Похожие презентации:
Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
1. Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
Н. В. Гоголь. «Невский проспект»Образ Петербурга.
Правда и ложь, реальность
и фантастика в повести
«Невский проспект».
2. Петербургские повести -третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ
столицы Русскогогосударства. Эта тема не являлась в 30 годы
чем –то новым и неожиданным. Петербург
как символ могущества России и её
неувядаемой славы был воспет поэтами 18 и
первой половины 19 века. Гоголя –сатирика
больше интересовал образ жизни обитателей
Петербурга, нежели внешний вид города:
проспекты, дворцы, исторические памятники.
3. Сегодня на уроке мы продолжим тему «Образ Петербурга» и попробуем ответить на вопрос: «Каким же представлен Петербург в
произведении Гоголя«Невский проспект»»
3
4. История создания повести «Невский проспект» Повесть «Невский проспект»впервые была опубликована в сборнике «Арабески» (1835г) и
получила высокую оценку В. Г. Белинского. Н. В.Гоголь начал работать над повестью в период создания
«Вечеров на хуторе близ Диканьки». В его записной
книге сохранились наброски «Невского проспекта»
вместе с черновыми записями «Ночи перед
Рождеством» и «Портретом»
Подумаем над вопросом: Почему произведение названо
«Невский проспект»? Давайте вместе с Н. В. Гоголем прогуляемся
по Невскому проспекту
.
4
5. «Невский проспект» (1835)
56. Словарная работа
сюртук,фрак,
салоп,
фантасмагория,
пестрядевый,
штоф,
редингот,
веленевая бумага,
фризовая шинель,
инвалидный солдат,
капуцин,
ридикюль,
демикотоновый сюртук,
эстампы,
агат,
алебарда,
ливрея,
чухонка,
фагот,
опиум,
ключница
6
7. Как вы понимаете смысл этой фразы?
«Всёобман, всё
мечта, всё не то,
чем кажется?»
7
8. Чины в России начала XIX века
титулярный советник,надворный советник,
коллежский регистратор,
губернский секретарь,
коллежский секретарь,
повытчик,
камергер,
действительный статский советник,
поручик,
прапорщик,
юнкер.
8
9. П.Верещагин
10. Композиция повести
1. реальное пространство, знакомое каждомужителю Петербурга;
2. пространство вымышленной
действительности, в котором разворачиваются
истории Пирогова и Пискарева;
3. мифологический уровень восприятия Невского
проспекта, а значит, и Петербурга.
10
11. Описание Невского проспекта
Начало повести: “+”Нет ничего лучше Невского
проспекта!
Чем не блестит эта улица
—
красавица
нашей
столицы!
Да и кому же он не
приятен?
Всемогущий
Невский
проспект!
Конец повести: “ – ”
О, не верьте этому
Невскому
проспекту!
…стараюсь
вовсе
не
глядеть на встречающиеся
предметы. Всё обман, всё
мечта, всё не то, чем
кажется!
Ничуть
не
бывало…
Совсем нет… Он лжёт во
всякое время, этот Невский
проспект. …сам демон
зажигает лампы для того
только, чтобы показать всё
не в настоящем виде.
11
12. Время в повести
«И, наконец,сумерки».
«…ближе к двум
часам…»
« В три часа…»
«Начнем с самого
утра…»
“С четырёх часов…”
Представителей какого времени суток Гоголь
описывает больше? Почему?
12
13. Поразмышляем!
Почему для обозначения людейиспользованы неодушевленные
существительные?
Как называется средство
выразительности, которое при этом
использует Н.В. Гоголь?
13
14. Повторим термины
Синекдоха – это разновидностьметонимии:
обозначение целого через его часть,
употребление единственного числа
вместо множественного.
Например:
А в двери тулупы, бушлаты, шинели.
(В.Маяковский)
14
15. Понятие ДЕТАЛЬ
Деталь - в переводе с французскогоdetail - «мелкая составная часть чеголибо (напр., машины)»;
«подробность», «частность»;
во французском языке одно из значений
- «мелочь», «розничная, мелочная
торговля»;
ср. detailler - «разрезать на куски»,
«продать в розницу»; также
детализировать».
15
16. Повторим термины
Деталь художественная – этоподробность, подчеркивающая
смысловую достоверность
произведения достоверностью
вещественной, событийной –
конкретизируя тот или иной образ.
16
17. Классификация детали
Деталивнешние
портретные
пейзажные
психологические
вещные
18. Виды деталей
Психологические представля
ют
внутренний
мир героя
Портретные
– рисуют
внешность
людей, их
наружность
Пейзажные
–среду
обитания
человека
Вещные –
предметное
бытие
людей, их
наружность
18
19. Работа с текстом повести
№Вид
Пример
п/п
детали
Портретная шедшего молодого человека во фраке и плаще
1
художник петербургский, поручик Пирогов
2
Пейзажная
Но дыхание занялось в его груди, все в нем
обратилось в неопределенный трепет, все
чувства его горели, и все перед ним
окунулось каким-то туманом.
3
Вещная
…сколько ног оставило на нем следы свои!
И неуклюжий грязный сапог отставного
солдата, под тяжестью которого,
кажется, трескается самый гранит, и
миниатюрный, легкий, как дым,
башмачок молоденькой дамы
19
20. СЮЖЕТНАЯ СХЕМА, ПОЛОЖЕННАЯ В ОСНОВУ ЭПИЗОДОВ
ЧЕЛОВЕКВЕЩЬ
21. Выводы
«Странно играет нами судьба, странныепроисшествия случаются на Невском
проспекте! Всё не то, чем кажется.»
21
22. Выводы
Мотив трагического столкновения прекрасноймечты и грубой действительности раскрыт Гоголем
в «Невском проспекте».
Показывая фальшь Невского проспекта,
скрывающуюся за его парадным видом изнанку
жизни, трагическую
её сторону, разоблачая пустоту
Ирония
внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие,
автор использует ироническую патетику.
Описание проспекта дано в реалистическом плане.
Наряду с этим включаются фантастика и мотив
демона.
22