Похожие презентации:
Философия. Лекция 7. Проблема человека в философии и науке. Сознание как предмет философского анализа
1. ФИЛОСОФИЯ
Лекция 7.Проблема человека в философии и
науке. Сознание как предмет
философского анализа
2. Вопросы
1. Образы человека в философии2. Современная наука о человеке
3. Духовность и проблема смысла жизни
4. Социализация личности, основные формы
жизнедеятельности человека, исходные
ценностные ориентации
5. Антропологический кризис и его параметры
6. Сознание как философская проблема
7. Генезис, структура и функции сознания
8. Социокультурная размерность сознания. Язык и
мышление
3. Вопрос 1
Образы человека в философии4. Антропология
от греч. anthropos – человек;учение о человеке и фундаментальных
основах его бытия.
5. Философия Древнего Востока и античности
человек как «микрокосм», неотъемлемаячасть природы («макрокосма»).
6. Средневековая философия
происхождение, сущность и судьбачеловека трактовались через его
отношение к Богу.
7. Философия эпохи Возрождения
человек – творец, созидающий мир исамого себя.
8. Философия Нового времени
сущность человека сводится к разуму;подчеркивается естественное
происхождение, социальная
обособленность и активность человека.
9. Философия Просвещения
человек – природное существо, склонное кдобру и стремящееся к счастью;
его могущество опирается на научное
знание и опыт.
10. Немецкая классическая философия
творческая природа человека (И. Кант);человек как психофизическое единство
души и тела (Л. Фейербах).
11. Социоцентризм
утверждается в западноевропейскойфилософии с сер. ХIХ в.;
акцентирует социальную сущность
человека.
12. Марксистская философия
человек как деятельное историческоесущество.
13. Модель человека в классической философии
тело;душа;
дух.
14. Тело
характеризует природные основаниячеловеческого бытия;
осуществляет связь человека и природы,
фиксирует его особенности как
биологического вида.
15. Душа
жизненная энергия тела;будучи бессмертной, определяет сроки
земного существования человека, его
судьбу, волю и характер;
начало, индивидуализирующее человека.
16. Дух
описывает общее и всеобщее в человеке;соотносится с разумом и социальностью.
17. Для постклассической философии XX в.
характерен «антропологический поворот».18. Экзистенциально-феноменологический подход
Экзистенциальнофеноменологический подходэкзистенциализм, феноменология,
персонализм;
уникальность человеческого бытия.
19. Социологизаторский подход
марксизм, структурализм;человек как продукт социальных связей.
20. Натуралистический подход
фрейдизм, неофрейдизм;интегрированность человека в
окружающую природу.
21. Постмодернистская философия
отрицает факт существования целостногочеловека;
растворяет его в различных процессах
(витальных, технических и др.).
22. Вопрос 2
Современная наука о человеке23. Антропогенез
от греч. anthropos – человек, genes –происхождение;
проблема происхождения человека.
24. Варианты антропогенеза
креационистский – человек как творениеБога;
уфологический – внеземное
происхождение человека;
эволюционный – становление человека в
процессе эволюции (Ч. Дарвин);
игровая концепция – первостепенное
значение игры в возникновении и развитии
культуры (Й. Хейзинга);
25. Варианты антропогенеза
психоаналитическая концепция –зарождение культуры обусловлено
появлением в первобытной общине
культа, основание которого составляют
тотем и табу (З. Фрейд);
семиотический подход – культура как
особая знаково-символическая
реальность, основу которой составляет
язык.
26. Эволюционный подход (2-я пол. XIX в.)
естественное происхождение человека;человек – животное, усовершенствованное
в процессе отбора (Ч. Дарвин);
идея антропосоциогенеза – совместного
возникновения человека и общества
(Ф. Энгельс).
27. П. Тейяр де Шарден
французский мыслитель 1-й пол. ХХ в.;концепция «христианского
эволюционизма» как синтеза научной идеи
эволюции и христианской идеи творения.
28. Антропосоциогенез
системный процесс возникновениячеловека и общества, начавшийся около
3,5 млн. лет назад.
29. Природные предпосылки антропосоциогенеза
сейсмические;геомагнитные;
температурные;
радиоактивные природно-климатические
изменения.
30. Антропологические предпосылки («гоминидная триада»)
прямохождение;строение руки;
изменение мозга.
31. Социальные предпосылки антропосоциогенеза
эволюция семейно-брачных отношений;нравственное регулирование (табу);
труд;
формирование культуры.
32. Проблема «недостающего звена» в эволюционной теории
Э. Геккель, Т. Гексли и К. Фохт;указали на отсутствие морфологически
определенной формы между
обезьяноподобными предками и
современным человеком.
33. Развитие и существование человека задано двумя программами
биологической;социально-культурной.
34. Биологическое
соединяет человека с природой;является необходимым условием его
существования.
35. Социальное
надстраивается над биологическим;не отменяет, но изменяет его, включая в
сложные социальные процессы;
социальное и биологическое находятся в
системном взаимодействии.
36. Биологизаторский подход
З. Фрейд, Л. Фейербах;приоритет биологического над
социальным.
37. Социологизаторский подход
К. Маркс;абсолютизация социального начала в
человеке.
38. Социобиология
междисциплинарное направление в науке,предпринявшее попытку синтеза
противоположных подходов.
39. Понятие «природа человека»
совокупность главных характеристик,сущность человека:
1. природно-биологические характеристики;
2. социальные характеристики;
3. духовные характеристики.
40. Соотношение природного и биологического в человеке
природное шире биологического;природное включает биологическое,
физическое, химическое, механическое.
41. Для классической философии
характерен интерес к сущности человека.42. Сущность человека в марксистской философии
«индивид» (единичное);«индивидуальность» (особенное);
«личность» (всеобщее).
43. Понятие «индивид»
подчеркивает единичность человека какпредставителя человеческого рода.
44. Понятие «индивидуальность»
фиксирует неповторимость конкретногочеловека;
своеобразное сочетание биологического,
психического и социального.
45. Понятие «личность»
подчеркивает социальную сущностьчеловека.
46. Вопрос 3
Духовность и проблема смысла жизни47. Проблема смысла жизни
определяет жизненную стратегиючеловека и выбор ценностных
приоритетов;
данный выбор всегда индивидуален.
48. Варианты осмысления проблемы смысла жизни
ориентация на потустороннее бытие;ориентация на «земные» ценности и
идеалы (долг, эгоизм, альтруизм, счастье);
рационализация и прагматизация смысла
жизни;
жизнь как самоценность.
49. В чем смысл жизни человека?
во всестороннем развитии своихспособностей;
внесении личного вклада в прогресс
общества и культуры через улучшение
собственного статуса.
50. Проблема смысла жизни
связана с проблемой смерти ибессмертия;
факт смерти никого не оставляет
равнодушным.
51. Развитие личности и культуры
подчинено немыслимой задаче победитьсмерть через труд, любовь, власть;
расширить границы жизни, человеческого
достоинства и свободы.
52. Проблема свободы
свобода как «познанная необходимость»(Б. Спиноза);
свобода как оппозиция ответственности.
53. Вопрос 4
Социализация личности, основные формыжизнедеятельности человека, исходные
ценностные ориентации
54. Механизмы социокультурной детерминации личности
социализация личности;формы жизнедеятельности;
ценностные ориентации.
55. Социализация
процесс приобщения человека ксоциальной среде, овладения им
необходимыми навыками и знаниями.
56. Этапы социализации
ребенок;подросток;
взрослый.
57. Основное значение в этом процессе
принадлежит периоду раннего детства(освоение языка, норм поведения и
общения);
особую роль играет семья – исходная
социальная группа, воспроизводящая
общественные связи и отношения.
58. Институт образования
корректирует ситуативность и стихийностьсоциализации в рамках семьи;
регулирует процесс перехода от ребенка к
взрослому;
формирует необходимый уровень знаний и
систему мировоззрения;
готовит личность к реальному
функционированию в социальных
системах.
59. Противоположный социализации процесс
деградация личности (алкоголизм,наркомания, слабоумие и т. п.).
60. Функциональные характеристики человеческого бытия
деятельность;коммуникация;
общение.
61. Деятельность
способность к активному,целенаправленному преобразованию
объективной действительности и самого
себя.
62. Структура трудовой деятельности по К. Марксу
субъект деятельности;объект деятельности;
предмет деятельности;
цель деятельности;
средства деятельности;
продукт деятельности.
63. Средства деятельности
фокусируют технический уровень эпохи,который определяет стиль жизни и тип
личности;
существует устойчивая зависимость
между доминирующими орудиями труда и
ценностными характеристиками человека.
64. Творчество
вид деятельности, связанный с созданиемновых культурных ценностей;
индивидуализировано, конкретно и
уникально.
65. Коммуникация
особый вид деятельности;процесс обмена информацией,
предполагающий активную взаимосвязь
двух и более субъектов взаимодействия.
66. Значение материальных средств передачи информации
доиндустриальное общество – аудио-коммуникация;
индустриальное – видео-коммуникация;
современная культура – система
массовой коммуникации;
с 80-х гг. ХХ в. – Интернет.
67. Общение
процесс непосредственной межличностнойкоммуникации, ориентированный на
понимание;
диалог, порождающий чувство
сопричастности чужому опыту и чужой
реальности;
условие самопонимания и саморазвития
личности.
68. Проблема классификации ценностей
фундаментальные (жизнь, смерть);инструментальные (рыночные);
религиозные;
эстетические;
научные;
нравственные.
69. Исходные нравственные ценностные ориентации
альтруизм;аскетизм;
прагматизм;
гедонизм;
эвдемонизм;
ригоризм.
70. Альтруизм
готовность бескорыстно действовать напользу другим, не считаясь с личными
интересами.
71. Аскетизм
строгий образ жизни с отказом отжизненных благ и удовольствий.
72. Прагматизм
ориентация на пользу и выгоду.73. Гедонизм
стремление к удовольствию инаслаждению.
74. Эвдемонизм
счастье как высшая цель жизни человека.75. Ригоризм
долг как единственный критерийнравственности.
76. Вопрос 5
Антропологический кризис и его параметры77. Кризисные явления в развитии техногенной цивилизации
превратили проблему человека в одну изглавных глобальных проблем
современности;
в связи с этим анализ новейших
антропологических явлений является
одной из центральных задач современной
философии.
78. Антропологический кризис
выступаетсамым
опасным
для
перспектив человечества;
понятие «антропологический кризис»
используется для описания системы
негативных
тенденций
современного
общества, ведущих к патологическим и
другим
отрицательным
явлениям
в
природе человека и заметно снижающих
его личностный потенциал.
79. Антропологический кризис можно трактовать:
как проблематичность бытиясовременного человека,
непредсказуемость и негарантированность
его судьбы;
как угрозу выживаемости человека,
подрыв оснований его бытия.
80. Первым параметром антропологического кризиса
являетсяопасность
изменения
генофонда человечества, деградация
биосферной телесности человека.
81. К опасным изменениям генетической основы человека приводит
возрастание мутагенных фактороввследствие прямого воздействия
загрязненной среды (химические и
радиоактивные воздействия);
а также косвенного воздействия – через
появление все новых видов
болезнетворных микробов и вирусов.
82. В человеческом обществе
резко ограничено действие природных факторовсохранения генофонда (естественный отбор),
а социальные процессы, выполняющие функцию
отбора (например, войны), действуют в
противоположном направлении,
в войнах гибнет большое количество здоровых
людей, не оставляющих потомства,
современные генетические исследования
выявили факты неблагоприятного мутагенного
воздействия некоторых ранений на генетические
структуры человеческого организма.
83. Исследователи отмечают весьма серьезный и опасный феномен:
эндоэкологическое отравление межклеточнойсреды
высших
ядерных
организмов
радионуклидами, тяжелыми металлами и химическими токсинами;
они проникают в тканевую жидкость человека
и животных, накапливаются там, вызывая
мутации ДНК и раковые заболевания клеток;
например, химические токсины: с отравлением
диоксином связаны многие патологические
проявления в человеческом организме (потеря
фертильности, т. е. способности к зачатию).
84. Новая техногенная среда обитания
трансформируети
разрушает
свойства
природно-биологические
человека;
вызывает негативные изменения в
человеческом организме, способствует
появлению и стремительному росту
сердечно-сосудистых, онкологических и
др. болезней.
85. Вторым параметром антропологического кризиса
является возрастающее давление начеловека стрессовых нагрузок;
быстро меняющиеся социальные ситуации
современной жизни, нестабильность,
конкуренция в разных областях деятельности погружают человека в стрессовые
ситуации.
86. Такие психические и поведенческие отклонения,
как нарушение сна, нервозность, неадекватныереакции, утомляемость, депрессии, тревожность и
психологический дискомфорт, знакомы каждому
человеку;
по мнению экспертов, к 2020 г. депрессия вышла
на 2-е место в мире среди статистики смертности,
догнав сердечно-сосудистые заболевания и
опередив онкологические патологии;
вследствие постоянных стрессов развивается
системная болезнь, называемая «синдром
хронической усталости».
87. Чтобы избежать угнетенных состояний психики,
люди все чаще прибегают к применениюразличных психотропных средств,
однако антидепрессанты, повышая
самооценку, блокируя неконтролируемую
агрессию, имеют в качестве побочного
действия ослабление и потерю памяти,
сексуальные расстройства, повреждения
мозга.
88. Третий параметр антропологического кризиса
духовно-нравственный;речь идет о росте девиантного (отклоняющегося
от нормы) поведения, зарождении новых форм
посттрадиционной морали, социальной агрессии
и безысходности, появлении крайнего эгоизма,
потребительской психологии, нарастанию
инфантильности, потере индивидуальности и
самосознания, утрате семейных ценностей;
например: нежелание инфантильных взрослых
заводить детей в развитых странах грозит
демографической катастрофой, другая сторона
проблемы – в возрастающей зависимости
инфантильного поколения от своих родителей.
89. Одно из противоречий научно-технического прогресса
Одно из противоречий научнотехнического прогрессасостоит в том, что он не только повышает
мощь и производительность труда, но в то
же время насаждает потребительскую
психологию, что провоцирует кризис
духовности;
вслед за необратимыми изменениями в
биологической природе и сознании
человека происходит деформация собственно «человеческих качеств» –
способности к пониманию гуманного,
прекрасного, способности сострадать.
90. Антропологический кризис
может осмысливаться и как «расчеловечива-ние» самого человека;
подлинное
расчеловечивание
человека
возникает тогда, когда техника заменяет не
только физическую, но и умственную его силу;
атрибут разумности делает людей подобными
искусственным техническим системам, человек
рассматривается как звено этих систем;
на смену культуре идет новый мир – технос,
ценностные способы регулирования человеческих
отношений
сменяются
правилами
функционирования социотехнических систем.
91. Глубинные трансформации техногенной цивилизации, поставившие вопрос выживания или гибели самого человека,
требуют своеобразного антропологическоговыбора;
как считает B. C. Степин, данный выбор связан с
изменением стратегии развития современной
цивилизации;
не меняя базисной системы техногенной
цивилизации, невозможно разрешить глобальные
кризисы (прежде всего антропологический),
порожденные этой цивилизацией;
а радикальное изменение ценностей означает
переход от техногенной цивилизации к новому
типу цивилизационного развития.
92. В рамках трансгуманизма
разрабатывается проект трансформациичеловеческой телесности с помощью
высоких технологий и конструирования
новых физических и психологических
характеристик человека.
93. Трансгуманизм в узком смысле
подразумевает активное использованиетехнологических достижений для качественного
улучшения физических и умственных
возможностей человека;
речь идет об избавлении от болезней, серьезном
удлинении продолжительности человеческой
жизни, отсрочке старости, обретении
несвойственных человеческому телу
способностей, а в перспективе – о бессмертии
человека, создании постчеловека;
используя новейшие разработки в области генной
инженерии, робототехники, биотехнологии и т. д.,
человек может преодолеть ограничения, которые
ставит перед ним физическое тело.
94. Трансгуманизм в широком смысле
говорит о том, что качественноеулучшение тела фактически станет
началом нового этапа эволюции;
наука и технологии позволят
современному человеку вступить на
следующую ступень своего развития, где
он будет избавлен от многих страданий,
включая болезни и смерть;
так как потенциал человека еще не
раскрыт, он способен к дальнейшему
развитию и совершенствованию.
95. Идеи трансгуманизма
не являются бесспорными;для человека всегда было характерно
стремление к «усовершенствованию» и
коммерческий интерес;
в связи с этим новые средства и
возможности могут породить и новые
желания.
96. Вопрос 6
Сознание как философская проблема97. Субстанциональный подход
Платон, Аристотель, Г. Лейбниц,Р. Декарт;
сознание как особая субстанция,
замкнутая в себе субъективность;
выявил структуру субъективной
реальности.
98. Натуралистически-функциональный подход
Натуралистическифункциональный подходЖ. Ламетри, П. Гольбах;
сознание – особая функция мозга
человека;
поставлена психофизиологическая
проблема.
99. Социокультурный подход
немецкая классическая философия;марксистская философия.
100. Немецкая классическая философия
И. Кант, Г. Гегель;выявила влияние мира культуры на
формирование индивидуального сознания;
разграничила индивидуальное и
общественное сознание.
101. Марксистская философия
К. Маркс, Ф. Энгельс;проблема генезиса и развития сознания
под воздействием социокультурных
факторов;
механизм связи общественного сознания с
предметно-практической деятельностью
людей.
102. Экзистенциально-феноменологическая традиция
Экзистенциальнофеноменологическая традицияЭ. Гуссерль, Ж.-П. Сартр;
рассматривает субъективность как
специфическое бытие;
исследует многообразие способов
данности предметов человеку.
103. Психоаналитическая традиция
З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм;поставлена проблема бессознательного;
введено представление о коллективном
бессознательном – наследии опыта
предшествующих поколений людей в
индивидуальной психике человека.
104. Структурализм и герменевтика
М. Фуко, Р. Барт, М. Хайдеггер, Г. Гадамер;бытие сознания представлено через
структуры языка.
105. Философия постмодерна
сознание – это процесс порождениятекстов, транслирующий безадресные
сообщения по каналам коммуникации.
106. Вопрос 7
Генезис, структура и функции сознания107. Проблема генезиса сознания
разрабатывалась в диалектико-материалистической философии.
108. Предпосылки становления сознания
эволюция свойства отражения;зачаточный интеллект животных;
орудийная деятельность и предметно-
практическое освоение мира;
развитие знаковой коммуникации и новых
форм передачи накопленного опыта
(культура).
109. Отражение
всеобщее свойство материальныхобразований воспроизводить свойства и
особенности других предметов и вещей.
110. Основные формы отражения
отражение в неживой природе;биологическое отражение
(раздражимость, чувствительность,
психика, сознание).
111. Сознание
высшая форма отражения;функция высокоорганизованной материи
(человеческого мозга), заключающаяся в
способности отражать мир в форме
идеальных образов.
112. Отличие сознания человека от психики животных
целеполагание (способностьпрогнозировать свою деятельность);
абстрактное мышление (умение
воспроизводить сущностные
характеристики действительности, не
данные непосредственно в восприятии);
самосознание (возможность выделения
себя из внешней среды);
язык (вторая сигнальная система).
113. Структура сознания
интеллект;эмоции;
воля;
внимание;
память.
114. Сознание представляет собой
интеллектуальное отражение мира;эмоциональное переживание
отраженного;
активное преобразование
действительности.
115. Воля
выражается в осознанных поступках.116. Внимание
характеризует направленностьпсихических процессов.
117. Память
способность сохранять и воспроизводитьинформацию о внешнем мире и о своем
внутреннем состоянии.
118. Сознание
контролирует лишь часть психики;сложнейшая система физиологического
жизнеобеспечения организма управляется
бессознательно.
119. Уровни бессознательного
неосознанный психический контроль зажизнью тела, координацией функций,
удовлетворением элементарных
потребностей (обеспечивает большую скорость
и точность операций, высвобождает сферу
сознания для творческих операций);
процессы и состояния, до определенной
поры остающиеся неосознанными (рождение
мысли, образа, тревожные переживания,
болезненные впечатления);
процессы интуиции (художественной, научной,
философской и др.).
120. Проблема бессознательного
была поставлена З. Фрейдом.121. К. Г. Юнг
в индивидуальной психике выделилархетипы коллективного
бессознательного (опыт понимания и
переживания мира историческими
предками человека).
122. Социально-критический подход
марксизм, неомарксизм, постмарксизм;наряду с индивидуальным сознанием
выделено общественное сознание;
поставлен вопрос о социокультурной
детерминации сознания.
123. Виды сознания
общественное;индивидуальное;
классовое;
национальное;
групповое и т. д.
124. Общественное сознание
совокупность идей, теорий и взглядов,социальных чувств, привычек и нравов
людей, отражающих объективную
действительность и обратно
воздействующих на нее;
продукт исторического развития, играет
роль культурных оснований личности.
125. Индивидуальное сознание
неповторимый духовный мир конкретногочеловека.
126. Типы сознания
обыденное сознание;теоретическое сознание.
127. Обыденное сознание
возникает стихийно в процессеповседневной практики;
несистематизированное знание;
эмпирическое отражение внешней
стороны действительности;
направлено по получение пользы.
128. Теоретическое сознание
отражает существенные связи изакономерности действительности;
систематизировано;
направлено на выяснение истины;
хранится и передается в знаковой форме.
129. Уровни сознания
общественная психология;общественная идеология.
130. Сознание на уровне психологии
отражает поверхностную сторонудействительности;
включает чувства и настроения людей,
сопровождающие любую общественную
идею.
131. Сознание на уровне идеологии
система взглядов, в которой осознаются иоцениваются отношения людей к
действительности и друг к другу;
утверждается с помощью СМИ, системы
образования и воспитания.
132. Классические формы общественного сознания
политическое;правовое;
научное;
философское;
нравственное;
эстетическое;
религиозное.
133. Новые формы общественного сознания
экономическое;экологическое;
демографическое;
историческое и др.
134. Познавательная функция сознания
вырабатывает обобщенные знания одействительности, осуществляет акты
самопознания.
135. Целеполагающая функция сознания
постановка цели и разработка планадеятельности.
136. Регулятивная функция сознания
регулирует и контролирует разнообразныеотношения с действительностью.
137. Креативная функция сознания
определяет ценностные ориентиры бытиячеловека и творчески преобразовывает
условия его существования.
138. Вопрос 8
Социокультурная размерность сознания.Язык и мышление
139. Социокультурная размерность сознания
генетический подход;функциональный подход;
творчески-программирующий подход;
коммуникативный подход.
140. Генетический подход
представлен трудовой теориейпроисхождения сознания Ф. Энгельса;
труд;
речь;
семья;
нравственность (табу);
культура (программы поведения,
общения и деятельности).
141. Функциональный подход
марксистская философия;содержание сознания определяется
социально-экономическими факторами;
структура и характер духовного
производства задаются структурой
общественно-исторической практики.
142. Творчески-программирующий подход
сознание как семиотическая (знаковая)конструкция, программа деятельности по
познанию и преобразованию человеком
природной и социокультурной реальности,
созданию мира человеческой культуры.
143. Коммуникативный подход
сознание как универсальное средствокоммуникации.
144. Творческая природа сознания
состоит в его способности копережающему отражению
действительности – возможности
предвосхищения ситуации на основании
имеющегося опыта.
145. Факторы, определяющие социокультурную размерность сознания:
деятельность;традиции;
образование;
коммуникация.
146. Посредством деятельности
осуществляется социально-творческаяприрода сознания;
практика и деятельность обусловили
возникновение и функционирование
сознания;
сознание связано с деятельностью и
зависит от уровня социальной практики,
отражая и опережая ее развитие.
147. Традиции и образование
раскрывают творческую природусознания;
как механизмы социализации,
формируют сознание в его культурноисторической вариабельности;
закладывают творческий потенциал для
развития личности.
148. Коммуникация
конкретизирует феномен деятельности науровне межличностных взаимодействий.
149. Механизмы, обеспечивающие коммуникацию:
язык;речь;
язык реализует себя посредством речи.
150. Функции языка
средство образования и выражениямысли;
универсальный культурный механизм
сохранения и трансляции информации,
коммуникации;
посредник между человеком и миром.
151. Проблема соотношения психического и физического
гилозоизм;вульгарный материализм;
диалектико-материалистическая
философия.
152. Гилозоизм
от греч. hyle – вещество, материя, zoe –жизнь;
признавал одушевленность природы,
пытался отыскать корни психических
явлений в материальном мире;
Б. Спиноза считал мышление атрибутом
материи, свойством, присущим всей
природе.
153. Вульгарный материализм
от лат. vulgarus – обыкновенный, простой;сведение сложных психических процессов
к физиологическим проявлениям работы
человеческого мозга;
напр., мозг вырабатывает сознание
подобно тому, как печень производит
желчь.
154. Диалектико-материалистическая философия
сознание идеально по своей природе иявляется функциональным свойством
высокоорганизованной материи –
человеческого мозга.
155. Искусственный интеллект
во вт. пол. ХХ в. благодаряинформационно-компьютерной революции
возникли новые возможности
исследования работы человеческого мозга
и его функций с помощью систем
искусственного интеллекта.
156. Искусственный интеллект
совокупность функциональныхвозможностей кибернетических систем
решать задачи, которые ранее требовали
обязательного участия человека.
157. Направления по исследованию искусственного интеллекта
системы, имитирующие отдельныетворческие процессы (программы для решения
игровых задач, автоматического перевода,
доказательства теорем, распознавания
изображений);
интеллектуальные системы, основанные на
знаниях (информационно-поисковые, расчетнологические, экспертные);
ЭВМ пятого поколения и новые технологии
их использования (создание новых архитектур
компьютеров и вычислительных комплексов);
интеллектуальные роботы (автономные
транспортные средства, вооруженные
многочисленными сенсорными системами).