1.68M

Художник Павел Федотов

1.

Художник
Павел Федотов

2.

Рание годы
Ранняя биография Павла Федотова изучена достаточно хорошо. Он родился
в Москве, 4 июля 1815 года (по новому стилю 22 июня), в небогатой семье.
Отец, Андрей Илларионович, был военным, по выходу в отставку в чине
поручика получил дворянство. Супруга, Наталья Алексеевна, помимо сына
родила ему еще двух дочерей. Семья жила у Красных ворот, в
Харитоньевском приходе в Огородниках.
Мальчик рос практически без надзора, был предоставлен сам себе.
Примерным ребенком не был, часто пропадал на улице, дрался.
Простонародная жизнь старой Москвы, с ее многочисленными ключницами,
кухарками, сапожниками и мастеровыми дала ему ту основу, способность
подмечать детали, которую невозможно было приобрести искусственно.

3.

В 11 лет Павла отдали в Кадетский корпус, приобретать военную профессию. Особых
альтернатив не было. На государственном обеспечении мальчик провел всю юность. В
Кадетском корпусе давали довольно обширную программу – в ней были уроки живописи,
географии, истории. Но рисование в те годы его мало интересовало. Живая фантазия
юноши влекла Павла к географическими открытиям и батальным сценам. Все, что
приходило в голову, он изображал на полях тетрадей.
Особенно удавались молодому человеку карикатуры. Не имея академической школы, он
изображал великих путешественников и исторических деятелей так, как видел на портретах.
А своих сотоварищей по учебе рисовал с меткими забавными деталями, но не обидно, а
удивительно смешно. Карикатуры Федотова обожали, он сам был всеобщим любимцем.
Кроме того, прекрасно успевал в учебе, прекрасно пел, играл на гитаре, слыл душой
компании.
Именно в Кадетском корпусе, на последних годах обучения, увлечение живописью
переросло в нечто большее. Павел увлеченно упражнялся в акварели и графике. Но
работать маслом не решался.

4.

Творчество Художника
Одно из направлений, которого придерживается мастер в своей дальнейшей работе, это эскизы и рисунки.
Художник в присущей ему манере показывает общечеловеческие слабости, недостатки. Для достижения
лучшего эффекта, он не скупится на некоторые гротески, иногда загромождающие сюжет. Но, со временем,
тематика работ живописца меняется, он все больше работает с натурой, стиль его произведений становится
другим.
Творчество Павла Федотова полно смелости, новизны. Новаторство живописца заключается в том, что он
работает в новой, еще не освоенной области национальности и сатиры. Он гениально показывает русский
быт, правдиво, с его положительными и не очень сторонами.
Работы автора: «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Вечерние увеселения в
казармах по случаю полкового праздника», «Молодая вдова» и многие другие навсегда вошли в
сокровищницу русского художественного наследия.

5.

«Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных
дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет
Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая
большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в
Москве. Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в
Петербурге; рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам
не зная почему, переношусь мыслью в Москву… Сила детских впечатлений, запас
наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет
позволено так выразиться, основной фонд моего дарования».

6.

Описание картины “Завтрак аристроката”
В этом произведении заострено едва ли не главное противоречие
федотовской живописи. Дело в том, что внутри сюжетов, посвященных
житейским несуразицам, обстановка и весь окружающий мир характеризует
изображаемых героев, их вкусы и пристрастия. Но они не могут совпадать
со вкусом самого художника, поскольку здесь автора и героев разделяет
ироническая дистанция. А теперь Федотов достиг той степени живописного
мастерства, которое пробуждает естественную жажду твердить свое
чувство красоты и понимание прекрасного прямо, минуя эту дистанцию. Но
пока сохраняется прежняя сюжетная программа, эта дистанция должна
быть каким-то образом свернута, сокращена. В картине «Не в пору гость»
это выражается в том, что комизм происшествия, в отличие от прежних
произведений, сведен к анекдоту, «свернут в точку», уясняется с первого
взгляда. И время созерцания картины как живописного создания
разворачивается не в сфере этого комизма, а в сфере любования красотой
предъявляемого нам живописного ансамбля безотносительно к
сатирическим заданиям сюжета.

7.

Память
Перед смертью Федотов просил своего денщика
Коршунова позвать друзей, чтобы проститься с ними.
Но верный слуга загулял в трактирах. А Павел умер от
горячки, и вскоре был похоронен на Смоленском
кладбище Санкт-Петербурга, со всеми положенными
ему почестями, в военном мундире. В прессе о смерти
Федотова не появилось ни одной заметки. Так решил
Цензурный комитет. В 1936 году прах живописца
перезахоронили в некрополь Александро-Невской
лавры, в особом секторе для мастеров искусств.

8.

Мои впечатления
Мне понравилось делать презентацию
English     Русский Правила