Похожие презентации:
Соприкосновение истории и культуры. Лекция 16
1.
Лекция 16. Соприкосновение истории икультуры
Скворцова Елена Михайловна
кандидат исторических наук,
доцент Департамента
гуманитарных наук
2.
План лекции1. Драйверы культуры.
2. Культурно-историческое пространство и его пределы.
3. Культурно-историческая типология, морфология и
динамика.
3.
Вопросы по теме1. История и культура: точки пересечения и предмет
культурно-исторического анализа.
2. Исторический контекст культуры и способы её передачи.
3. Культурное обновление в истории: характер культурных
перемен и способы их достижения.
4. Культурные революции человечества.
5. Формы социокультурного взаимодействия народов в
истории.
6. Этапы культурного развития России.
7. Отражение истории в культуре России.
8. Гуманитарное и социальное измерение русской культуры.
4.
Вопрос 1. Драйверы культуры5.
Святыня«Спервоначалу и доныне, как солнце зимнее в окне, должны
быть все таки святыни в любой значительной стране»
(Ярослав Смеляков)
«Ковидная» святыня в Сент-Олбанском соборе Великобритании
6.
«Но забыли мы, что осиянно только слово средь людскихтревог, и в Евангелие от Иоанна сказано, что Слово - это Бог.
Мы ж ему поставили пределом скромные пределы естества: и,
как пчелы в улье опустелом, – дурно пахнут мертвые слова»
(И.А. Бунин)
7.
Как ответить Ю.Н. Харари?С какой долей неизбежности облагороженная трудом горилла, развившая в себе волю, дух и свободу,
соединив воедино ум и сознание, в ходе культурной инструментальной эволюции станет сильно
увеличенным муравьем, руководимым генами, гормонами, нейронами, превратится в жертву
лишенных сознания алгоритмов, которые будут знать её лучше, чем она знает саму себя?
8.
Библейская историяО загадке запретного плода с древа
познания добра и зла, или о том, какими
путями человечество двигается по
культурной эволюционной спирали,
траектории инструментального
достраивания своей природной
пораженности, будет ли менять свой
курс жизни, и что захочет взять в дорогу
будущего из своего детского прошлого.
9.
«Звездные войны»О том, с какой долей неизбежности
скайуокеры превращаются в дарт
вейдеров, а человечество
переделывают в клонов,
противостоящих дронам, разного
рода избранные джидаи и ситхи,
сражающиеся за гегемонию во
Вселенной.
10.
«Кунг-фу Панда»Путь силы обязательно ли сопряжен в
истории общественного и личного
становления с негативным
перерождением или это миф во благо
все тех же избранных, испуганных
потенциальным могуществом
человечества.
11.
«Что мы знаем о себе? Ничего, и то не все»Как человек становится
монстром, и есть ли у нас защита
от самих себя?
12.
Что ответил Альбус Дамблдор Гарри Поттеру?Что делает человека способным противостоять
темной стороне самого себя или что сказал Альбус
Дамблдор Гарри Поттеру на его вопрос о связи с
Волан-де-Мортом?
13.
Как ответил Сократ физиономисту?М.Т. Цицерон в своих «Тускуланских беседах»
рассказывает такой эпизод. Некий физиономист Зопир,
увидев Сократа и судя, очевидно, по его толстым,
чувственным губам, нашел в нем много признаков
порочной и сладострастной натуры. Зная о сдержанности
Сократа и об умеренном образе его жизни, все
присутствующие стали смеяться над физиономистом, но
Сократ вступился за него: он сказал, что свои вожделения
он победил разумом.
14.
Вопрос 2.Культурно-историческое пространство и его пределы
15.
Координаты культурно-исторического пространства1. Точки пересечения истории и культуры.
2. Древо познания культуры.
3. Предмет культурно-исторического анализа.
4. Происхождение термина «культура» и его главные смыслы.
5. Логика познания культуры.
6. Формула культуры и культурности.
7. Функции культуры.
8. Фундамент культуры.
9. Система культуры.
10. Культура как человеческая деятельность.
11. Ловушки культуры: ткем ли мы культуру как пчелы свои соты,
или действуем осознанно?
12. Культура как осуществление ценностей.
13. Смыслы культуры.
14. Культурный код.
16.
Предельность истории и культурыИстория и культура – пределы гуманитарного знания.
История отражает предельную масштабность реального
существования человечества, являясь наукой о событийном и
деятельностном содержании общественной жизни.
Культура имеет дело с самой человеческой деятельностью во всех
возможных аспектах её проявлений и свойств.
17.
Место встречи истории и культурыПоле истории не соответствует динамическому течению времени, где прошлое
состоялось, настоящее проявлено, а будущего ещё нет. Время в истории включает в
себя одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее, связывая их воедино
деятельностью людей.
Поле культуры – место встречи времен и поколений, где традиция не просто
символически воспроизводится, но полноценно живет, подчиняясь социальным
ритмам и связывая в единый поток времени прошлое, настоящее и будущее поиском
вечных смыслов и идеалов.
18.
Трансмиссия культуры«Культура человечества движется вперед не путем
перемещения в пространстве и времени, а путем накопления
ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не
уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают
их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных
ценностей – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг
вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладели,
тем более изощренным и острым становится наше восприятие
иных культур – культур, удаленных от нас во времени и
пространстве древних и других стран»
(Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989. С. 231).
19.
Культура - место встречи времен и поколений• Культурное наследие всегда современно, ибо связано вечными проблемами
человеческого бытия и духа.
• «Каждая эпоха выбирает себе в прошлом, иногда осознанно,
иногда стихийно, близкие ей по духу традиции, служащие
коррелятом её опыта» (Завадская Е.В. Восток и Запад. – М.,
1970. С.6).
• Римляне к эллинам, эпоха Возрождения к античности, романтики XIX в. к
Средневековью, европейцы XX-XXI вв. к наследию Древнего Востока.
20.
Карл Ясперс о единстве ценностей истории и культурыУниверсальные цели истории как ориентиры культурной деятельности людей:
1) цивилизация и гуманизация человека;
2) свобода и её осознание;
3) величие человека, творчество духа, привнесение культуры в общественную жизнь,
творения гения;
4) открытие бытия в человеке, постижение бытия в его глубинах.
«Единство смысла возникает там, где человек в пограничных ситуациях
наиболее полно осознает самого себя, где он ставит наиболее глубокие
вопросы, находит творческие ответы, способные направить и определить его
жизнь. Это единство, основанное на величии человека, достигается не
распространением орудий и знаний, не в ходе завоевания и создания империй, не
посредством таких предельных форм в устремлениях человеческого духа, как
губительная аскеза или воспитание янычар, вообще не в долговременности и
стабильности институтов и фиксированных норм, а в светлые минуты
самопостижения, сущностного откровения» (Ясперс К. Смысл и назначение
истории).
Карл Ясперс (1883-1969)
21.
Древо познания культуры1) Лингвистика изучает культуру через нормы языка.
2) Археология реконструирует предметный мир культуры.
3) Этнография описывает культуру через быт народов и фольклор.
4) Социология выявляет характер распространения культурных
явлений в разных социальных средах.
5) Психология исследует восприятие человеком культурных
ценностей.
6) Искусствознание раскрывает культуру через мир художественных
образов.
7) Философия вскрывает ценность и смысл культурных явлений,
устанавливая тем самым духовный строй общества.
8) Религия видит в культуре способ реализации вероучения.
22.
Предмет историко-культурного анализа1) культурные проявления разных эпох и народов;
2) факторы, тенденции, закономерности, этапы и
характер культурного развития человечества на
разных витках мировой истории (например, культура
античности);
3) национально-культурные типы в рамках
мирового исторического процесса;
4) уровень достижений культуры человечества и
формируемых им сообществ (народов, цивилизаций,
стран).
23.
Происхождение термина «культура»Термин «культура» происходит от латинского глагола «colere»:
1) обрабатывать почву
2) усердно заниматься
3) заботиться
4) украшать
5) почитать
Греческий термин «пайдея»:
1) воспитанность
2) образованность
24.
Культура души – cultyra animi• «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и
душа. Возделывание души – это и есть философия: она
выпалывает в душе пороки, приготавливает души к принятию
посева и сеет только те семена, которые вызрев, приносят
обильный урожай»
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
25.
Эпоха Просвещения• Культура понималась как разумность в противовес дикости и
варварству.
• Она измерялась достижениями в области наук и искусств,
справедливостью общественных порядков.
• Цель культуры объявлялась задача превращения людей в
счастливых граждан гармоничного общества.
• Так родился культурный эвдемонизм ( от eudemonia –
блаженство) – учение о счастье как главном мотиве культурных
стремлений человека
26.
XIX век• Родилось эволюционное течение в культурологии (от evolutio –
развитие, развертывание). Оно выработало взгляд на культуру как на
процесс поступательного совершенствования орудий труда, искусства,
верований, образа жизни.
• Первое научное определение культуры приписывают Э.Б. Тейлору,
автору книги «Первобытная культура» (1871):
«Культура есть цепь последовательных превращений продуктов
человеческой мысли и труда из менее совершенных в более
совершенные».
27.
Владимир Даль• В «Толковом словаре русского языка», изданном в XIX веке,
культура передавалась как облагораживание склонностей и
способностей человека, его умственное и нравственное
образование, духовное богатство.
28.
Г.В.Ф. Гегель• Культура есть сотворенная человеком «вторая
реальность», надстроенная над естественным
миром природы.
29.
Логика познания культуры• Этнографический (1800-1860): шло накопление знаний с
прагматической целью сохранить сведения об исчезающих
примитивных народах.
• Научный (1860-1895): формирование представлений и
предмете, границах и категориях понимания культуры.
• Исторический (1895-1925): от изучения обычаев народов
перешли к выявлению исторических условий их
возникновения.
• Философский (1925-1955): на первый план выдвинулся
интерес к философским проблемам культуры.
• Современный (вторая половина XX века – начало XXI
века): расширение культурной интеграции народов,
запаздывание в осмыслении культурных процессов под
натиском новых явлений культуры.
30.
Формулы культурностиВоспитанность+образованность античность
Умелость+эвристичность – Новое
время
Мобильность+креативность постмодерн
31.
Функциональные сферы культуры• Ядро – духовная функциональная сфера:
воспитание, нравственность, гуманизм.
• Около ядерное пространство –
гносеологический функциональный круг:
познание, трансляция, коммуникация.
• Срединное пространство – регулятивная
сфера: норма, знак (семиотическая функция),
ценность (аксиологическая функция).
• Внешний круг – адаптивная функциональная
сфера: функция социализации и гармонизации
личности.
32.
Формула культурыОтражает заложенное в ней человеческое начало в его
неразрывном единстве с естественным миром природы и
деятельностью людей, направленной на преобразование
и самого человека, и окружающего его пространства.
Культура= человек+природа+деятельность+
ценности
33.
Фундамент культуры• Творчество передает смысл культуры через новационную
деятельность.
• Ценности, передаваемые поколениям как культурное наследие,
отражают результативный смысл культурной деятельности.
• «Культура связана с культом предков, с преданием, традицией.
Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия
иной духовной деятельности. Всякая культура (даже
материальная) есть культура духа; всякая культура имеет
духовную основу – она есть продукт творческой работы духа
над природными стихиями» (Н.А. Бердяев).
34.
Структура культуры• Структура (лат. structura – строение,
расположение, порядок) –
совокупность устойчивых связей
объекта, обеспечивающих его
целостность. Соотносится с понятиями
«система» и «организация».
Целостное построение поля культуры
через главные её константы –
«деятельность» и «ценность».
35.
Системная организация культурыДеятельность
1. Сферы приложения (предметная, практическая, теоретическая). 2. Способы
осуществления (репродуктивная, творческая). 3. Влияние на культуру
(прогрессивная, реакционная).
Ценности
1. Как традиция (культурное наследие, национальное достояние). 2. Производство:
а) сфера осуществления (материальная, духовная – мифология, философия,
религия, искусство. наука); б) характер (массовые, элитарные). 3. Принадлежность к
социуму (доминирующие, субкультура, контркультура). 4. Среда реализации
(религиозные, политические, научные и т.д.). 5. Значение (вечные идеалы, шедевры,
преходящие). 6. Сферы проявления: а) внешние (жизнедеятельность – образ жизни,
уклад жизни, продукты жизни: культурные порядки – язык, речь, жанр; культурные
универсалии – число, календарь); б) внутренние (общечеловеческие,
индивидуальные или личностные и групповые – возрастные, гендерные,
профессиональные, классовые, конфессиональные, народные или этноязыковые,
этнографические по принадлежности к бытовой культуре, национальные, культурнохозяйственные, культурно-исторические, расовые, антропологические, стадиальные.
36.
Культура как деятельность• «Культура есть специфический способ организации и развития
человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и
учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений
людей к природе, между собой и к самим себе» (Философский
энциклопедический словарь. – М., 1983. С. 292).
• Определение выражает результативный вектор культурной
деятельности людей, подчеркивает её человеческую
специфичность, труд как основание, продукты как результаты,
выделяя в их числе ценности, нормативно-институциональные
общественные и межличностные отношения.
37.
Деятельность как система• Американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979)
разработал общую аналитическую теорию человеческого
действия как фундамента деятельности, представив её как
самоорганизующуюся систему, отличную от биологической и
физической.
• Символизм – имеет символические механизмы регуляции
посредством языка, ценностей, смыслов, идеалов.
• Нормативность – индивидуальное действие зависит от
общепринятых норм.
• Волюнтаристичность – человеческое действие может быть
иррациональным, независимым от конкретных условий
среды и сильно зависимым от субъективной оценки
ситуации.
• Добавка: инструментальная и творческая.
38.
Культура как творчество• Репродуктивная деятельность
направлена на получение известного
результата.
• Творческая деятельность - синоним
«действовать свободно», направлена на
получение нового.
• «Культура есть общий объем
творчества человечества. Если же
творчество – высшая и священнейшая
способность человека, проявление
прерогативы его духа, то нет на земле
ничего драгоценнее культуры»
(Андреев Д.Л. Роза Мира. – М., 1991. С.
21).
39.
Духовность и творчествоДуховность неразрывно связана с творчеством
• Философия: человеческая способность постигать, ценить и
развивать высшие идеалы, выработанные культурой.
• Религия: обретение личностью особой силы для постижения
священного смысла бытия.
40.
Философское понимание деятельностикак основания культуры
• «Специфически человеческая форма активного
отношения к окружающему миру, содержание
которой
составляет
его
целесообразное
изменение и преобразование» (Философский
энциклопедический словарь. – М., 1983. С. 151).
• Немецкая классическая философия связывала культурную
деятельность с осмыслением проблемы личности и развитием
высших форм её самосознания – И. Кант, И.Г. Фихте, Г.Ф.
Гегель.
• Иррационалисты на место деятельности ставили волю и
глубинные переживания – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.
Гартман.
• Символисты и феноменологи сосредотачивались на
межличностном
аспекте
человеческой
деятельности,
реализуемом через ценности, символы, жизненное
пространство – Э. Кассирер, Э. Гуссерль.
41.
Ловушки культурной деятельности• Стремление господствовать над миром с помощью знаний –
потребительски-сырьевое отношение к миру.
• Поверхностный характер усвоения культурных знаний без опоры
на личный опыт.
• Специфика человеческого усвоения знаний о мире, путем
деления целого на части.
42.
Суфизм• Газали (1058-1111) «Алхимия счастья»: «К внутренней истине
мешает приблизиться знание, приобретаемое с помощью
внешних средств» (Идрис Шах. Суфии. – Харьков, 1993. С. 93).
• Руми (1207-1273) «Маснави: «Следует отметить, что
противоположные вещи действуют вместе, хотя
номинально они противоречат друг другу» (Идрис Шах. Суфии.
– Харьков, 1993. С. 57-58).
43.
Даосизм• «Разрушить цельное дерево для того, чтобы изготовить
отдельный предмет, - вот прегрешение ремесленника. Разбить
путь и его свойства для того, чтобы насадить человечность и
долг – вот прегрешение «прославленных мудрецов». Когда они
пришли, люди стали считать человечностью умение ходить
хромая, а следованием долгу – умение стоять на цыпочках»
(Антология даосской философии. – М., 1994. С. 89).
• «Только когда мы держимся за свои придуманные истины,
появляются разграничения. Слова подобны журчанию источника,
действие – полёту птиц, учение – попытке схватить отражение,
познание – размышлению во сне» (Антология даосской философии. –
М., 1994. С. 71-72).
44.
Джидду Кришнамурти• «Я убежден, что истина – страна без дорог, к ней нельзя
приблизиться каким-либо путем. Истину нельзя спустить,
напротив, к ней надо подняться. В тот момент, когда вы
отправляетесь за кем-то, вы теряете путь к истине»
(Латьенс М. Жизнь и смерть Кришнамурти. – М., 1993. С. 62-63)
45.
Карлос Кастанеда«Мир необъятен. Мы никогда не сможем понять его. Мы никогда не
разгадаем его тайну. Поэтому мы должны воспринимать его
таким, как он есть, - чудесной загадкой. Беда в том, что мы
смешиваем мир с тем, что делают люди. Вещи, которые делают
люди, являются щитами против сил, которые нас окружают. Это
дает нам удобство и чувство безопасности. Это по праву важно, но
только как щит. Мы же позволяем им господствовать и попирать
нашу жизнь. Надо признать, что для человечества то, что делают
люди, более важно и значимо, чем сам мир. Для обычного человека
мир никогда не является загадкой… и когда он приближается к
старости, он убеждается, что не имеет больше ничего, для чего
жить. Старик не исчерпал мир. Он исчерпал только то, что делают
люди. В своем замешательстве он верит, что мир не имеет больше
загадок для него. Вот ужасная цена, которую приходится платить
за наши щиты» (Кастанеда К. Учение Дона Хуана. Отдельная
реальность. – Киев, 1992. С.393-395).
46.
Ценностные векторы культурыЦенности – это то, чему мы придаем значение
1.
2.
Как традиция (культурное наследие, национальное достояние).
Производство: а) сфера осуществления (материальная, духовная – мифология,
философия, религия, искусство. наука); б) характер (массовые, элитарные).
3. Принадлежность к социуму (доминирующие, субкультура, контркультура).
4. Среда реализации (религиозные, политические, научные и т.д.).
5. Значение (вечные идеалы, шедевры, преходящие).
6. Сферы проявления:
а) внешние (жизнедеятельность – образ жизни, уклад жизни, продукты жизни: культурные
порядки – язык, речь, жанр; культурные универсалии – число, календарь);
б) внутренние (общечеловеческие, индивидуальные или личностные и групповые –
возрастные, гендерные, профессиональные, классовые, конфессиональные, народные или
этноязыковые, этнографические по принадлежности к бытовой культуре, национальные,
культурно-хозяйственные, культурно-исторические, расовые, антропологические,
стадиальные.
47.
Традиция и наследие• Традиция (лат. traditio – передача) – передача ценностей от
поколения к поколению.
• Наследие - явления культуры и быта людей, оставшиеся от
прежних времен.
• Культурное наследие — часть материальной и духовной
культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая
испытание временем и передающаяся поколениям как нечто
ценное и почитаемое.
Знак культурного наследия под защитой
48.
Способ хранения традиций• Восток – воспроизводство массы сведений во всех подробностях
с использованием иероглифики и развитием сложной системы
устной передачи знаний посредством досконального заучивания
содержания источников.
• Запад – всё богатство накопленного опыта сводил к небольшому
по количеству, но емкому по сути, корпусу исходных положений с
возможностью их последующего развития на базе
интеллектуальной состязательности. Недаром Европа стала
родиной философии и науки.
49.
Омертвление традиций• «Культура – царица, трон которой таскают на себе
закованные в цепи рабы».
• Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – крайний скептицизм,
направленный против культурного догматизма,
бессодержательность которого становится ясной для всех.
• Как форма сопротивления внутреннему омертвлению культуры
нигилизм переходит в другую крайность – абсолютного
отрицания культуры как фиктивного абсурдного измышления
человечества.
50.
Культурный нигилизм• Ф.Г. Якоби (1743-1819) ввел термин в полемической работе
«Послание к Фихте».
• Широкое распространение в России термин получил
благодаря роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», где был
выведен образ нигилиста Базарова.
• Лаконичную формулу нигилизма выразил А.С. Грибоедов в
комедии «Горе от ума» репликой Фамусова: «Уж коли зло
пресечь, собрать все книги бы, да сжечь».
• Философское обоснование культурный нигилизм получил в
рамках направления «критики культуры»: Ж.-Ж. Руссо, Ф.
Ницше (1844-1900) и Г. Маркузе (1898-1979).
51.
Плюсы и минусы нигилизма• Культурный нигилизм в кризисные эпохи помогает людям глубже
осознать накопившиеся в обществе проблемы.
• Отказ от традиций ведет к разрыву единства культурного
развития общества, история которого предстает цепью катастроф,
а движение в поле культуры напоминает кручение белки в колесе
и вызывает необходимость бесконечное число раз заново
изобретать велосипед.
• Великая русская литература, какие бы «мерзости жизни» ни
описывала, никогда не оставляла у читателя чувства
безысходности.
52.
Контркультура• На базе культурного нигилизма родилось явление контркультуры.
• Контркультура – это совокупность установок и ориентаций,
противопоставляемых господствующей культуре.
• Европейская культура вошла в фазу контркультуры в XIX веке,
когда на исходе оказался запас просветительского оптимизма, в
эру промышленных революций, способствовавших отчуждению
человека от результатов его деятельности.
• Дегуманизация общества – главная причина состояния
контркультуры: снижение значения личности, стандартизация
образа жизни, снижение авторитета образования, возрождение
нетрадиционных религий.
53.
Философия о смысле культуры• Культура – высший человеческий инстинкт, компенсирующий
неполноценно удовлетворенные потребности людей с помощью
создания символического пространства.
• Необходимость окружить себя образной иллюзорной
реальностью порождается незавершенностью человеческой
природы, достраивающей себя творчеством в поисках высшего
смысла бытия.
• Итог выражается в росте духовного потенциала личности,
обретающей свободу от природной и социальной
обусловленности.
54.
Философские идеалы культуры• Эстетический идеал: путь к высшим духовным ценностям пролегает
через красоту.
• «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский)
• Этический идеал: добровольное исполнение человеком его
нравственных обязанностей перед обществом и миром, гармонизация
физической и нравственной природы внутри самого себя.
• «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным
удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и
моральный закон во мне» (Кант И.)
• «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет»
(Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992. С. 218).
55.
Религиозно-философский взгляд на культуру• Культура понимается как очаг блага, деятельностной
любви к людям и миру, просветления облика
человека путем преодоления его изолированного
самоутверждения.
• «Культура есть почитание света. Культура есть
любовь к человечеству. Культура есть сочетание
жизни и красоты. Культура есть синтез
возвышенных и утонченных достижений
человечества. Культура есть орудие света,
спасение, двигатель, сердце. Если соберем все
определения культуры, мы найдем синтез
действительного блага, очаг просвещения и
созидательной красоты» (Рерих Н.К. Мир через
культуру. – М., 1990. С. 52-53).
56.
Религиозное понимание культуры• Культура ставится в прямую зависимость от
обретения человеком веры.
• В христианстве представление о культуре
связано с целью преодоления последствий
грехопадения людей, отделения людей от
благодати, безлюбовного их существования в
мире, разделения их между собой и в самих
себе.
• Христианский идеал культуры – агапэ,
преодоление сердцевины греха, эгоизма, с
помощью любви, не ищущей себе взамен
ничего.
57.
Культурный код• Культурный код — ключ к пониманию типа культуры; уникальные культурные особенности,
доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая
идентифицировать культуру.
• Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в
сознании. Это культурное бессознательное — не то, что говорится или чётко осознается, а то, что
скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код народа помогает понимать её
поведенческие реакции, определяет народную психологию.
• Различаются три типа глобальных культурных кодов: дописьменный (традиционный), письменный
(книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования. В каждом культурном типе
присутствует основной культурный код, открытый к изменению и самопорождению новых, вторичных
культурных кодов — по их связи со структурами социальных кодов.
• Понятию культурного кода посвящена книга «специалиста по чёрной магии» и «чёрного мага от
бизнеса» Клотера Рапая (фр.) «Культурный код. Как мы живём, что покупаем и почему». Для Рапая
культурный код — «это бессознательный смысл той или иной вещи или явления, будь то машина, еда,
отношения, даже страна в контексте культуры, в которой мы воспитаны» (Рапай К. Культурный код.
Как мы живем, что покупаем и почему. Пер с анг. — М: Альпина Бизнес Букс, 2008—167 с. )
58.
Вопрос 3.Культурно-историческая типология,
морфология и динамика
59.
Типология как способ историко-культурного познания• Типология (от греч. Typos) –
способ научного познания, в
основе которого лежит
расчленение системы объектов и
их группировка с помощью
обобщающей модели во имя
поиска единого «плана
строения» культуры, изучения
культурно-исторических
сообществ народов.
60.
Культурно-исторические типологии• При изучении культуры типологии стали применяться с XVIII века, когда ученых стал интересовать
поиск единого «плана строения» культуры. К концу XIX века утвердился окончательно взгляд на
культурный тип как результат сложной историко-теоретической реконструкции.
• Школа культурно-исторических типов: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
• Марксизм разработал систему социально-экономических типов (формаций) с присущими каждому из
них своими признаками культуры.
• М. Вебер разработал метод создания идеальных типов культуры, которые сопоставлялись с
реальными культурами в поисках причин отклонения исторической действительности от мыслимого
идеала.
• П. Сорокин предложил принципы построения типов: разнородные скопления по набору универсалий
(обряды, календари), образования по сходству на основе типа хозяйства или единства верований и
органические системы по характеру развития форм духовной жизни (искусство, религия, философия).
• Универсальные типологии относятся к образованиям по сходству – формационная (строй
экономической жизни общества) и цивилизационная (общность духовной культуры).
61.
Формационная типология культур• Общественно-экономическая формация формируется по признаку
господствующего способа производства, отражающего конкретно-историческое
единство производительных сил и производственных отношений.
• Для каждой формации характерен свой тип культуры, развитие которого
определяется в первую очередь материальными факторами – отношениями по
поводу распределения власти и собственности.
• Разделяются культуры неантагонистических (первобытная и коммунистическая)
и антагонистических (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая)
обществ.
• В антагонистических обществах происходит поляризация культур классов,
прикрываемая видимостью культурного единства наций, и их принципиальное
противоборство как условие эволюции.
62.
Историческая типология культур К. ЯсперсаВ 1949 году немецкий философ Карл Ясперс издал книгу под
названием “Vom Urschprung und Ziel der Geschichte” –
“Происхождение и цель истории”. В ней он ввел понятие
“Осевое время”, определённое им как “ось мировой истории”,
которую “следует отнести… ко времени около 500 лет до н.э., к
тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. до н.э.
Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился
человек такого типа, каким он пребывает по сей день”. Исходя из
идеи об Осевом времени как ключевом моменте истории, К.
Ясперс ввел типологию культур: архаические (доосевые),
традиционные (осевые) и рациональные (современные). С
тех пор понятие “Осевое время” вошло в научный обиход
философов, историков, культурологов, религиоведов, получив
дальнейшее развитие и новые трактовки в трудах целого ряда
выдающихся ученых второй половины ХХ – начала XXI веков:
Э. Фёгелина, Н.Ш. Айзенштадта, Р. Беллы, К. Баскина и других.
63.
Цивилизационная типология• Выявляет общность черт духовной эволюции цивилизаций и сходство путей их
развития.
• Термин цивилизация ( от лат. civilis – гражданский, государственный) имеет спектр
смыслов:
1) синоним культуры – общеупотребительное значение,
2) состояние общества с рациональным способом воспроизводства жизни и
гуманным отношением к человеку – просветительское определение,
3) ступень развития, следующая за варварством - Л. Морган «Древнее общество»
(1877),
4) уровень развития материальной и деградация духовной культуры – О. Шпенглер
«Закат Европы» (1918),
5) крупное сообщество людей, объединенных общими духовными ценностями,
сходными устойчивыми чертами развития и чувством принадлежности к нему – А.
Тойнби «Постижение истории» – популярное научное определение.
64.
Типы цивилизаций• Первичный тип – непрогрессивная форма существования сообществ
бесписьменных народов первобытной формации (Австралия, Океания,
Африка, Южная Америка).
• Протоцивилизации – сообщество народов, только что вышедших из
недр первичного типа и не обретших универсальной духовности
(современное сообщество стран Тропической Африки).
• Ранние цивилизации – первые речные цивилизации в зоне сухих
субтропиков, стабильность которых определялась силой государства
(Древний Восток, Античный мир, Доколумбова Америка).
• Мировые цивилизации – устойчивые общности на базе мировых
религий (буддизм, христианство, ислам).
• Универсальные цивилизации – Восток (застойный тип), Запад
(прогрессивный).
• Региональные цивилизации – синтезные сообщества народов,
проживающих совместно в пределах больших замкнутых регионов
(российская евразийская, дальневосточная, латиноамериканская,
североамериканская, африканская тропическая протоцивилизация).
65.
Морфология• От греч.morphe – форма, logos
– учение – учение о формах и
их развитии.
Морфологические построения
определяются задаваемым
контекстом исследования:
историческим, социальным,
философским и т.д.
66.
Морфологическая модель исторического контекста культуры• Первобытная культура
• Культура народов Древнего мира
• Средневековая культура
• Культура эпохи Возрождения
• Культура эпохи Просвещения
• Культура Нового и Новейшего времени
• Постсовременная культура
Каждый из отрезков рассматривается с позиций:
1) состояния культурной среды и формировавших её факторов локального и
мирового значения
2) особенностей эволюции личности и культурных институтов
3) итогов культурной деятельности
67.
Периодизации культуры• По глобальному культурному коду трансляции
информации: устный этап, книжный, экранный,
нейронный.
• По способам духовного освоения мира:
мифологический, традиционный (осевой),
современный.
68.
Способы введения нового в культуру• Реформа – целенаправленное преобразование без коренных
изменений существующих порядков (школьная реформа в СССР 1958
г.).
• Трансформация – поэтапные и ненасильственные изменения,
приводящие систему к качественно новому состоянию (горбачевская
«перестройка» с «белыми пятнами» истории).
• Революция – глубокое качественное изменение. Происходящее как
правило насильственным путем (Пролеткульт в Советской России,
Культурная революция в Китае).
• Инновации – новые элементы культуры или новые их комбинации
(открытия, изобретения), формирующиеся в ходе культурного
развития.
• Инверсия – маятниковые качания.
69.
Инверсия в истории культуры• Инверсия ( от лат. inversio – перестановка) описывает изменения,
которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания
– от одного полюса значения к другому и обратно.
• Резкие инверсионные колебания возникает в обществах с
неустойчивым культурным ядром как жесткие переходы от
одного типа развития к другому с тотальной сменой культурных
ценностей.
70.
Инверсия как регулятор культурной стабильности обществ• Условием культурной зрелости обществ является их способность
развиваться, постепенно реформируясь, посредством периодического
возврата к истокам при условии сотрудничества социальных слоев на
базе общекультурных ценностей.
• Инверсия становится регулятором культурной стабильности. Эпоха
Возрождения обратилась к идеалам античности. Собственный строй
эпохи Возрождения был преодолен Реформацией и внешне напоминал
возвращение к Средневековью.
• Чистой инверсии не бывает.
• Возрождение, заимствовав античный взгляд на человека как мерило
сущего, преодолела античную идею природной ограниченности
человека, объявив его способным к бесконечному совершенствованию.
• Религиозные войны эпохи Реформации вернули Европу в лоно
религиозного благочестия, но переосмыслили его католическое
содержание в протестантском ключе, настолько глубоко, что привели к
рождению нового социокультурного порядка с его скептицизмом и
атеизмом.
71.
Характер культурных изменений• Обогащение культуры как её дифференциация и интеграция на новом уровне
развития.
• Упадок культуры связан с ослаблением значимости её высоких сфер в связи с
реакцией расслабления на предшествующий бурных период развития (русский
декаданс начала XX века как реакция на «золотой век» русской культуры,
мрачный пафос романтиков начала XIX века преодолевал просветительский
утопизм).
• Культурный кризис как ослабление традиционных связей между важнейшими
элементами и институтами культуры (духовный глобальный кризис «эпохи
оси» 800-200 гг. до н.э. как ответ на резкие изменения общественнополитической жизни эпохи развитого рабовладения; кризис христианской
европейской культуры Нового времени под влиянием технического прогресса)
• Застой культуры как отсутствие изменений в течение длительного времени
(небольшие природоцентричные этносы, в начале XX века их оставалось более
600, большие развитые социокультурные миры со сложными механизмами
саморегуляции (Китай, Россия), деструкция которых происходит не по
внутренним причинам, а из-за силовых воздействий извне, прямых (набеги,
войны), косвенных (инфильтрация чуждых идей).
72.
Способы социокультурного взаимодействия• Ассимиляция (от лат. assimilis – подобный) – глубокое слияние культур на основе смешения с обретением нового облика
(русская древняя культура).
• Аккультурация – поэтапное приобщение менее развитых народов к культуре более развитых посредством заимствования
её внешних образцов без их глубокой внутренней переработки, за счет трансферта (культура колонизаторов).
• Диффузия (от лат diffusio – распространение) – стихийное распространение культуры в социальном и географическом
пространстве посредством взаимопроникновения культурных черт разных сообществ (определяется степенью
интенсивности культурных контактов, Россия и Запад в XIX веке).
• Конфликт – столкновение культур с последующим распадом внутренних ценностей одной из них (аномия) – течение
Пролеткульта в России 1917 г.
• Трансмиссия (от лат. transmissio – пересылка, передача) – передача культурного наследия новым поколениям, исходя из их
потребностей, а не произвольным выхватыванием из времени, тогда происходит мумификация культуры.
• Трансферт – заимствование внешних образцов одной культуры у другой без их глубокого освоения (русская культура эпохи
Петра Великого).
• Фундаментализация – разновидность культурной трансмиссии, связана с религиозной практикой обращения к истокам с
целью восстановления ранних культурных образцов (гандизм в Индии, исламская революция в Иране).
• Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – взаимодействие и соединение разных культурных элементов, в
результате которых возникает новое целостное культурное явление с качественным своеобразием (синизм).
• Симбиоз ( от греч. simbiosis – сожительство) – соединение разнородных элементов разных культур без превращения его в
новую качественную целостность (культура эллинизма).