Похожие презентации:
Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 до Р.Х.)
1.
Зенон Элейский(ок. 490 — ок. 430 до Р.Х.)
2.
Ученик и приёмный сын Парменида.Аристотель: Зенон – изобретатель
диалектики (διαλέγομαι – разговаривать,
беседовать).
3.
«Зенон показывает ученикам путь к дверям истины и лжи»(фреска в библиотеке Эскориала, Мадрид)
4.
Апории ЗенонаПредположения о наличии движения
и множественности вещей приводят
к абсурду.
5.
Против движения«Ахиллес и черепаха»
(Ахиллес догоняет черепаху, а она от него
уползает. Расстояние между ними
бесконечно стремится к нулю).
6.
«Дихотомия»(Чтобы пройти путь, надо пройти сначала
полпути, а для этого – четверть пути и т.д. Т.е.
человек вообще не тронется с места)
7.
«Стрела» (летящая стрела в каждыймомент времени покоится).
«Квантовый эффект Зенона»
Распад нестабильной частицы зависит от
частоты наблюдения. В предельном случае
нестабильная частица в условиях частого
наблюдения за ней никогда не может
распасться.
8.
«Стадий» (тело B3 проходит мимоодного покоящегося тела (A2) и мимо
двух тел, двигающихся навстречу (C1 и
C2). Значит 2=1.
9.
Против множественности– Если тело делить на части до
бесконечности, то получится бесконечное
число частей, а из них можно собрать
тело бесконечной величины.
10.
«Обычно этот парадокс пытаются обойти рассуждениемо том, что сумма бесконечного числа этих временных
интервалов всё-таки сходится и, таким образом, даёт
конечный промежуток времени. Однако это
рассуждение абсолютно не затрагивает один
существенно парадоксальный момент, а именно
парадокс, заключающийся в том, что некая бесконечная
последовательность следующих друг за другом
событий, последовательность, завершаемость которой
мы не можем себе даже представить (не только
физически, но хотя бы в принципе), на самом деле всётаки должна завершиться»
Д. Гильберт
«Основания математики»
11.
«В то же время теория, согласно которойпространство непрерывно, мне кажется неверной,
потому что она приводит к бесконечно большим
величинам и другим трудностям. Кроме того, она не
дает ответа на вопрос о том, чем определяются
размеры всех частиц. Я сильно подозреваю, что
простые представления геометрии, распространенные
на очень маленькие участки пространства, неверны.
Говоря это, я, конечно, всего лишь пробиваю брешь в
общем здании физики, ничего не говоря о том, как ее
заделать. Если бы я это смог, то я закончил бы лекцию
новым законом».
Р.Фейнман
«Характер физических законов»
12.
Демокрит(ок. 460 – ок. 370 до Р.Х.)
13.
АтомизмАтом (ἄτομος) – неделимый.
Доказательство теоретическое: из опровержения
Парменида и Зенона: поскольку бытие есть, но
и движение есть, то, значит, есть и небытие
(т.е. пустота).
Доказательство из опыта: губка сжимается
(значит, есть пустота), ступени незаметно
стираются (значит, есть невидимые частицыатомы).
«Есть только атомы и пустота, все остальное – во
мнении».
14.
Атом имеет форму, величину, но не имеет цвета,вкуса и запаха.
«По установленному обычаю сладкое и по обычаю
горькое, по обычаю теплое, по обычаю холодное,
по обычаю цветное, в действительности же —
атомы и пустота».
Всё – из атомов, даже душа (ее атомы –
шарообразны, поэтому у них нет сцепления).
15.
«Современная физика выступает противположения Демокрита и встает на
сторону Платона и пифагорейцев»
В. Гейзенберг.
«Квантовая теория
и истоки учения об атоме»
16.
СОФИСТЫ• V в. – расцвет демократии.
• Появляются чиновники, суды и др. органы
государственного управления.
• Появляются платные учителя «мыслить, говорить и
делать» — софисты.
• «Софист» (σοφιστής) – «мудрец» (греч.).
• Доступность образования. Гуманитарные знания
(риторика, грамматика и др.)
• «В судах решительно никому нет никакого дела до
истины, важна только убедительность» (Платон).
17.
«[Протагор] первый стал взимать плату (заучение) (и взимал ее в размере) ста мин. И
он первый определил времена (глагола),
объяснил значение наклонения, ввел
словесные состязания (диспуты) и привлек в
рассуждения софизмы. И оставив
рассуждение (по существу), он развил
(чисто) словесное красноречие и породил
современный поверхностный род
эристиков».
18.
Протагор из Абдер (480–410 до Р. X.).Сальваторе Роза. Демокрит и Протагор
19.
• Влияние материализма Демокрита ирелятивизма Гераклита.
• Сенсуализм – полное доверие чувствам.
• Всё изменяется – следовательно, вещи
содержат в себе противоположности. О них
можно сказать как одно, так и
противоположное.
• «О всякой вещи есть два мнения
противоположных друг другу».
20.
• «Человек есть мера всех вещей –существующих, что они существуют,
несуществующих, что они не
существуют».
• Как кому что кажется, так оно и есть.
• Всё истинно.
• Критерий поведения человека –
выгода.
21.
• Атеизм: «О богах я не могу знать, есть лиони, нет ли их, потому что слишком многое
препятствует такому знанию, – и вопрос
темен, и людская жизнь коротка».
• Софизмы: рассуждения, дающие видимость
истинности, но содержащие некую ошибку
или обман: «Рогатый», «Покрытый» и др.
• Парадокс суда по поводу оплаты за
обучение.
22.
Гиппий (470-399)• Занимался астрономией, музыкой, геометрией.
Нашел геометрическое определение кривой.
Преподавал искусство развития памяти —
мнемонику. Сам Гиппий мог запомнить пятьдесят
слов в том порядке, в каком они ему назывались.
Занимался грамматикой и искусствоведением.
• Противопоставляет законы общества законам
природы: «закон... властвуя над людьми, принуждает
ко многому, что противно природе».
• От государственных, противоестественных законов
Гиппий отличал общечеловеческие, естественные
законы, например почитание родителей.
23.
Антифонт (480-411)• Учитель историка Фукидида
• Веления природы и требования закона
антагонистичны.
• «[В поступках, противоречащих природе],
заключается [причина] того, что люди страдают
больше, когда можно было бы меньше страдать, и
испытывают меньше удовольствий, когда можно
было бы больше наслаждаться, но чувствуют себя
несчастными, когда можно не быть таковыми».
• А это все оттого, что «многие [предписания,
признаваемые] справедливыми по закону,
враждебны природе [человека]».
24.
• Человек вынужден быть двуличным:«Человек будет извлекать для себя больше
пользы, если он в присутствии свидетелей
станет соблюдать законы, высоко чтя их,
оставаясь же наедине, без свидетелей,
[будет следовать] законам природы. Ибо
предписания законов произвольны
(искусственны), [веления же] природы
необходимы».
25.
• Договорная теория происхождениягосударства:
• «Предписания законов суть результат
соглашения (договора людей), а не
возникшие сами собой [порождения
природы], веления же природы суть
самовозникшие врожденные начала, а
не продукт соглашения людей между
собой».
26.
• Рабство противоречит природе: «Поприроде мы все во всех отношениях равны,
притом [одинаково] и варвары, и эллины»,
ведь «у всех людей нужды от природы
одинаковы», «мы все [одинаково] дышим
воздухом через рот и едим мы все
[одинаково] при помощи рук».
• Антифонт отпустил своих рабов на волю, а
сам вступил со своей бывшей рабыней в
брак, был объявлен сумасшедшим и лишен
гражданских прав.
27.
Продик (465-395)• «Продик... всякое священнодействие у человека и
мистерии, и таинства ставит в связь с благами
земледелия, считая, что отсюда появились у
людей и (само) представление о богах, и
всяческое благочестие».
• «Солнце, Луну, реки, источники и вообще все
полезное для нашей жизни древние наименовали
богами за пользу, получаемую от них, как,
например, египтяне — Нил».
• «И поэтому хлеб был назван Деметрой, вино —
Дионисом, вода — Посейдоном, огонь —
Гефестом, и так все из того, что приносит пользу».
28.
Фрасимах (459-400)• Социальная природа морали: «Так вот я и
говорю, почтеннейший Сократ: во всех
государствах справедливостью считается одно и
то же, а именно то, что пригодно существующей
власти. А ведь она — сила, вот и выходит, если кто
правильно рассуждает, что справедливость —
везде одно и то же: то, что пригодно для
сильнейшего».
• Все издаваемые в государствах законы
направлены к пользе и выгоде этого
господствующего класса власть имущих.
29.
Критий (460 — 403 гг. до Р.Х.)• «Критий... принадлежал к числу
безбожников, поскольку он говорил, что
древние законодатели сочинили бога в
качестве некоего надсмотрщика за
хорошими поступками и за прегрешениями
людей, чтобы никто тайно не обижал
ближнего, остерегаясь наказания от богов»
(Секст Эмпирик).
30.
• «Некий муж разумный, мудрый... для обузданиясмертных изобрел богов, чтобы злые, их
страшась, тайком не смели бы зла ни творить, ни
молвить, ни помыслить бы. Для этой цели
божество придумал он, — есть будто бог,
живущий жизнью вечною, все слышащий, все
видящий, все мыслящий, заботливый, с
божественной природою. Услышит он все
сказанное смертными, увидит он все сделанное
смертными. А если ты в безмолвии замыслишь
зло, то от богов не скрыть тебе: ведь мысли им
все ведомы».
31.
СОКРАТ(469–399 до Р.Х.)
32.
• Отец – Софрониск, скульптор.• Мать – Фенарета, повивальная бабка, акушерка.
• Из Афин никуда не выезжал. На вопрос: «Почему ты
не выходишь даже за городскую стену?», — он
ответил: «…я ведь любознателен, а местности и
деревья ничему не хотят меня научить, не то что
люди в городе».
• В молодости тяжеловооруженный воин — гоплит.
• Жена – Ксантиппа.
• «Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом
окатила водой. "Так я и говорил, – промолвил он, – у
Ксантиппы сперва гром, а потом дождь"».
33.
• «Большинство людей живут, чтобы есть, а яем, чтобы жить».
• «Удивительно, говорил он, что ваятели
каменных статуй бьются над тем, чтобы
камню придать подобие человека, и не
думают о том, чтобы самим не быть
подобием камня».
• «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он
к богам».
• «Человеку, который спросил, жениться ему
или не жениться, он ответил: “Делай что
хочешь, — все равно раскаешься”».
34.
• Споры и ученики на Агоре.• Ничего не писал и не брал плату от учеников.
• «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его
колотили и таскали за волосы, а еще того чаще
осмеивали и поносили; но он принимал все это не
противясь. Однажды, даже получив пинок, он и это
стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: “Если
бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него
в суд?”».
• «Те, которые жили согласно со Словом (Логосом), суть
христиане, хотя бы считались за безбожников; таковы
между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные»
(св. Иустин Философ).
35.
• Поэт Мелет, ремесленник Анит и риторЛикон: «Сократ не чтит богов, которых
чтит город, а вводит новые божества, и
повинен в том, что развращает
юношество».
36.
«Апология Сократа»• Три речи.
• «Херефонт спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее
меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее».
• Вопрошает государственных людей и поэтов.
• «Под конец уж пошел я к ремесленникам. Про себя я знал,
что я попросту ничего не знаю, ну а уж про этих мне было
известно, что я найду их знающими много хорошего. И в
этом я не ошибся: в самом деле, они знали то, чего я не
знал, и этим были мудрее меня. Но оттого, что они хорошо
владели искусством, каждый считал себя самым мудрым
также и относительно прочего, самого важного, и эта
ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была».
• «Я знаю, что я ничего не знаю» — другие не знают даже
того, что они ничего не знают.
37.
Эффект Да́ннинга-Крю́гера — люди,имеющие низкий уровень квалификации,
делают ошибочные выводы, принимают
неудачные решения и при этом
неспособны осознавать свои ошибки в
силу низкого уровня своей
квалификации.
38.
«А на самом деле мудрым-тооказывается Бог, и этим изречением он
желает сказать, что человеческая
мудрость стоит немногого или вовсе
ничего не стоит, и, кажется, при этом он
не имеет в виду именно Сократа, а
пользуется моим именем для примера,
все равно как если бы он говорил, что из
вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно
Сократу, знает, что ничего-то по правде
не стоит его мудрость».
39.
Вторая речь• «По заслугам моим я бы себе назначил
вместо всякого наказания обед в
Пританее».
• «Демон» Сократа.
40.
Третья речь«Я слушаться буду скорее Бога, чем вас, и,
пока есть во мне дыхание и способность,
не перестану философствовать,
уговаривать, убеждать всякого из вас, кого
только встречу, говоря то самое, что
обыкновенно говорю... Отпустите меня
или нет — поступать иначе, чем я
поступаю, я не буду, даже если бы мне
предстояло умирать много раз».
Философия — это постоянное стремление
к смерти.
41.
• «"Ты умираешь безвинно", – говорила емужена; он возразил: "А ты бы хотела, чтобы
заслуженно?"»
• Казнь: яд цикуты.
42.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа». 1787 г.43.
• Против софистов: истина существует.Иначе невозможно познание истины
и нравственное совершенствование
человека.
• Софистика отрицает науку и
размывает нравственные устои
общества.
• Мудрецом (софистом) может быть
только Бог, человек может быть лишь
любителем мудрости (философом).
44.
• Сократ завершил становлениефилософии, указав ее главную
проблему — проблему человека:
философия должна заниматься только
познанием человека как разумного и
нравственного существа.
• Для этого нужно познать самого себя,
ибо разум и душа видны только в
самопознании.
• «Познай самого себя».
45.
• Истина и благо — одно и то же;знающий истину мудрец поступает
нравственно. Зло делается по
неведению.
• Знаниям нельзя научить, им можно
только научиться, ибо только в самом
себе можно найти истинное знание и
истинное благо.
• Метод майевтики — помогает
собеседнику самому открыть истину,
«родить» ее.
46.
• Разум у всех одинаков, его законы не зависятот человека.
• Роль понятий в мышлении: мышление есть
оперирование понятиями.
• Аристотель: «Сократ с полным основанием
искал суть вещи, так как он стремился делать
умозаключения, а начало для умозаключения
— это суть вещи… и в самом деле, две вещи
можно по справедливости приписывать
Сократу — доказательства через наведение и
общие определения: и то и другое касается
начала знания».
47.
СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫМегарская школа
Основана Евклидом (ок. 450 – ок. 380 до Р.Х.).
48.
• Испытал влияние не только Сократа,но и софиста Горгия, а также
Парменида и Зенона.
• Цель философии – доказать
ошибочность чувственных данных.
• Для этого изобретал софизмы и
парадоксы («я лгу»).
49.
Киренская школаОснователь - Аристипп из Кирен
(ок. 435 – ок. 360 до Р.Х.).
50.
• Задача философии – сделать человекасчастливым.
• «Ощущение, которое возникает для нас,
не показывает нам ничего, кроме себя
самого. Следовательно, только ощущение,
по правде сказать, есть то, что нам
является. А то, что вовне и способно
вызывать ощущение, может быть, и
существует, но это не то, что нам
является».
• Счастье достижимо только в личном
плане, как наслаждение (гедонизм).
51.
• Несчастье заключается не внаслаждениях как таковых, а в
порабощениями ими человека.
Поэтому «лучшая доля не в том, чтобы
воздерживаться от наслаждений, а в
том, чтобы властвовать над ними, не
подчиняясь им».
• Гегесий: ничего не надо делать для
других, счастья нет, проповедовал
самоубийство.
52.
Киническая школаАнтисфен
Антисфен (ок. 444—368)
Диоген Синопский
(ок. 404–323)
53.
• От Сократа: а) знание выражается впонятиях; б) надо стремиться к благу.
• Общих понятий нет, ибо существуют
лишь единичные предметы.
• Поэтому и общего блага нет — есть
лишь единичное благо конкретного
человека.
• Познать самого себя — это познать свое
личное благо.
• Нет объективных этических принципов.
54.
Корнелис де Вос. Александр и Диоген55.
ПЛАТОН(427–347 до Р.Х.).
56.
• Родился в Афинах в аристократической семье.Отец – Аристон, мать – Периктиона (из рода
Солона).
• Учится у Кратила, гераклитовца.
• В 20 лет познакомился с Сократом. В течение 8
лет – его ученик.
• После смерти – Мегара, Кирена, Италия и Египет
(хотя некоторые сомневаются насчет Египта).
• 388 г. – первое путешествие в Италию, где
познакомился с Архитом, пифагорейцем. В
Сиракузах знакомится с Дионисием и Дионом.
Продан в рабство.
57.
• В 388-387 г. cоздает Академию (поимени сада в честь героя Гекадема), в
шести стадиях от Афин.
• «Не геометр да не войдет!»
• 367 г. – второе путешествие в Сиракузы
для обучения Дионисия II.
• 361 г. – третье путешествие в Сиракузы
по приглашению Дионисия.
• Скончался в Афинах в 348/347 г.
58.
Сократический период1. «Апология Сократа». Сократ защищает себя на суде.
2. «Критон». Сократу предлагают бежать из тюрьмы.
3. «Евтифрон». Сократ ожидает суда. Природа
безбожия.
4. «Лахес». О храбрости.
5. «Ион». Против поэтов и рапсодов.
6. «Протагор». Добродетель – это знание, и ей можно
научить.
7. «Хармид». Об умеренности.
8. «Лисис». О дружбе.
9. «Государство». Кн. I. « О справедливости».
59.
Переходный период10. «Горгий». Практический политик.
11. «Менон». Как научить добродетели в свете теории
Идей.
12. «Евтидем». Критика заблуждений софистов.
13. «Гиппий I». О прекрасном.
14. «Гиппий II». Что лучше – совершать зло
преднамеренно или нет?
15. «Кратил». О теории языка.
16. «Менексен». Пародия на риторику.
60.
Период зрелости17. «Пир». Земная красота - тень истинной Красоты.
18. «Федон». Бессмертие души.
19. «Государство».
20. «Федр». Природа любви. Триединая сущность души.
61.
Работы, созданные в преклонном возрасте21. «Теэтет». Знание – не чувственное восприятие.
22. «Парменид». Защита теории идей от критиков.
23. «Софист». Изложение теории идей.
24. «Политик». Истинный правитель – человек знания.
25. «Филеб». Связь удовольствия с благом.
26. «Тимей». Естествознание. Творение мира.
27. «Критий». Идеальное аграрное государство.
28. «Законы» и «Послезаконие». Модифицируется
утопизм «Государства».
29. Письма 7 и 8.
62.
Проблемы• Как могло случиться, что лучшего и
умнейшего из людей, Сократа, люди
возненавидели и убили?
• Откуда берется зло в мире?
• Можно ли сделать так, чтобы таких
преступлений больше не было?
• Можно ли построить идеальное
государство?
63.
Критика сенсуализма в «Теэтете»• Что такое знание?
1. Теэтет: «Знание есть чувственное восприятие».
• Протагор: человек есть мера всех вещей.
1) Почему человек, а не собака?
2) Ложного знания быть не должно, так как все наши
чувства дают истинную картину.
3) А если все истинно, то истинно и утверждение о
том, что положение Протагора ложно.
4) Разные люди мудры по-разному. Есть специалисты.
5) Чувственное восприятие связано с изменением. Но
если всё изменяется, то не существует вечной истины.
64.
• Если всё знание проистекает из чувств, тоистинного знания нет.
• Но истинное знание существует.
• Следовательно, не всё знание проистекает
из чувств.
• Истинное знание вечно и объективно.
• Следовательно, кроме мира материального
существует мир вечной, неизменной
истины.
65.
«К учению об эйдосах пришли те, кто былубежден в истинности взглядов Гераклита,
согласно которым все чувственно
воспринимаемое постоянно течет; так что
если есть знание и разумение чего-то, то
помимо чувственно воспринимаемого
должны существовать другие сущности,
постоянно пребывающие, ибо о текучем
знания не бывает»
Аристотель.
Метафизика, XIII, 4
66.
Учение об идеяхИдея – это
• сущность вещи (в отличие от самой вещи),
• ее бытие (вещи изменчивы, бытие –
неизменно),
• понятие о ней (вещей одного вида много,
понятие о них – одно),
• идеал ее (вещи, в отличие от идеи,
несовершенны),
• истинное знание о ней (ибо истина вечна и
неизменна).
67.
68.
• Иерархия идей: идея человека, идеяживого существа, и т.д. до идеи блага,
которая выше всех идей. Мир идей – благ.
• Вещь причастна своей идее и состоит из
материи.
• Материя – противоположность идее.
• Материя — источник множественности,
единичности, вещности, изменчивости,
смертности и рождаемости, естественной
необходимости, зла и несвободы.
69.
«Парменид»• Проблемы теории идей.
• «А существует ли идея огня, воды, т. е. идея
первоэлементов, стихий?» Затрудняется ответить.
• «А существует ли идея грязи, идея сора или идея
такой мелочи, как волосы?» Сократ: нет, идеи
грязи или сора не существует.
• Теория идей противоречива, ибо одной идее
причастны множество вещей. Следовательно,
идея должна делиться на части, чтобы быть
одновременно во множестве вещей. Сократ: день
тоже существует одновременно в разных уголках
земли.
70.
• Есть идея великого, но предмет, чтобыбыть великим, должен быть причастен не
только идее великого, но сама идея
великого должна стать идеей великого и
поэтому должна быть причастна некоей
идее великости. Не уводит ли это нас в
некоторую бесконечность?
• Если вещь причастна своей идее, то, по
всей видимости, должна быть некоторая
идея причастности вещи своей идее?
71.
Учение о душеДуша существует.
Ведь «одна и та же вещь не может
одновременно совершать противоположное
в одной и той же своей части и в одном и
том же отношении… но люди,
испытывающие жажду, иной раз все же
отказываются пить… в душе их присутствует
нечто побуждающее их пить, но есть и то,
что пить запрещает, и оно-то и берет верх
над побуждающим началом»
«Государство»
72.
• Душа – нематериальна и имеет триначала: разумное (λογιστικὸν), яростное
(воля) (θυμικὸν) и вожделеющее
(чувства) (ἐπιθυμητικὸν).
• «Уподобим душу соединенной силе
крылатой парной упряжки и возничего.
У богов и кони и возничие все
благородны и происходят от
благородных, а у остальных они
смешанного происхождения» («Федр»).
73.
74.
Душа бессмертна1) все переходит в свою
противоположность: день в ночь и
обратно, болезнь в здоровье и
обратно, значит жизнь в смерть и
обратно («Федон»);
75.
2) душа может познавать истину,значит, она до вселения в тело
существовала в мире идей и
созерцала их. Находясь в теле, душа
вспоминает то знание (напр., идею
равенства) («Федон»);
76.
3) душа проста и безвидна, она неимеет размеров, не состоит из
частей, не может уничтожаться,
распадаться на составляющие части
и, следовательно, вечна («Федон»);
77.
4) душа - источник жизни.Поэтому сущность души, т.е. ее
идея, есть жизнь. Душа есть идея
жизни. Идея жизни не может
умереть («Федон»);
78.
5) тело приводится в движение душой, адуша движет себя сама, она имеет источник
движения в себе и, следовательно, вечна.
«Каждое тело, движимое извне, –
неодушевлено, а движимое изнутри, из
самого себя, – одушевлено, потому что такова
природа души. Если это так и то, что движет
само себя, есть не что иное, как душа, из
этого необходимо следует, что душа
непорождаема и бессмертна» («Федр»);
79.
6) «Благо и зло существуют для каждой вещи.Например, для глаз – воспаление, для всего
тела – болезнь, для хлебов – спорынья,
гниение – для древесины, для меди и железа –
ржавчина, словом, чуть ли не для каждой вещи
есть особо ей свойственное зло и болезнь».
Злом для души являются трусость,
несправедливость, невежество и т.п. Но они не
уничтожают душу. Иначе умирающий
становился бы несправедливым, глупым и т.п.
«Но ведь никто никогда не докажет, что души
умирающих становятся менее справедливыми
именно из-за смерти».
80.
«Но раз что-то не гибнет ни отодного из этих зол – ни от
собственного, ни от постороннего,
то ясно, что это непременно должно
быть чем-то вечно существующим, а
раз оно вечно существует, оно
бессмертно». («Государство»).
81.
Учение о государстве• Диалог «Государство».
• Проблема справедливости.
• Государство возникает для удовлетворения
потребностей людей – прежде всего потребности в
еде, одежде и жилье. Разделение труда помогает
совершенствоваться. Люди стремятся к
удовлетворению все новых и новых своих
потребностей, это влечет за собой образование все
новых и новых профессий, появляются ненужные
профессии, среди которых цирюльники, повара,
гетеры и т.д. Такое государство начинает вести войны
и т.д.
• Причина всех несчастий — стремление людей к
ненужным им удовольствиям и личной
собственности.
82.
• Главная опасность — собственность. Если естьсобственность, то возникает соперничество из-за
нее, появляются рабы. Это тимократия.
Тимократический человек необразован, послушен
власти, любит гимнастику, охоту, деньги, в нем
господствует яростный дух.
• От тимократии легко перейти к олигархии, если у
власти окажутся богатые люди. Олигархия — власть
немногих, богатых. Деньги ценятся больше, чем
добродетель. Господствует яростный и разумный
дух. Богатые тратят деньги на что угодно, только не
на армию и не на оружие, в таком государстве
растет преступность.
83.
• Государство вырождается в демократическое.Бедняки разгоняют богачей, власть
распределяется по жребию. Здесь полная
свобода, человек может не править, не
подчиняться, а обнаруживать свое расположение
к толпе. В демократическом человеке берут верх
вожделение, распутство, разнузданность,
бесстыдство.
• В таком государстве кто-то захватывает власть, и
устанавливается тирания — наиболее
неправильный вид государства. Тиран уничтожает
врагов, ведет войны, ненавидит мужественных,
великодушных, умных и богатых.
84.
• Структура истинного государства должнасоответствовать природе человека.
• В человеческой душе три начала: разумное,
яростное и вожделеющее, значит и в идеальном
государстве должно быть три рода людей, в
которых главенствует одно из трех начал.
• Если в человеке главенствует разумное начало, то
этот человек является философом и он должен
управлять государством; если яростное,
волевое, — то он страж и должен защищать
государство; если вожделеющее — то человек
будет ремесленником, он должен работать.
85.
• Истинное государство мудро, мужественно,рассудительно и справедливо.
• Мудрость – от философов.
• Мужественность – от стражей.
• Рассудительность – это гармония, власть
высшего в человеке и государстве над
низшим, над вожделениями.
• Справедливость – это заниматься своим
делом и не вмешиваться в дела других.
86.
• Управлять государством должны философы,ибо лишь они знают истину. Если государство
истинно, то счастливы и граждане.
• Государство должно быть не большим и не
маленьким.
• Зло – от частной собственности. Всё должно
быть общим. Не должно быть даже своих жен
(мужей) и детей.
• Портит людей богатство (ведет к роскоши,
лени) и бедность (к низости и злодеяниям).
• Воспитание детей должно быть гармоничным.
Сочетание гимнастики и искусства.
87.
Учение о сотворении мира в диалоге«Тимей»
• Творит мир демиург, бог-ремесленник.
• «Он был благ, а тот, кто благ, никогда и
ни в каком деле не испытывает зависти.
Будучи чужд зависти, он пожелал,
чтобы все вещи стали как можно более
подобны ему самому».
• Мир творится из беспорядочной
материи.
88.
• «Бог позаботился обо всех видимыхвещах, которые пребывали не в покое,
но в нестройном и беспорядочном
движении; он привел их из беспорядка в
порядок, более подобный ему самому».
• Бог пожелал «возможно более
уподобить мир прекраснейшему и
вполне совершенному среди мыслимых
предметов», т.е. миру идей.
89.
• Мир упорядочен, прекрасен, значит имеет ум.• Вначале Демиург творит мировую душу.
• Мировая душа существует, ибо
• – мир совершенен, а совершенство невозможно
без существования души;
• – в мире все развертывается согласно цели, а цель
есть только у того, что имеет душу;
• – мир движется, а двигаться материя сама по себе
не может.
• Сотворив мировую душу, Демиург внутри души
творит чувственный мир из четырех элементов
(огня, воздуха, земли и воды).
90.
• Атомы каждой из стихий являютсягеометрическими фигурами:
• земли — гексаэдры (куб),
• огня — тетраэдры (пирамида),
• воздуха — октаэдры (восьмигранник)
• воды — икосаэдры (двадцатигранник).
91.
• Вместе с миром творит время – подвижныйобраз вечности.
• «Поэтому он замыслил сотворить некое
движущееся подобие вечности; устроил небо,
он вместе с ним творит для вечности,
пребывающей в едином, вечный же образ,
движущийся от числа к числу, который мы
назвали временем. Ведь не было ни дней, ни
ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было
рождено небо, но он уготовил для них
возникновение лишь тогда, когда небо было
устроено».
92.
• «Ибо первообраз есть то, что пребываетцелую вечность, между тем как
[отображение] возникло, есть и будет в
продолжение целокупного времени».
93.
Проблема начала мира«"Что делал Бог до сотворения неба и
земли?" Я отвечу не так, как, говорят,
ответил кто-то, уклоняясь шуткой от
настойчивого вопроса: "приготовлял
преисподнюю для тех, кто
допытывается о высоком". Одно —
понять, другое — осмеять. Так я не
отвечу»
94.
«Как могли пройти бесчисленные века,если они не были еще созданы Тобой,
Творцом и Учредителем всех веков? Было
разве время, Тобой не учрежденное? И как
могло оно пройти, если его вовсе и не
было? …Если же раньше неба и земли
вовсе не было времени, зачем спрашивать,
что Ты делал тогда. Когда не было
времени, не было и "тогда”».
Блаж. Августин
95.
«Несомненно, что мир сотворенвместе
с временем»
Блаж. Августин.
«О граде Божием»
96.
АндрейДмитриевич
Линде,
Стэнфордский
университет
«Что было тогда, когда ничего
не было? Если Вселенная
родилась из сингулярности,
значит, когда-то ее не
существовало. В "Теоретической
физике" Ландау и Лившица
сказано, что решение
уравнении Эйнштейна нельзя
продолжить в область
отрицательного времени, и
потому в рамках общей теории
относительности вопрос "Что
было до рождения Вселенной?"
97.
Митио Каку,Принстонский
университет
«Большинство животных –
даже социальных животных с
хорошо развитой лимбической
системой – реагируют на
ситуации, полагаясь в
основном на инстинкт, вместо
того чтобы планировать свое
будущее. Так, млекопитающие
не планируют зимнюю спячку и
не готовятся к ней осознанно,
98.
…Человек – дело другое. Хотя во многихситуациях мы полагаемся на инстинкт и
эмоции, мы постоянно анализируем и
оцениваем информацию, поступающую по
множеству петель обратной связи. При этом
моделируем будущие события, иногда даже
на тысячи лет вперед»
Мичио Каку
«Будущее разума»
99.
АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до Р.Х.).100.
• Родился в городе Стагира на северозападном побережье Эгейского моря,рядом с Македонией, на полуострове
Халкидики.
• Отец – врач у царя Македонии Аминты
III.
• 367 г. – Афины, учится у Платона в его
Академии.
• Платон: «Ксенократ нуждается в кнуте,
а Аристотель – в узде».
101.
• После смерти Платона в 347 г.Аристотель покидает Афины и уезжает в
Малую Азию, в город Ассос. Там учит
Гермия философии.
• В 343 г. уехал в столицу Македонии —
Пеллу. Воспитывает 4 года Александра
Македонского.
• Александр: «Я чту Аристотеля наравне со
своим отцом. Если отцу я обязан жизнью,
то Аристотелю обязан всем, что даёт ей
цену».
102.
• В 335 г. возвращается в Афины, открываетсвою философскую школу — Ликей, возле
храма Аполлона Ликейского.
• Перипатетическая – от περιπατέω
(«прогуливаться»). Другая версия: от
περίπατος — место для прогулок возле
храма, оборудованное еще Периклом.
• Уезжает из Афин, боясь преследований со
стороны противников Александра
Македонского после его смерти.
• Умер от болезни желудка на острове
Эвбея.
103.
РАБОТЫ1) Ранние диалоги: «О философии», «Эвдем», «Протрептик»
(до наших дней не сохранились).
2) по биологии: «История животных», «О частях животных»,
«О движении животных», «О происхождении животных»;
3) по физике: «Физика», «О небе», «О возникновении и
уничтожении» и «Метеорология»;
4) логические («Органон», от греч. орудие): «Аналитика» I и
II, «Топика», «Категории», «Об истолковании», «О
софистических опровержениях»;
5) «Метафизика» (14 книг) (название дал Андроник
Родосский);
6) психологические — «О душе» и восемь небольших
трактатов;
7) эстетические — «Поэтика» и «Риторика»;
8) Этические: «Никомахова», «Эвдемова» и «Большая этика»;
9) политико-экономические: «Политика» и «Экономика».
104.
«Все люди от природы стремятся кзнанию. Доказательство тому — влечение
к чувственным восприятиям: ведь
независимо от того, есть от них польза
или нет, их ценят ради них самих» (Мет. I,
1).
Главный интерес — к познанию мира.
Поэтому существование мира не
подвергается сомнению.
Таким образом, Аристотель, прежде
всего, — ученый.
105.
Рафаэль. Афинская школа106.
Афинская школа (фрагмент)107.
Три вида знания:практическое (этика, экономика и
политика),
творческое (знание ремесленника),
теоретическое (философия,
физика, математика).
108.
• Теория (θεωρία, созерцание) —созерцательное знание.
• Теоретическое наиболее ценно, так как оно
свободно, ибо не служит никакой
практической цели.
• «Из наук в большей мере мудрость та,
которая желательна ради нее самой и для
познания, нежели та, которая желательна
ради извлекаемой из нее пользы»
(Метафизика I, 2).
109.
• Значит, оно божественно, ибо толькоБог полностью свободен.
• «И так же как свободным называем
того человека, который живет ради
самого себя, а не для другого, точно
так же и эта наука единственно
свободная, ибо она одна существует
ради самой себя» (Метафизика I, 2).
110.
• Философия — о существующем самостоятельно инеподвижном;
• Физика (вторая философия) — о существующем
самостоятельно и подвижном (материальный
мир);
• Математика — о неподвижном и существующем
несамостоятельно (числа и геометрические
фигуры).
• Поэтому физика — нематематична.
• Логика — не наука, а способ рассуждения для
всех наук (органон, т.е. орудие).
111.
Основная аксиома философии• Законченные различия — «противолежащее».
• Четыре вида противолежащего —
противоположность, лишенность, противоречие и
отношение. «Противоположность есть законченное
различие» (Мет. X, 4).
• Противоположность подразумевает между собой
среднее (сумерки — между днем и ночью), а
противоречие не подразумевает между собой
среднее (человек может быть или живым или
мертвым).
• «У противоречия нет ничего промежуточного, тогда
как у противоположностей оно возможно» (Мет. X,
4).
112.
• Закон непротиворечия: «Невозможно, чтобыодно и то же в одно и то же время было и не
было присуще одному и тому же в одном и
том же отношении».
• «Конечно, не может кто бы то ни было считать
одно и то же существующим и
несуществующим, как это, по мнению
некоторых, утверждал Гераклит».
• Этот закон нельзя доказать, ибо все
доказательства основываются на нем. Но без
него невозможно никакое рассуждение.
113.
Учение о четырех причинах1. Материальная причина (из чего состоит
вещь (напр., медь или мрамор) (Фалес и
др.);
2. Движущая причина (как, по какой причине
вещь возникла (напр., резец скульптора)
(Эмпедокл, Анаксагор);
3. Сущностная причина (что именно
представляет из себя вещь) (Платон);
4. Целевая причина (для чего существует
вещь).
114.
«А о причинах говорится в четырехзначениях: одной такой причиной мы
считаем сущность, или суть бытия вещи
(ведь каждое “почему” сводится в
конечном счете к определению вещи...);
другой причиной мы считаем материю…
третьей — то, откуда начало движения,
четвертой — причину, противолежащую
последней, а именно “то, ради чего”, или
благо».
115.
Сущностная причинаКритика теории идей.
«…идеи ввели близкие [нам] люди. И всетаки, наверное, лучше — во всяком
случае, это [наш] долг — ради спасения
истины отказаться даже от дорогого и
близкого, особенно если мы философы.
Ведь хотя и то и другое дорого, долг
благочестия — истину чтить выше»
(«Никомахова Этика»).
«Платон мне друг, но истина дороже».
116.
— Платон напоминает человека, который,«желая произвести подсчет, при
меньшем количестве вещей полагал, что
это будет ему не по силам, а увеличив их
количество, уверовал, что сосчитает»,
— должны существовать идеи и у вещей
невечных,
— «третий человек»: человек причастен идее
человека благодаря идее причастности
человека идее человека,
117.
— неподвижные, вечные идеи необъясняют существование в мире
движения.
«Эйдосы должны были бы двигаться;
если же нет, то откуда движение
появилось? В таком случае было бы
сведено на нет все рассмотрение
природы» (Мет. I, 9).
118.
Сущность должна быть 1) познаваема умоми 2) существовать отдельно.
Поэтому это форма, или суть бытия (τὸ τὶ ἦν
εἴναι) вещи. Она неотделима от вещи.
«Формой я называю суть бытия каждой вещи
и ее первую сущность».
Форма — это минимально возможная
степень общности предмета, настолько
минимальная, что ее можно представить
чувственным образом.
Форма познаётся через родо-видовое
определение. «Сути бытия нет у того, что не
есть вид рода».
119.
Материальная причина• Материальная причина есть «то, из чего
состоят все вещи, из чего как первого они
возникают и во что как в последнее они,
погибая, превращаются» (Метафизика, I, 3).
• «Под материей же я разумею, например,
медь; под формой — очертание — образ;
под тем, что состоит из обоих, — изваяние
как целое» (Метафизика, VII, 3).
120.
• Два вида материи.• Первая материя — начало, абсолютно
лишенное формы. Она непознаваема.
«Материя же сама по себе не познается»
(Мет. VII, 10).
• Последняя материя для Аристотеля есть то,
из чего состоит конкретная вещь. У нее есть
некая сущность.
121.
• Материя вечна: «материя естьименно потому, что она невозникшая»
(Мет. III, 4), «ни материя, ни форма не
возникают» (Мет. XII, 3).
• Материя дает начало
существованию индивидуальным
вещам (принцип индивидуации).
122.
• Материя – это возможность, форма— действительность.
• «Материя есть в возможности,
потому что может приобрести форму;
а когда она есть в действительности, у
нее уже есть форма».
• «Возможность» (δύναμις) и
«действительность» (ἐνέργεια), или полатыни «potentia» и «act».
123.
Движущая причинаМатерия сама в себе не имеет
источника движения.
Поскольку каждая вещь имеет началом
движения другую вещь, а та имеет своим
началом — третью вещь, то, в конце
концов, если мы не хотим уйти в
бесконечность, мы вынуждены признать
некоторую неподвижную первопричину,
т.е. Бога.
124.
«Если же необходимо, чтобы все движущеесяприводилось в движение чем-нибудь — или тем,
что приводится в движение другим, или тем, что
не приводится, и если тем, что приводится в
движение другим, то необходимо должен быть
первый двигатель, который не движется другим,
и если он первый, то в другом нет необходимости
(невозможно ведь, чтобы движущее и движимое
другим составляло бесконечный ряд, так как в
бесконечном ряду нет первого). И вот если, таким
образом, все движущееся приводится в
движение чем-либо, а первый двигатель не
приводится в движение [ничем] другим, то
необходимо, чтобы он приводил в движение сам
себя» (Физика VIII, 5).
125.
«Но если есть движение, то необходимоесть и некий двигатель..; а если движение
вечно, то должен быть вечным и
двигатель, и если движение непрерывно,
то двигатель один, неподвижен,
нерожден и неизменен. Если бы
движений по кругу было больше, чем
одно, то и [двигателей] было бы больше,
но они все необходимо должны были бы
как-то подчиняться единому началу»
«О возникновении и уничтожении».
126.
Он существует не случайным образом, асовершенно необходим, ибо имеет источник своего
существования в самом себе:
«Так как есть нечто сущее в действительности, что
движет, само будучи неподвижным, то в отношении
его перемена никоим образом невозможна…
Следовательно, [первое] движущее есть необходимо
сущее; и, поскольку оно необходимо сущее, оно
существует надлежащим образом, и в этом смысле
оно начало» (Метафизика XII, 7).
Перводвигатель вечен, поскольку вечно
движение в мире. Он один, ведь «достаточно и
одного [двигателя], который, будучи первым среди
неподвижных и существуя вечно, будет началом
движения для всего прочего» (Физика VIII, 6).
127.
Движение непрерывно, следовательно иперводвигатель един.
Таким образом, неподвижный
перводвигатель — это Бог. Он существует
необходимо, вечен, прост, нематериален,
мыслит сам себя, один и един, не занимает
никакого места в пространстве.
Бог — это чистая мысль, мыслящая сама себя.
Бог есть некоторая экстраполяция знания,
абсолютное знание, чистая философия, истина.
Это форма форм, т.е. чистая форма. Поэтому в
Боге нет материи, это чистая действительность.
Бог и материя — совечны.
128.
«И жизнь поистине присуща ему, ибодеятельность ума — это жизнь, а Бог есть
деятельность; и деятельность его, какова
она сама по себе, есть самая лучшая и
вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что Бог
есть вечное, наилучшее живое существо,
так что ему присущи жизнь и непрерывное
и вечное существование, и именно это есть
Бог».
«Метафизика» XII, 7
129.
• Преп. Иоанн Дамаскин: «Поэтому то, чтоизменчиво, непременно и сотворенно. Будучи же
сотворенным, оно обязательно создано кем-либо.
Но Создатель должен быть несотворенным, ведь
если и Он сотворен, то обязательно создан кемлибо, пока мы не придем к чему-либо
несотворенному. Следовательно, будучи
несотворенным, Творец, конечно, и неизменен. А
чем иным могло бы быть это, как не Богом?»
(Точное изложение православной веры I, 3).
• Далее – Фома Аквинский.
130.
Целевая причинаПервична по сути.
«По сущности действительность первее
возможности, потому, что последующее по
становлению первее по форме и сущности
(например, взрослый мужчина первее
ребенка…), а также потому, что все
становящееся движется к какому-то началу, т.е.
к какой-то цели».
Энтелехия (ἐντελέχεια) — досл.
«осуществленность», вещь, которая стала из
возможности действительностью. Яйцо является
курицей в возможности, но не энтелехиально.
131.
ФизикаФизика качественна, а не
количественна; это вторая философия, и
она не связана с математикой (по
классификации наук).
Полное доверие опыту, наблюдению:
физик должен исходить «от более
понятного и явного для нас к более
явному и понятному по природе» (Физ. I,
1).
Главная проблема — движение.
132.
Апории Зенона.Бесконечности нет, ведь существует
«бесконечное… только в возможности, а не в
действительности» (Физ. III, 6); возможность —
это материя, лишенная формы. Существовать и
познаваться может лишь то, что имеет форму:
«…бесконечное, поскольку оно бесконечно,
непознаваемо» (Физика I, 4).
«Поэтому оно (бесконечное) и не познаваемо,
как бесконечное, ибо материя [как таковая] не
имеет формы. Таким образом, ясно, что
бесконечное скорее подходит под определение
части, чем целого, так как материя есть часть
целого, как медь для медной статуи» (Физика III,
6).
133.
Движение одного тела всегда имеет причинойдвижение другого тела. Невозможно
самодвижение, по инерции.
Почему летит брошенный камень? Его толкает
воздух: «Приведенный в движение воздух
сообщает движение более быстрое по
сравнению с перемещением [тела] в его
собственное место; в пустоте же ничего
подобного не происходит и двигаться можно
только путем перенесения» (Физ. IV, 8).
Природа не терпит пустоты, иначе движение
было бы не повсеместным: пустота разделяла
бы тела.
134.
Время бесконечно в обе стороны, поэтому мирвечен. Время не может иметь начала, иначе
существовало бы «теперь», у которого есть
только будущее, но нет прошлого.
Проблема времени: «Одна часть его была, и ее
уже нет, другая — будет, и ее еще нет; из этих
частей слагается и бесконечное время, и каждый
раз выделяемый (промежуток) времени. А то, что
слагается из несуществующего, не может, как
кажется, быть причастным существованию» (Физ.
IV, 10).
«Время есть… нечто связанное с движением»
(Физ. IV, 11).
135.
Иоанн Филопон (VI в.). ГипотезаАристотеля о вечности мира
предполагает вечность движения, а это,
по Аристотелю, невозможно, ибо
допущение вечности эквивалентно
признанию существования актуальной
бесконечности и отвергает наличие
неподвижного перводвигателя.
Следовательно, аристотелевская
концепция перводвигателя приводит к
учению о начале мира во времени.
136.
«Физику надлежит говорить … больше же о[причине] “ради чего”, ибо она причина
[определенной] материи, а не материя –
причина цели».
«Ведь природа есть цель и “ради чего”: там,
где при непрерывном движении имеется
какое-то окончание движения, этот предел и
есть ради чего”».
«Физика»
137.
КОСМОЛОГИЯСовершенным и вечным движением является
круговое движение, поэтому все небесные
планеты и звезды движутся в эфире по круговым
орбитам.
Причиной движения в мире является Бог. Он
неподвижен и передает движение посредством
небесных сфер.
У каждой вещи есть свое естественное место.
Камень падает на землю потому, что там его
естественное место. Пламя огня устремляется
вверх, потому что там естественное место
пламени. Естественное место Земли — в центре
мира.
138.
«Естественное движение частей и всей Землинаправлено к центру Вселенной, именно поэтому
Земля находится на самом деле в центре. Но поскольку
центр Земли и Вселенной — один и тот же, правомерен
вопрос: почему к нему естественно движутся [тела],
имеющие тяжесть, и части земли? Потому ли, что он
центр Вселенной, или же потому, что он центр Земли?
По необходимости они, несомненно, должны
двигаться к центру Вселенной, так как легкие [тела] и
огонь, движение которых противоположно по
направлению движению тяжестей, движутся к краю
окружающего центр пространства. Но центр Земли
совпал с центром Вселенной, и поэтому они движутся
также и к центру Земли, но акцидентально постольку,
поскольку центр Земли находится в центре Вселенной»
(О небе II, 14).
139.
«Что касается формы Земли, то онапо необходимости должна быть
шарообразной, ибо каждая из ее
частей имеет вес до [тех пор, пока не
достигнет] центра, и так как меньшая
[часть] теснима большей, то они не
могут образовать волнистую
поверхность, но подвергаются
взаимному давлению и уступают одна
другой до тех пор, пока не будет
достигнут центр…
140.
Кроме того, [шарообразность Земли]доказывается чувственным опытом. Вопервых, не будь это так, затмения луны не
являли бы собой сегментов такой формы.
Факт тот, что в месячных фазах терминатор
принимает всевозможные формы (он бывает
и прямым, и выпуклым с обеих сторон, и
вогнутым), а в затмениях терминирующая
линия всегда дугообразна. Следовательно,
раз Луна затмевается потому, что ее
заслоняет Земля, то причина [такой] формы
— округлость Земли, и Земля шарообразна.
141.
И наконец, те математики, которыеберутся вычислять величину [земной]
окружности, говорят, что она
составляет около четырехсот тысяч
[стадиев] (73 тыс км).
Судя по этому, тело Земли должно
быть не только шарообразным, но и
небольшим по сравнению с
величиной других звезд»
«О небе», II, 14
142.
Итог:Физика
1) качественна, исключает использование
математики;
2) предполагает неоднородность
пространства, существование в нем естественных
мест;
3) утверждает конечность космоса с
находящейся в центре Землей;
4) опирается на чувственный опыт;
5) утверждает, на основании опытных фактов,
возможность движения только под
воздействием другого тела.
143.
«В Слове Бога, создавшем все,заключаются вечные идеи
всего, даже и созданного
временным образом»
Блаж. Августин
(354-430)
«Родам и качествам вещей,
которые должны из скрытого
состояния стать видимыми, Бог
сообщил известные
временные законы, однако же
сделал это так, что воля Его
остается выше этих законов»
144.
«И Писание и Природа исходят от Бога.Писание продиктовано Им, а Природа –
верная исполнительница Его велений.
…Природа же, никогда не нарушая
законов, установленных для нее Богом,
вовсе не заботится о том, доступны ли
человеческому восприятию ее скрытые
причины и способы действия»
Г. Галилей
«Письмо Бенедетто Кастелли»
145.
Рене Декарт(1596-1850)
«Из того, что Бог не
подвержен изменениям
и постоянно действует
одинаковым образом,
мы можем также
вывести некоторые
правила, которые я
называю законами
природы»
«Первоначала философии»
146.
«Бог так чудесно установил эти законы, чтодаже если предположить, что Он не создал
ничего, кроме сказанного, и не внес в материю
никакого порядка и никакой соразмерности, а,
наоборот, оставил лишь самый запутанный и
невообразимый хаос, какой только могут
описать поэты, то и в таком случае этих законов
было бы достаточно, чтобы частицы хаоса сами
распутались и расположились в таком
прекрасном порядке, что они образовали бы
весьма совершенный мир»
147.
Закон сохранения импульса вытекает «изодного того, что Бог неподвижен и что,
действуя всегда одинаковым образом, Он
производит одно и то же действие. Ибо
если предположить, что с самого момента
творения Он вложил во всю материю
определенное количество движения, то
следует признать, что Он всегда сохраняет
его таким же»
Р. Декарт
«Мир, или Трактат о свете»
148.
«Приложенная сила естьдействие, производимое
над телом, чтобы
изменить его состояние
покоя или равномерного
прямолинейного
движения».
И. Ньютон
(1642-1727)
149.
Декарт не отвечает навопрос: каким образом
причиной движения и
изменения в мире могут
являются вечные и
неподвижные законы
природы?
Лейбниц Готфрид
Вильгельм
(1646—1716)
Сила «и есть сам
присущий ей закон,
запечатленный Божеским
велением».
150.
«Понятие силы, или способности (понемецки Kraft, по-французски force),объяснению которого я предназначил
особую науку – Динамику, проливает
яркий свет на истинное понятие
субстанции».
151.
Закон сохранения энергии:«Постоянно существует одна и та же
сила, энергия, и она переходит
лишь от одной части материи к
другой, следуя законам природы и
прекрасному предустановленному
порядку».
152.
О душе• «Душа есть первая энтелехия
естественного тела, обладающего в
возможности жизнью» (О душе II, 1).
• «Душа есть суть бытия и форма не такого
тела, как топор, а такого естественного
тела, которое в самом себе имеет начало
движения и покоя» (О душе II,1).
• Души не переселяются, ведь «душа не
существует без материи» (Мет. VI, 1).
153.
• Существует несколько видов души:растительная, животная и разумная, т.е. ум.
• Функции растительной души: питание,
дыхание, размножение, рост и т.п.
• Функции животной души: ощущения.
• Разумная душа познаёт истину. Она — не
энтелехия тела, не связана с телом и поэтому
бессмертна. Но не в личном плане, а как
родовая сущность. Бессмертен в человеке
только общий разум. Личность связана с
животной и растительной душами, а они
смертны.
154.
Максим Исповедник: «Из сил душиодни — питательные и растительные,
другие относятся к способности
воображения и желания, третьи — к
способности разумения и мышления.
Растения сопричаствуют только первым,
неразумные животные — [еще] и вторым,
а люди — всем трем. Первые две силы
тленны, а третья — нетленна и
бессмертна».
«Главы о любви» III, 32
155.
ЭтикаГлавной задачей этики является нахождение
высшего блага человека, которым является счастье.
Высшее благо должно быть самодостаточным, а
именно таковым и является счастье:
«Ведь его мы всегда избираем ради него самого и
никогда ради чего-то другого, в то время как почет,
удовольствие, ум и всякая добродетель избираются
как ради них самих (ибо на каждом из этих [благ],
пусть из него ничего не следует, мы бы все-таки
остановили выбор), так и ради счастья, ибо они
представляются нам средствами к достижению
счастья. Счастье же никто не избирает ни ради этих
[благ], ни ради чего-то другого» (Ник. эт. I, 5).
156.
Счастье есть состояние души, добродетель:«…счастье — это определенного качества
деятельность души сообразно добродетели»
(Ник. эт. I, 10).
«Добродетель человека – это такой склад
души, при котором человек хорошо выполняет
свое дело».
«Добродетель глаза делает
доброкачественным и глаз, и его дело, ибо
благодаря добродетели глаза мы хорошо
видим. Точно так и добродетель коня делает
доброго коня, хорошего для бега, для
верховой езды и для противостояния врагам
на войне».
157.
«…истинно добродетельный издравомыслящий человек умело
переносит все превратности судьбы и
всегда совершает самые прекрасные
из возможных в данном случае
поступков» (Ник. эт. I, 11).
Человек свободен, и в его власти
быть добродетельным или порочным:
«…добродетель, так же как и
порочность, зависит от нас. И в чем мы
властны совершать поступки, в том —
и не совершать поступков».
158.
Добродетель связана с учением о душе.Два типа добродетелей: этическая
(связана с животной душой) и
дианоэтическая, или мыслительная (с
разумной).
Добродетель этическая — в умении
усмирять страсти и влечения животной
души, а дианоэтическая (мыслительная,
от греч. διάνοια - разум) добродетель
(добродетель разумной души) – в
познании истины.
159.
Добродетель «мыслительная возникает ивозрастает преимущественно благодаря
обучению и именно поэтому нуждается в
долгом упражнении, а нравственная
рождается привычкой, откуда и получила
название: от этос при небольшом
изменении [буквы]». (Иначе говоря,
понятие τὰ ἠθικά (этика) Аристотель
производит от слова ἦθος (нрав), которое
он считает связанным со словом ἔθος
(привычка).)
160.
Этические добродетели.«Больше всего надо во всем остерегаться
удовольствия и того, что его доставляет, потому что об
этих вещах мы судим крайне пристрастно» (Ник. эт. II, 9).
«Добродетель есть сознательно избираемый склад
[души], состоящий в обладании серединой по
отношению к нам, причем определенной таким
суждением, каким определит ее рассудительный
человек. Серединой обладают между двумя [видами]
порочности, один из которых – от избытка, другой – от
недостатка. А еще и потому [добродетель означает
обладание серединой], что как в страстях, так и в
поступках [пороки] преступают должное либо в сторону
избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же
[умеет] находить середину и ее избирает».
161.
«Мужество – это обладание серединоймежду страхом и отвагой; названия для тех,
у кого избыток бесстрашия, нет (как и
вообще многое не имеет имени), а кто
излишне отважен – смельчак, и кто излишне
страшится и недостаточно отважен – трус».
162.
Благоразумие — «середина между распущенностью ибесчувственностью к удовольствиям»;
уравновешенность — «середина между гневливостью и
безгневием»;
щедрость — «среднее между расточительностью и скупостью»;
благородство — «середина между кичливостью и
приниженностью»;
широта — «середина между мотовством и мелочностью»;
негодование — «середина между завистью и злорадством»;
чувство собственного достоинства — «середина между
своенравием и подхалимством»;
скромность — «середина между бесстыдством и
стеснительностью»;
чувство юмора — «середина между шутовством и
дикарством»;
дружелюбие — «середина между лестью и враждой»;
правдивость — «среднее между притворством и
хвастовством».
163.
Дианоэтические (мыслительные) добродетели.«Если же счастье – это деятельность, сообразная
добродетели, то, конечно, – наивысшей, а такова,
видимо, добродетель наивысшей части души. Будь
то ум или что-то еще, что от природы начальствует
и ведет и имеет понятие о прекрасных и
божественных [предметах], будучи то ли само
божественным, то ли самой божественной частью
в нас, – во всяком случае, деятельность этого по
внутренне присущей ему добродетели и будет
совершенным счастьем. Это – созерцательная
деятельность».
164.
«Из деятельностей, сообразных добродетели,та, что сообразна мудрости, согласно
признана доставляющей наибольшее
удовольствие. Во всяком случае, принято
считать, что философия заключает в себе
удовольствия, удивительные по чистоте и
неколебимости, и, разумеется, обладающим
знанием проводить время в [созерцании]
доставляет больше удовольствия, нежели
тем, кто знания ищет».
165.
«Одну эту деятельность, пожалуй, любятво имя нее самой, ибо от нее ничего не
бывает, кроме осуществления созерцания, в
то время как от деятельностей, состоящих в
поступках, мы в той или иной степени
оставляем за собой что-то помимо самого
поступка».
Блаженство дается только мудростью, а не
практичностью. Мудрость выше всех других
добродетелей. Только Бог обладает этой
добродетелью.
166.
• «…если ум в сравнении с человекомбожествен, то и жизнь, подчиненная уму,
божественна в сравнении с человеческой
жизнью» (Ник. эт. X, 7).
• «…насколько распространяется созерцание,
настолько и счастье, и в ком в большей
степени присутствует [способность] созерцать,
в том — и [способность] быть счастливым,
причем не от привходящих обстоятельств, но
от [самого] созерцания, ибо оно ценно само
по себе» (Ник. эт. X, 8).
167.
Учение о государстве• «Всякое государство представляет собой своего
рода общение, всякое же общение организуется
ради какого-либо блага, то, очевидно, все
общения стремятся к тому или иному благу,
причем больше других, и к высшему из всех благ
стремится то общение, которое является наиболее
важным из всех и обнимает собой все остальные
общения. Это общение и называется государством
или общением политическим».
• «Необходимость побуждает сочетаться попарно
тех, кто не может существовать друг без друга, –
женщину и мужчину, властвующему и
подвластному».
168.
• Возникает семья, из семей – селение, изселений – государство.
• Отсюда следует, что всякое государство –
продукт естественного возникновения. В
осуществлении конечной цели и состоит высшее
завершение, а самодовлеющее существование
оказывается и завершением, и наивысшим
существованием. Первичным по природе
является государство по сравнению с семьей и
каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое
предшествовало части.
• Государство – энтелехия семьи.
• Человек по природе своей есть существо
политическое.
169.
• «В совершенной семье дваэлемента: рабы и свободные.
Первоначальными и мельчайшими
частями семьи являются господин и
раб, муж и жена, отец и дети».
• «Варвар и раб по природе своей
понятия тожественные».
170.
• Собственность есть часть дома. Раб некая одушевленная собственность.• Что такое раб по своей природе и по
своему назначению? Это тот, кто по
природе принадлежит не самому себе, а
другому и при этом все-таки человек.
• Раб по природе – тот, кто может
принадлежать другому и кто причастен к
рассудку в такой мере, что способен
понимать его приказания, но сам
рассудком не обладает.
171.
• У рабов тело мощное, пригодноедля выполнения необходимых
физических трудов; свободные же
люди не способны к выполнению
подобного рода работ, зато они
пригодны для политической жизни.
• Полезно рабу и господину
взаимное дружеское отношение, раз
их взаимоотношения покоятся на
естественных началах.
172.
Военное искусство можно рассматриватькак естественное средство для
приобретения собственности: охотиться
должно как на диких животных, так и на
тех людей, которые, будучи от природы
предназначенными к подчинению, не
желают подчиняться; такая война по
природе своей справедлива.
173.
• Разбор политических проектов Платона• Государство не может быть по своей
природе до такой степени единым, как того
требуют некоторые; и то, что для государств
выставляется как высшее благо, ведет к их
уничтожению.
• К тому, что составляет предмет владения
очень большого числа людей, прилагается
наименьшая забота. Люди заботятся всего
более о том, что принадлежит лично им.
174.
Классификация государств.Государство делится по:
— количественному принципу (кто правит —
большинство или меньшинство);
— качественному принципу (правильное и
неправильное государство);
— имущественному принципу (кто правит — богатые
или бедные).
Богатых всегда меньшинство.
Три правильных и три неправильных вида
государственного устройства.
Правильные — монархия, аристократия и полития.
Неправильные — тирания, олигархия и демократия
(охлократия).
175.
«Тот государственный строй, которыйсостоит в соединении многих видов,
действительно является лучшим».
Все части, составляющие государство,
должны находить желательным сохранение
существующих порядков. Цари желают этого
благодаря оказываемому им почету, люди
высокого общества — благодаря герусии
(избрание на эту должность является как бы
наградой за добродетель), народ —
благодаря эфории и тому, что она
пополняется из всех.
176.
Философия эллинизма177.
Эпикур (341-270 до Р.Х.)178.
• Родился на о. Самос.• 306 г. – в Афинах.
• Сад на окраине города.
• «Гость, тебе будет здесь хорошо. Здесь
удовольствие — высшее благо».
• Последователь - Тит Лукреций Кар («О природе
вещей»)
179.
• Цель философии – счастье.• «Пусть никто в молодости не откладывает занятий
философией, а в старости не утомляется
занятиями философией: ведь для душевного
здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни
перезрелым. Кто говорит, что заниматься
философией еще рано или уже поздно, подобен
тому, кто говорит, будто быть счастливым еще
рано или уже поздно».
• Мешает быть счастливым страх — перед
небесными явлениями, перед богами и перед
смертью. Чтобы избавить от страха, нужна
философия.
180.
• В теории познания – сенсуалист. Ощущения не ошибаются.Ошибается разум.
• В физике – атомист.
• «Атомы не обладают никакими свойствами видимых
предметов, кроме как формой, весом, величиною и теми
свойствами, которые естественно связаны с формой. Ибо
всякое свойство переменчиво, атомы же неизменны –
ведь необходимо, чтобы при разложении сложного
оставалось нечто прочное и неразложимое, благодаря
чему перемены совершались бы не в ничто и не из ничего,
а по большей части путем перемещений, иногда же путем
прибавления и убавления».
• Атомы могут самопроизвольно отклоняться (обоснование
свободы человека).
181.
Миров множество.«Миры бесчисленны, и некоторые схожи с
нашим, а некоторые несхожи. В самом
деле, так как атомы бесчисленны (как
только что показано), они разносятся очень
и очень далеко, ибо такие атомы, из
которых мир возникает или от которых
творится, не расходуются полностью ни на
один мир, ни на ограниченное число их,
схожих ли с нашим или несхожих» (Письмо
Геродоту).
182.
Между мирами – боги.Бог как «существо блаженное и
бессмертное ни само забот не имеет, ни
другим не доставляет, а поэтому не
подвержено ни гневу, ни благоволению:
все подобное свойственно слабым».
183.
«Да, боги существуют, ибо знание о них —очевидность; но они не таковы, какими их
полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в
представлении] такими, какими полагает.
Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы,
а тот, кто принимает мнения толпы о богах,
— ибо высказывания толпы о богах — это…
домыслы, и притом ложные».
184.
Цицерон об Эпикуре: «Да насмехается женад нами этот человек, не столько
остроумный, сколько беззастенчиво
позволяющий себе писать все, что ему
угодно. Какая ведь может быть
набожность, если боги не заботятся о
человеческом? Может ли быть такое
живое существо, которое бы ни о чем не
заботилось?.. То, что он говорил о
бессмертных богах, он говорил ради того,
чтобы не подвергнуться осуждению».
185.
«Самое ужасное из зол, смерть, неимеет к нам никакого отношения; когда
мы есть, то смерти еще нет, а когда
смерть наступает, то нас уже нет. Таким
образом, смерть не существует ни для
живых, ни для мертвых, так как для
одних она сама не существует, а другие
для нее сами не существуют».
186.
• Удовольствия:• 1) естественные и необходимые;
• 2) естественные и не необходимые;
• 3) неестественные и не необходимые.
• «Естественными и необходимыми желаниями
Эпикур считает те, которые избавляют от
страданий, например питье при жажде;
естественными, но не необходимыми — те,
которые только разнообразят наслаждение, но не
снимают страдания, например роскошный стол;
не естественными и не необходимыми —
например, венки и почетные статуи».
187.
«Привычка к простым и недорогим кушаньями здоровье нам укрепляет, и к насущным
жизненным заботам нас ободряет. Поэтому
когда мы говорим, что наслаждение есть
конечная цель, то мы разумеем отнюдь не
наслаждения распутства или чувственности,
как полагают те, кто не знают, не разделяют
или плохо понимают наше учение, – нет, мы
разумеем свободу от страданий тела и от
смятений души» (Письмо Менекею).
188.
Преп. Иоанн Дамаскин: «И из удовольствий, совместных с телом,одни естественны и вместе с тем необходимы, без которых
невозможно жить, каковы пища, восполняющая недостаток, и
необходимые одежды; другие же, хотя естественны, однако не
необходимы, каковы совокупления, согласные с природою и
сообразные с законом (ибо хотя они содействуют сохранению
всего рода, однако возможно без них жить в девстве). Иные же
удовольствия ни необходимы, ни естественны, как пьянство, и
распутство, и объедение, превосходящее потребность, — ведь они
не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода,
но даже и вредят. Поэтому живущий в согласии с Богом должен
принимать необходимые и в то же время естественные
удовольствия, а естественные и не необходимые ставить на втором
месте, допуская их в подобающее время, и подобающим образом,
и в подобающей мере. Остальных же удовольствий следует
безусловно избегать»
«Точное изложение православной веры» II, 13
189.
«Эпиктет обзывает его развратником ибранит последними словами. Тимократ
говорит, будто Эпикура дважды в день
рвало с перекорму и что на чревоугодие он
тратил по мине в день. Но все, кто такое
пишут, – не иначе как рехнулись. Муж этот
имеет достаточно свидетелей своего
несравненного ко всем
благорасположения» (Диоген Лаэртский).
190.
Свят. Григорий Богослов: «Эпикур, хотяусиливался доказать, что удовольствие
есть награда за подвиги добродетели, и
что наслаждение есть конец всех благ для
человека, однако же, чтобы не подать
мысли, будто для какого-то удовольствия
хвалит удовольствие, вел он себя
благопристойно и целомудренно, чтобы
подкрепить учение свое добрыми
нравами».
191.
Стоицизм1. Древняя Стоя: с IV в. до Р.Х. по II в. до Р.Х.
(Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп);
2. Средняя Стоя: со II в. до Р.Х. по I в. до Р.Х.
(Панетий, Посидоний);
3. Новая Стоя: с I в. до Р.Х. по III в. после Р.Х.
(Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
192.
Зенон Китийский (336/3 — 262/4 г. до Р.Х.)• Кораблекрушение. В Афинах.
Учится у Кратета.
• «Пестрый портик» (греч. Ποικίλη
στοά)
• «О жизни, согласной с
природой», «О страстях», «О
порыве, или О человеческой
природе» и др.
• Ученики: Клеанф (331/30—
233/32) и Хрисипп (281/277—
208/205).
193.
• «Конечной целью [философии][является] счастье человеческой
жизни, которое гражданин стремится
обрести» (Хрисипп).
• Философия подобна яйцу: логика —
скорлупа, физика — белок, этика —
желток.
194.
Клеанф: «Ведь если кто придет в какой-то дом, илив гимнасий, или на форум и увидит во всем
разумность, соразмерность, порядок, тот, конечно,
рассудит, что это не могло произойти без причины,
и поймет, что есть некто, стоящий во главе всего
этого, которому все повинуется. Тем более,
наблюдая столь великие передвижения и столь
великие изменения многих связанных между собой
вещей, связи между которыми в течение
безмерного и бесконечного времени никогда ни в
чем не нарушаются, необходимо признать, что все
великие передвижения в природе управляются
неким умом».
195.
• Физика: мир пронизывает материальнодуховная субстанция — пневма (πνεῦμα —дух). Он есть Логос, Бог.
• В Логосе — «семенные логосы» (λόγοι
σπερματικοί), определяющие развитие
соответствующих предметов.
196.
Причина несчастий• Человек сам себя делает несчастным.
Страсти.
• Идеал мудреца — апатия (ἀπάθεια,
бесстрастие).
• Человек может познать логос, и стать
свободным и счастливым, подчинив себя
логосу, судьбе.
• «Умного судьба ведет, а глупого —
тащит».
197.
• Четыре вида страстей• Печаль — дела идут не так, как он того хотел
бы (сострадание, зависть).
• Страх — это предчувствие зла (тревога, стыд).
• Вожделение — стремление
неудовлетворенной души (гнев, негодование,
любовь и т.п.)
• Удовольствие — возбуждение себя тем, что
представляется желанным (восхищение,
злорадство, наслаждение и т.п.)
198.
Проблема зла• 1. если бы не было зла, мы не замечали бы
добра
• 2. то, что нам кажется злом с нашей точки
зрения, вполне может быть добром с точки
зрения мировой судьбы.
• 3. зло необходимо для того, чтобы мы его
преодолевали и достигали свободы от
страстей.
199.
Луций Анней Сенека (4 (или 1) – 65)200.
Нравственные письма к Луцилию«Философом надо быть не на словах, а на деле.
Она – не для того, чтобы приятно провести день и
без скуки убить время, нет, она выковывает и
закаляет душу, подчиняет жизнь порядку,
управляет поступками, указывает, что следует
делать и от чего воздержаться. Без нее нет в
жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый
час случается так много, что нам требуется совет,
которого можно спросить только у нее. – Ктонибудь скажет: "Что мне пользы в философии,
если есть рок? Что в ней пользы, если правит
божество? Что в ней пользы, если повелевает
случай? Ведь неизбежное нельзя
201.
изменить, а против неведомого не найти средств.Мои замыслы либо предвосхищены божеством,
решившим за меня, что мне делать, либо фортуна не
даст им осуществиться". – Пусть одно из этих
утверждений верно, Луцилий, пусть все они верны, –
нужно быть философом! Связывает ли нас
непреложным законом рок, божество ли установило
все в мире по своему произволу, случай ли без
всякого порядка швыряет и мечет, как кости,
человеческие дела, – нас должна охранять
философия. Она даст нам силу добровольно
подчиняться божеству, стойко сопротивляться
фортуне, она научит следовать веленьям божества и
сносить превратности случая».
202.
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (121-180)• Изучал Эпиктета.
• «К самому себе» (Τὰ εἰς
ἑαυτόν).
• В 176 г. посетил Афины и
основал 4 кафедры –
платоновскую, стоическую,
эпикурейскую,
перипатетическую,
содержались они за
государственный счет.
203.
«Срок человеческой жизни – точка; естество – текуче; ощущения- темны, соединение целого тела – тленно; душа – юла, судьба –
непостижима, слава – непредсказуема. Сказать короче: река –
все телесное, слепота и сон – все душевное; жизнь – война и
пребывание на чужбине, а память после – забвение. Тогда что
способно сопутствовать нам? Одно и единственное –
философия. Она в том, чтобы беречь от глумления и от терзаний
поселенного внутри гения – того, что сильнее наслаждения и
боли, ничего не делает произвольно или лживо и притворно, не
нуждается в том, чтобы другой сделал что-нибудь или не сделал;
и который приемлет, что случается или уделено, ибо оно идет
откуда-то, откуда он сам; который, наконец, ожидает смерти в
кротости разумения, видя в ней не что иное, как распад
первостихий, из которых составляется всякое живое существо.
Ведь если для самих первостихий ничего страшного в том, чтобы
вечно превращаться во что-то другое, для чего тогда нам
коситься на превращение и распад всего? Оно же по природе, а
что по природе – не зло». (2, 17)
204.
«Либо судьба с ее необходимостью и нерушимыйпорядок, либо милостивый промысл, либо
беспорядочная мешанина случайного. Так вот,
если нерушимая необходимость – что
противишься ей? если промысл, допускающий
умилостивление, – будь достоин божественной
помощи. Если же не предводимая никем
мешанина, ликуй, что средь волн таких в самом
тебе есть ведущий ум. И если понесут тебя волны,
пусть твое тело несут или дыхание и прочее –
ума не унесут». (12, 14)
205.
«Тело, душа, ум; телу – ощущения, душе – устремления,уму – основоположения. Впитывать представления – это и
скотское, дергаться устремлениями, – и звериное, и
двуполое, и Фаларидово, и Нероново. Руководствоваться
умом, когда нечто представилось как надлежащее, – это и
для тех, кто в богов не верует, бросает родину или берется
действовать, разве что заперев двери. Так вот если
остальное – общее с теми, кто назван выше, то свойством
собственно достойного человека остается любить и
принимать судьбу и то, что ему отмерено, а гения,
поселившегося у него внутри, не марать и не оглушать
надоедливыми представлениями, а беречь его
милостивым, мирно следующим богу, ничего не
произносящим против правды и не делающим против
справедливости».