29.21M
Категория: ИсторияИстория

Культура Руси в X– начале XIII века

1.

Культура Руси
в X– начале XIII
века

2.

Культура Руси X –
начала XIII в.
Культура народа – это часть его
истории, его внутренний мир,
настроения, его облик.
Культура тесно связана с
развитием общества: она
формируется под влиянием
общественных условий и
отражает действительность.
Поэтому на каждом этапе
исторического развития
государства и общества культура
характеризуется особенными
чертами.

3.

Особенности древнерусской
культуры:
• Наследие восточных славян (мифы и
сказания, резьба по дереву и камню, кузнечное
дело)
• Культурные достижения проживавших в
составе Руси и окружающих её народов:
угрофинны, балты, печенеги, половцы,…
• Влияние Византии (строительство храмов,
иконописное искусство, богословские книги)

4.

Особенности культуры
Древней Руси
Формирование древнерусской
культуры на основе наследия
восточных славян
Языческие традиции, древние
мифы и сказания
Влияние византийских
культурных традиций и других
неславянских народов
Византия познакомила Русь с
христианской культурой

5.

Два культурных потока:
-А).Культура старого -Б). Культура
языческого мира:
христианская:
- мощное влияние
- народные обычаи, Церкви на развитие
- литературы,
- поверья,
- архитектуры,
- обряды,
- искусства,
- песни и танцы.
- письма,
- школьного дела,
- библиотек.

6.

Характерные черты
русской культуры
Стремление к монументальности и
масштабности.
Образность в летописании.
Народность, цельность и простота в
искусстве.
Изящество в архитектуре.
Мягкость и доброта в живописи.
Искание и страсть в литературе.

7.

Стремление к монументальности,
масштабности, образности в
летописании
• «Повесть временных лет»,
• «Ипатьевская летопись»,
• «Лаврентьевская летопись».

8.

Народность, цельность и простота в
искусстве.

9.

Изящество, глубоко
гуманистическое начало в
архитектуре.

10.

Мягкость, доброта, жизнелюбие в
живописи.

11.

Постоянное биение пульса исканий,
сомнений, страсти в литературе.

12.

Устное
народное
творчество
Письменность
и
грамотность
литература
культура
Художественное
ремесло
Изобразительное
искусство
зодчество

13.

Письменность.
а) узелковоязыческая
письменность : её
знаки передавались
с помощью узелков,
завязанных на
нитях и замотанных
в книги-клубки
(«узелки на
память», « нить
повествования»,
клубок Бабы-Яги…)
б) Кирилл и
Мефодийреформаторы уже
существовавшей
славянской
письменности. Их
труд невозможно
переоценить – оба
они
канонизированы
Православной
Церковью
(равноапостольны).

14.

• Письменность у восточных славян
появилась приблизительно еще в
первой половине ІХ в.
• В «Житии» славянского
просветителя Кирилла сохранилось
сказание о том, что он видел в 860 г.
в крымском Херсонесе (Корсуне)
книги, писаные «русскими
письменами»
• Эти же «русские письмена»
упоминают и арабские писатели Х в.
• Лингвисты, анализируя тексты
договоров русских князей с
Византией 911, 944 и 971 гг.,
считают, что они были составлены
на двух языках – греческом и
древнерусском

15.

Письменность и грамотность
• Письменность у
восточных славян
зародилась ещё до
принятия ими
христианства
Славянскую азбуку
создали
византийские монахи
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ

16.

• Еще в 60-х – 70-х гг. ІХ в. византийский
император Михаил ІІІ отправил к славянам
двух братьев-священников из Фессалоник
(Солуни) – Константина (в монашестве –
Кирилл) и Мефодия. Несмотря на
преследования германского духовенства,
заинтересованного в распространении
латинского языка среди славян, братья
проповедовали христианство в Моравии и
других славянских землях на
старославянском языке. Они составили
славянский алфавит и перевели на
старославянский язык Евангелие
• К началу ХІ в. на Руси использовались две
системы письма – кириллица,
базировавшаяся на греческом алфавите, и
глаголица – разработанная Кириллом
фонетическая система, которая была менее
популярна

17.

Византийские
проповедники
христианства Кирилл и
Мефодий

18.

19.

Грамотность. Школы.
- узелковоязыческая
письменность была
очень сложной,
доступной лишь
избранным;
- берестяное
письмо было очень
распространено в
Древней Руси.
- Христианизация
Руси дала мощный
толчок развитию
письменности
писцы, переводчики
сначала из
Византии, потом
появились свои
грамотеи,
обучавшиеся при
церквах,
монастырях.

20.

• Христианизации Руси дала мощный толчок
развитию письменности, грамотности. На Русь
пришли писцы и переводчики, хлынул поток
иностранных книг религиозного и светского
содержания. Особенно широкий размах это
явление получило при Ярославе Мудром и его
сыновьях.
• Жизнеописание Александра Македонского
«Александрия».
• Школы открывались изначально при церквах
и монастырях. Позднее в школах стали учить и
девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка
основала в Киеве женский монастырь со
школой для девочек при нем.

21.

Письменность и
просвещение
Дало толчок развитию
письменности и грамотности
Открыты церковные
школы
Переводчики из
Византии и Болгарии
Книжное дело:
переводы греческих
и болгарских книг

22.

На Руси было много грамотных людей,
особенно среди городского населения
Вместо бумаги
пользовались
берёзовой корой –
БЕРЕСТОЙ

23.

• В 1951 г. археологи нашли
первые берестяные грамоты,
свидетельствующие о
значительном
распространении
письменности в Киевской Руси
• Сегодня на восточнославянских
землях их находят в Чернигове,
Новгороде, Пскове, Смоленске,
Полоцке, Витебске, Киеве и
других городах
• Среди авторов берестяных
грамот – простые горожане,
торговцы и ремесленники,
женщины и даже дети

24.

• Свидетельством развития грамотности
являются и сохранившиеся на стенах
надписи – граффити.
• На стене Софийского собора в свое
время Владимир Мономах написал в
свое время: «Ох, тяжко мне».

25.

Первые русские книги были
рукописными и очень дорогими
• Так как книги были дорогими, кто их мог
заказывать и покупать?
• Листы книг
изготовлялись
из специально
выделанной
телячьей кожи

26.

В книгах каждая буква
выписывалась
по строгим правилам –
УСТАВУ
Книги украшались
небольшими изящными
разноцветными
картинками –
МИНИАТЮРАМИ

27.

28.

29.

• Древнерусская литература имела определенное преимущество
перед католическим Западом и мусульманским Востоком: она
развивалась на родном языке
• Существовали параллельно два типа литературного языка:
церковнославянский и близкий к просторечью древнерусский
• Письменная литература опиралась на два важнейших
источника – устное народное творчество и христианскую
традицию
• По мере утверждения христианства большую роль начинает
играть переводная литература
• Со временем на Руси появились оригинальные произведения,
сформировались основные литературные жанры:
- философско-богословская публицистика
- поучения
- житийная (апографическая) литература
- «Прологи» и «Минеи» – краткие своды жизненных правил
- «Пчелы» – сборники «золотых мыслей», заимствованных из
других источников

30.

ОБРАЗОВАНИЕ
• Первые государственные школы (для детей знати) созданы во время
княжения Владимира Великого
• Обязательное обучение (для молодежи из княжеских и боярских семей)
было введено Ярославом Владимировичем (Мудрым)
• На Руси существовали школы двух видов:
- при монастырях готовили церковнослужителей (чтение, письмо, пение,
богословие)
- школы «высшего типа» давали кроме того знания по философии, риторике,
грамматике
• Но самым распространенным оставалось индивидуальное обучение
• В 1086 г. Анна Всеволодовна (внучка Ярослава Мудрого) основала в Киеве
при Андреевском монастыре женскую школу
• Князья, бояре, дружинники (не говоря уже о книжниках) владели
иностранными и древними языками
• Важную роль в развитии образования играли библиотеки (первую открыл
Ярослав Мудрый в 1037 г.)
• Было организовано переписывание книг, благодаря чему книжный фонд на
Руси составлял самое малое130 – 140 тис. томов

31.

Литературные
жанры
Летопись
Житие
Слово
(поучение)
Хождения
Исторические
повести
Основные идеи:
Единство Руси
Смысл жизни,
гармоничность человека,
идеальный правитель
Высоконравственный
человек
Связь души и тела
Взаимоотношения
духовной и светской власти
Место Руси в мировой
истории, связи с
окружающими народами

32.

Литература домонгольской Руси
(X-начало XIII в.)
• «Повесть временных лет»
• Житие Бориса и Глеба
• Житие Феодосия Печерского
• «Слово о Законе и Благодати»
• «Поучение Владимира Мономаха»
• «Хождение игумена Даниила в
Палестину»
• «Слово» и «Моление» Даниила
Заточника
• «Слово о полку Игореве»

33.

Литература
Первыми
литературными
произведениями
были
ЛЕТОПИСИ

34.

Летописи.
• Летописи – погодные изложения важных
событий на Руси
• позднее – высокохудожественные
исторические произведения, отражавшие
взгляды автора на русскую и мировую
историю, их философские и религиозные
размышления.

35.

Летописи
Изложение событий по годам
Конец X века – первая летопись
(при Владимире)
Начало XI века – вторая летопись
(при Ярославе Мудром)
Летописание велось в церквях и
монастырях, где обитали самые грамотные
люди того времени. Каждая следующая
летопись вбирала в себя предыдущие.

36.

Летописание
Древнейшая русская летопись – «Повесть
временных лет»
Была создана около 1113 года
монахом Киево-Печерского
монастыря Нестором.
Летопись
вобрала в себя
материалы
сказаний,
повестей, легенд,
устные
поэтические
предания о
различных
исторических
лицах и событиях.
«Повесть временных
лет» рассказывает о
Становлении
Древнерусского
государства
Деятельности первых его
князей
Отношениях с другими
народами

37.

Древнейшая
дошедшая до нас
Летопись
«Повесть
временных лет»
Была создана
Около 1113 года
( начало XII века )
Монахом
Киево-Печёрского
Монастыря
НЕСТОРОМ

38.

«Повесть временных лет»

39.

Летописи
В 1116-1118 гг. по велению
Владимира Мономаха в Выдубицком
монастыре была составлена новая
летопись игуменом Сильвестром.
В период политической
раздробленности на Руси каждое
княжество вело свое летописание,
где отражались особенности той или
иной русской земли.

40.

Литературное творчество
а) Радзивиловская летопись (летопись
Андрея Боголюбского, включённая в
состав владимирских сводов времён
Всеволода Большое гнездо – «окна в
исчезнувший мир»
(618 миниатюр);

41.

б) новгородские летописи:
- подлинная древность (одна из
старейших);
- краткость и деловитость.

42.

Важнейшие из летописей:
1). Авторы, работавшие
при Десятинной церкви
О деянии князей: о Рюрике, о мести
Ольги, о походах Святослава, о
Владимире.
2). Вторая летопись при
Ярославе Мудром
Автор выступает как составитель,
редактор и идеолог, имеющий
собственную точку зрения.
3).Третий летописный
свод
Составитель знаменитый Иларион,
ставший монахом Никоном.
4). « Повесть временных
лет»
12 век, составитель монах КиевоПечёрского монастыря.
5). При Владимире
Автор игумен Сильвестр особо
Мономахе летопись была подчеркнул деяния князя.
переписана.

43.

Житие - литературные описания
людей, причисленных к лику святых.
Житие Феодосия
Печерского
Житие Бориса и Глеба

44.

НЕСТОР
был
одним
из первых
создателей
ЖИТИЙ –
литературное
описание
жизни
святых

45.

• НЕСТОР
написал
Одно из первых
ЖИТИЙ
БОРИСА и ГЛЕБА

46.

47.

Древнерусская
литература
ИЛАРИОН
Первый известный
автор
литературного
произведения на
Руси митрополит
Иларион (первый
уроженец Руси,
ставший
киевским
митрополитом)

48.

• ИЛАРИОН создал целый ряд
произведений в жанре СЛОВА
– торжественного и
поучающего обращения.
• Наиболее известным
является его «СЛОВО О
ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ»

49.

«Слово о законе и
благодати»
Написано
Иларионом в
начале 40-х годов
XI века.

50.

Слово - торжественное и
поучающее обращение
Иларион – первый киевский
митрополит, автор слова
«О законе и благодати»
«Слово о Законе и
Благодати»:
Идея величия Руси
Особая роль Руси в
христианском мире

51.

«Слово о законе и
благодати»
Это произведение посвящено
обоснованию государственноидеологической концепции
Руси, полноправному месту
Руси среди других государств,
роли великокняжеской власти.

52.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
О ЗАКОНЕ, ДАННОМ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ, И О
БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННОЙ ИИСУСОМ
ХРИСТОМ, И О ТОМ, КАК ЗАКОН МИНОВАЛ, А
БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛА ВСЮ
ЗЕМЛЮ И ВЕРА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ВО ВСЕХ
НАРОДАХ ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА
РУССКОГО; И ПОХВАЛА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ
НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ, КОТОРЫМ МЫ БЫЛИ
КРЕЩЕНЫ; И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ
ЗЕМЛИ НАШЕЙ
Господин, благослови, отче!...»

53.

Память и похвала князю
Владимиру монаха Иакова

54.

«Поучение» Владимира
Мономаха
«Поучение»
создано в первой
четверти XII в.
Киевским князем
Владимиром
Мономахом.

55.

Поучение – жанр литературы, в котором
главное - моральные наставления и
правильные мысли о жизни
«Поучение Владимира
Мономаха»:
Осуждал усобицы
Призывал к единству Руси
Соблюдение законности и
традиций
Проявление уважения к
старшим
Помощь нуждающимся

56.

.
"Поучение" Владимира Мономаха
"Поучение" Великого князя Владимира
Мономаха известно в единственном списке,
вошедшем в "Лаврентьевскую летопись"
под 1096 годом. Оно состоит из трех частей:
собственно "Поучения", автобиографии и
письма к князю Олегу Святославичу.
Основная тема "Поучения" – представление
о нравственном поведении человека и
властелина. Рисуя образ идеального
правителя, князь Владимир Всеволодович
приводил примеры из собственной жизни,
наставляя: "...если я ни от войны, ни от
зверя, ни от воды, ни от падения с коня не
пострадал, то и никто из вас не может
пострадать или лишиться жизни, пока не
будет от Бога повелено".

57.

«Хождение игумена Даниила
в святые места»
Начало XII в.
Автором является
игумен Даниил

58.

«Хождение игумена Даниила
в святые места»
©Кузнецов А.В.

59.

Даниил Заточник
Автор XII в. написал
«Слово» и «Моление».
Даниил в своих
произведениях
размышляет о смысле
жизни, о гармоничном
человеке, об
идеальном правителе.

60.

61.

Климентий Смолятич
Автор середины XII
в. Написал
«Послание», где
воссоздает образ
идеального,
положительного
человека.

62.

Историческая повесть – «Слово о
полку Игореве»
Памятник литературы
Древней Руси о неудачном
походе русских князей на
половцев, организованный
новгород-северским князем
Игорем Святославовичем в
1185 году.
Призыв к единству Руси
Против усобиц

63.

«Слово о полку Игореве»
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси
является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает
к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет
два состояния человечества — мир и войну. Своеобразие «Слова о полку
Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его
называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью,
политическим трактатом.

64.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
«Слово о полку Ігореве» – вершина
художественного творчества
древнерусского периода
Широко представлены народная
символика, мифология, обычаи
Формулируются основные моральные
требования, выдвигаемые к борцам
против кочевников
Утверждается рыцарское благородство
защитников государства
Проходит мысль о необходимости
единства русских земель
Тонким лиризмом овеян образ
Ярославны
Яркое свидетельство того, что и
после политического раздробления
страны в литературе продолжалось и
углублялось развитие традиций та идей,
заложенных на этапе единой Киевской
Руси

65.

66.

67.

Литература
Иларион
« Слово о Законе Выдающаяся
и Благодати»
роль
христианства
в
становлении
Руси.

68.

Летописец Нестор.
« Повесть
временных лет»
Владимир
Мономах.
« Поучение детям» Одно из самых
любимых
произведений
многих поколений
Неизвестный автор «Слово о полку
Игореве»
Монах Иаков
Пронизана
гордостью за свой
народ,Родину.
Поэма,
пронизанная
призывом к
единству Русской
Земли.
« Память и похвала Роль князя
Владимира»
Владимира –
государственного
деятеля.

69.

Древнерусские афоризмы.
• Рана от верного друга достойнее , чем
поцелуй врага.
• Кто хочет другими управлять, пусть
сначала научится владеть собою.
• Завидуй не тому, кто большой власти
добился, а тому, кто хорошо с похвалой
покинул её.
• Получив добро, помни, а сделав, забудь.

70.

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
• В период Киевской Руси начался процесс выделения науки в
отдельную отрасль духовной культуры
• Очень важными были связи с Византией – главной охранительницей
античного наследия почти утраченного в Западной Европе
• Чаще всего ученые были одновременно и религиозными деятелями
• Металлургия, кузнечное и ювелирное дело требовали знаний по
металловедению
• Для возведения сооружений необходимы были знания по
математике, для торговли – по арифметике
• Издревле русские путешественники, паломники, купцы, монахи
проявляли интерес к географическим знаниям
• Первыми медиками на Руси были знахари, ведуны, волхвы,
колдуны, против которых выступало духовенство. Но в Х – ХІІ в. место
знахаря занимает лечец, или лекарь
• Итогом накопления данных в разных отраслях знаний стало создание
энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал “Изборник”
митрополита Иллариона (1073 г.)

71.

ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ
• Открытость миру, активное заимствование и
использование достижений других народов, что
выражалось в употреблении греческого и латинского
языков, широкой переводческой деятельности
образовательных центров
• Четко прослеживается европейская ориентация,
привязанная к христианским ценностям
• В образовании наряду с доминирующими
церковными существовали сильные светские
компоненты
• Высокий уровень историко-летописной, религиознофилософской мысли
• Постепенное развитие научно-естественных знаний

72.

Архитектура
До принятия христианства каменной
архитектуры на Руси не было.
Все строилось из дерева.
Характерные черты русской
деревянной архитектуры:
Многоярусность строений.
Башенки и терема.
Наличие большого числа пристроек.
Украшение из резных деталей.

73.

Так выглядела часть
городской стены
эпохи Киевской Руси

74.

75.

Крестово-купольный храм

76.

Крестово-купольный храм

77.

Крестово-купольный храм

78.

79.

Схема православного храма
I Алтарь:
II Средняя часть:
1. - престол
6. -северные врата
11. - солея
2. -жертвенник
7. -южные врата
12. - амвон
3. -горнее место 8. -икона Богоматери 13. – аналой с иконой
4. -Иконостас
9. -икона Спасителя
праздника
5. -Царские врата 10. –храмовая икона
14. – клирос ( место для хора)
15. – канун
III. Притвор IV. Паперть

80.

В 989 г. князь
Владимир
заложил в Киеве
Десятинную
церковь,
посвящённую
Пресвятой
Богородице.
Строительство
закончено в 996 г.
Почему она называется Десятинной?
На строительство и содержание храма князь Владимир отдавал 10-ую
часть княжеских доходов – отсюда и его название.

81.

Десятинная церковь
Первый христианский храм на Руси. Конец X века.

82.

Софийский собор в Киеве

83.

Софийский собор в Киеве
сегодня. (перестроен в духе
украинского барокко
XVII-XVIII вв.)

84.

Софийский собор в Киеве
Наши дни

85.

86.

87.

Золотые ворота в Киеве
С церковью Благовещения. 1037 г.
(перестроены в 1982 г.)

88.

Золотые ворота в Киеве

89.

Памятник оборонного зодчества Древней Руси времён княжения
Ярослава Мудрого. Исторически служили главным въездом в
киевский Верхний город с южной стороны. В наше время
реконструкция Золотых ворот 1982 года, включающая
некоторые сохранившиеся средневековые элементы, является
одной из достопримечательностей Киева.

90.

Уже в XVI в. ворота представляли собой руины. Современная
реконструкция была возведена в 1982 г., несмотря на то, что
не сохранилось достоверных изображений или планов того,
как они выглядели в древности. Последняя реставрация была
проведена в 2007 г.

91.

92.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.)

93.

94.

95.

Софийский собор в Новгороде
XI век.

96.

- Пирамидально
возвышающиеся
13 куполов
- Богатое внутреннее
убранство
- Наличие 5 куполов,
сгруппированных в
центре
- Неширокие проёмы окон
- Отсутствие ярких мозаик
- Наличие суровых и
спокойных фресок

97.

- Наличие 5 куполов,
- Пирамидально
сгруппированных в центре
возвышающиеся
- Неширокие проёмы окон
13 куполов
- Богатое внутреннее- Отсутствие ярких мозаик
- Наличие суровых и
убранство
спокойных фресок

98.

Софийский собор в Полоцке
XI век.

99.

Софийский собор в Полоцке
(1044-1066 гг.) (реконструкция)

100.

Был перестроен в XIII в. в стиле виленского барокко

101.

Спасо-Преображенский собор
в Чернигове
XI век.

102.

103.

Живопись
Древнерусская живопись строго
подчинена канонам христианства.
Хотя уже в XII веке строгая манера
византийской иконописи на русской
почве превращается в яркое
портретное изображение.
Первый иконописец на Руси – монах
Алимпий из Печерского монастыря

104.

носила в основном религиозный характер.
чаще стали присутствовать бытовые сюжеты
преобладали яркие краски — красная,
зеленая, синяя
Сквозь строгую византийскую
академичность проглядывали живые черты
народного искусства.
В лицах святых было
меньше строгости и
аскетизма, они приобретали
характерные славянские
черты.
на иконах святые иногда
очень походили на князейзаказчиков

105.

Живопись.
Икона – от греч.
«эйкон» изображение, образ.
Икона
«Владимирская
Богоматерь»,
написанная, по
преданию,
евангелистом Лукой,
была принесена на
Русь из Греции и до
1155 года
находилась в Киеве.

106.

С декабря 1999 года Владимирская икона Божией
Матери находится в храме-музее Святителя Николая в
Толмачах при Государственной Третьяковской галерее
в Москве

107.

Живопись
Наряду с иконописью развивалась фресковая
живопись
Фрески софийского собора в Киеве

108.

Живопись. Фреска.
Фреска- техника
живописи красками
по свежей, сырой
штукатурке,
которая при
высыхании
образует
тончайшую пленку,
делающую фреску
долговечной.

109.

фрески
Фреска с изображением
свв Елены и Константина.
Собор Святой Софии. Новгород.
Император и придворные.
Собор Святой Софии. Киев.
Фреска в южной башне. Деталь.

110.

Живопись
Фрески софийского собора в Киеве

111.

Живопись
Мозаика в
Златоверховом
монастыре
©Кузнецов А.В.

112.

Богоматерь Оранта.
Мозаика Софийского
собора
В Киеве. XI в.

113.

мозаика
Христос Иерей. Мозаика
Софийского собора
Богоматерь Оранта.
Мозаика в главном алтаре.

114.

Художественное ремесло
Русь славилась своими искусными
ремесленниками
Мастера-оружейники
ювелиры
Мастера
по тонкой обработке
Драгоценных
металлов и камней,
Делавших
дорогие украшения,
Золотую и
серебряную посуду.

115.

Для изготовления изделий
использовалась различная
техника:
ЗЕРНЬ
на изделие
напаивался узор,
состоящий из
множества
мельчайших
шариковзёрнышек.
СКАНЬ, или
ФИЛИГРАНЬ
на металлическое
изделие
напаивалась
тонкая золотая
или серебряная
проволока.
ЭМАЛЬ
перегородки
между проволокой
Заполняли
разноцветной
Эмалью
Перегородчатая
эмаль

116.

скань
зернь
Скань и зернь
эмаль

117.

Колты (височные кольца)
Киев XI-XII вв.

118.

Украшения, выполненные
в технике
скань и зернь
XII-XIII в.

119.

Прикладное искусство

120.

Прикладное искусство

121.

Прикладное искусство
Древнерусские ювелиры создавали браслеты,
серьги, подвески, пряжки, диадемы,
украшали оружие, оклады икон и книги.
Остромирово Евангиле

122.

Устное народное творчество
песни
былины
сказки
- это поэтические сказания о прошлом,
в которых прославлялись подвиги
русских богатырей.
сказания
пословицы
поговорки

123.

Фольклор
К нему относятся песни, сказки, былины,
пословицы, поговорки, сказания.
Основой устного народного творчества
были былина. Их главный герой –
богатырь, защитник народа.

124.

Любимыми былинными героями стали:
Алеша
Попович
Добрыня
Никитич
Илья
Муромец

125.

Русские былины проникнуты
идеей освобождения
своей земли,
её защиты от врагов.
Мощи
Ильи
Муромца
Какие былины вы ещё знаете?
Памятник
Илье Муромцу
в городе Муроме

126.

Фольклер
Волх Всеславич

127.

Фольклер
Волх Всеславич
Илья Муромец

128.

Быт народа
Люди на Руси жили в основном в селах
(несколько десятков дворов) и деревнях
(2-3 двора).
Крупнейшими городами на Руси были:
Киев, Новгород, Владимир, Чернигов,
Рязань, Галич, Волынь и другие.

129.

Жилище

130.

ХОРОМЫ – жилища князей и бояр.
ТЕРЕМ – высокое деревянное здание-башня,
где размещалось отапливаемое помещение
– ИЗБА,
а также холодные ГОРНИЦЫ-ПОВАЛУШИ,
летние СПАЛЬНИ-КЛЕТИ.
Летние зимние помещения соединялись
между собой переходом – СЕНЯМИ.
ГРИДНИЦА – большая парадная горница, где
хозяин пировал со своей дружиной.

131.

Быт народа
Убранство княжеского терема

132.

Ремесленный люд обитал на
городских окраинах в
СЛОБОДАХ,
состоящих из рубленых
деревянных изб или
глинобитных домиков.

133.

Жилище крестьян
Полуземлянки
на юге
- Земляной пол ниже
уровня почвы
- - Крыша покрыта сверху
слоем земли
Печи по-прежнему
топились по чёрному.
Срубные наземные
постройки
на севере
- Деревянный пол

134.

• Окна обтягивались коровьими пузырями
или промазанной маслом холстиной.
• Жилища освещались ЛУЧИНАМИ – тонкими
щепками сухого дерева

135.

одежда

136.

Главные элементы мужской
одежды
зипун
• Рубаха
• Порты – неширокие,
сужающиеся вниз
штаны, доходящие до
щиколотки
• Пояс
• Зипуны
• кожухи – шубы
• Островерхие шапки
• Онучи и лапти
ОНУЧИ –
длинные и узкие
куски ткани

137.

Богатые знатные люди
ЕПАНЧА
САПОГИ –
с загнутыми
кверху
носами
Широкий плащ
без рукавов

138.

Главные элементы
женской одежды
• Холщовая
рубашка
• ПОНЁВА –
домотканая
шерстяная юбка
• На голове обруч
из кожи или
бересты
• Чепец у
замужней
женщины
чепец

139.

Быт народа
Древнерусский
княжеский
женский костюм.

140.

• В торжественных случаях
женскую голову украшал
КОКОШНИК –
головной убор
в виде
разукрашенного
щитка
надо лбом.

141.

украшения
Височные
кольца
серьги

142.

Развлечения знати
охота

143.

Развлечения знати
пир
Что вы можете сказать по рисунку о пире?

144.

Гостей на пирах развлекали
СКОМОРОХИ и ГУСЛЯРЫ

145.

Военное дело
Профессиональный воин – княжеский
дружинник Вооружение:
-Меч
ружение
-Копьё
-Сабля
Защита:
-щит
-броня
-кольчуга
-шишаки –
остроконечные
шлемы

146.

Во время больших военных походов
созывалось народное ополчение – ВОИ
-Лук
-Колчан
со стрелами
-Нож
-Топор
-щит
Броня и кольчуга
были редкостью

147.

Сражения нередко начинались
с поединка богатырей,
которых выставляла каждая
сторона.
English     Русский Правила