Похожие презентации:
Философия. Лекция 11. Основные проблемы социальной динамики
1. ФИЛОСОФИЯ
Лекция 11.Основные проблемы
социальной динамики
2. Вопросы
1. Проблема источника исторического развитияобщества. Эволюция и революция в
общественной динамике.
2. Основные факторы социально-исторической
динамики. Проблема субъекта и движущих сил
истории.
3. Линейные и нелинейные интерпретации истории.
Формационная и цивилизационная парадигмы.
4. Феномен глобализации в современном мире.
5. Техника и ее роль в истории цивилизации.
3. Вопрос 1
Проблема источника историческогоразвития общества. Эволюция и
революция в общественной динамике
4. Рассмотрим 3 основные версии решения проблемы источника развития общества
теории социального противоречия;концепции солидаризма;
теории конфликта.
5. 1. Теории социального противоречия
абсолютизируют роль социальныхпротиворечий, придают им решающий характер в
развитии общества;
единство противоположностей относительно,
борьба абсолютна;
подход основывается на признании ведущей роли
в обществе антагонистических отношений
между субъектами истории, коренные интересы и
цели которых в принципе несовместимы, поэтому
развитие социальных противоречий идет «по
возрастающей» и разрешается в форме
конфликта.
6. Данный подход получил теоретическое выражение
в марксизме;социальные противоречия рассматриваются
как «двигатель» истории, классовая борьба ведет
к социальной революции и смене общественноэкономической формации;
развивается в геополитике, рассматривающей
историю в контексте борьбы за политическое
пространство
(Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Х. Маккиндер) и ряде
др. концепций, в которых мир рассматривается
как биполярная реальность (черное-белое,
хорошее-плохое).
7. Этот теоретический подход
разделяют политические, религиозные иэкологические движения современности,
отличающиеся бескомпромиссностью и
радикализмом своих действий (исламский
фундаментализм, антиглобализм,
экологический экстремизм).
8. 2. Концепции солидаризма
решение проблемы источника историческогоразвития общества связывают с консолидацией
и гармонизацией противоположностей;
единство противоположностей абсолютно, а
борьба относительна;
данная позиция исходит из признания ценностнонормативного единства общества и
приоритетности для всех субъектов
общенациональных и общегосударственных
целей, обеспечивающих стабильное и
эффективное развитие общества в целом и
каждого субъекта в отдельности.
9. В концепциях солидаризма
гарантом сбалансированного развития обществаявляется социальная сплоченность;
основанием солидарности выступает разделение
труда и стратификационная структура общества;
доминирует установка на достижение
консенсуса всех участников социального
взаимодействия на основе общего ориентира
(напр., материального процветания общества,
максимально использующего результаты научнотехнического прогресса), что и составляет
источник общественного развития.
10. Такой подход характерен
вXIX в. солидаризм получил развитие в
концепциях О. Конта, Г. Спенсера,
Э. Дюркгейма;
в ХХ в. его наиболее ярким выразителем стал
Т. Парсонс;
развивается в концепциях глобализации,
делается акцент на интеграционные процессы и
общечеловеческие ценности (Р. Робертсон, И.
Валлерстайн, Ф. Фукуяма).
11. 3. Теории конфликта
основаны на стремлении избежатькрайностей в интерпретации статуса
социальных противоречий, присущих
первым двум вариантам;
выступают как синтетические по
отношению к вышеназванным моделям;
представители – Р. Парк, К. Козер, Р.
Дарендорф.
12. Теория социального конфликта Р. Парка
характеризует социальный конфликт какпромежуточный этап социального
взаимодействия;
выделяет 4 вида социальных взаимодействий:
соревнование, социальный конфликт,
ассимиляция, приспособление;
соревнование (конкуренция) как форма борьбы
за существование в обществе (1) способно
перерастать в социальный конфликт (2),
который благодаря ассимиляции (3) разрешается
и сменяется приспособлением (4), означающим
установление в обществе отношений
сотрудничества и социального спокойствия.
13. Теория социального конфликта Р. Парка
таким образом, социальный конфликтявляется частным случаем социального
взаимодействия, а целью общественного
развития является гражданский мир.
14. Теория социального конфликта Л. Козера
характеризует социальный конфликт какважнейшее звено социального взаимодействия,
способствующее разрушению или укреплению
социальных связей;
в «закрытых» обществах конфликты разрешаются
через революционное насилие, ведут к
разрушению сложившихся социальных связей;
в «открытых» обществах им дают выход, а
социальные институты оберегают стабильность
социальной системы; ценность конфликтов в
«открытом» обществе заключается в
предотвращении возможности окостенения
социальной системы и открытии возможности для
нововведений.
15. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа
конфликты имеют универсальный характер, их неследует подавлять, т. к. они обязательно проявят
себя, но в более острой форме;
нужно контролировать и направлять их развитие,
не давая возможности локальному конфликту
разрастись до глобального уровня, грозящего
«взорвать» систему изнутри;
отслеживание и рациональная регуляция
локальных конфликтов является условием
контролируемой эволюции, сохраняющей
стабильность социальной системы в целом, в
этом случае конфликты и их разрешение имеют
позитивное значение, становятся одним из
двигателей социального прогресса.
16. Теории конфликта
конфликт – это осознанное противостояние 2-хили более сторон;
конфликт в формах соревнования и конкуренции
является источником развития общества;
подавление конфликтов приводит к революциям и
гражданским войнам;
открытые общества имеют резервы для мирного
разрешения конфликтов и достижения
социального согласия.
17. Таким образом
нормальным состоянием обществаявляется согласие;
единство общих интересов, целей и
социальных действий различных
противоборствующих субъектов
исторического процесса составляет
источник общественного развития.
18. Как развивается общество?
развитие общества есть эволюционно-революционный процесс;
эволюционный путь изменения общества
(реформаторский эволюционизм);
революционный путь изменения
общества (социальный радикализм).
19. Эволюция
это постепенные, количественныеизменения, которые не ведут к
качественному изменению всей системы;
социальная эволюция – это развитие,
которое ведет к усложнению,
дифференциации, повышению уровня
организации системы.
20. Революция
это глубинные и коренные изменениякачества системы в целом;
социальная революция – это глубинная
трансформация всей системы
общественных отношений.
21. Вопрос 2
Основные факторы социальноисторической динамики. Проблемасубъекта и движущих сил истории
22. Основные факторы динамики общества
геоклиматический;демографический;
технико-технологический;
производственно-экономический;
политический;
национально-психологический;
культурно-исторический.
23. Геоклиматический фактор
включает в себя влияние на характер итемпы развития человечества и
региональных сообществ
размера занимаемой ими территории,
географического расположения, климата,
рельефа местности, близости к
коммуникативным путям и т. п.
24. Например
Аристотельсвязывал достижения
древнегреческой
цивилизации
с
расположением Греции в умеренном
климатическом поясе;
Ж. Боден высказал мысль о том, что
суровые
условия
природного
существования
требуют
большой
активности от человека и обеспечивают
больше потенциальных возможностей в
общественном развитии у северных
народов, чем у южных;
25. Например
в Новое время Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, ав ХХ в. А. Богданов и И. Ильин обращали
внимание на существование связи между
размером территории государства и формой
правления
(обширная
территория
–
монархическое или деспотическое правление,
требующее централизованной власти, небольшая
территория – республиканская форма правления
и демократия);
И. Мечников разработал «водную» версию
влияния географического фактора на становление
и развитие цивилизаций.
26. Геополитика
прямо связывает межгосударственнуюполитическую активность и
противодействие социально-политических
блоков с территориальным фактором;
в XIX в. – Ф. Ратцель, в XX в. – Р. Челлен,
К. Хаусхофер, Х. Маккиндер.
27. Географический фактор
влияет самым существенным образом нахарактер развития народов и стран;
размещение отраслей производства с учетом
природно-климатических зон способствует их
эффективности и результативности;
географическая среда непосредственно влияет на
производительность труда;
на результативности труда сказываются
специфика и характер транспортных
коммуникаций;
темпы развития общества определяются его
географическим положением и присутствием
естественных средств производства.
28. Географическая среда
накладывает свой отпечаток и на духовнуюжизнь людей, национальный характер и
менталитет;
напр., аккуратность японцев, умение
использовать каждый квадратный
сантиметр земли как следствие большой
плотности населения;
напротив, безграничные по размаху
территории нередко формируют дух
расточительства и неумеренности.
29. Демографический фактор
характеризует народонаселение –непрерывно воспроизводящую себя
совокупность людей, проживающую в
определенном регионе;
включает в себя численность населения,
плотность расселения, баланс по
половому и возрастному признакам,
соотношение численности городских и
сельских жителей.
30. Модели интерпретация роли демографического фактора
мальтузианство и неомальтузианство;концепция «золотого миллиарда»;
концепция «среднего класса».
31. Концепция народонаселения Т. Мальтуса
английский ученый к. XVIII в.;население, если его рост ничем не
сдерживается, увеличивается в
геометрической прогрессии, тогда как
производство средств существования –
лишь в арифметической прогрессии, что
приведет к голоду и другим социальным
потрясениям.
32. Неомальтузианство
предлагают регулировать контроль зарождаемостью;
остановить рост численности населения
на планете могут войны, голод, эпидемии,
болезни и др.
33. Концепция «золотого миллиарда»
при нынешних темпах роста населения иограниченности природных ресурсов
появляется элита, которая сможет
достойно существовать, пользуясь благами
постиндустриальной цивилизации.
34. Концепция «среднего класса»
рост численности населения, имеющегосредний уровень материального достатка;
фиксирует становление силы,
стабилизирующей общество на основе
закрепления объединяющих его и
разделяемых большинством этого
общества интересов и ценностей.
35. Демографический фактор
влияет на изменение структуры общества,его социальную стратификацию;
практически всегда был связан с уровнем
и качеством жизни людей;
оказывал определенное воздействие и на
духовные процессы, выступал импульсом к
формированию новых идеологий и
мировоззренческих ориентиров;
рассматривают в качестве важнейшей
движущей силы социокультурной
эволюции.
36. Отметим одну из современных тенденций
следует указать на практическинеобратимый процесс наплыва в
Западную Европу и Северную Америку
иммигрантов из стран третьего мира;
быстрый демографический рост в
иммигрантских группах населения в
сравнении с коренным населением
приведет не только к изменению самого
субъекта социально-исторического
процесса, но и к трансформации всей
традиционной для той или иной страны
системы ценностей.
37. Технико-технологический фактор
техника воздействует на содержание итемпы динамики общества;
технологии влияют на образ жизни
человека и его деятельность
(нанатехнологии, информационные
технологии, биомедицинские технологии);
формирует технократическое мышление.
38. Техносфера
пронизывает собой общество в целом;активно вытесняет внетехнологические способы
регуляции общественных отношений,
отбрасывает традиции и духовные авторитеты
как препятствие для своего успешного
функционирования;
торжествует принцип пользы, расчета;
рост возможностей технологического
манипулирования людьми;
враждебность не только по отношению к человеку,
но и к природе.
39. Кто является творцом истории?
в философии истории используются двапонятия – «субъект истории» и
«движущие силы истории»;
общим у них является реально
оказываемое влияние на ход развития
общества;
а различным – степень осознанности
этого влияния.
40. Субъект истории
это носитель осознанной ицеленаправленной исторической
активности;
воздействует на исторический процесс
осмысленно, на основе осознания
определенных интересов, постановки
целей и задач.
41. Движущие силы истории
это слои населения, посредством которыхосуществляется воля субъекта;
движущие силы истории, хотя и способны к
кардинальному изменению ситуации в
обществе, ведомы либо
бессознательными внутренними
импульсами, либо становятся объектом
манипуляций и средством для
достижения целей, поставленных
историческими субъектами.
42. В качестве субъекта истории выделяют
личность;народные массы;
элиту.
43. Под движущими силами истории понимают
народ;народные массы;
массы (толпа).
44.
Субъект историиДвижущие силы
истории
личность;
народ;
народные массы;
народные массы;
элиту.
массы (толпа).
45. 1. Роль личности как субъекта истории
абсолютизировалась в философииПросвещения;
статус великой личности определялся
ее способностью к генерации нового и
возможностью повести за собой широкие
слои населения во имя воплощения этих
идей в жизнь;
личность приводит в движение народ –
реальную движущую силу истории.
46. 2. Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории
разработано в марксизме;народные массы как производители
материальных благ и носители социальнополитической активности выступают
подлинными творцами истории.
47. Высокая оценка роли народных масс
сегодня подвергается аргументированнойкритике;
сложные и противоречивые процессы
массовизации и глобализации ставят под
сомнение возможность проявления
народом исторической субъективности, а
действия отдельных личностей все чаще
растворяются в безличных сетях
информационных, политических и иных
коммуникаций.
48. 3. Концепция элитизма
является одной из наиболее популярных;выделяет элиту как субъект истории и массу
(толпу) как ее движущую силу, пассивный
материал для реализации замыслов элиты;
элита обладает превосходством над массой
(экономическая, политическая и др. элита) и
реальным влиянием в обществе;
усложнение социальных связей и структур
увеличивает статус элиты как организующей и
руководящей силы;
В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, А. Тойнби.
49. Концепция элитизма
тип человека-массы окончательносформировался и занял господствующее
положение в социальной системе
европейских и постсоветских стран;
процессы массовизации не обошли
стороной и элиту (сейчас элита
противостоит массе лишь в обладании
властью и не может служить образцом в
культурном отношении).
50. Вопрос 3
Линейные и нелинейные интерпретацииисторического процесса. Формационная и
цивилизационная парадигмы
51. К нелинейным интерпретациям истории
относятся культурологические ицивилизационные интерпретации;
отрицают факт единства исторического
процесса;
каждая культура – самостоятельная,
закрытая система;
это представления о «колесе истории», о
круговороте событий.
52. Дж. Вико (ХVIII в.) выделил 3 эпохи в истории человечества
божественную;героическую;
человеческую.
53. И. Гете
история общества подобна цикламприроды (весна, лето, осень, зима).
54. Нелинейные интерпретации истории
развиваются в цивилизационно-циклических моделях исторического
процесса Н. Данилевского, О. Шпенглера,
А. Тойнби;
общее для этих концепций: акцент на
множественности типов исторического
развития; приоритет духовных
факторов над материальными;
подчинение развития цивилизаций
жизненным циклам.
55. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского
предлагает новую модель историческогопроцесса – концепцию локальных
цивилизаций;
целостные и самобытные культурноисторические типы воплощают творческий
дух конкретных народов и подобно живым
организмам рождаются, развиваются,
стареют и умирают, совершая замкнутый
цикл развития;
56. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского
для каждого культурно-исторического типахарактерны единый язык общения, разнообразие
этнографического материала, политическая
независимость и способность к духовному
развитию; различает же их приоритет ценностных
ориентаций;
каждая цивилизация утверждает свое право на
жизнь в жесткой борьбе, соперничестве и
вытеснении;
обоснование самобытности и самодостаточности
славяно-русского культурно-исторического типа.
57. Концепция «морфологии культуры» О. Шпенглера
стремится выявить специфику душикультуры, составляющей высший этап
общественного развития, признает
близость истории общества природной
истории (весна, лето, осень, зима);
говорит о существовании 8 великих культур
в истории человечества, каждая из
которых самоценна;
58. Концепция «морфологии культуры» О. Шпенглера
обращает внимание на западную культуру,которая с переходом на путь
индустриального развития утрачивает
творческий порыв и вступает в этап
цивилизации – угасания культуры и
господства материально-прагматических
ценностей;
цивилизация есть стадия в развитии
локальных культур, характеризующаяся их
деградацией и упадком (этап старости,
дряхлости и приближающейся смерти);
59. Концепция «морфологии культуры» О. Шпенглера
многие тенденции из описанныхпроявляются в культурной динамике
современной Европы;
технизация жизни, формализация
отношений, бессмысленность жизни и
деятельности, утрата духовных оснований
– все это позволяет говорить о том, что
название основного труда Шпенглера
«Закат Европы» было пророческим.
60. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби
выделяет этапы в истории цивилизаций:возникновение – рост – надлом – распад;
причины возникновения, развития и гибели
цивилизаций состоят в действии механизмов
«Вызова-и-Ответа» и «Ухода-и-Возврата»;
«Вызов-и-Ответ» – реакция сообщества на
внешние воздействия географической среды и
др. сообществ;
«Уход-и-Возврат» регулирует характер
отношений между элитой и большинством
населения;
распад локальной цивилизации происходит
тогда, когда отсутствует достаточный Ответ на
Вызов, место элиты занимает большинство.
61. Линейные интерпретации истории
стадиально-поступательныеконцепции;
преемственность, закономерность;
восходят к христианству
(идея о «стреле времени» и единстве
исторической судьбы человечества).
62. Линейные интерпретации истории представляют
прогрессизм (подчиняет прошлое инастоящее будущему);
регрессизм (идеализирует прошлое,
настоящее и будущее представляет в
образе грядущих катастроф).
63. Примеры регрессизма
концепция «возврата имен» Конфуция;представления о минувшем «золотом
веке»;
эсхатология – учение о грядущем конце
истории;
развитие культуры как регресс
человеческой свободы (Ж.-Ж. Руссо);
экологический пессимизм, религиозный
эсхатологизм.
64. Примеры прогрессизма (XVIII в.)
прогресс связывается, например, с:развитием наук и разума
(Ж. Кондорсе, А. Тюрго, Д. Дидро);
развитием нравственности (И. Кант);
развитием свободы (Г. Гегель).
65. В зависимости от единицы периодизации истории выделяют
формационный подход;цивилизационно-стадиальный подход.
66. Формационную концепцию прогресса
развивает марксизм;история есть смена общественно-
экономических формаций
(первобытнообщинной,
рабовладельческой, феодальной,
капиталистической и коммунистической).
67. Цивилизационно-стадиальные модели
Д. Белл, А. Турен;концепция постиндустриального
общества 3-х стадий:
доиндустриальной цивилизации –
сельское хозяйство, традиции, религия;
индустриальной цивилизации –
промышленное производство,
модернизация, прогресс, власть капитала;
постиндустриальной цивилизаций –
сфера услуг и потребления, наукоемкие
технологии, власть профессионалов.
68. Цивилизационно-стадиальные модели
Е. Масуда, О. Тоффлерконцепция информационного общества
3-х «волн истории»: аграрной,
промышленной и информационной.
69. Значение термина «цивилизация»
от лат. сivilis – гражданский,государственный;
синоним культуры (А. Тойнби);
стадия в развитии локальных культур,
характеризующаяся деградацией и
упадком (О. Шпенглер);
ступень развития, следующая за
варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
70. Типология цивилизаций
выделяют восточную и западнуюцивилизацию;
доиндустриальную, индустриальную и
постиндустриальную
(Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер).
71. Для западной цивилизации характерна
ориентация на конкретный результат, изменениемира, эффективность социальных технологий;
нетерпимость к др. культурам;
обращенность науки на познание и
преобразование мира, внимание к
естествознанию, фундаментальным
исследованиям;
инновационный путь развития, наука и техника;
частная собственность, гражданские права
личности.
72. Для восточной цивилизации характерен
традиционализм;авторитарно-административная система,
деспотичная форма правления,
зависимость от власти;
практические, рецептурные приемы
деятельности;
интуитивизм, отсутствие строгого
понятийного языка;
трактовка трудов древних мыслителей,
классические авторитеты;
художественно-образный стиль мышления.
73. Доиндустриальная цивилизация
аграрный сектор;натуральное хозяйство;
сословная иерархия;
нединамичность социальных отношений.
74. Индустриальная цивилизация
промышленное производство;урбанизация;
научно-технический прогресс;
демократия;
гражданские права.
75. Постиндустриальная (информационная) цивилизация
сфера услуг;наука;
образование;
информационно-компьютерные
технологии;
профессионалы-управленцы.
76. Особенности развития современной цивилизации
«диалог культур», взаимодействиезападной и восточной цивилизаций
(инновационный стиль мышления
проникает на Восток; взаимообогащение
культур);
процесс глобализации
(мировые хозяйственно-экономические
связи объединяют все регионы земного
шара; глобализация захватывает
общественные отношения, политические,
национально-государственные связи).
77. Вопрос 4
Феномен глобализации в современном мире78. Глобализация
возникла в сер. XV в., когда началосьформирование капиталистических
отношений;
с 90-е гг. XX в. начинается качественно
новый этап интернационализации и
интеграции в различных областях
общественной жизни (экономической,
технологической, политической,
социальной, культурной и др.).
79. Глобализация
стала возможной в результатеиндустриализации большей части стран
мира;
радикального улучшения и удешевления
транспортной инфраструктуры и
средств связи;
информационной революции (спутники,
телевидение, компьютеры, мобильные
телефоны, интернет);
расширения международного
разделения труда.
80. Благодаря глобализации
сложились благоприятные условия дляоблегчения трансграничных перемещений
товаров, услуг, финансовых ресурсов,
культурных образцов как в развитых, так и
в развивающихся регионах мира.
81. Глобализация как естественный, стихийно-спонтанный процесс
фиксирует резко возросшуювзаимосвязанность мира, сжатие
пространства и времени благодаря
средствам коммуникации;
географические и государственные
границы становятся все более легко
преодолимы и прозрачны;
потоки людей, капиталов, товаров, услуг и
информации с возрастающей
интенсивностью циркулируют по планете.
82. Наглядным выражением глобализации
является общедоступная возможностьмгновенного и практически бесплатного
перевода суммы денег из одной точки
мира в другую;
получение любой информации;
унификация образа жизни, стилей
поведения, взглядов, вкусов.
83. Следующее выражение глобализации
формирование глобальной экономики,единого всепланетарного рынка,
возникновение и деятельность
транснациональных корпораций (ТНК);
возникли и утверждаются новые центры
принятия решений и реальной власти,
способные конструировать на глобальном
уровне новые правила игры для многих
субъектов современных международных
отношений.
84. Субъективная сторона глобализации
глобализация – не только объективныйпроцесс, но и политическое явление;
ее инициировали, направляли и проводили
в жизнь транснациональные круги США,
Западной Европы и Японии, реализующие
свои экономические и геополитические
интересы, не совпадающие с
национальными интересами других
государств.
85. Глобализация
вводилась с помощью механизмаполитического давления, посредством
прямых действий правительства или через
деятельность Международного валютного
фонда (МВФ), Всемирного банка,
Всемирной торговой организации (ВТО);
результат этого – ослабление и
дестабилизация национальных экономик,
усиление социально-экономической
дифференциации народов,
господствующее положение одних стран и
зависимое положение других.
86. Глобализация как естественный процесс
является результатом различныхнезапланированных и в очень малой
степени предсказуемых трансформаций и
изменений в техносфере, в
экономической, политической,
социокультурной жизни общества.
87. Глобализация как искусственный процесс
включает элемент прямого илизамаскированного, осознанного насилия,
попыток навязать силой или другими
методами (подкупом, обманом) тех или иных
ценностно-мировоззренческих,
экономических, политических представлений
и соответствующих им решений.
88. Глобализация как искусственный процесс
характеризует собой претензиивырвавшихся вперед в техникоэкономическом развитии стран получать
доминирующее положение в структуре
международных отношений, придать
характер универсальности своей модели
развития, навязать ее другим странам и
народам, лишив их возможности
самостоятельного исторического
творчества.
89. Неприемлемость глобализации в нынешнем виде
1. становление и утверждениеглобального мира нельзя отождествлять с
его американизацией, а именно эту
модель глобализации стараются навязать
человечеству;
каждый регион планеты, каждая
цивилизация, каждая большая культурная
традиция имеют полное право участвовать
в формировании нового мироустройства.
90. Неприемлемость глобализации в нынешнем виде
2. обнаружилась тенденция к появлениюнаднациональных органов власти и
управления, которые пытаются
монопольно управлять мировым
сообществом, навязывать свою волю
народам мира;
каждый народ имеет право выбирать свое
правительство и контролировать его
действия.
91. Неприемлемость глобализации в нынешнем виде
3. глобализация открывает возможностивывода элит из сферы их служения
национальным интересам и из системы
национального контроля (на независимых
лидеров оказывается давление, вплоть до
физического устранения);
задача – восстановить национальный
контроль над элитами, служить своим
народам.
92. К достоинствам глобализации относят
1. рост количества потребительской продукции намировом рынке (в результате технологического
прогресса уменьшается себестоимость продукции и
снижаются цены на товары массового спроса);
2. появление новых рабочих мест в
непроизводственной сфере в результате развития
информационных технологий;
3. доступ к информации и расширение
возможностей и способов коммуникации, включая
глобальный обмен между различными культурами и
цивилизациями.
93. Недостатки глобализации
1. резкое увеличение разрыва вэкономическом и социальном развитии
между богатым Севером и бедным Югом;
2. мировая экономика становится все более
нестабильной и уязвимой (валютнофинансовые кризисы);
3. возрастание масштабов миграции
населения, в первую очередь из бедных
стран в богатые (рост преступности, опасные
заболевания, расизм, нетерпимость);
94. Недостатки глобализации
4. увеличение даже в самых благополучныхстранах разницы между уровнями жизни и
благосостояния богатых и бедных слоев
населения;
5. усиление влияния транснациональных
корпораций на политические процессы,
возрастание возможностей вывода элит (в
первую очередь экономической и
финансовой) из-под системы национального
контроля (Европейский Союз);
95. Недостатки глобализации
6. быстрое ухудшение состоянияокружающей среды, которая приносится в
жертву интересам бизнеса;
7. угроза социокультурному многообразию
человечества, рост негативного влияния
массовой культуры.
96. Глокализация
ввел термин Р. Робертсон;учет и глобальных тенденций, и местных
особенностей.
97. Перспективы глобализации
ориентация на сохранение человеческогоразнообразия, на реализацию принципа
справедливого равенства;
от «однополярности» к
полицентричной организации
экономической, политической и культурной
жизни людей.
98. Вопрос 5
Техника и ее роль в истории цивилизации.99. Техника
это исторически развивающаясясовокупность создаваемых людьми
средств (орудий, устройств, знаний,
навыков), которые позволяют
преобразовывать и использовать
естественные и искусственные материалы,
явления и процессы для удовлетворения
своих потребностей.
100. Понятие «техника»
как умение нечто создать из естественногоматериала появилось в античности;
от греч. techne – мастерство.
101. В XVII в.
понятие «техника» означало совокупностьсредств, знаний и навыков, которые
относились к производству орудий труда и
машин;
происходит развитие ремесла и
мануфактурного производства.
102. В XVIII – XIX вв.
происходит скачок в развитии техники –возникает крупное машинное
производство, вытеснившее ремесленный
труд;
развернувшаяся промышленная
революция произвела глобальные
изменения во всей общественной системе.
103. На рубеже XIX – XX вв.
происходит бурное развитие техническихнаук, начинается профессиональное
изучение теоретических и философских
аспектов техники;
труды Э. Каппа, П.К. Энгельмейера, Л.
Мэмфорда и др.;
возникает особое направление –
философия техники.
104. В 60-70 гг. XX в.
техника становится предметомсистематического изучения в связи с
развитием научно-технической
революции (НТР);
именно тогда особенно отчетливо
выявилась обусловленность развития
науки, экономики, экологии, политики,
социальной сферы успехами и
возможностями техники.
105. Современная философия техники
направлена на осмысление природытехники и оценку ее воздействий на
общество, человека, культуру;
выделяет несколько концепций
исследования и оценки техники:
техницизм, антитехницизм и
синтетическую программу.
106. Техницизм
опирается на традициитехнологического детерминизма и
выражается в технократических
концепциях (индустриализма,
постиндустриализма, информационного
общества);
некритически оценивает технику и считает,
что препятствовать или вмешиваться в
технический прогресс нерационально.
107. Антитехницизм
отрицает возможность гуманистическоговлияния техники на человека;
современный антитехницизм
представляют экологические концепции;
его крайней формой является
технофобия – негативная позиция по
отношению к роли техносферы в
социальных отношениях.
108. Синтетическая программа
представлена в творчестве Л. Мэмфорда,Ф. Эллюля и др.;
утверждает необходимость гуманизации
техники;
техника получает многостороннюю и
реалистическую оценку.
109. Синтетическая программа
с одной стороны, она является и условиемразвития человека, и условием сохранения
жизни и поддержания ее на достойном
уровне, и объектом человеческого
творчества;
с другой стороны, невозможно сделать
технику нерепрессивной по отношению к
человеку, ибо это следствие отношения к
миру как к объекту потребления.
110. Техника представляет взаимосвязь следующих аспектов
артефакт (искусственное образование),который создается человеком;
образует техносферу как мир созданных
человеком искусственных систем;
инструмент, который используется как
средство, удовлетворяющее человеческие
потребности;
особая реальность, противоположная
природе и человеку;
объективная предпосылка
человеческой деятельности.
111. Ступени развития техники
ручные орудия;ремесленно-мануфактурное производство;
машинная техника;
автоматизированные и
компьютеризированные системы.
112. Какие смыслы имеет понятие «техника»?
инженерный аспект (инструменты,механизмы, приборы);
философский аспект (характеризует
уровень развития общества);
техническая организация знания
(характеризует навыки, умения человека –
техника балета).
113. Технология
определенная последовательность процессов иопераций, реализация которых приводит к
появлению продукта с заданными свойствами;
любая технология есть совокупность средств и
способов деятельности человека в различных
сферах жизни общества, которая выражает меру
развитости общественной системы;
напр., нанотехнологии, биотехнологии,
информационные технологии, космические
технологии и др.;
социальные технологии – это технологические
процессы (лечение для здравоохранения,
обучение для образования).
114. Технологические способы производства
присваивающий;аграрно-ремесленный;
индустриальный;
информационно-компьютерный.