2.08M
Категория: ИскусствоИскусство

От модерна до конструктивизма

1.

От модерна до
конструктивизма
Часть 1

2.

Идеи и принципы архитектуры начала XX века
• Архитектура XX в. — явление уникальное в
истории мирового зодчества, поражающее
своей непохожестью на все предыдущие
архитектурные стили. Зародившиеся в
начале века идеи рационализма и
конструктивизма (простота, утилитаризм
и экономичность) получили новое мощное
направление — функционализм,
названный международным
(интернациональным) стилем.

3.

• Главными объектами приложения
архитектурной мысли теперь стали
функциональные сооружения нового типа:
вокзалы, фабрики, заводы, мосты,
общественные учреждения и, конечно,
жилище человека.

4.

• Американский архитектор Луис Салливен
(1856—1924), провозгласивший лозунг
«форма следует функции», считал, что дом
человека должен напоминать «жилище
пчел». А потому следует возводить «ульи
для людей» — единообразные,
стандартные сооружения, в которых
человек будет чувствовать себя составной
частью гигантской городской биосферы.

5.

Новые идеи и принципы
архитектуры гласили:
• архитектура должна быть легкой и давать
ощущение парения;
• архитектура должна подчинить себе огромные
потоки света внутри здания и научиться
снаружи обыгрывать световые эффекты;
• благодаря новым материалам и технологиям
архитектура должна научиться оперировать
целостными пространствами огромных
размеров.

6.

• Архитектура конца XIX — начала XX в.
демонстрировала дух и мощь индустриальной
эпохи. Камень и дерево уступили место
бетону, стальным конструкциям, легкому и
прочному алюминию, большим поверхностям
стекла, формирующим громадные фасады и
своды, а затем и пластмассам. Возведенные в
конце XIX в. Эйфелева башня в Париже и
Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не
только возможности новых стальных
конструкций, но и легкость, высотность и
протяженность.

7.

8.

9.

10.

11.

• Опираясь на лучшие достижения мировой
архитектуры, освоив новые материалы и
технологии, зодчие XX в. получили исключительную
возможность экспериментировать. Импровизация
отныне стала главным принципом их творческой
деятельности. Исследователь В. М. Полевой так
определял новые тенденции в работе архитектора:
• «Проектируя особняк или виллу, он отбрасывает
всякие традиционные, заранее заданные правила
симметрии, осевого построения плана и фасада,
регулярного членения этажей и расположения окон
и т. п. Организм здания формируется сообразно
надобностям заказчика и вкусам архитектора...
Архитектура сосредоточивается на создании своего
рода бытового эстетического комфорта».

12.

• Исключительное значение придавалось
выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре
строительных материалов. Виртуозное владение
разнообразными средствами декоративного
оформления фасадов и интерьеров стало приметой
времени. В убранство жилищ И общественных зданий
включались витражи, панно, декоративная скульптура,
кованое гнутое железо, узорная поливная керамическая
плитка, ткани.

13.

• Особое значение приобретала идея
органического единства архитектуры с
окружающей средой. Архитекторов
вдохновляло все то, что напоминало живую
природу: растения, раковины, чешуя рыб.
игра потоков воды. Все было призвано
облагородить быт и привнести в него
красоту.

14.

• Модерн в архитектуре проявил себя почти
во всех странах Европы, отозвался он и в
Америке. Завершив творческие поиски еще
в начале XX столетия, он стал отправной
точкой для развития архитектуры от
модерна до конструктивизма...

15.

Мастера и шедевры зарубежной архитектуры
• В архитектуре XX в. гармонично
соединились новые технические
возможности и художественное творчество,
представленное именами выдающихся
мастеров: Антонио Гауди (Испания), Викто-

16.

• Творчество Антонио Гауди-и-Корнета (1852—
1926) перекинуло своеобразный мост от
средневековой готики к модерну. Считая
готику одним из самых выразительных
архитектурных стилей, используя ее
достижения в своих произведениях, Гауди
сумел найти собственный оригинальный
стиль, названный «каталонским
модернизмом». Он старательно избегал
входившие в моду железобетонные
конструкции и отдавал предпочтение кирпичу,
камню и глине.

17.

• Его архитектурные сооружения изобилуют символами и
аллегориями, они уводят зрителя в мир сказок, легенд и
преданий. Дом Висенса, один из первых шедевров
архитектора, развивает тему арабских сказок «Тысячи и
одной ночи». Закругленные башни, изящные
металлические орнаменты в виде пальмовых листьев,
ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с
коваными решетками... Есть в нем что-то от
мавританских традиций, музыкального произведения,
скульптуры. Чтобы почувствовать пластичность форм,
непрерывность перетекающих объемов, особый ритм
арок и окон, необходимо обойти его со всех сторон, как
этого требует любое Произведение КРУГЛОЙ
СКУЛЬПТУРЫ. Стены сооружений Гауди нередко
воспринимаются сплошными разноцветными коврами.
Излюбленный прием архитектора — использование
керамики.

18.

19.

20.

21.

Фасад дома Висенса с белыми и зелеными керамическими
плитками резко выделяется на фоне соседних зданий.

22.

• Гауди считал, что архитектурные творения сродни
природному организму, а потому они изобилуют
диковинными животными и растениями.
Голубовато-зеленый фасад Дома Батльо
напоминает то вспененную морскую волну, то
всплески вулканической лавы, то кожу диковинных
животных. Колонны перед входом похожи на ноги
слона, крыша ассоциируется с хребтом динозавра.
Балконы прилепились к скале здания, как гнезда
ласточек. Обыкновенные дымоходы он превращает
в фантастические башни. Дракон (символ города
Барселоны) будет часто присутствовать в
оформлении сооружений архитектора.

23.

24.

25.

• Не менее интересны его находки в
оформлении интерьеров, в них проявилась
богатейшая фантазия художника. По
сторонам дверей важно и гордо стоят в
воде цапли. Столовую он превращает в
осенний сад, наполненный шумом
журчащей воды, щебетанием птиц, едва
различимым шелестом деревьев. Здесь
благоухают цветочные ароматы и как-то поособому пахнут спелые плоды.

26.

• При этом Гауди много размышлял над удобством и
рациональной планировкой зданий. Дом Мила — одно
из самых неожиданных и совершенных творений
архитектора. Во внутренней планировке здания нет
двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных
коридоров. Каждая квартира уникальна. Любой
элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад
здания напоминает колышущуюся массу, окна то
выступают, то углубляются внутрь волнистых стен,
лоджии-эркеры похожи на пчелиные соты,
параболические арки рождают ощущение легкости и
бесконечности пространства. Крыша дома представляет
собой яркий цветочный ковер, выполненный в
керамике.

27.

28.

29.

30.

• Гауди принадлежало первенство в практическом
осуществлении идеи синтеза искусств,
провозглашенной модерном. Она нашла
воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из
пригородов Барселоны. Гауди выступил здесь как
архитектор, скульптор и живописец, давший
безграничную волю своей творческой фантазии.
Барочные марши лестниц, причудливые павильоны
с башенками, напоминающими коралловые рифы,
фонтаны, их необычное скульптурное оформление
— все призвано поразить, удивить воображение
зрителя.

31.

• Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия
(Святого семейства), который он не успел завершить
при жизни. По замыслу он должен был стать
архитектурным воплощением сюжетов Ново- го Завета.
Фасад собора состоит из трех порталов,
символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний
представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран
цветами, над которыми летают птицы. Изысканные
силуэты четырех башен завершаются декоративными
крестами-шпилями. Каждый столп и каждая колокольня
посвящены апостолам, капители колонн символизируют
добродетели, на дверях внутреннего портика —
символическое изображение десяти заповедей.

32.

33.

• Храм, воздвигнутый в традициях готики, в
то же время является порождением эпохи
модерн. Гауди успел возвести только левую
башню западного фасада. После смерти
архитектора в 1926 г. строительство собора
остановилось. В настоящее время
архитекторы продолжают начатое дело по
чертежам и макетам автора.
English     Русский Правила