ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО ГЛАВНУЮ СУЩНОСТЬ
Основные исследовательские программы социального познания
3. Специфика социального познания
4. Основные сферы общественной жизни
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой
СОЦИАЛЬНОЕ ДНО.
1.90M
Категория: ФилософияФилософия

Основные проблемы и понятия социальной философии

1.

ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

2.

1. Объект, предмет и задачи социальной философии.
2. Проблема определения понятия «общество».
Основные исследовательские программы
социального познания.
3. Специфика социального познания.
4. Основные сферы жизни общества.

3.

1. Объект, предмет и задачи социальной философии
ОБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ПРЕДМЕТОМ СОЦИАЛЬНОЙ
является ФИЛОСОФИИ
является
Все это определяет
общество,
как
способосновную
и результат
проблему
социальной
знание
всеобщих
оснований
взаимодействия
людей
друг
с другом и с
философии
вопрос
о
том,
что
окружающим общественного
миром, постоянно
целостности
есть общество или
какова его
изменяющаяся
действительность
бытия,
природа,
закономерности
общественной
жизни.
факторов
и закономерностей
существования
и развития.
его развития.

4. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ

АНТИЧНОСТЬ
НОВОЕ
ВРЕМЯ основанное на
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Идеалом
выступает
государство,
ТолькоПредметом
в 19 векеанализа
категория
справедливости.
Теория общественного
договора.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
«общество»
становится
предметом
классической
Государство
как
результат
договора
Представления
о
государстве
нередко
на
Все
люди
по
своей
природе
равны
и строятся
обладают
Появляются
модели идеальных
обществ.
философии
выступает
специального
социальнолюдей иантропоморфизма,
Бога.
Однако
идеальное
принципе
т.е. сводятся
естественным
правом
на
счастье.
Однако вк
Характерным
атрибутом
идеальных
неэто
общество
как
философского
анализа.
каким-либо
проявлениям
сущности
человека.
государство

не
град
земной
, но
погоне
за
счастьем
люди
подобны
волкам
и,
обществ таковое,
полагается
отсутствие
частной
абыло
государство.
чтобывойти
не этому
истребить
друг друга,
Божий,
в который
смогутлюди
после
Начало
положено
Например,
у Платона
делениеравенство,
идеального
собственности,
социальное
договорились
между
собой
общества
три сословия
соответствует
жизнина
только
праведники.
всеобщий
труд.пожертвовать
основоположником
науки
об
частью своих
естественных
прав.
Так .
делению
человеческой
души на
три части
обществе
Огюстом
Контом.
появилось
государство.

5.

2. Проблема определения понятия «общество»
Каждый социально-исторический
Между
Общество
социально-историческими
определенного
типа –
Общество
организм
составляют люди,
Общество
это
тип
организмами
общества, и
выделенный
их
системами
по не
тому
подчиненные
Общество
одной

это
публичной
все
– это
обособившаяся
от
природы
как
конкретный
существует
или
иному
абсолютной
признаку.
грани. и
власти,
он
локализован
во
времени
часть материального
мира,в
человечество,
взятое
социальноКонкретный
Система
социально-исторических
социально-исторический
пространстве, занимает
представляющая
собой
организм,
организмов
общество
может
превратиться
определенного
в
его прошлом,
исторический
настоящем
определенную
территорию.
Другими
исторически
развивающуюся
единый
типа
и
общество
организм,
вообще
а
последний
соотносятся
может
словами,
синонимом
понятия
организм
и
будущем.
форму
жизнедеятельности
как
распасться
отдельное,
на выступает
особенное
множествои
«общество»
самостоятельных
всеобщее.
организмов.
людей.
«государство».
Общество
Общество
Общество
как
Общество
как
как
общество
социальная
система
социальнокак
человечество
определенного
типа
исторических
организмов
вматерия
целом

6. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО ГЛАВНУЮ СУЩНОСТЬ

Определяющей
Любое объединение
для общества
людей является
формой
устойчивым
взаимодействия
и самодостаточным
систорически
социальной и
Способность
к
природной
исключительно
средойблагодаря
является материальное
различным
длительному
формам деятельности,
производство.
содержанием
протяжении
многих
поколений)
Оно(на
служит
которых
основой
является
разнообразных
познание
и форм
деятельности
целенаправленное
людей,преобразование
направленной
на
самодостаточному,
автономному
действительности,
удовлетворение
а также
не только
возникающие
их
существованию.
на ихматериальных,
основе
общественные
но и духовных
отношения.
потребностей .
(материальное бытие определяет сознание)

7. Основные исследовательские программы социального познания

ПО ХАРАКТЕРУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СПЕЦИФИКИ СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВА И
ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ПОидеалистическая
ПРИОРИТЕТНОСТИ
ЦЕЛОГО
материалистическая
ПО ХАРАКТЕРУ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ
ИЛИ ЧАСТИпрограмма
программа
БИОЛОГИЗАТОРСКАЯ
СОЦИОЛОГИЗАТОРСКАЯ
МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
БИОСОЦИАЛЬНАЯ
МАКРОСОЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

8.

МИКРОПРОГРАММЫ
ТЕОРИЯ ОБМЕНА
Единицей анализа является
«элементарное социальное
поведение», т.е. непосредственный
обмен поведенческими актами между
индивидами, стимулом для которого
является вознаграждение.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ
ИНТЕРАКЦИАЛИЗМ
Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей,
которые используют те или иные символы и значения для
изменения этой среды. Человек разгадывает значение поступка
другого человека прежде, чем ответить на него.Чтобы поведение
человека стало адекватным ситуации, он должен, прежде всего,
научиться понимать и использовать символы.

9.

МАКРОПРОГРАММЫ
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИАЛИЗМ
Взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей
обеспечивается их самыми разнообразными функциями. Под
функцией понимается такая зависимость в рамках данной
целостности. при которой изменения одного ее элемента
оказываются производными от изменений другого элемента.
МАРКСИЗМ
Уровень производительных сил общества определяет
существующую в нем систему производственных
отношений. Изменение производительных сил общества
рано или поздно ведет к тому, что одна система
экономических отношений сменяется качественно иной
системой. А вместе с тем меняется и тип общества.

10. 3. Специфика социального познания

Во-первых, если в естественных науках какой-либо предмет можно
рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его
связей и взаимовлияний реального мира, то социальное познание
имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений.
Во-вторых, если действие естественнонаучных законов неизменно,
то законы, действующие в обществе, в силу изменчивости
социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко
детерминированных и универсальных зависимостей.
В-третьих, особенностью объекта социального знания является его
историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их
взаимодействия динамичны, а не статичны.
В-четвертых, если в естественных науках используются жесткие
познавательные процедуры, то в познании социальной жизни
использование математических и подобных им процедур возможно
лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто
невозможно.
В-пятых, поскольку общество выступает одновременно и
субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает
как самопознание.
В-шестых, социальные теории в отличие от естественнонаучных
подлежат нравственной оценке.

11. 4. Основные сферы общественной жизни

12.

13.

Материальное производство включает в себя две стороны:
Основу образует
материальное
производство.
Закон
соответствия
Эта
сфера не только исторически
первая,
1)
производительные
силы (предметы
труда,она
отношений
жепроизводственных
и "прародительница"
всех
остальных
сфер
средства
производства, рабочая
сила
), выражающие
жизнедеятельности
отношение
обществаик уровню
природе, общества
степень
овладения
характеру
развития
ею;- социальной, политической, духовной.
производительных сил
2) производственные отношения, выражающие
–в
это
основной
экономический
общественные
взаимосвязи
и интегрирует
взаимодействие все
Она
качестве
базиса
людей
в процессе
производства.
закон
развития
общества.
остальные
подсистемы
общества в
Основное производственное
отношение
целостность.
- отношение к собственности на средства производства.

14.

15.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СФЕРА ЖИЗНИ

16.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
Политическая сфера есть сфера
Политика есть концентрированное
отношений между классами, нациями
выражение экономики. Ее главной
и другими большими социальными
задачей является согласование
группами по поводу государственной
интересов самых различных слоев
власти и государственного
общества.
устройства внутри данного общества,
а также отношений между
государствами на международной
арене.

17.

18. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Охватывает интересы различных
социальных слоев и групп,
отношения общества и личности,
условия труда и быта, здоровья и
досуга.

19. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Общество как социальная система, в рамках
которой формируются и функционируют
различные общности или группы - роды,
племена, классы, нации, семьи,
производственные коллективы и т.д., имеет
достаточно сложную социальную структуру.

20. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Под структурой общества
понимается его внутреннее
устройство, представленное
совокупностью взаимосвязанных и
взаимодействующих социальных групп,
а также социальных институтов и
отношений между ними.

21. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой

отношений, которые регулируются формальными или
неформальными социальными институтами.

22.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС –
позиция, положение индивида в
социальной группе или обществе.
Совокупность всех статусов,
существующих в данном обществе,
создает социальное пространство.

23.

24.

25. СОЦИАЛЬНОЕ ДНО.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
– промежуточность,
«пограничность»
положения
человека между
какими-либо
социальными
группами.

26.

ЛЮ́МПЕН
(от нем. Lumpen —
«лохмотья»)
— термин, введённый Карлом
Марксом для обозначения
низших слоев пролетариата.
Позднее «люмпенами» стали
называться все
деклассированные слои
населения (бродяги, нищие,
уголовные элементы и
другие).
В большинстве случаев Люмпен
— это лицо, не имеющее
никакой собственности и
живущее случайными
заработками.

27.

Совокупность всех статусов,
существующих в данном
обществе, создает
СОЦИАЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО.

28.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
-устойчивая форма
организации и
регулирования
общественных
отношений.

29.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
– это иерархическое, ранговое
расположение социальных групп (сверху –
вниз) по принципу неравного доступа к
четырем основным благам:
Собственность
Образование
Власть
Престиж

30.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
ОСНОВУ СОСТАВЛЯЕТ ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Процесс духовного производства предполагает
получение новых идей, прикладных и
фундаментальных, а также создание иных
духовных ценностей, что обеспечивается такими
социальными институтами, как наука,
образование, религия и др.

31.

РЕЛИГИЯ
МОРАЛЬ
ДУХОВНАЯ
СФЕРА
ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА
ФИЛОСОФИЯ
ИСКУССТВО

32.

______________________ИТОГ________________________
1. В отличие от социологии, науки об обществе,
социальная философия ориентирована на выявление
фундаментальных принципов и законов бытия общества.
2. Общество – это обособившаяся от природы часть материального
мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму
жизнедеятельности людей.
3. Специфика социально-философского познания определяется,
прежде всего, тем, что направленность социальных теорий, как
правило, определяется мировоззренческими установками
субъектов познания.
4. Выделяемые в обществе сферы жизни, не смотря на всю их
качественную специфичность, находятся в диалектическом
единстве и взаимосвязи, их развитие является
взаимозависимым и взаимоопределяющим.
English     Русский Правила