Похожие презентации:
Игра в ансамбле — как способ развития музыкально-творческих способностей учащихся в процессе обучения в ДМШ
1.
Игра в ансамбле — как способразвития музыкальнотворческих
способностей учащихся в
процессе обучения в ДМШ
Открытый урок преподавателя
МБУ ДО «Рославльская детская
музыкальная школа им. М.И.
Глинки» Бурдыговой Т.В
2.
Цель музыкального обучения вклассе ансамбля
• Игра в ансамбле - один из
самых действенных способов
музыкально - творческого
развития
школьников
в
процессе обучения в ДМШ.
Приобщение к музыкальной
культуре
посредством
знакомства с разнообразной
музыкой, с
творчеством
композиторов разных стран
и
эпох,
формирование
основных
музыкальных
способностей в процессе
коллективного исполнения.
• В
классе
ансамбля
реализуются и развиваются
базовые
навыки,
полученные
на
индивидуальных занятиях.
Игра в ансамбле более
активно
развивает
музыкальные
способности
учащихся,
способствует
формированию
широкого
круга
интересов
и
воспитанию
художественного вкуса в
целом.
3.
Задачи обучения• - решение коммуникативных задач
(совместное
творчество
учащихся
одинакового и различного возраста,
умение
общаться
в
процессе
совместного
музицирования,
оценивать игру друг друга и стремиться
выполнять
коллективную
художественно
музыкальную
задачу);
• - развитие эмоциональности, памяти,
мышления,
воображения,
метроритмической
стабильности и
творческого взаимодействия при игре в
ансамбле;
• - формирование исполнительских
навыков
для
ансамблевого
музицирования;
• - развитие чувства ансамблевого
партнерства,
артистизма
и
музыкальности;
• обучение
навыкам
самостоятельной домашней работы;
• - приобретение опыта публичных
выступлений;
• расширение музыкального
кругозора
учащегося
путем
ознакомления
с
музыкой,
понимания
ее
выразительных
возможностей
исполнения
в
ансамбле.
4.
Музицирование в ансамбле — один изсамых
действенных
способов
развития
музыкально-творческих
способностей учащихся. Степень его
практической реализации очень высока,
так как наличие в каждой музыкальной
школе одного или нескольких ярких,
мобильных
концертных
коллективов
отвечает
современным
требованиям
культурной
жизни.
5.
Учебный процессОрганизационная форма
учебного процесса
Способ проверки
результатов
• Групповые занятия
и самостоятельная
домашняя
подготовка.
• Участие в
концертных
выступлениях,
фестивалях и
конкурсах.
6.
Направленность работы• Основу начального
ансамблевого
репертуара
составляют
несложные
произведения,
доступные для детей
по музыкальному
языку и несложным
гармониям.
• Основной путь - это
путь постепенного
накопления и
осмысления музыки,
естественного
привыкания к ней,
получения
слухового
удовольствия.
7.
Направленность работы• Такая направленность работы дает
успешный эмоциональный результат
начального этапа обучения, формирует
залог будущих успехов и желание
заниматься.
8.
Работа над единым звучаниемансамбля
Формирование
музыкальности
в
групповой игре должно происходить с
самого начала. Особое внимание должно
уделяться на репетициях звуковому
балансу.
Гармоничное
соединение
динамики звучания своего инструмента с
другими - один из важнейших критериев
воспитания музыкальной звуковой
культуры
(индивидуальной
и
коллективной)
в
ансамблевом
исполнении. Звуковая культура ансамбля
– один из показателей исполнительского
уровня ансамбля. В этой связи полезно
привлекать внимание учащихся к
прослушиванию
лучших
примеров
исполнения
музыки
мастерамиисполнителями - инструменталистами.
• Важное место в групповых занятиях
занимает работа над динамикой и
качеством звука. Участник ансамбля
должен не только владеть основными
динамическими
нюансами—
пианиссимо, пиано, меццо-форте,
фортиссимо, но и уметь сопоставлять
звучания
различной
силы,
постепенно ослаблять и усиливать
звучание от определенной начальной
и конечной силы звука, уметь
воспроизвести длительное и быстрое
звуковое нарастание.
Значимую
роль в создании художественного
образа играет построение
единой
фразировки.
9.
Задачи руководителя ансамбля• Грамотное интонирование мотивов
• Выстраивание развития музыкальной мысли
• Подчинение
развития каждой
партии
общему художественному замыслу
• Таким образом, работа над единым
звучанием
ансамбля
помогает
индивидуальному творческому развитию
каждого участника.
10.
Важные задачи, возникающие впроцессе обучения игре в ансамбле.
• Подбор репертуара.
• В репертуар школьного ансамбля можно включить
музыку самых разных жанров: классическую,
народную, эстрадную, джазовую. Каждый педагог
должен опираться на свой художественный вкус и
здравый смысл, ведь не все произведения будут
звучать в переложении для детского ансамбля
одинаково
хорошо.
Особенно
это
касается
классических произведений, ведь их аранжировка
требует бережного отношения. Важность обращения
к классическому репертуару обусловлена, прежде
всего, его художественной ценностью. Обращение к
классике обогащает музыкальный и эстетический
кругозор ученика.
11.
Начинать занятия в классе ансамбляследует с доступных детям произведений, в игре которых технические
трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание
направляется на художественные цели. При этом ученик проявляет
повышенный интерес к занятиям и получает удовольствие от результатов
своей работы.
Задачи руководителя ансамбля далеко выходят за рамки воспроизведения
готового нотного текста. Помимо чисто исполнительских функций они
включают в себя еще и функции инструментовщика (выбор тембра
инструментов), аранжировщика (уточнение фактуры, гармонии, сочинение
импровизаций).
Аранжировкой называется переложение музыкального произведения для
иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей. Таким образом,
это синтез оригинала (нотный текст или звуковой текст, если аранжировка
делается по слуху) и звукового потенциала инструментального ансамбля.
В художественной практике это осуществляется одновременно, и этот
процесс составляет единое целое.
12.
Практика исполнительства• Важную роль в работе с ансамблем играет концертная деятельность. Учащиеся,
которые постоянно выступают в концертах, принимают участие в различных
конкурсах и фестивалях, в конечном итоге становятся более профессиональными
музыкантами. Исполнение на сцене подготовленной в классе ансамбля программы
вызывает у них массу положительных эмоций. Публичные выступления
постепенно превращаются во внутреннюю потребность личности и стимулируют
ее музыкальное совершенствование. Ансамблевые выступления воспитывают у
школьников чувство ответственности за исполняемые в коллективе
индивидуальные партии, заставляют их добросовестнее относиться к подготовке и
к концертному выступлению в целом.
• Отдельно следует сказать о выборе концертного репертуара. В него следует
включать яркие, запоминающиеся произведения, которые можно оформить в
законченные концертные номера. Они удерживают внимание слушателей.
Создайте сценический образ коллектива, начиная от внешнего вида и заканчивая
культурой поведения на сцене. Артистизм и выразительное исполнение придаст
выступлению особый блеск и творческую индивидуальность. Каждый из видов
творческой практики связывает обучение игре на инструменте с жизнью,
становясь самым действенным стимулом музыкально-творческого самовыражения
детей.
13.
Заключение• Игра в ансамбле становится одной из важнейших составляющих процесса
музыкально-творческого развития школьника. Она поддерживает их интерес к
обучению, развивает артистизм и эмоциональную свободу, эстетический вкус
и творческий подход к музыкальной деятельности.
• Игра в ансамбле в детской музыкальной школе призвана расширить
музыкальные способности учеников, сформировать круг их интересов,
развить художественный вкус. Знакомство учащихся с новыми компонентами
современной музыкальной культуры, создание наиболее благоприятных
условий обучения творческому музицированию - вот основные задачи
музыкально-творческого развития школьников.
• Актуальность и новизна темы урока заключается в творческом подходе к
обучению
игре
в
ансамбле.
Использование
всех
возможных
инструментальных ресурсов для создания ансамблевого коллектива, знаний и
опыта его руководителя значительно расширяет творческий потенциал
музыкальной школы и позволяет вести активную концертную деятельность.
• Обширная творческая практика призвана связать обучение ученика игре на
инструменте с жизнью и стать действенным стимулом музыкальнотворческого самовыражения детей.
14.
Список литературы:1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство /статьи и очерки /.
- Л.: Музыка, Лен. отделение, 1974. – 336с. с нот. ил.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд.2-е, доп., - Л.:
Советский композитор, 1979. – 352с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 94с.
4. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных ансамблей и ВИА. М.: Музыка, 1986. - 146с.
5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение, 1986. - 87с.
6. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного
воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 256с., нот. ил.
7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961
15.
Приложение1. «Попурри на тему детских песен» Бреус Н.1 кл.
2. «Петушок» латышская народная песня
Пальченко А. 3 кл. и Тилинина В. 5 кл.
3. П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей»
Пальченко А. 3 кл. и Тилинина В. 5 кл.
4. «Вы послушайте ребята» русская народная
песня Суворов И. 4 кл., Муравьёв М. 1 кл.,
Курякова Е. 2 кл.
5. Г. Кингсли «Попкорн» Пальченко А. 3 кл. и
Тилинина В. 5 кл.
6. «Кузнечик» В. Шаинский Башанов Я. 1 кл.
7. «Фламенко» Пальченко А. 3 кл. и Тилинина В. 5
кл.