1.91M
Категория: ИсторияИстория

Мифология Древних славян

1.

Мифология Древних
Славян

2.

Славянская мифология сформировалась в период,
когда данному народу еще была неизвестна
письменность. К сожалению, в отличие от греческой
мифологии, славянская не имеет исторических
документов, которые бы подтверждали ее наличие и
раскрывали суть вероисповеданий древнего народа.
Мифы передавались в устной форме, от поколения к
поколению, и за многие столетия было утеряно
большинство сведений о жизни и религии древнего
народа
Сюжеты мифов древних славян, сохранились вплоть
до наших дней, в былинах, сказках, загадках,
народном искусстве, то есть вышивках, гончарстве,
резьбе по дереву и прочих ремеслах.

3.

Уровни славянской мифологии
Славянская мифология имела три уровня: высший,
средний и низший.
• На высшем уровне располагались Боги, чьи
«функции» были наиболее важны для славян и которые
участвовали в самых распространенных сказаниях и
мифах. Это Сварог, Земля, Перун, Даждьбог и Огонь.
• К среднему уровню могли относиться божества,
связанные с хозяйственными циклами и сезонными
обрядами, а также боги, воплощавшие целостность
замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у
восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню
относилось и большинство женских божеств.
• На низшем уровне находились различные
узкоспециализированные существа, менее
уподобленные человеку, чем Боги высшей ступени. К
ним относились домовые, лешие, русалки, упыри,
банники и т. д.

4.

Явь, Правь и Навь: основа трехмерного
мира
Ныне действующая система включает в себя три мира:
• Физический: материальный уровень, тот, что можно увидеть
и пощупать. Мир людей, животных, птиц и всех остальных
физических существ, называемый славянами Явью.
• Астральный (или эфирный) уровень обитания существ
тонкого плана, невидимых простому глазу: мир демонов,
бесов, духов природы и прочих, называемый Навью, то есть
непроявленной явью, неявью.
• Ментальный (божественный) уровень Правь (от слова
"править") разделялся на две части: Небо – место, где нет
бога, и Небеса – там, где беса (черта, демона) нет. То есть
Небеса выше всего, под ними Небо, далее Навь и в самом
низу Явь – наш земной проявленный мир.
Также есть мнение, что существует еще один мир – Славь,
который является миром предков и находится между Небесами
и Навью.

5.

Верховные Боги славян
Мать Земля и Отец Небо
Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами,
более того — супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на
свет. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя
восходит к древнему слову, означающему «небо». Легенда рассказывает,
что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять
медь и железо, а прежде, по представлениям славян, на Земле царил
каменный век. К тому же Сварог установил самые первые законы, в
частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине
— одного мужа.
Землю мы до сих пор называем Матерью, и это трудно оспорить. Только
далеко не всегда люди обращаются с ней, как положено почтительным
детям.
Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания
говорят, что Земля платила им тем же.
Десятого мая справлялись «именины Земли»: в этот день её нельзя было
беспокоить — пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей
торжественных клятв; при этом её касались ладонью, иногда вынимали
кусок дёрна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь
невозможной. Считалось, что Земля не станет носить лжеца.

6.

Даждьбог Сварожич
Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь
родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Бога
Солнца называют Даждьбогом. Имя его происходит
не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают.
«Даждьбог» значит — «дающий Бог», «податель всех
благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу
на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой
белых златогривых коней с золотыми крыльями. А
солнечный свет происходит от огненного щита,
который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбог с
запада на восток пересекает нижнее небо, светя
Нижнему Миру.
Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое
строго присматривает за нравственностью людей, за
справедливым соблюдением законов. Недаром во все
времена преступники ожидали наступления ночи,
скрываясь от правосудия — не только земного, но и
небесного.

7.

Перун Сварожич
Перун — славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Славяне
представляли его себе немолодым разгневанным мужем с
рыже-золотой клубящейся бородой. Славяне видели своего
Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице,
запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными.
Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем
— каменные топоры и наконец — золотая секира. Перуна
наши предки считали учредителем нравственного закона и
самым первым защитником Правды. Когда у славян
появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать
покровителем воинов.
Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный,
могучий лесной бык. Было у Перуна и своё дерево — дуб,
был и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут
«перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков
(громовой знак), поросших золотистыми волосками (молния).
Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Этот
цветок ирис — по- гречески «радужный».

8.

Темные Боги
Жизнь древнего человека далеко не всегда была лёгкой. Трундости
затставяли искать виновников, их они появились в образе злых
Богов. У западных славян таким воплощением зла был Чернобог:
это имя поистине говорит само за себя. Известно, что его изваяния
были чёрного цвета, с серебряными усами.
А вот злая Богиня по имени Морана была известна и на Западе, и на
славянском Востоке. Её связывают с темнотой, морозом и смертью.
Действительно, её имя родственно таким словам, как «мор»,
«мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и ещё многим
столь же недобрым.
Отзвуки сказаний о Моране прослеживаются в былинах о Добрыне
и «Маринке», которая всячески старается погубить богатыря, в
частности, превращает его своим колдовством в тура — золотые
рога. В тех же былинах рассказывается о нечестивой связи
«Маринки» со Змеем. Наконец, соломенное чучело, которое и в
наши дни кое-где ещё жгут во время праздника древней языческой
Масленицы, в пору весеннего равноденствия, принадлежит
несомненно Моране, Богине смерти и холода. Каждую зиму она
ненадолго берёт власть, но навек утвердиться ей не дано: вновь и
вновь торжествуют Солнце, Жизнь и Весна…

9.

Мифические Существа
Считалось, что кроме высших богов весь мир населен
фантастическими существами: русалками, лешими,
водяными, домовыми, овинниками и прочее.
Русалки жили не только в воде, но и в лесу, лугах и
долинах. В некоторых славянских племенах считалось,
что это лесной или водяной дух в образе прекрасной
девушки. Имело место также убеждение о том, что это
не успокоившийся души утонувших молодых девушек,
которые стали мифическими существами.
Русалки всегда были обнажены и имели длинные
волосы. По представлениям древних людей хвосты
были только у русалок, проживающих в воде, но
подобные убеждения принадлежали далеко не всем
племенам.
Эти мифические девы были чрезвычайно опасны, они
обладали прекрасной внешностью, удивительным
голосом, который мог ввести человека в транс и
заставить следовать в неизвестность за русалкой. По
мифическим преданиям люди встречавшие русалок не
оставались в живых.

10.

Леший, то есть лесной дух, проживал в
каждом лесу. Имел человеческое обличье,
но его отличительной чертой были яркозеленые светящийся глаза и лапти, надетые
не на ту ногу. Левый на правую и правый на
левую.
У него не видно бровей и ресниц, также
отсутствует правое ухо. Вычислить, его
можно посмотрев через правое ухо лошади,
тогда леший будет синего цвета, ведь у него
синя кровь. Данный мифический герой
может принять обличье любого зверя, птицы
и даже ветки или корча. Он полноправный
хозяин всего, что есть в его лесу, ему
подчиняются звери и растения.
Леший не стремится погубить человека, он
только проказничает. Но, его выходки иногда
бывают очень опасны. Например, он может
затуманить человеку глаза и завести его в
густую чащу леса, от куда ему будет очень
трудно выбраться.

11.

Мифологическая картина мира
Представления славян–язычников о земном устроении были очень сложны и
запутаны. Ученые-славяноведы пишут, что он казался им похожим на большое
яйцо.
Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля.
Верхняя часть «Желтка» — наш живой мир, мир людей. Нижняя «исподняя»
сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас
царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее
Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец
двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет,
древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи.
Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять
небес (девять – трижды три – священное число у самых разных народов).
Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное
предназначение: одно – для Солнца и звезд, другое – для Месяца, еще одно –
для туч и ветров.

12.

Славяне считали, что на любое небо
можно попасть, взобравшись по
Мировому Древу, которое связывает
между собой Нижний Мир, Землю и
все девять небес.
А там, где вершина Мирового Древа
поднимается над седьмым небом, в
«хлябях небесных» есть остров.
Остров этот называли «ирием» или
«вирием». Некоторые ученые
полагают, что от него происходит
теперешнее слово «рай», так прочно
связанное в нашей жизни с
христианством. И на том острове
живут прародители всех птиц и зверей:
«старший волк», «старший олень» и т.
д.
Славяне полагали, что именно на
небесный остров улетают осенью
перелетные птицы. Туда же возносятся
души зверей, добытых охотниками.

13.

Роль обрядов и культов в
мифологии древних
славян
Жизнь древних славян состояла из обрядов и
культов. Поклонение богам сопровождалось
жертвоприношениями, танцами, песнями и
прочее. Ни одно торжественное или грустное
событие не проходило без действий, которые
задабривали или превозносили древние
божества.
Жизнь наших предков напрямую завесила от
природы, от погодных условий, урожаев и
прочее. Могучие силы природы были
воссозданы в древних божествах, которых и
приходилось почитать и задабривать древним
славянам.

14.

Миф о сотворении мира из летописи
Асова
Согласно истории, рассказанной в начале книги, вселенная пребывала во мраке небытия довольно
продолжительное время. Но Всевышний (Бог, Космический Разум) материализовал из семени золотое
яйцо, в котором пребывал Прародитель всего – Родник (Род). Он постепенно наполнялся любовью и в
конце концов давлением изнутри разломил священное яйцо этой первичной и самой могущественной
силой, которая обернулась в женщину – богиню Ладу, разнесшую это великое чувство по всей вселенной.
Далее Родник сотворил два мира: Небесный (духовный) и Поднебесный, то есть материальный,
физический, разделив таким образом Свет (разум) и Тьму (невежество). Из этого становится очевидным,
что все окружающее при Роде является Природой, истинной сутью всего. Божьи слова – бормотание,
озвучивание различных звуков родили Барму, бога слова, поэзии, звука, который в свою очередь понес
учение о богах и их наставлениях о правилах жизни по всему миру. Также из дыхания Прародителя
возник Сварог – бог славян, отец материального мира, которого славяне уважительно звали Отец
Небесный. Подарил ему Род целых четыре головы – по одной на каждую сторону света, чтобы тот
полностью контролировал происходящее. Затем Род обернулся Родником и предстал миру в образе
Мирового океана, из пены которого, как Афродита в греческой мифологии, родилась Мировая Уточка.
Она стала Праматерью многочисленным божествам, полубогам и высшим сущностям. Так возник
первый миф о создании Земли. В работе Асова он описан более подробно.
English     Русский Правила