Похожие презентации:
Человек – главная философская проблема
1. Человек – главная философская проблема
1.2.
3.
4.
5.
6.
Основные характеристики человека и
категории человеческого бытия.
Проблема происхождения человека.
Проблема определения природы человека и
основные его характеристики.
Проблема отчуждения.
Право на смерть как философская проблема.
Проблема определения смысла жизни.
2.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ –ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРОБЛЕМЫ:
КАКОВА ПРИРОДА,
СУЩНОСТЬ И
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА, КАКОВО
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА, ЧТО ТАКОЕ
ЛИЧНОСТЬ, В ЧЕМ
СОСТОИТ СМЫСЛ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ?
ОСОБЕННОСТЬ:
СОЗДАЕТ ЦЕЛОСТНЫЙ
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В
ЕДИНСТВЕ ЕГО
БИОЛОГИЧЕСКИХ,
СОЦИАЛЬНЫХ И
ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ
3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Историческаяэпоха
Ведущий
принцип
Основное положение
Древний мир
Космоцентризм
Человек – часть живого космоса,
микрокосм, мир в малом, точка
пересечения различных форм
бытия
Средние века
Теоцентризм
Человек – творение Бога и
полностью зависит от него
Возрождение
Антропоцентризм Человек – «второй Бог»: творец
истории и культуры
Новое время
Рационализм
Сущность человека определена его
разумом
Новейшее
время
Иррационализм
Сущность человека – в
бессознательном, в инстинктах.
Человек – не господин бытия, а его
пастух
Коэволюционизм
4. Вопрос 1. Основные характеристики человека
1. Индивид – отдельно взятый представительчеловеческого рода
5. Основные характеристики человека
2. Индивидуальность – неповторимоесвоеобразие человека, набор его уникальных
свойств, отличающих его от других людей;
характерные черты индивида
6. Основные характеристики человека
3. Человек – высшая ступень живыхорганизмов на Земле, творец истории и
культуры
7. Человек
8. Человек
9. Основные характеристики человека
4. Личность – высшая степень развитияиндивида, социально и духовно развитый
человек
10. Личность
11.
ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ НА ЗЕМЛЕ; ТВОРЕЦИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
ИНДИВИД –
отдельно
взятый
представитель
человеческого
рода
ИНДИВИДУАЛЬН
ОСТЬ –
характерные
черты индивида,
неповторимое
своеобразие
человека
ЛИЧНОСТЬ –
высшая степень
развития
человека,
социально и
духовно
развитый
человек
12. Категории человеческого бытия - экзистенциалы
Категории человеческого бытия экзистенциалыЛюбовь – это помощь в
реализации
жизненного проекта
«другого»; забота и
тревога о любимом
Творчество - это образ
жизни, основанный на
«удивительном
видении»
Счастье – это жизнь в
согласии с самим
собой, это внутренняя
умиротворенность
Вера – это возможность
сверхчувственного
опыта, вера – это воля
открывать душу на
встречу истине
Смерть – фактор
формирования границ
нашего бытия; это не
конец жизни, а ее венец
13. Вопрос 2. Проблема происхождения человека
Концепции происхождения человека:1. Креационистская: человека создал Бог
14. Проблема происхождения человека
2. Уфологическая (космологическая): человек– это дитя внеземных цивилизаций
15. Проблема происхождения человека
3. Эволюционная (научная): человек – эторезультат длительной эволюции природы
(материи).
Эволюция (антропогенез)
16. Факторы антропогенеза
1.Трудовая концепция (труд – мышление – речь)
Ф.Энгельс
17. Трудовая концепция
Труд привел к изменению внешнего обликачеловека, что было закреплено в ходе
естественного отбора.
Ч. Дарвин
18. Факторы антропогенеза
2. Генетическая концепция:(геомагнитные инверсии
исчезновение магнитного поля
повышение уровня радиации
мутации
анатомические
изменения
закрепление в
организме)
19. Факторы антропогенеза
3. Синтетическая концепция: в качествефакторов антропогенеза рассматривают:
1) Изменения климата;
2) Радиация;
3) Труд, речь, сознание, мышление;
4) Прямохождение;
5) Табуирование половых отношений:
промискуитет – эндогамия – экзогамия;
6) Появление морально-нравственных
запретов.
20. Основные этапы антропогенеза
1. Австралопитеки – наиболее вероятныйпредок человека (4 – 5,5 млн.лет)
21. Основные этапы антропогенеза
2. Человек умелый (2,6 млн.лет назад) –Homo habilis
22. Основные этапы антропогенеза
3. Человек прямоходящий (1,7 млн.лет назад) –Homo erectus
Питекантроп
Синантроп
23. Основные этапы антропогенеза
4. Человек разумный (300 тыс.лет) – Homo sapiens24. Основные этапы антропогенеза
5. Человек современного вида (45 – 30 тыс.летназад) - кроманьонец
25. В.И.Вернадский об эволюции
Жизнь – космическоеявление, но она – не
случайное явление в
мировой эволюции
26. П.Тейяр де Шарден об эволюции
Эволюция внеорганической и
органической природе
обнаруживает закон
реккурентности: мир
движется в сторону
усложнения, а усложнение
сопровождается все
большей значимостью
психического,
сознательного.
27.
КОНЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКАКРЕАЦИОНИ
СТКАЯ
человека
создал Бог
УФОЛОГИЧЕ
СКАЯ:
человек –
дитя
внеземных
цивилизаций
НАУЧНАЯ:
человек продукт
эволюции
материи
28. Выводы:
1. Антропогенез одновременно являетсясоциогенезом антропосоциогенез.
2. В антропосоциогенезе – факторы: а)
закономерные (законы естественного
отбора, реккурентности); б) случайные
(радиоактивные излучения).
3. Концепции антропосоциогенеза носят
гипотетический характер: гипотеза об
энерго-информационном поле
планеты.
29. Вопрос 3. Проблема определения природы человека
Природа человека – этоглавнейшие характеристики,
посредством которых
раскрывается сущность
человека
30. Концепции определения природы человека
Концепция экзистенциализма (Сартр)Человек – это открытый жизненный проект .
Никакой природы у человека нет: кем
захочет, тем и станет.
1.
31. Концепция экзистенциализма
Сущность - существование32. Концепция экзистенциализма
Существование - сущность33. Концепции определения природы человека
2. Биологизаторская концепция : у человека –биологическая природа. У человека, как и у
любого животного организма, есть воля к
власти (Ницше)
34. Биологизаторская концепция
А.Шопенгауэр: мир– это арена
замученных
существ, в которой
одно существо
выживает за счет
гибели другого.
35. Концепции определения природы человека
3. Социологизаторская: у человека –социальная природа. Человек – это
общественное существо (Аристотель)
36. Социологизаторская концепция
Человек – этоансамбль
социальных
отношений
(К.Маркс)
37. Концепции определения природы человека
4. Идеалистическая концепция: человек – этоморальное, нравственное, стыдящееся
существо (В.С.Соловьев, А.И.Солженицын)
38.
КОНЦЕПЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКАЭКЗИСТЕНЦИАЛ
ИЗМ: нет
природы; человек
– открытый
жизненный
проект (Сартр)
СУБЪЕКТИВН
ЫЙ
ИДЕАЛИЗМ:
человек
зависит
только от себя
БИОЛОГИЗМ: у
человека –
биологическая
природа (Ницше,
Шопенгауэр)
Человек - это
существо,
подчиняющееся
законам природы
(естественный отбор,
воля к власти)
СОЦИОЛОГИЗМ:
социальная
природа
(Аристотель,
Маркс)
Человек
подчиняется
социальным
законам,
обществу
39. Выводы:
1.2.
Позиция экзистенциализма – это
позиция субъективного идеализма:
человек не обладает абсолютной
свободой.
Биологизаторская концепция – это
концепция вульгарного (примитивного)
материализма, основанного на
редукционизме: нельзя высшие формы
материи (человек) сводить к низшим
(животные).
40. Выводы:
3. Социологизаторская концепция – нафилософии материализма
(марксизма), но в ней человек –
«винтик».
4. Позиция идеализма – ошибочна:
мораль, нравственность, стыд – это
итог развития социального.
41. Выводы:
5. Человек обладает бинарнойприродой: а) биологической (сложный
организм, млекопитающий, homo
sapiens, гоминид); б) социальной
(социальный статус, роли).
6. При этом биологическое может
оказывать воздействие на социальное.
42. Выводы:
7. Несводимость социального кбиологическому:
А) высшие формы материи возникают из
низших;
Б) высшие формы движения материи
включают в себя низшие;
В) высшие формы движения материи
подчиняют себе низшие и преобразуют их;
Г) высшие формы движения материи не
сводятся к низшим.
43. Вывод
Социальная природачеловека является главной
44. Современный взгляд на человека
ЧЕЛОВЕКБИОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРИРОДА (часть
природы):
многоклеточный
организм,
млекопитающий,
гоминид, человек
разумный
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА
(часть общества):
социальные статус,
социальные роли,
принадлежность к
социальным общностям
(этнические,
демографические,
поселенческие,
классовая,
профессиональнообразовательная)
45. Основные характеристики человека
1. Несводимость (ни в одной вещи человек невыражает себя полностью)
46. Основные характеристики человека
2. Непредопределенность (человек зависит отмногих вещей внешне, но не должен
зависеть внутренне)
47. Основные характеристики человека
3. Уникальность (незаменимость,неповторимость)
48.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКЕТРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКАНЕСВОДИМО
СТЬ:
несводим к
биологическо
му виду
(феральные
люди), ни в
одной вещи
не выражает
себя
НЕПРЕДОПР
ЕДЕЛЕННОС
ТЬ: не
бывает
свободным,
зависит от
множества
факторов, но
человек
должен быть
внутренне
свободным
НЕЗАМЕНИМО
СТЬ и
НЕПОВТОРИМ
ОСТЬ: человек
должен найти
дело, ради
которого он
пришел в этот
мир .
НЕВЫРАЗ
ИМОСТЬ:
человек не
сводим к
вещам, это
не
внешний
предмет;
самопозна
ние –
вечная
загадка
49. 4. Проблема отчуждения
«…Человек рожденбыть свободным, а
между тем он везде
в оковах»
(Жан Жак Руссо)
50. Проблема отчуждения
Человек, трудясь,ощущает себя
животным, а
удовлетворяя животные
потребности, ощущает
себя человеком.
(Карл Маркс)
51. Проблема отчуждения
Человек заброшен, «десантирован» в чуждый емумир.
(экзистенциалисты: Сартр, Хайдеггер, Камю)
52. Проблема отчуждения
1. Почему продукты деятельности человекавыходят из-под его контроля, превращаясь
во внешнюю, неподвластную ему силу?
53. Проблема отчуждения
2. Почему мир, который создал человек, сталему враждебным, бесчеловечным?
54. Проблема отчуждения
3. Почему человек потерял моральные,нравственные, духовные качества?
55. Проблема отчуждения
56. Проблема отчуждения
Человек научилсялетать, как птица,
плавать, как рыба,
но так и не
научился быть
человеком.
(Бернард Шоу)
57. Проблема отчуждения
58. 5. Право на смерть
Каждый человекимеет право на
жизнь.
А имеет ли человек
право на смерть?
59. Право на жизнь как философская проблема
А) имеет ли человек право на суицид?60. Право на жизнь как философская проблема
Б) имеет ли человек право на эвтаназию?61. Право на смерть (проблема эвтаназии)
Гражданин РФ имеетправо на
достойную жизнь.
Имеет ли человек
право на
достойную смерть?
62. Суицид во благо другого - героизм
Суицид во благо другого героизм63. Смерть
Это естественныйконец жизни
биологических
организмов на
Земле:
А) «светлый лик
смерти»
64. Смерть
Б) «темный лик смерти»65. А. Шопенгауэр:
Если бы не былосмерти, не было бы
философии
66.
СМЕРТЬ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ КОНЕЦ ЖИЗНИ БИОЛОГИЧЕСКИХОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ; фундаментальное свидетельствование
нашего «неодиночества» (танатология – наука о смерти)
ЛИКИ
СВЕТЛЫЙ:
это добро,
придает
смысл
жизни,
высший
уровень
ответсьвен
ности
ТЕМНЫЙ:
это зло, так
как это
утрата,
невосполним
ая потеря,
конец всему
ПРАВО НА:
Суицид –
намерен
ное
лишение
себя
жизни
Отношение к эвтаназии: патернализм (не
допустима), антипатернализм (допустима)
ЭВТАНАЗИЮ способ,
облегчающий с
помощью врача
уход из жизни
смертельно
больному
человеку по его
желанию
67. Вопрос 6. Смысл жизни
Проблема определениясмысла жизни – это
проблема поиска
смыслообразующих
ценностей
68.
АКСИОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ – ЦЕННОСТНОЕОТНОЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ
ЦЕННОСТИ –
вещи и
явления,
имеющие
существенное
значение для
человека и
общества
ОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ:
1) ПОТРЕБНОСТИ – НУЖДА
ЧЕЛОВЕКА В ЧЕМ-ЛИБО;
2) ИНТЕРЕСЫ – ОСОЗНАННЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ; ПРИЧИНА
ДЕЙСТВИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
3) ТРАДИЦИИ – СОЦИАЛЬНОЕ И
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ,
СОХРАНЯЕМОЕ И
ПЕРЕДАВАЕМОЕ ИЗ
ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ
69. Концепции смысла жизни
1)Пессимистический
подход:
никакого смысла
жизни нет: жизнь –
суета из сует
70. Пессимистический подход
А.Камю:Жизнь человека - это
«сизифов труд»
71. Пессимистический подход
Будда:Жизнь человека – это
мучения и страдания
72. Пессимистический подход
А.Шопенгауэр:Мир – это маятник
между скукой и
разочарованием
73. 2) Натуралистический подход
Гедонизм: смыслжизни –
наслаждения.
Эвдемонизм: смысл
жизни – счастье
«Человек рожден для
счастья, словно
птица для полета».
74. 3) Авторитарный подход
Смысл жизни –служить Богу
(Августин
Блаженный)
75. Авторитарный подход
Смысл жизни – в служении идее76. Авторитарный подход
Смысл жизни – вслужении всему
живому
(А. Швейцер)
77. 4) Гуманистический подход
Книга «Человек впоисках смысла
жизни» (В. Франкл)
78. Гуманистический подход
Книга «Иметь илибыть?» (Э.Фромм)
79. Концепции смысла человеческого бытия
Подходы,концепции
Суть
1. Пессимизм:
А) буддизм
Б) экзистенциализм;
В) постмодернизм
Жизнь – это мучения и страдания. Смысл бытия –
нирвана.
Жизнь – «сизифов труд». Смысл – в бунте
Нет ценностей. Смысл – отрешенность,
ироничность
2. Натурализм:
А) гедонизм;
Б) эвдемонизм;
В) утилитаризм
Избегать страдания, получать наслаждение.
Быть счастливым – смысл жизни.
3. Авторитаризм
Служить Богу, идее
4. Гуманизм
В. Франкл - направления: творчество (созидание и
самосозидание), переживание (красота, добро,
правда), отношение (оптимизм)
Э. Фромм – в выборе между «иметь» или «быть».
Смысл жизни – в извлечении пользы.
80. Вывод
Человек – это самая главнаяфилософская проблема