2.13M
Категория: ИскусствоИскусство

От модерна до конструктивизма. Часть 2

1.

От модерна до
конструктивизма
Часть 2

2.

• Совершенным зодчим искусства модерн» называют
бельгийского архитектора Виктора Орта (1861 —
1947). Ритмические, плавно изогнутые линии
фасадов придавали его сооружениям удивительную
подвижность. Они асимметричны, лишены резких
переходов, линии переплетаются, разбегаются и
вновь сходятся в одной точке. Мягкость дерева,
прочность камня И хрупкость железа он мог
объединить в одно целое. Дерево и камень порой
утрачивали свойственные им особенности,
становились пластичными, зыбкими и текучими.
Металлическим конструкциям, подобно живым
существам, также сообщалось «движение».
Ажурные плетения металлических решеток
органично сочетались с поверхностью стен,
оконных проемов, балконов и эркеров.

3.

• Приверженность к природным орнаментам определила
стиль многих произведений Виктора Орта!. Дом Тасселя
по праву считается первым образцом «чистого
модерна», принесшим всемирную известность и славу
начинающему архитектору. Вестибюль восьмигранной
формы, ограниченный металлическими конструкциями,
плавно переходит в гостиную и лестницу. Волнистые
линии балюстрад и несущих колонн, текучее движение
гнутых линий не ограничивается только
горизонтальным направлением. С помощью изогнутых
лестничных маршей, которые напоминают ручей,
извивающийся среди деревьев, трав и цветов,
создается впечатление движения по вертикали. Металл
«оживает», превращается в клубы дыма, стволы
деревьев, на которых «растут» металлические ветки и
листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент
кованых лестничных ограждений, геометрические
узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным
светом яркие краски витражей.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

• Уже в начале XX в. модерн стал все более
тяготеть к поискам рациональных
конструктивных решений. На смену
усложненным формам и декоративным
украшениям модерна пришли функционально
оправданные и четкие конструкции, более
лаконичные и простые объемы.
Сохранившийся декоративный орнамент лишь
подчеркивал архитектурную форму. Главное
внимание архитекторы стали уделять
эстетической выразительности конструктивных
элементов, пропорциям фасадных плоскостей,
окон, простенков, отдельно стоящих опор.

11.

• Внешний вид построек отражал не только их
конструкцию, но и внутреннюю планировку. Интерьеры
освобождались от излишеств и перегруженности
деталями. Окна стали нередко заменять стены, а
пространство здания стремительно убегало ввысь.
Появление небоскребов на Американском континенте
стало подлинной сенсацией. Первый небоскреб
чикагского архитектора Луиса Салливена (1856—1924) в
городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в
архитектуре. Стальные каркасы с вертикальными
конструкциями, напичканные скоростными лифтами и
другой техникой, явно бросали вызов классике.

12.

13.

14.

15.

16.

• Достойным преемником Салливена стал Фрэнк Ллойд
Райт (1869—1959) — американский архитектор и
теоретик искусства. Выдвинутая им идея органической
архитектуры получила всемирное признание и
практическое воплощение во многих странах.
Архитектуре он отводил роль объединяющего начала
между человеком и окружающей средой. По его
мнению, архитектура должна в первую очередь
«обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж
потом быть символом отвлеченных понятий «добра и
красо- ты». Здание не должно подавлять ландшафт; оно
естественным образом вырастает из него, сливается с
ним в единое целое.

17.

• В круг интересов Райта входили частные
загородные постройкп и массовое городское
жилище. Под влиянием японской архитектуры
он выработал свой, так называемый «стиль
прерий» — легкие нависающие карнизы,
низкие открытые террасы, размещенные в
уединенных садах вблизи природных
водоемов. Более ста частных домов он создал
всего за десять лет, но в каждый привнес
уникальное архитектурное решение.

18.

• Вилла Эдгара Кауфмана «Над водопадом»
стала подлинным шедевром архитектора.
Грубая кладка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы,
сливалась с небольшим водопадом, могучими
деревьями и лесным ручьем. Железобетонные
балки, закрепленные в скале, поддерживали
сложную систему нависающих террас.
Лестница в центре дома спускалась прямо к
водопаду. Архитектура сооружения в прямом
смысле слова «растворилась» в природе.

19.

20.

21.

22.

• Райту также принадлежит проект Музея
современного искусства Гуггенхейма в НьюЙорке и неосуществленный проект
небоскреба «Иллинойс» в 528 этажей...

23.

24.

25.

26.

27.

28.

• «Творчество Райта противоречиво.
Воспитанный на идеях американского
романтизма, он сохранил его
бескомпромиссный идеализм... и верность
мечте о жизни среди нетронутой природы...
Райт был последним романтиком и первым
рационалистом в американской
архитектуре» (А. В. Иконников).

29.

• Немецкий архитектор и дизайнер Вальтер
Гропиус (1883— 1969) вошел в историю
зодчества XX в. как смелый первооткрыватель,
теоретик и выдающийся педагог. Его творения
стали символами индустриальной эпохи,
украшающими города Германии, Великобритании, США, Греции, Ирака. Ему
принадлежит идея «тотального
художественного синтеза», согласно которой
все виды искусств соединяются под сенью
«великой архитектуры».

30.

• Практическим воплощением этой идеи стало сооружение
Баухауза — здания Школы искусств в городе Дессау.
• В функциональном отношении сооружение было логично и
тщательно продумано. Внешний вид и интерьеры комплекса из
трех корпусов (учебных классов, мастерских и художественных
студий) производили необыкновенное впечатление. Каждое из
зданий, имевших разную высоту, было связано друг с другом
крытыми галереями и наземными переходами. Каждому
корпусу придана форма, наибольшим образом
соответствующая его назначению и внутренней планировке.
Человек мог свободно перемещаться в архитектурном пространстве, чувствовал себя в нем удобно и комфортно.

31.

32.

33.

34.

• Немало смелых и оригинальных идей здесь
нашло практическое воплощение. Одна из них
— использование в качестве стен здания
панелей из стекла, служащего, по
утверждению Гропиуса, не более чем
«шторой», климатической преградой,
защищающей человека. Таким образом, ему
впервые удалось освободить стальной каркас
от привычной для него несущей функции.
Многие найденные решения Гропиуса
определили дальнейшие пути развития
архитектуры XX столетия.

35.

• Выдающимся архитектором конструктивизма в XX в.
стал Ле Корбюзье (1887—1965), создатель «всемирного
стиля». Основы для «новой архитектуры» он искал в
чисто геометрических формах, линиях под прямым
углом, в безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютном белом цвете. Задача
архитектора, по его мнению, сводится лишь к поиску
простых форм и правильной системы пропорций. В
книге «Путь к архитектуре» (1923) он так изложил суть
своих художественных принципов:
• «Большое искусство создается простыми средствами...
Простые геометрические формы прекрасны, потому что
они легко воспринимаются...
• Куб, конус, шар, цилиндр, призма — вот великие
первичные формы. Их образ представляется нам
чистым, легко воспринимаемым, однозначным.
Поэтому они красивы. Это прекраснейшие из форм...

36.

• Горизонт рисует горизонтальную линию как
абстрактное выражение покоя. Вертикаль,
пересекаясь с горизонталью, образует два
прямых угла. Вертикаль и горизонталь
неизменны. Прямой угол — это как бы
интеграл сил, поддерживающих мир в
равновесии...»

37.

• Знаменитую виллу «Савой» в Пуасси
(Франция) отличают изысканное
совершенство форм и четкость пропорций.
Террасы, расположенные на разных
уровнях, переходные мостики, пандусы и
лестницы, пронизывающие пространство,
яркое освещение создают впечатление
слияния с природой и возможности
полного уединения для человека.

38.

39.

40.

• Но как найти нужные пропорции, абсолютные
формы? Как выразить взаимодействие объемов В
пространстве? Ответы на эти вопросы Корбюзье
ищет в музыкальной гармонии. Рассуждения о том,
что звук представляет собой модулированные
волнообразные колебания, привели его к созданию
модулора — системы архитектурных пропорций,
выведенных на основе пропорций фигуры человека. Изобретение модулора явилось одним из
важнейших концептуальных положений
архитектора.

41.

• Большой вклад Корбюзье внес в разработку теории
жилища для человека. Он призывал к тому, чтобы
структура здания разрабатывалась также
последовательно и логично, как осуществляется
конструирование машин, ставших в то время
вершиной технической цивилизации. Он говорил,
что «на самолет нельзя смотреть как на птицу или
стрекозу, в нем надо видеть машину для полета».
Так и дом — жилище человека — это «машина для
жилья». Тем самым он подчеркивал
целесообразность, конструктивность архитектуры,
служащей человеку.

42.

• Жилой дом в Марселе — своеобразная
модель идеального жилища для человека.
Рассчитанный на 350 семей (примерно 1600
человек), он наглядно воплощает идею автора
о том, что «дом — это машина для жилья».
Дом поднят на высокие столбы-опоры, он
включает 337 двухэтажных квартир, магазины,
отели, сад на крыше, спортзал, беговую
дорожку, бассейн, детский сад, то есть все, что
необходимо человеку для благоустроенной
жизни.

43.

44.

• Велики заслуги Корбюзье и в области градостроения.
Сформулированные им принципы современного градостроения
(отказ от коридорной системы улиц, повышение удельной
плотности населения за счет увеличения этажности зданий,
озеленение территории, различ- ные формы путей сообщения,
создание системы общественного обслуживания) во многом
актуальны и в наше время. При этом Корбюзье подчеркивал:
• «Мы за новые пути в создании городов. Что же касается Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы собственными средствами,
каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы связанные с этим разрушения».

45.

• Так, например, в 1925 г. Корбюзье предложил план
реконструкции Парижа, согласно которому
предполагалось полностью снести старую,
историческую часть города и на ее месте построить
новый, суперсовременный город. К счастью, этой
утопической идее архитектора не суждено было
осуществиться.
• В целом Корбюзье стал выразителем архитектуры XX в.,
его идеи и сегодня находят немало единомышленников
и последователей в различных странах мира. Так что,
несмотря на утопичность некоторых проектов,
созданный им стиль с полным правом можно назвать
всемирным, или интернациональным.

46.

• Идеи рациональной, конструктивной
архитектуры, отвечающей запросам и
потребностям человека, развиваются на
протяжении всего XX столетия. Порой они
кажутся нам слишком смелыми и
неожиданными, но в целом они наглядно
выражают суть своей эпохи.
English     Русский Правила