2.91M
Категория: ИскусствоИскусство

Театр XVII века «Золотой век» французского театра

1.

Театр
XVII века
«Золотой век»
французского театра

2.

Эпоха Возрождения во Франции не
была отмечена особым расцветом
театрального искусства.
Предпринимаемые попытки создания
новой драмы не имели успеха, публика
по-прежнему отдавала предпочтение
средневековым фарсам и итальянской
комедии масок. В XVII—XVIII вв.
ситуация стала меняться, именно во
Франции были сформулированы и
получили дальнейшее развитие
основные принципы классицистской
драмы.

3.

Основные принципы драматургии и
театра классицизма:
Строгое следование лучшим образцам
античной драмы, соответствие учению
Аристотеля и Горация.
Соблюдение закона трех единств: места,
времени и действия.
Верность природе, правдоподобие.
Постоянство характеристики героев. Характер
героя должен быть выдержан от начала до
конца пьесы.

4.

Строгое деление на жанры.Трагедия
призвана очищать людские нравы страхом и
страданием.Комедия призвана исправлять
человеческие нравы посредством осмеяния
героев пьес.
Неожиданная поучительная развязка
действия. Любая пьеса должна внушить
зрителю мысль, что порок справедливо
наказан, а добродетель торжествует.
Строго следовать всем этим принципам было
трудно, они постоянно нарушались и
своеобразно трансформировались в
творчестве драматургов.

5.

6.

Особенности
классицистического театра:
Знатная публика размещалась на галереях
и в ложах; стоячий партер предназначался
мужчинам;
Пале Кардиналь.
Сцена, освещенная свечами, закрепленными в
Париж
стенах, была маленькой. По английской моде с
каждой стороны сцены располагались места для
высоких гостей;
Различного рода машины позволяли
имитировать природу (двигающиеся
волны, плывущие по небу облака);
Театральное представление
со спецэффектами

7.

Декорации и пышные костюмы не соответствовали
изображаемому времени;
Спектакль открывал автор, или ведущий актер со словами
благодарности своему покровителю;
Актёры часто играли в линию на авансцене;
Действие прерывалось выходами актеров на поклон;
Декорации театра
в XVII веке

8.

Для передачи на сцене различных чувств выработалась
система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы
были запрещены - облик и пластика трагических героев
должны были всегда оставаться
величественными и благородными;
Актерским мастерством
считалось умение произносить
текст на одном дыхании (20 строк)
Актер Монфлёри (Захария Жакоб)

9.

Одним из первых, кто смело нарушил
принципы классицизма в драматургии, был
Пьер Корнель (1606—1684). Вот что он
говорил по этому поводу:
«Я охотно следую правилам; но вместо того чтобы
подчиняться им рабски, я их расширяю или сужаю
согласно требованиям моего сюжета, и я без
зазрения совести нарушаю те, которые касаются
длительности времени действия, если их узость
оказывается совершенно несовместимой с красотой
событий, которые я изображаю. Знать правила и
владеть секретом, как их надо практически
применять в нашем театре, — это две совершенно
разные науки ».

10.

Пьер Корнель (1606-1684)
Лиценциат юриспруденции;
Адвокат и прокурор в Руане;
В ранних трагедиях подражает
Сенеке;
Член французской Академии;
Получает расположение кардинала
Ришелье («общество пятерых
авторов»);
Его затмевает новый драматург Ж. Расин;
Последние годы жизни Корнель провёл уединённо и был
в крайне стеснённых обстоятельствах;
Благодаря Н. Буало, ему была назначена маленькая пенсия
Д
р
а
м
а
т
у
р
г
и
Произведения: «Сид», «Эдип», «Медея», «Гораций», «Психея»

11.

Академики театра в течение шести
месяцев рассматривали пьесу Корнеля
«Сид» (1637) — лучшее творение
драматурга. Их приговор: Корнель
нарушил все правила классицистской
драмы. Действие в ней длилось 36
часов, протекало в разных местах
города, александрийский стих
постоянно нарушался разговорными
интонациями, завязка трагедии (пощечина) оказалась недостойной высокого
жанра трагедии.

12.

13.

14.

Трагедия «Сид» (1636 г.) ознаменовала
наступление новой театральной эпохи в
истории французского театра.
Здесь впервые в полную силу прозвучал
конфликт между чувством и долгом,
ставший в тематике классицистской
трагедии обязательным.
Издание 1660 года
Сразу признана шедевром;
Создалась поговорка: «прекрасен как Сид»;
Корнель получил долгожданное дворянство и
пенсию от кардинала Ришелье.

15.

«Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал
настоящим триумфом для драматурга и актеров;
Актер Мондори:
«Сид» очаровал весь Париж. Он так прекрасен, что завоевал
любовь самых сдержанных дам, чьи страсти вспыхивали прямо тут,
в зрительном зале.. У наших дверей теснились такие толпы, а наш
театр оказался так мал, что все уголки зала - даже те, где прежде
пристраивались пажи, - теперь считались почетными местами для
знатных зрителей, а сцену заполнили кавалеры разных орденов!»

16.

Оглушительный успех "Сида« вызвал зависть. Считают, что первым
подстрекателем атак против Корнеля был сам кардинал Ришелье.
«…Когда появился «Сид», кардинал
был так взволнован, как если бы у
ворот Парижа появились испанцы»
Фонтенель
На Корнеля обрушился град упреков:
Он казался недостаточно
правоверным:
правительство запретило поединки он их прославил,
правительство вело войну с
Испанией - он воспел испанцев;
В
театре стали устраивать преднамеренные провалы пьес.

17.

В пьесе Корнеля два разных долга:
Бесчеловечный закон кровной мести,
пустой, условный, бесполезный и для людей и
для государства;
Долг перед троном, страной и народом.
Сюжет пьесы построен так, что второй долг
оказывается выше, человечнее первого,
формального: он одерживает верх. Король
отвергает кровавую сословную мораль.
Подлинный смысл «Сида»:
Любовь побеждает в союзе с высоким
государственным долгом;
побеждает старые, косные предрассудки;
человечность побеждает рутину.
Идеологи абсолютизма, догматические его
приверженцы отвергли гениальное творение Корнеля.

18.

Во второй половине XVII в. «Корнеля гений
величавый» (А. С. Пушкин)сменил новый
кумир — Жан Расин (1639—1699), мастер
«галантной трагедии».Следуя принципам
Корнеля, своего учителя, Расин обрел
собственный стиль. Слава к нему в 1667 г.,
когда в Париже была поставлена трагедия
«Андромаха».Расин создал множество ярких
женских Влюбленные, страдающие героини
его пьес («Федра», «Береника», «Ифигения в
Авлиде») проходили множество серьезных
жизненных испытаний.

19.

Жан Расин (1639- 1699)
Учился при монастыре;
Знакомство с Лафонтеном, Мольером, Буало;
За придворную оду «Нимфа Сены»
получает пенсию от Людовика XIV;
Член французской академии;
Возглавляет театр «Бургундский отель»
Особенности театра Расина:
Мужество жить;
Сохранение верности своему долгу;
Сохранение чувства собственного
достоинства
Произведения: «Андромаха», «Сутяги», «Британик», «Федра»

20.

В центре пьес Расина- конфликт между
желаемым и действительностью,
чувством и долгом,мучительный выбор,
борьба добрых и неизменных начал.
Особое значение Расин придавал
соблюдению принципа правдоподобия.
Но и здесь не обошлось нарушения
правил классицизма.В «Федре», следуя
закону трех единств, он максимально
спрессовывал время, до предела
ограничивал пространство действия.

21.

Взгляды Ж. Расина:
Человек греховен;
Надо думать о душе, преодолевать
грехи, связанные со страстями;
Герой невольно преступен, но его
можно оправдать с точки зрения
общечеловеческого: страсти владеют
каждым;
Противопоставляет душу и мораль,
страсть и разум. Это трагический
конфликт драматургии
«Отравление Британика». Иллюстрация Франсуа Шаво, 1675 г.

22.

«Андромаха» трагедия неразделенной любви,
усугубленная сознанием греха.
Трагедия – конфликт чувства и
долга, который приводит к смерти.
Страсти губят человека.
Главное внимание
уделяется вечной
борьбе героя
против
неизбежной
судьбы.
Издание 1668 года
Ж. Л. Давид. Андромаха
у тела Гектора, 1783

23.

С именем Жана Батиста
ПокленаМолье(1622—1673) связано
блистательное развитие жанра «высокой
комедии». В искусстве сатиры, казалось ему
не было равных.Отвергая классицистскую
теорию трех единств, Мольер постоянно
нарушал строгие правила. Его критиковали со
всех сторон, а он продолжал сочинять свои
шедевры. Комедии «Тартюф» (1664), «Дон
Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666),
«Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве»
(1670) составляют лучшее, что написано
великим комедиографом.

24.

Жан Батист Поклен
(Мольер)
1622-1673
Комедии Мольера - сатиры
в драматической форме,
сатиры, в которых резкое
остроумное перо его предавало
на публичный позор невежество,
глупость и подлость.
В.Г. Белинский

25.

Жан Батист Поклен происходил из
старинной буржуазной семьи;
Его тец был придворным обойщиком
и камердинером ЛюдовикаXIII.
Людовик XIII
Воспитывался в Клермонском колледже;
Изучал право в Орлеане;
Заменял отца при дворе в качестве
«королевского камердинера»;
Отказывается от звания «королевского
обойщика», посвящая себя театру.
Дом Мольера в Отёй. Гравюра XVIII в.

26.

В создании ярко обрисованных характеров,
не лишенных пороков и слабостей, он не
уступал в мастерстве самому Шекспиру. В
«Тартюфе» он высмеял лицемерие и
религиозное ханжество духовенства, в «Дон
Жуане» — распутство и безнравственность.
Пьеса «Мизантроп» представляет собой
сатиру на высший дворянский свет, в
«Мещанине во дворянстве» высмеиваются
ничем не оправданные претензии буржуа,
слепо подражающего дворянским нравам и
обычаям. Неискренность, интриги,
неверность, пустословие, коварство и
мелочность становятся главным объектом его
сатиры.

27.

Мольер прославился
и как талантливый
актер. Он и умер на
сцене, играя роль в
собственной пьесе.

28.

Представление «Мещанина во
дворянстве» в Версале. 1670 г.
Открытый театр в Версале
Представление «Мнимого
больного» в Версале

29.

17 февраля 1673 г. во время
представления комедии
«Мнимый больной», в которой
Мольер выступал в главной
роли, драматургу стало плохо.
Начавшиеся судороги он сумел
выдать за игру, так что спектакль
не был сорван.
Через несколько часов Мольер
скончался.

30.

В основе произведений:
Античное наследие (обращается к сюжетам и персонажам
Плавта и Теренция);
Фарс (бытовой сюжет комического характера, современные
герои, интриги, резкие выходки, переодевания);
Комедия масок (маска как характеристика героя);
Мольеровский смех стал
«смехом сквозь слезы»
Главная мысль любой пьесы
сводилась к тому, что жить среди
людей и сохранять благородство
души невозможно.

31.

Комедии (более 30) высмеивали
конкретный, определенный порок
(ханжество, подозрительность,
лицемерие, тупость, легкомыслие,
чванство, дворянскую спесь и
жадность буржуа);
Мольер утверждал тем
самым бессмертие многих
нравственных проблем, и
сегодня злободневных.

32.

«Смешные жеманницы»
Мольер пародировал господствующую в
литературе прециозность, высмеивал
надутых жеманниц и напыщенных поэтов
салона Рамбулье, искусственную речь и
манеры. Поэт выставлял на осмеяние
притворные чувства людей, принимавших
вычурно-поэтический облик и ненавистной
ему фальшь в театре.
В «Жеманницах» Мольер показывал,
как сословная спесь заставляет людей
отказываться от естественного
поведения и превращает их в глупых,
безжизненных кукол.

33.

«Тартюф, или обманщик»
В доверие к хозяину дома Оргону
втирается молодой человек, разыгрывающий
из себя скромного, благородного, набожного,
бескорыстного человека. Истинная сущность
Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон
переписывает на него дом и свои капиталы.
Лишь вмешательство Короля, наводящего
справедливость позволяет пьесе остаться
комедией.
М. Боярский в роли Тартюфа

34.

По настоянию королевы-матери пьеса была
запрещена. Спустя пять лет, после ее смерти,
комедия была разрешена к представлению.
Сыграла роль и благополучная концовка пьесы.
В течение сезона она прошла 43 раза.
Хроникер Робина писал:
«Любопытство было так велико, что толпа,
как природа, заполняла каждое пустое
местечко. Многих чуть не задавили в театре».
«По-видимому, ваше величество, мне не надо больше
писать комедий, если тартюфы одерживают верх».
Мольер
«На мой взгляд, комедия изображает благочестие в таких
отвратительных красках, что, скажу не колеблясь, если бы пьеса
была написана в мое время, я не позволил бы ставить ее на сцене»
Наполеон

35.

«Дон-Жуан»
В основу пьесы Мольер положил
испанскую легенду о Дон Жуане неотразимом обольстителе женщин,
попирающем законы божеские и
человеческие.
Николай Гяуров в
роли Дон Жуана
Образ Дон Жуана Мольер наделил
бытовыми чертами французского
аристократа XVII века - титулованного
развратника, беспринципного,
лицемерного, наглого, циничного и
жестокого наследника феодальных прав.

36.

«Скупой»
В комедии «Скупой» Мольер мастерски рисует отталкивающий
образ скряги Гарпагона, у которого страсть к накопительству
приняла патологический характер и заглушила все человеческие
чувства.
Эскиз декорации
Л. Бурначини.
Ок. 1700
Сцена из пьесы Мольера «Скупой»
Луис де Фюнес в роли Гарпагона

37.

Василий Бочкарев
«Мнимый больной»
Арган, воображающий себя больным,
является игрушкой в руках недобросовестных
и невежественных
врачей.
Мольер нападает на
шарлатанов-врачей
так же, как он нападал
на прочих лжеучёных.
Олег Ефремов

38.

«Мещанин во дворянстве»
Это самая злая сатира на буржуазию,
подражающую дворянству. Мольер не
щадит здесь красок для осмеяния
богатого буржуа Журдена, который лезет
изо всех сил в дворянство. С ещё
большим презрением он изображает
находящегося на содержании у Журдена
знатного мошенника и паразита Доранта
В. Этуш
Цель - «отрезвить
буржуазию, внушить ей
чувство собственного
достоинства, мысль, что
она должна создать
собственную культуру»
Фриче

39.

Мольер был великим
драматургом и
гениальным актёром.
«Он был актёром с головы до ног.
Одним шагом, улыбкой, взглядом,
кивком головы он сообщал больше,
чем величайший говорун в свете мог
бы рассказать за целый час», Мольер в роли Цезаря. «Смерть
писал о нём один из современников..
Помпея» П.Корнеля.

40.

Во второй половине XVIII в.
французский драматический театр был
представлен такими блистательными
именами, как Вольтер и Бомарше

41.

Вольтер (1694—1778) был
сторонником классицистской трагедии
Корнеля и Расина. Он писал для
театральной сцены в течение
шестидесяти лет. В центре его трагедий
(«Эдип», «Брут», «Танк-ред», «Заира»,
«Магомет») лежит конфликт между
чувством и долгом. Свою главную
задачу он видел в воспитании идеалов
добра и справедливости.

42.

Достойным преемником Мольера на сцене
знаменитого театра французскойкомедии
(«Комедия Франсез») стал Пьер Огюстен
Бомарше (1732—1709). Егознаменитая
трилогия о цирюльнике Фигаро — «Севильский
цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро»
(1784) и «Преступная мать» (1792) имела
необычайный успех у французской публики.
Главный герой, сын неизвестных родителей,
украденный в детстве разбойниками, приложил
немало усилий для того, чтобы проложить себе
дорогу в жизни. На сюжеты пьес Бомарше
Моцарт (1786) и Дж. Россини (1816) напишут
оперные произведения.

43.

Театр барокко
Развивался в послешекспировской Англии (Джон Вебстер),
в Испании (Пьедро Кальдерон, Тирсо де Молина).
Французский театр практически не соприкоснулся с барокко.
Испанец Пьедро
Кальдерон в пьесе
«Великий театр мира»
(1645) выдвинул тезис
«жизнь – игра».

44.

Приметы театра барокко:
Желание удивить, ошеломить зрителей;
Всё решает случай в игре страстей;
Нагромождение интриг, эффектов, фантастических событий
и неожиданный финал;
Излюбленный жанр – трагикомедия
Театр барокко –
это зрелищность
В барочном театре царствует
случай, а не закон, как на
классицистической сцене

45.

Специфические черты театра:
Очень сложные, запутанные сюжеты;
Зрелищность сценических эффектов;
Применение световых эффектов;
Сложная техника: рычаги и блоки, кулисы,
двигавшиеся по специальным рельсам, люки,
подвесные цепи для полёта волшебных существ;
Частая смена ярких «кричащих» по цвету декораций.
Сцену создатели барочных действ понимали как зримый
образ прекрасного мира, полного чудесных превращений и
потрясавшего душу зрителей фантастическими событиями и
чарующей красотой;
Динамичная и виртуозная игра актёров;
Действующие лица ярки и красивы, но это дьявольская,
нечеловеческая красота

46.

Нравственные оценки барочных произведений размыты:
чёрное иногда может быть представлено как белое и наоборот;
На сцене стали торжествовать злые силы, главной становится
идея vanitas (лат) -т. е. суетности и непостоянства мира;
Человека подстерегают несчастья и неожиданности. Значит
нужно жить наслаждаясь, не подавляя страсти, а отдаваясь им.
Люди способны на изощрённые преступления и испытывают
особое удовольствие, нарушая нравственные законы.
Театр эпохи Возрождения внушал зрителям,
что человек вопреки всему - прекрасен.
В барочном театре человек ужасен, но велик.

47.

Сторонники барочного
театра создали свой стиль
сценического действа.
Представления проходили
на открытом воздухе:
актёры выступали в парках,
садах и даже на воде, на
плотах.
В дворцовом плавучем театре не далеко от Мадрида в 1639 г.
была представлена пьеса Кальдерона "Фаэтон - сын солнца".
Площадку, сооружённую посреди дворцового пруда, освещали
тысячи свечей. Король и придворные плавали вокруг сцены на
лодках, а в перерыве между действиями ужинали.

48.

Дон Педро Кальдерон
де ла Барка
(1600 - 1681)
Ко времени смерти своего
великого предшественника и учителя,
Лопе де Вега, считался первым
драматургом Испании;
Получил признание при дворе;
Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова
(Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра;
Оставил военную службу, а в 1651 году Кальдерон был
рукоположен в священники, закончив драматургическую карьеру

49.

Перу Кальдерона принадлежит около:
120 комедий и драм,
80 литургических пьес,
20 интермедий;
немалое число стихотворений и поэм
Кальдерон превращает
пьесу в пышное барочное
действо
В этих произведениях главенствует
традиционная для испанского барокко
проблематика: любовь, религия и честь.
Титульный лист сборника комедий
Кальдерона (Мадрид, 1640)

50.

"Жизнь есть сон" - неверие в
счастье - и на земле, и на небесах.
В центре произведения - конфликт
между судьбой и роком, человеком и
природой, властью и личностью.
Жизнь призрачна - то ли сон, то ли явь;
Человек утратил цельность натуры: он
бывает добрым и злым одновременно;
Он игрушка в руках жестокой судьбы, а
никак не проводник воли Всевышнего;

51.

Тирсо де Молина
(1579 - 1648)
Испанский драматург, доктор
богословия, монах и историограф;
Автор более 400 стихотворных
пьес, из которых до нас дошло
только 84 комедии и 5 «ауто».
Для его пьес характерно:
Ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие
жизни как иллюзии, разочарование в гуманистических
идеалах, обращение к религии, понимаемой как единственный
безусловный нравственный авторитет.
Произведения: «Благочестивая Марта», "Севильский
озорник, или Каменный гость», «Дон Хиль Зеленые штаны»

52.

"Севильский озорник, или Каменный гость"
(первая драматургическая обработка
легенды о Дон Жуане)
Персонажи одержимы
стремлением к
удовлетворению страсти,
рождённой внезапно,
без причин.
Ради достижения желаемого герои
обманывают, интригуют, переодеваются,
часто изображают лицо другого пола.
Персонажи Тирсо изобретательны,
расчётливы и одновременно азартны и
холодны.

53.

Дон Дьего и Дон Гомес решили бракосочетать своих
детей Химену и Родриго, которые влюблены друг в
друга. Однако дон Гомес, завидуя тому, что король
выбрал дона Дьего в качестве наставника принца, дает
ему пощечину и тем самым наносит оскорбление дону
Дьего. Дон Дьего, ослабший с годами, слишком стар для
того, чтобы отомстить сам. Поэтому он поручает своему
сыну, Родриго, отомстить за него. Родриго, разрываясь
между своей любовью и своим долгом, заканчивает,
послушав зов крови, убийством отца Химены на дуэли.
Химена пытается отречься от любви к Родриго и
призывает короля к справедливости, прося голову
Родриго. Однако атака королевства маврами дает
Родриго шанс доказать свою доблесть и заслужить
прощение короля. Как никогда влюбленная в Родриго,
ставшего национальным героем, Химена стоит на своем
и добивается от короля проведения дуэли между доном
Санчо, влюбленного в Химену, и Родриго. Она обещает
выйти замуж за победителя. Родриго победоносно
получает руку Химены от короля, свадьба будет сыграна
только через год.
English     Русский Правила