ГБОУ СОШ №394 Красносельского района Санкт-Петербурга Брестский бульвар 19/2
Цель: Познакомить учащихся с духовно - нравственным наследием Венеции (16-18 вв.) 2.Определить и раскрыть исторические корни
Венеция на карте Италии
I.Первая стадия - вызов. бланк № 1
I. Первая стадия - вызов. бланк № 1
Установить соответствие между понятием толерантность и достижениями Венеции: к каждой позиции, данной в первом столбце
II. Вторая стадия - осмысление
788.50K
Категория: ИсторияИстория

Толерантная Венеция

1. ГБОУ СОШ №394 Красносельского района Санкт-Петербурга Брестский бульвар 19/2

Тема: «Толерантная
Венеция»
Урок истории 10 класс
Метод критического
мышления.
Учитель истории
Менжинская Н. К.

2. Цель: Познакомить учащихся с духовно - нравственным наследием Венеции (16-18 вв.) 2.Определить и раскрыть исторические корни

толерантности на основе
систематизации и обобщения материала по истории Венеции 16-18 вв.
3.Сформировать у учащихся модель толерантного поведения.
Задачи:
а) Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса на примере истории
средневековой Венеции.
б) Расширять знания учащихся используя дополнительный материал по истории
средневековой Венеции.
в) Развить умение формулировать свою мировоззренческую позицию и отстаивать ее.

3. Венеция на карте Италии

4.


План урока
I. Первая стадия - вызов. Создать ассоциации по
изучаемому вопросу. Установить соответствие
между понятием «толерантность» и достижениями
Венеции в области экономики и культуры.
(см. бланк № 1 задание для уч-ся).
II. Вторая стадия - осмысление. Работа с
информацией.
1. Взгляд на город с птичьего полёта.
2. Собор Святого Марка: а) история собора Св.
Марка (первая базилика), б) характеристика стиля
собора; в) купола собора; г) скульптуры собора;
д) фасады; е) двери собора; ж) мозаики собора;
з) Золотой алтарь; и) сокровищница собора.
(см. бланк № 2, характеристика-определение
архитектурных стилей).
3. Путешествие по Большому каналу Венеции.
(архитектура, мосты и городская скульптура).
4. Венецианская живопись: а) историческая
живопись, б) портретная живопись; в) религиозномифологическая живопись.
III. Третья стадия - рефлексия.
1. Анализ, творческая переработка, интерпретация
информации.
2. Формулировка личностного понимания
толерантности.
IV. Д/З

5. I.Первая стадия - вызов. бланк № 1

Задание: учащимся предлагается заполнить левую часть
таблицы, определяющую понятие «толерантность».
Работа может проводиться при активном участии всех уч-ся,
которые предлагают свои варианты, которые фиксируются на доске.
Толерантность
Успехи и достижения

6. I. Первая стадия - вызов. бланк № 1

Задача учащихся перечислить успехи и достижения Венецианской
Республики в правой части таблицы.
Толерантность
1.Жизнеспособность
2.Доброжелательность
3. Диалог
4.Экономические возможности
5. Терпимость
6.Создание условий для дальнейшего развития
7. Социальная активность
8. Мобильность
9.Сотрудничество Социальная защищенность
10. Социальная защищённость
11. Доступность образования
Успехи и достижения

7. Установить соответствие между понятием толерантность и достижениями Венеции: к каждой позиции, данной в первом столбце

подобрать соответствующую позицию из второго столбца.
(Примерный вариант таблицы)
Толерантность
Успехи и достижения
1.Жизнеспособность
а) Венецианская Республика просуществовала 5 веков
2.Доброжелательность
б) Мирное сосуществование различных этносов
3. Диалог
в) Развитие торговли
4.Экономические возможности
г) Ростовщичество и банковское дело
5. Терпимость
д) Мирное сосуществование различных этносов
6. Создание условий для дальнейшего развития
7. Социальная активность
е)Использование в архитектуре города разнообразных
стилей
ж)Конституция -V веков
8. Мобильность
з) Развитие ремёсел, строительство флота
9. Сотрудничество
и) Вхождение в Ганзейский союз (рынки)
10. Социальная защищенность
к)Строительство больниц и домов для бедных, выплата
пенсий.
л) Грамотность населения. Открытие классической школы
Св.Марка
11. Доступность образования

8. II. Вторая стадия - осмысление

Бланк №2, определение архитектурных стилей.
Византийский стиль. Отличительными чертами византийского стиля
являются "свод" и "купол". Начало куполообразных сооружений, т.е.
таких, потолки которых не плоски и покатисты, а круглы, относится к
временам дохристианским. Обширное применение своду дано было в
римских банях (или термах); но самое блестящее развитие купол
получил постепенно в храмах.
Романский стиль
Художественный стиль, связанный с античной культурой Рима,
получил распространение в странах Западной и Центральной Европы
в период раннего средневековья (Х – ХIII вв.)
Романский храм – базилика, в романской (в переводе с лат.
«римский») архитектуре – столбы, колонны, арки, поэтому и стиль в
архитектуре был назван романским.
Романский стиль, появившись в X веке, стал распространяться на
Западе в XI и XII веке и просуществовал до XIII века, когда был сменен
готическим стилем.

9.

Готический стиль.
Романский стиль в архитектуре сменился готическим (ит. «готский» германское племя – готы, жившие у берегов Балтийского моря) –
художественный стиль, возникший в середине ХII в. во Франции. В те
времена «готическое» означало «варварское» в противовес
«римскому». Искусство, не следовавшее античным традициям,
воспринималось современниками именно так, и только лишь в ХIХ вв.
эти представления изменились и перестали их считать «темными».
Самые знаменитые сооружения готического стиля – соборы.
Готические храмы иначе называются "стрельчатыми", потому что по
своему плану и внешнему убранству хотя и напоминают романские
храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными,
тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями
Остроконечность замечается и во внутренности храма: сводах,
соединениях колонн, в окнах и угловых частях. Готические храмы
особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего
на стенах оставалось мало площади для священных изображений.
Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль —
наиболее ярко выраженный во внешних линиях.

10.

Барокко
Барокко (итал. Barocco) буквально - странный, причудливый), одно из
главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в
то же время отразило прогрессивные представления о сложности,
многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны
контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация,
стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и
иллюзии, к слиянию искусств.
Классицизм
Лат. classicus - образцовый. Европейский стиль XVII - первой половины XIX вв., обратившийся к античному наследию, как к норме и
идеальному образцу. Характерны строго организованные, логичные,
ясные и гармоничные формы.

11.

Арабский стиль
Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались
для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из
огороженного двора и колоннады (положившие начало "дворовому",
или "колонному", типу мечети). В монументальной архитектуре этого
времени пространственное начало, доминировавшее на
предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место
грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и
большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие
барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере
наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным
камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и
позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле,
имама Али в Неджефе).
Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей,
украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом
небольшой глубины. На рисунках изображались растения в
схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения
назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов).
Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или
синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые
контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая
рисунку живость и яркость. Арабы редко применяли для построек
камень; они предпочитали обожженный кирпич и цемент

12.

Мавританский стиль.
Мавританский стиль – чисто декоративное искусство. Магометанская
вера запрещала изображение живых существ, поэтому искусство
ислама создало полную безудержной фантазии орнаментику
поверхности.
Основные элементы архитектуры: подковообразная и луковицеобразная арки, сталактитовые формы сводов. Стены покрыты орнаментом
точного, четкого рисунка с использованием геометрических и
растительных мотивов.
English     Русский Правила