74.87K
Категория: Русский языкРусский язык

Чем наполнен текст?

1.

Термины 1 часть

2.

Чем наполнен текст?
• говорящая фамилия – художественный прием, при котором фамилия
(иногда имя) персонажа передает важнейшую черту его характера.
Скотинин – фамилия, происходящая от слова «скот», подчеркивающая
бездуховность героя и его любовь к свиньям
• пейзаж – это изображение любого незамкнутого пространства
(например, городской пейзаж), чаще всего это картина природы.
• интерьер – изображение внутренних помещений здания, убранство
дома или квартиры.
• портрет – это изображение внешности персонажа, его одежды, манер
поведения.
• деталь –выразительная подробность в произведении, несущая
значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку,
передает самое яркое представление о персонаже
«Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван
и… помер» А.П. Чехов «Смерть чиновника»

3.

Речевая характеристика героя
• диалог – обмен репликамимежду двумя
персонажами
• монолог –развернутая реплика одного
персонажа
• Внутренний монолог или внутренняя речь –
размышления и переживания героя о себе
и жизни, не высказанные им вслух
• реплика – фразы действующих лиц,
участвующих в диалоге.

4.

Язык художественного
произведения
Тропы - средства художественной выразительности, изобразительно-выразительные средства,
художественные средства, средства художественной образности:
оксюморон – умышленное сочетание противоречивых понятий.
Пример:
«Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог–
Сумасшедшее сердце поэта»
С.А. Есенин
«Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался
жив?»
С.А. Есенин
гипербола – чрезмерное преувеличение каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов.
Пример:
«Отсюда, хоть три года скачи, ни докакого государства не доедешь»
Н.В. Гоголь «Ревизор»
литота – чрезмерное преуменьшение.
Пример:
«Ваш шпиц– прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил всё его: как шелковая шерстка!»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»

5.


эпитет – это образное определение, которое эмоционально и художественно характеризует описываемое явление.
Пример:
«Гряды синеющих холмов
И груды белых облаков
На фоне мраморного неба»
стихотворная надпись на акварели М. Волошина
«Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою»
А.С. Пушкин
метафора –троп, представляющий собой слова и выражения в переносном смысле на основе неочевидной аналогии и сходства (иногда
называют скрытым сравнением).
Пример:
«В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть»
С.А. Есенин
«Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем»
А.С. Пушкин
метонимия –приём, когда часть заменяет целое.
Пример:
«Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде» Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
сравнение –троп, основанный на сопоставлении двух схожих образов, уподоблении одного образа другому.
Пример:
«Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед»
М.И. Цветаева
«Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля»
С.А. Есенин
олицетворение –троп, основанный на наделении неживых объектов свойствами и действиями живых объектов.
Пример:
«Дым встаёт и к белой крыше
Под упорством ветра льнёт»
К.Д. Бальмонт
«Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой»
М.Ю. Лермонтов

6.

Фигуры речи (пришли из риторики и
стилистики)
риторические фигуры:
риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств.
Пример:
«светить—
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!»
В.В. Маяковский
риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
Пример:
«А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления
выразительности речи.
Пример:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит»
А.С. Пушкин «Медный всадник»
умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о
невысказанном.
Пример:
«Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё—равно, и всё—едино.
Но если по дороге—куст
Встает, особенно—рябина…»
М.И. Цветаева

7.


лексический повтор – намеренное повторении в обозримом участке текста одного и того же слова или речевой конструкции
Пример:
«И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, <…> и ножу него был в чехольчике» А.П. Чехов «Человек в футляре»
рефрен – это повторение какого-либо стиха или ряда стихов в рамках строфы
Пример:
«Сошлися—и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?»
Н.А. Некрасов «Кому на Русижитьхорошо»
эпифора –повторении одинаковых слов, фраз в конце строк.
Пример:
«Деточка, все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»
В. В. Маяковский
«Защитник вольности и прав
В сём случае совсем не прав»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
контраст или антитеза – резкое противопоставление
градация – приём, когда происходит нарастание смысловой значимости предшествующего слова или, напротив, убывание его
смысла.
Пример:
«Настанет день— печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят»
М.И. Цветаева
анафора – повторении одинаковых слов, фраз в начале смежных строк.
Пример:
«Это– круто налившийся свист,
Это– щёлканье сдавленных льдинок»
Б.Л. Пастернак

8.

Синтаксические приёмы
• инверсия –перестановка слов или словосочетаний. Применяется специально и осознанно.
Пример:
«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?»
М.Ю. Лермонтов
• синтаксический параллелизм – это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк
или строф художественного произведения.
Пример:
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие»
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
• парцелляция –намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и
интонационно самостоятельных отрезков.
Пример:
«Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! И шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»

9.

Задание 9

10.

Почему стоит уделить внимание
прорешиванию этого задания?
• Тестовый вопрос на ЕГЭ даёт 3 вторичных балла.
Обидно будет потерять их на самом простом
• Важно привыкнуть и держать в голове, что в данном
задании теперь нет мини-подсказки, то есть нет ТОЧНО
указанного количество цифр, которые нужно выбрать из
предложенного списка (их может быть три, может быть
две или вовсе четыре, раньше в любом задании этого
типа нужно было выбрать только три цифры)
• Это задание помогает анализировать текст. Благодаря
ему можно найти в тексте ключевые приемы и
разобрать их в 10 задании (если позволяет
формулировка. Например, 10.1. Какие приёмы,
помогают передать состояние лирического героя?)

11.

Подсказки
1. Перед тем, как приступить к выполнению задания, внимательно прочитай
стихотворение и тогда сработает следующая подсказка. Как правило, в
лирическом тексте редко встречается сатира, гротеск и некоторые другие.
Поэтому чаще всего некоторые термины можно выкинуть с помощью банального
метода исключения (но лучше первое время всегда перепроверять себя)
2. Чаще всего в стихотворном тексте фигурируют тропы (средства
художественной выразительности): метафора, олицетворение, эпитет,
метонимия, гипербола, литота, сравнение, оксюморон
3. Очень легко найти или исключить композиционные ходы. Они «визуальные».
Например, анафору легко распознать, если просто пробежаться глазами по
первым буквам каждой строки. Находишь одну и туже букву в смежных строках,
читаешь все слово целиком и если оба слова являются однокоренными или
совпадают по большому количеству звуков – это анафора
4. Риторический вопрос и восклицание тоже легко найти по «визуальному
поиску». Просто осмотри текст на наличие/отсутствие символов «?» и «!»
5. Очень важно не путать понятия «звукопись», «аллитерация» и «ассонанс».
Звукописьюназывают СОЧЕТАНИЕ аллитерации и ассонанса

12.

Практика

13.

Задание
1. «Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
за каплищей каплища
По морде катится,
прячется в шерсти…»
В.В. Маяковский
9. Из приведённого ниже перечня выберите
все названия художественных средств,
использованных в тексте стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)гипербола
2) эпифора
3) оксюморон
4) метафора
5) сравнение

14.

Ответ
ответ: 14
Гипербола– «каплища». Маяковский
использует суффикс -ищ, который имеет
увеличительное значение.
Метафора– например, «Улица
опрокинулась,//течет по-своему». Улица
неочевидно сопоставляется с рекой,
которая течет + улица не может повернуться
набок или упасть («опрокинуться»).

15.

Задание
«Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку»
М.Ю. Лермонтов
9. Из приведённого ниже перечня выберите
все названия художественных средств,
использованных в тексте стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) метонимия
2) анафора
3) аллегория
4) эпитет
5) инверсия

16.

Ответ
ответ: 245
Анафора– «И взор…// И кто-то». Союз «и»
повторяется в начале смежных строк.
Эпитет– например, «живую муку».
Инверсия: разберём на примере первой
строки. Если восстановить прямой порядок
слов, то предложение будет звучать так: «Он
просил лишь куска хлеба».

17.

Задание
«Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит»
Н.А. Некрасов
9. Из приведённого ниже перечня выберите
все названия художественных средств,
использованных в тексте стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анафора
2) символ
3)оксюморон
4) риторическое восклицание
5) авторская пунктуация

18.

Ответ
ответ: 45
Риторическое восклицание– первые две
строки представляют собой риторическое
восклицание. Визуально можно определить
по восклицательному знаку.
Авторская пунктуация – «Легче мир —
и скорее наскучит». Тире в этой строке стоит
для увеличения эмоциональности, логически
выделяет последние три слова и
подчеркивает, что любовь позволяет
Наслаждаться жизнью.

19.

Задание
«Была ты всех ярче, верней и прелестней,
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни...»
А.А. Блок
9. Из приведённого ниже перечня
выберите все названия художественных
средств, использованных в тексте
стихотворения. Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) эпитет
2)гротеск
3) сравнение
4) метафора
5) лексический повтор

20.

Ответ
ответ: 1345
Эпитет– например, «невозвратные дни».
Сравнение–«летит, как цыганская песня», есть
формальный признак сравнения– союз «как» + есть
превосходная степень, которая тоже указывает
на наличие сравнения «ярче»(чем кто-то), «верней»
(чем кто-то).
Метафора–«поезд летит». Быстрое движение
неочевидно сопоставлено с полётом песни, то есть
с её быстрым и динамичным звучанием.
важно: сравнение и метафора в данном случае будут правильными
ответами. Контекст позволяет рассмотреть строку в двух
вариантах– как сравнение (если вас интересует быстрота поезда)
и/или как метафору (если важны качества быстрого движения–
цыганская песня ассоциируется с чем-то душевным, залихватским).
Лексический повтор –в обозримом участке текста дважды повторятся «не кляни».

21.

Задание
«Духи и дети, дитя, не в счёт!
Не отвечают, дитя, за души!
Эти ли руки —верёвкой душат?
Эта ли нежность —жжёт?»
М.И. Цветаева
9. Из приведённого ниже перечня выберите
все названия художественных средств,
использованных в тексте стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анафора
2) риторическое обращение
3) сравнение
4) эпитет
5) ирония

22.

Ответ
ответ: 123
Анафора– «Эти ли руки …// Эта ли
нежность…» Местоимение «эти»-«эта»
повторяется в смежных строках.
Риторическое обращение–обращение
«дитя» не предполагает ответной реакции.
Сравнение– «Эти ли руки—верёвкой
душат?» В данном случае ТВОРИТЕЛЬНОЕ
сравнение (сравнение, выраженное
творительным падежом, ср. «хвост трубой»).

23.

Задание
«Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы»
А.С. Пушкин
9. Из приведённого ниже перечня
выберите все названия художественных
средств, использованных в тексте
стихотворения. Запишите цифры, под
Которыми они указаны.
1) славянизмы
2)гипербола
3) ирония
4) сравнение
5) эпитет

24.

Ответ
ответ: 145
Славянизмы– это слова или устойчивые
словосочетания старославянского или
церковнославянского происхождения в
русском языке. В данном отрывке –
«персты», «зеницы».
Сравнение– «Как у испуганной орлицы». Есть
формальный признак сравнения– союз «как».
Эпитет– например, «легкими перстами»,
«вещие зеницы», «испуганная орлица».

25.

Задание
«Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И —боже мой! —какой-то мотылёк,
Как девочка, смеётся надомною,
Как золотого шёлка лоскуток»
Арсений Тарковский
9. Из приведённого ниже перечня выберите
все названия художественных средств,
использованных в тексте стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оксюморон
2) лексический повтор
3) авторская пунктуация
4) риторическое восклицание
5) эпитет

26.

Ответ
ответ: 1245
Оксюморон– первая строка содержит этот
приём. Живой человек не может знать о
смерти всё.
Лексический повтор – во обозримом
участке текста повторяются с слова
«живого»-«живое»
Риторическое восклицание– «боже мой!».
важно: это не авторская пунктуация, потому что, по правилам
пунктуации, тире выделяются вставные конструкции,
дополняющие или поясняющие основное предложение,
выражающие чувства автора.
Эпитет– например, «золотого шелка»
English     Русский Правила