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень!
Не столь различны меж собой…» (А. Пушкин).
Гипербола – преувеличение: «Я видывал, как она косит: / Что взмах – то готова копна» (Н.
Некрасов).
Ирония – скрытая насмешка: «– Отколе, умная, бредёшь ты, голова? – Лисица, встретяся с Ослом, его
спросила» (И. Крылов); всю жизнь об этом мечтал!
Литота – преуменьшение: Мальчик-с-пальчик.
Метафора – скрытое сравнение: золото листьев; «Пустых небес прозрачное стекло» (А. Ахматова);
выходить за рамки, струны души, температура у больного прыгает.
Метонимия – замена одного понятия другим, смежным с первым: «И вы, мундиры голубые» (М.
Лермонтов); «Я три тарелки съел» (И. Крылов); «Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама
Смита» (А. Пушкин); весь город обсуждал это событие.
Оксюморон – сочетание антонимов: горячий снег, живой труп, «Мёртвые души».
Олицетворение – приписывание качеств, эмоций, действий человека предметам, природе: «Котелок
сердится и бормочет на огне» (К. Паустовский).
Перифраз(-а) – замена одного слова описательным оборотом речи: Петербург – Северная Пальмира
или город на Неве; врачи – люди в белых халатах.
Синекдоха – вид метонимии, передаёт оношения количества ( меньшее вместо большего и наоборот):
«Все флаги в гости будут к нам» (А. Пушкин); «И слышно было до рассвета, как ликовал француз»
(М. Лермонтов); иметь крышу над головой, не хватает рабочих рук.
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий (можт выражаться Т.П.): «И осень тихою
вдовой / Вступает в терем свой» (И. Бунин).
Эпитет – образное определение: жестяной свист; «Я люблю усталый шелест / Старых писем,
дальних слов» (М. Волошин).

8.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Бессоюзие (асИндентон) – отсутствие союзов, придаёт речи сжатость, динамику:
«Швед, русский колет, рубит, режет, / Бой барабанный, клики, скрежет» (А.
Пушкин).
Восклицательные предложения – утверждение с интонацией приподнятости,
воодушевления: «Как хороши, как свежи были розы / В моём саду! Как взор
прельщали мой!» (И. Мятлев)
Неполные предложения (эллипсис) – пропуск в речи подразумеваемого слова,
которое можно восстановить из контекста: «День в тёмную ночь влюблён, в
зиму весна влюблена, жизнь – в смерть… А ты?.. Ты в меня!» (Г. Гейне).
Многосоюзие (полисИндентон) – однородные члены связаны между собой
союзами, чаще союзом И; подчёркивается целеустремлённость и единство
перечисляемого: И деревья, и кусты, и трава, и клумбы были покрыты
снегом.
Риторический вопрос – утверждение в виде вопроса, который не предполагает
ответа: «Кто не проклинал автобусную давку?»
Сравнительный оборот - сопоставление явлений с помощью союзов как, будто,
точно, словно: «Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной»
(А. Пушкин).
Однородные члены предложения – «Ни сад, ни опытный участок не были
ограждены ни колючей проволокой, ни частым тыном, ни дощатым
забором».

9.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
Анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале предложений, строф: «Жди
меня, и я вернусь. / Только очень жди. / Жди, когда наводят грусть / Жёлтые дожди…» (К.
Симонов).
Эпифора – повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций: «Милый
друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьёт меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле
мирного огня» (А. Блок).
Антитеза – противопоставление, часто создаётся с помощью антонимов: «Со всеми буду я
смеяться, а плакать не хочу ни с кем» (М. Лермонтов).
Вопросно-ответная форма изложения: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» - «Около двух лет.» - «На
ком?» - «На Лариной.» - «Татьяне?» - «Ты ей знаком?» - «Я им сосед.» (А. Пушкин).
Градация – постепенное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов,
метафор: Сегодня весёлый, радостный, лучезарный день.
Инверсия – расположение слов в ином порядке, чем установлено грамматическими
правилами: «Роняет лес багряный свой убор» (А. Пушкин) (прямой порядок: Лес роняет свой
багряный убор).
Лексический повтор одного и того же слова или слов, имеющих в контексте одно
значение: «Река тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается…» (В. Солоухин).
Парцелляция – расчленение фразы на части и даже на отдельные слова: Этим можно
объяснить многое. Кроме одного. Нашего равнодушия.
Риторическое обращение носит условный характер, придаёт авторской речи экспрессию:
«Мечты, мечты! Где ваша сладость!» (А. Пушкин).
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение двух или нескольких фраз: «Мы
духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духовны,
когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних
полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире
скромный отпечаток собственной личности… И мы духовны, когда, перечитывая любимый том,
понимаем его по-новому».

10.

1. Прочитайте отрывок из текста. Укажите художественные
средства, которые в нём использованы (обратите внимание
на выделенные слова).
В чёрной, ревущей, ледяной пустыне она была
лишь дрожащим атомом разума, уносимым ветром,
который грозил задуть слабое пламя её жизни.
2.
Прочитайте отрывок из текста. Укажите художественные
средства, которые в нём использованы (обратите внимание
на выделенные слова).
Он хотел научить поэзии будней всех тех, кто
обречён был на эти будни. Он указывал тысячам и
миллионам, как нисходит в их жалкую жизнь
вечное, как под золой будней тлеют искры тихой
надежды, он учил их раздувать эти искры в
бодрящее пламя уюта. Он расписывает жилище
бедняка широкой и сочувственной кистью.

11.

Найдите соответствие между названиями тропов и
примерами.
А) Казалось, в души людей въедалась тонкая пыль вины.
Б) Людей подхватило, как пыль ветром, и закружило в
общем вихре.
В) История человечества начинается камнем, но дорогу к
цивилизации оно пробило себе железом.
Г) Раскрывает рот зевота шире Мексиканского залива.
Д) Туман с кровожадным лицом каннибала жевал
невкусных людей.
Е) Он пропел трагический и грозный гимн своей Отчизне.
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) метонимия
5) гипербола
6) олицетворение

12.

1. Какие средства выразительности НЕВЕРНО
проиллюстрированы примером?
1) гипербола: «его проповеди сотрясали каменные стены»
2) метафора: «трон поддерживался штыками»
3) сравнение: «ему ничего не оставалось делать, как
вернуться назад»
4) фразеологизм: «Москва направила делегатов»
5) эпитет: «грозный взгляд»
2. Какие средства выразительности используются в этом
тексте?
Река жизни – это громадно! Всё она смоет рано или поздно, снесёт
все твердыни, оковавшие свободу духа. И где была раньше отмель
пошлости – там сделается величайшая глубина героизма.
1) метафора
2) антоним
3) фразеологизм
4) слово разговорного стиля

13.

Найдите соответствие между названиями средств выразительности и
примерами (обращайте внимание на выделенные слова).
А) И погасшие вулканы ещё пышут. Завистью.
Б) Он просил, плакал, взывал, умолял, даже встал на колени, но тот, кого
он считал другом, молча показал ему листок с подписанным
договором.
В) Молодость обманывается насчёт своего будущего, старость – насчёт
своего прошлого.
Г) Легко скрыть ненависть; трудно – любовь; всего же труднее –
равнодушие.
Д) Покоя никому не давало острое занозистое слово его.
Е) Не пора ли остановиться, чтобы понять, куда мы пришли?
Ж) Когда человек хочет узнать – он исследует, когда он хочет спрятаться от
тревог жизни – он выдумывает.
1) антитеза
2) эллипсис
3) парцелляция
4) риторический вопрос
5) синтаксический параллелизм
6) градация
7) инверсия

14.

Прочитайте текст.
(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне
свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо,
больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не
клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в
безобразном, безграмотном смешении. (5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже
размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и
«фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску.
(6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь
фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не
«болельщики»), эстрадные. (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко
встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный»,
«особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так
национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на
оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А
ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор,
анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов
Данелия, Рязанова, Гайдая. (10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для
наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо
звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут
на страницах классиков и ждут светлых дней. (13)Ни в коем случае не стоит закрывать
глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика.
(14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник
ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с
экрана, пестрят в печати? (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за
наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный».
(19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать
его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками,
несовместимой мешаниной.
(По Т. Жаровой)

15.

«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о
красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое
синтаксическое средство выразительности, как _____
(предложения 1, 11), а такой приём, как _____ («всё приемлет,
на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _____
(«сверхделовой» в предложении 12) и _____ («великий,
могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают
речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять
авторскую позицию».
Список терминов:
1) эпитеты
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) индивидуально-авторское слово
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) фразеологизм
9) риторическое восклицание

16.

Разминка
7. В каком варианте верно указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые? «Вдыхая медовые запахи этих трав (1) я проходил
полевыми тропинками (2) по плечи утопая в нежно-зелёных хлебах (3) и (4) не веря
глазам своим (5) вглядывался в бесконечную даль (К. Паустовский)».
1) 1, 4, 5
2) 1, 2, 3, 4, 5
3) 1, 2, 5
4) 1, 4
8. В каком варианте верно указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые? «За огородами следовали крестьянские избы (1) которые (2)
хотя были выстроены врассыпную (3) и не заключены в правильные улицы (4) но
показывали довольство обитателей».
1) 1, 2, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 4
4) 2, 4

17.

Разминка
9. Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером?
1) Разговорная лексика (тараторить, я мигом)
2) Инверсия: (Арагвы светлой он счастливо Достиг зелёных берегов)
3) Эллипсис: (Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружьё из
чехла, и туда – я за ним)
4) Сравнение (На глаза осторожной кошки похожи твои глаза)
5) Олицетворение (В саду горит костёр рябины красной)
10. Какое средство выразительности НЕ использовано в данном отрывке?
«Высокие залы, фраки, декольте, сверкают бриллианты и взоры, на столах
фантастическое изобилие. Там рушатся города – здесь пиликают на скрипках
цыгане. Там ежедневно умирают десятки тысяч людей – здесь полуобнажённая
маркиза танцует с господином в китайском костюме».
1) антитеза
2) синтаксический параллелизм
3) оксюморон
4) ряды однородных членов
5) разговорное слово

18.

Диагностика
(1)Моими соседями в купе были мужчина и паренёк лет девяти-десяти.
(2)Мальчик достал книгу и при свете электрического корытца погрузился в чтение. (3)Мужчина спросил его:
– (4)Донат! (5)Что читаешь?
(6)Мальчик послушно ответил:
– (7)Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».
– (8)Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл». (9)Повтори, пожалуйста, имя автора.
– (10)Артур Конан Дойл, – покорно повторил мальчик.
– (11)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце?
– (12)Так все говорят...
– (13)Не надо говорить, как «все». (14)Мы должны быть не хуже их, а лучше. (15)Не ниже их по развитию, а выше. (16)Понял?
– (17)Понял, – чуть слышно отозвался Донат.
– (18)Не слышу. (19)Громче.
– (20)Понял, – почти крикнул мальчик.
– (21)Так ты весь вагон разбудишь. (22)Повтори ещё раз, умеренным голосом: «(23)Понял тебя, папа».
– (24)Понял тебя, папа, – чуть помедлив, повторил мальчик. (25)Еле заметное раздражение скрипнуло в его голосе.
– (26)Учись себя контролировать, – резюмировал отец.
(27)Когда отец вышел умыться на ночь, Донат достал ручку и лист бумаги и стал писать. (28)С верхней полки мне было хорошо видно: аккуратным, красивым почерком он выводил,
строка за строкой, одни и те же слова: «(29)Долина ужаса. (30)Долина ужаса. (31)Долина ужаса...» (32)Вдруг, услышав шум в коридоре, мальчик схватил лист и, скомкав, сунул
его в карман и нырнул с головой под одеяло...
(33)Утром Доната в купе не было, отец сидел на месте. (34)В коридоре стояла очередь к единственному туалету – там увидела Доната.
– (35)Кто последний? – спросила я. (36)Донат ответил:
– (37)Я!
(38)Я встала к окну. (39)Рядом стоял мальчик, мне страх как хотелось с ним поговорить, понять, зачем он упорно писал «Долина ужаса». (40)Но между нами был забор, ограда, нет –
целая полоса отчуждения... (41)Бежевые глаза Доната, сбоку почти янтарные, прилежно отслеживали бегущие за окном предметы; светлые ресницы на бледной, почти
бесцветной щеке казались нематериальными.
(42)Вдруг я спросила:
– (43)Знаешь, что такое электроэнцефалограмма?
(44)Он отрицательно покачал головой, но в глазах мелькнула искра заинтересованности. (45)И я рассказала о своей работе. (46)Он слушал – сперва недоверчиво, насторожённо, но
постепенно появлялся интерес.
– (47) Здо́ рово про эти ваши биотоки, – сказал он. – (48)Записал на какую-то кривулю – и всё ясно. (49)Только не верится: наложил электроды, а другие угадали, что я чувствую?
– (50)В какой-то мере.
– (51)Даже если... если я изо всех сил скрываю?
(52)Он поднял глаза, и вдруг на мгновение в них сверкнула такая неистовая ненависть, что я отшатнулась. (53)Миг – и вспышка погасла.
– (54)Тебе надо самому посмотреть опыт! (55)Приходи ко мне в лабораторию. (56)Вдруг это – твоё будущее! (57)Вот мой телефон – позвони накануне.
(58)Адрес и телефон я записала на листке из блокнота участника конференции, с которой возвращалась. (59)Он взял. (60)Потом тяжело вздохнул.
– (61)Моё будущее? – переспросил он. – (62)Это от меня не зависит.
– (63)От кого же?
– (64)Всё решено. (65)Давно.
– (66)Как это? (67)Человек сам вправе распоряжаться своим будущим.
(68)Донат засмеялся. (69)Смеялся взрослый, разочарованный человек.
– (70)Вправе?.. (71)А вы знаете, что такое «Долина ужаса»?
– (72)Приблизительно.
– (73)Вы этого не знаете и не узнаете никогда… (74)Смотрите: туалет освободился. (75)Теперь я вам уступлю очередь. (76)Видите, какой я воспитанный, – добавил он с горечью.
(77)Когда я вышла, Доната и его отца в купе уже не было. (78)Поезд прибывал в Москву, и пассажиры пробирались к выходу. (79)Тут я заметила на своём чемодане листок
бумаги. (80)Это оказалась моя записка с адресом института и номером телефона...
(81)Может быть, ещё не всё пропало? (82)Может быть, мне удастся отыскать в безднах Москвы мальчика со странным, редким именем Донат? (83)Мальчика, который оказался
лишён детства. (84)И своего собственного, выбранного душой будущего. (85)Непонятого и закрытого ребёнка. (86)Живущего в своей, никому не ведомой «долине ужасов».
(По И. Грековой*)
* И. Грекова – литературный псевдоним; настоящее имя – Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) – советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию
операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор.

19.

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера
ответов.
1) Соседями героини-рассказчицы были мужчина с пятнадцатилетним сыном.
2) Мальчик скомкал лист бумаги, на котором писал, из -за того, что испугался
возвращения отца.
3) Донат отказался идти в лабораторию героини-рассказчицы, поскольку побоялся
биотоков и электродов.
4) Донат хотел поговорить с рассказчицей о произведении Конан Дойла, но она
была не очень хорошо знакома с этой книгой, что огорчило мальчика.
5) Рассказчица надеялась встретить, отыскать в Москве Доната.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите
номера ответов.
1) В предложении 27 представлено повествование.
2) В предложении 41 содержится описание.
3) В предложениях 48–49 содержится рассуждение.
4) Предложение 53 поясняет, раскрывает содержание предложения 52.
5) В предложениях 58–60 представлено рассуждение.

20.

Из предложений 6–16 выпишите синонимы.
Среди предложений 77–86 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(их) предложения(-ий).
«Одним из основных средств выразительности, которые использует автор,
является, бесспорно, (А)______ (“если” в предложении 51, “понял” в
предложениях 17 и 20, “Долина ужаса” в предложениях 29–31). Тонкими,
деликатными мазками ложится на полотно троп – (Б)______ (в предложениях
25, 44). Важную смысловую роль играют лексическое средство
выразительности – (В)______ (“хуже”, “лучше” в предложении 14, “ниже”,
“выше” в предложении 15) и приём – (Г)______ (в предложениях 82–86)».
Список терминов
1) гипербола
2) метонимия
3) лексический повтор
4) эпифора
5) метафора
6) риторическое восклицание
7) антонимы
8) диалектизм
9) парцелляция

21.

Тест
(1)В отношении городского благоустройства Великий Новгород оставлял
позади себя многие города Западной Европы. (2)В Западной Европе
первые мостовые появляются лишь в конце XII века, а в Новгороде уже
в XI веке деревом мостили все улицы, а также дворы внутри усадеб.
(3)<…>, знаменитое Ярославово дворище в Новгороде имело первый в
Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах
бежала чистая ключевая вода.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих
предложений.
1) Уровень благоустройства Великого Новгорода в средние века был
выше, нежели в городах Западной Европы того времени.
2) Первые мостовые в Западной Европе появляются на несколько веков
раньше, чем в городах Новгородского княжества.
3) В Новгороде был построен первый в Европе водопровод с
механической подачей воды в дома.
4) С точки зрения городского благоустройства Великий Новгород
оставлял позади себя многие города Западной Европы.
5) Уже в XI веке в Новгороде мостили деревом все улицы, а также дворы
внутри усадеб.

22.

Тест 1-3
(1)В отношении городского благоустройства Великий Новгород оставлял позади
себя многие города Западной Европы. (2)В Западной Европе первые мостовые
появляются лишь в конце XII века, а в Новгороде уже в XI веке деревом
мостили все улицы, а также дворы внутри усадеб. (3)<…>, знаменитое
Ярославово дворище в Новгороде имело первый в Северной Европе водопровод,
по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Уровень благоустройства Великого Новгорода в средние века был выше,
нежели в городах Западной Европы того времени.
2) Первые мостовые в Западной Европе появляются на несколько веков раньше,
чем в городах Новгородского княжества.
3) В Новгороде был построен первый в Европе водопровод с механической
подачей воды в дома.
4) С точки зрения городского благоустройства Великий Новгород оставлял
позади себя многие города Западной Европы.
5) Уже в XI веке в Новгороде мостили деревом все улицы, а также дворы внутри
усадеб.
Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на
месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это
сочетание слов.

23.

Тест 4-5
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это
слово.
оптОвый
звалА
включИт
некрОлог
насорИт
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Щенок косился на ошейник ОПАСЛИВЫМ взглядом и тихо повизгивал.
Мне всегда несколько неуютно работать в КОМФОРТАБЕЛЬНЫХ условиях –
знаете ли, привык к простому письменному столу.
Наши сотрудники всегда готовы ВОСПОЛНИТЬ недостаток образования или
опыта.
Мы рады встречать ДИПЛОМАНТОВ и победителей международного конкурса
технического творчества.
Даже местные лошади не раз спотыкались на извилистой КАМЕНИСТОЙ тропе.

24.

Тест 6-7
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Для тех ледников, на которых длительное время
велись стационарные исследования, мы располагаем
достаточно исчерпывающей информацией.
В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
ЗАЖГЁТСЯ свет
решается более ПРОСТО
менее ШЕСТИСОТ рублей
не КЛАДИ на стол
ТРОЕ братьев

25.

Тест 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Образ Иешуа в «Мастере и Маргарите» до сих пор вызывает жаркие споры учёных и
религиозных деятелей.
2) Молодое поколение художников выбирали для себя иные ценности и ориентиры в
искусстве.
3) Открытая конференция должна состояться по завершении текущей фазы эксперимента.
4) Профессор в последние годы не только устранился от общения с коллегамиматематиками, но и с родственниками.
5) Изучая архивные документы, настоящего исследователя всегда охватывает невольный
трепет.
6) Согласно показаний свидетелей, на предприятии осуществляется активная
производственная деятельность.
7) О романе «Бесах» принято говорить как об одном из наиболее политизированных
произведений Ф.М. Достоевского.
8) Одним из умельцев, клавших печи по голландскому образцу, был мой дед.
9) Все, кто хоть раз в жизни видел бушующий океан, понимают страшную силу этой
стихии.

26.

Тест 9-10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Запишите номера ответов.
1) р..довой (признак), просв..щение, раст..рявшись
2) раз..рение, м..тежный, пощ..дить
3) предв..рительный, зам..ститель, конт..нент
4) л..цевой, неприм..римый, нав..вать (грусть)
5) прор..дить (всходы), забл..кировать, пок..ситься
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера
ответов.
1) пр..бабка, пр..образ, пр..родина
2) пр..клонный (возраст), пр..тензия, пр..поднести
3) и..-под (земли), бли..стоящий, ни..вергнуть
4) с..змала, роз..грыш, над..сторический
5) в..юнок, из..ян, с..ёмка

27.

Тест 11-12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера
ответов.
1) потч..вать, опасл..вый
2) разбуш..валась, эмал..вый
3) затм..вать, меньш..нство
4) кровель..ик, смен..ица
5) нищ..нка, ружь..цо
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера
ответов.
1) прикле..вший, брезж..т (рассвет)
2) запа..нная (ампула), подта..вший
3) (он) высп..тся, (всё) зижд..тся
4) выздоров..вший, распил..шь
5) укол..шь, выровн..нный

28.

Тест 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом
пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это
слово.
Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой
(НЕ)ИССЛЕДОВАННЫХ учёными территорий.
(НЕ)БЛАГОПРИЯТНОЕ для нас развитие событий может
привести к закрытию научного проекта.
Дачные участки за рекой до сих пор были
(НЕ)ЗАСТРОЕНЫ.
(НЕ)РЕЗКИМ, а тихим и спокойным голосом говорила со
мной в этот раз бабушка. Пусто зимой в деревне стало:
(НЕ)С(КЕМ) словом перемолвиться.
Несмотря на праздничную суматоху в доме, настроение у
Виталия было отнюдь (НЕ)РАДОСТНЫМ.

29.

Прочитайте текст.
(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне
свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо,
больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не
клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в
безобразном, безграмотном смешении. (5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и
даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как
«фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает
иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные,
а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не
«болельщики»), эстрадные. (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко
встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный»,
«личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы
сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда
чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став
«приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в
народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как
остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая. (10)Всюду языковое
разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но
как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова,
которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней. (13)Ни
в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас
захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные»,
«крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди
вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати? (17)Этот разговор
может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий,
могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что
он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной
лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.
(По Т. Жаровой)

30.

Среди предложений 10 – 19 найдите такое, которое связано с предыдущим
при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого
предложения.
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов,
литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей
сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на
страницах классиков и ждут светлых дней. (13)Ни в коем случае не стоит
закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и
уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные»,
«крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают
среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он
ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим
его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его
пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими
изысками, несовместимой мешаниной.
Какое высказывание отражает содержание текста?
1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная
лексика.
2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных,
жаргонных слов для создания местного колорита.
3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения
норм русского литературного языка.
4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в
обществе.

31.

В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1) 11
2) 13
3) 14
4) 4
(4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению
такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и
«фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были
когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь
фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не
«болельщики»), эстрадные. (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко
встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный»,
«личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»),
мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом,
всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став
«приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в
народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими»,
как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая. (10)Всюду
языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов,
литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей
сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на
страницах классиков и ждут светлых дней. (13)Ни в коем случае не стоит
закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и
уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные»,
«крыши», «клёвые»?

32.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях
13 – 16?
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что,
кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная
лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные»,
«крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему
они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с
экрана, пестрят в печати?
1) повествование и описание
2) повествование
3) рассуждение
4) рассуждение и повествование
English     Русский Правила