8.13M
Категория: ИсторияИстория

Археологические признаки миграций

1.

Археологические признаки миграций

2.

3.

4.

Как утверждал Ф. Ратцель в
«Антропогеографии»,
«распространение
этнографических предметов может совершаться только через
человека, с ним,
при нем, на нем, особенно же в
нем, т. е. в его
душе как зародыш идеи формы.
Этнографический
предмет
передвигается вместе с его
носителем...»
Фри́ дрих Ра́тцель (нем. Friedrich Ratzel; 30
августа 1844, Карлсруэ — 9 августа 1904,
Аммерланд близ озера Штарнбергерзее) —
немецкий географ и этнолог, социолог;
основатель антропогеографии, геополитики, а
также создатель теории диффузионизма и один
из основоположников теории культурных кругов.
Профессор Лейпцигского университета
Ратцель Ф. Земля и жизнь:
сравнительное землеведение. Т. 12. СПб., 1903—1906.
Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1-2.
СПб., 1903.

5.

6.

три фактора — эффект усреднения, миграционная трансформация и
неидентичность состава — подрывают приложимость критерия лекальности.

7.

действуют три фактора.
Первый — эффект усреднения. Даже при
наличии континуума эволюции (что не обязательно) в археологии процесс предстает разделенным на этапы, каждый из которых характеризуется усредненными параметрами (Ford
1954). Эти средние, конечно, дальше друг от
друга, чем параметры стыков обоих этапов,
обычно недоступные прямому выявлению, и
увязываются лишь путем интерполяции (Klejn
1969).
Второй фактор — миграционная трансформация. Сама миграция — встряска, которая
приводила к быстрой трансформации культуры. Разрыв старых связей и установление новых, выход из старой системы отношений, перемена природной и социальной среды, ослабление старых норм и авторитетов — все это порождало резкую перестройку культуры пришельцев (Hertz 1930: 62; Клейн 1968; Hachmann
1970).

8.

Как известно, викинги, приплывая в новые страны, снимали с носов кораблей изображения своих богов, чтобы не разгневать местные божества. Многие пришельцы, даже завоеватели (как, например, монголы) относились
с пиететом к божествам местного населения —
считалось, что на своей земле они сильнее.
Третий фактор — неидентичность состава. Имеется в виду, что состав мигрантов и несомой ими культуры обычно не идентичен тому
комплекту компонентов, который был в наличии на родине мигрантов.
У этого фактора есть два фиксируемых момента: исходная неидентичность и конечная
неидентичность.

9.

различные виды миграций должны оставлять разные археологические следы. Одно дело
миграция всего общества (результат — передвижка целой культуры), другое — миграция одного сегмента общества (результат — отпочкование части субкультуры). Постепенное просачивание и разовый бросок, мирное проникновение и военное нашествие, с вытеснением, а
то и уничтожением старого населения или с его
ассимиляцией и т.д. — все виды миграций оставят разные археологические следы.

10.

11.

12.

Хотя компоненты миграции помещены на
таблице в тесной увязке с археологическими
следами (в широком смысле) и эти две колонки
сомкнуты, на деле, строго говоря, такого сугубого соответствия нет, потому что события и
вещи живой культуры не отлагаются в археологическом материале такими, какими они были.
Между событиями, как и и вещами, живой культуры и их археологическими следами огромное
расстояние во времени и множество разрушительных и искажающих процессов и факторов.
Одинаковые события и вещи могут привести к
разным археологическим следам, а остатки от
разных событий и вещей могут столь упроститься и обедниться, что приобретут одинаковый вид.

13.

ПОИСКИ ПРАРОДИНЫ ВЕНГРОВ

14.

(THE ANCIENT HUNGARIANS, 1996)

15.

26000 погребений X-XIвв. в Карпатском
бассейне. Только около тысячи
содержали лошадиные кости, оружие,
украшения.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

«венгерская» стилистическая группа IX-Xвв.
Уэлги (с 2009г.)

23.

24.

25.

26.

…период пребывания
мадьяр в Северном Причерноморье уверенно определяется рамками 836-895 гг., с
допуском в сторону возможности чуть более раннего появления (830-831 гг.). 60-65
лет проживания мадьяр в Этелькезе означают, что ни одно из поколений, родившихся в стране Дентумогер, практически
не имело шансов дожить до переселения в
Карпатскую котловину, а следовательно,
прямое перенесение культуры мадьяр из
Заволжского региона в Подунавье невозможно.
Комар А. Древние мадьяры Этелькеза: перспективы исследований
Венгры, мадьяры и авары: популяционная генетика, антропология, этнонимы,
лингвистика, этнические реконструкции
https://desktop.aftershock.news/?q=node/800690#gsc.tab=0

27.

28.

29.

30.

М.В.Добровольская. Лекция "Демография древнего человека
(палеодемография человечества)«
https://www.youtube.com/watch?v=1XfLiw2LLKY
палеодемография

31.

Анализ изотопов

32.

Максим Лебедев (египтолог). В археологии изотопы изучают для восстановления
биографии живых организмов и вещей. В современной египтологии изотопный
анализ применяется к двум основным категориям находок: антропологическим
(археозоологическим) материалам и металлическим изделиям. Анализ изотопного
состава костей, ногтей и волос позволяет реконструировать диету конкретного
человека, а также географию его перемещений в течение жизни. Всё это, однако,
далеко не просто. Например, вы нашли на раскопках мумию, по черепу восстановили
облик древнего египтянина и у него, скажем, обнаружился набор негроидных черт.
Благодаря археологическому контексту и надписям у вас есть информация о его
статусе и социальных связях. И вот вы решаете выяснить, был ли данный
представитель древнеегипетской популяции местным, или же он прибыл в изучаемый
вами район из какого-то другого региона? Здесь на помощь приходит изотопная
геохимия. Есть, например, радиоизотопы стронция, методика работы с которыми
сегодня наиболее разработана применительно к археологическим материалам. Один
из четырёх естественных видов изотопов стронция является хорошим географическим
маркером, так как его количество в горных породах чётко варьируется в зависимости
от региона. Это отличие обычно отражается на местной воде, изотопный состав
которой, как нетрудно догадаться, зависит от геологии. Вы берёте с вашей мумии
образец зубной эмали и сравниваете соотношение изотопов в её составе с
соотношением изотопов в местных породах. Эмаль формируется в период детства.
Поэтому полученные результаты покажут, какую воду пил в период роста ваш древний
египтянин — местную или не местную.

33.

Потом можно сравнить изотопный состав эмали с составом костей. Дело в том, что
кости, в отличие от эмали, постоянно меняют свой изотопный состав в процессе
клеточного обновления костной ткани. Проще говоря, наши кости постоянно меняются
и записывают информацию о среде, в которой мы живём. Если вы выросли в Нубии, а
потом перебрались в район Мемфиса и прожили на новом месте долгое время, ваша
эмаль укажет на нубийское происхождение, а кости — на то, что вы пили воду в районе
Мемфиса. Это в теории. На практике, однако, всё несколько сложнее, надо учитывать
множество дополнительных факторов. Например, оказавшись в грунте, кости меняют
свой изотопный состав под действием диагенетических процессов. Попросту говоря,
изотопы в грунте могут мигрировать. Многое зависит и от общей сохранности костной
ткани.
Сложная геология требует отбора большого количества фоновых образцов. В Судане, к
примеру, мы собирали раковины моллюсков, местные растения, зубы местных коз и
даже отрезали и привезли в Москву сухое ухо замумифицировавшегося в пустыне
верблюда. Изотопные подписи фоновых образцов, происходящие из одной и той же
местности, но связанные с разной геологией, могут значительно различаться и это
надо иметь в виду. Нельзя просто определить изотопный состав эмали мумии,
сравнить полученные соотношения с данными по местной ракушке и сделать исходя
из этого обоснованный вывод. В общем, есть множество трудностей, которые надо
учитывать при интерпретации полученных результатов.
English     Русский Правила