Похожие презентации:
Проектная работа «По правилам орфоэпии»
1.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА«ПО ПРАВИЛАМ ОРФОЭПИИ»
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Выполнила ученица 10 класса
Антонова Анна Валерьевна
Руководитель:
Вакарина Римма Николаевна
Пангоды, 2019 год
2.
ГИПОТЕЗА: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИМЕШАЮТ ВОСПРИНИМАТЬ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ,
ОТВЛЕКАЮТ СЛУШАЮЩЕГО, А ПРАВИЛЬНОЕ
ПРОИЗНОШЕНИЕ УСКОРЯЕТ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ.
3.
Цель работы: исследование современных орфоэпических норм русскогоязыка.
Задачи:
1. Определить понятие языковой нормы, выявить ее основные признаки.
2. Выяснить, что является предметом изучения орфоэпии.
3. Выявить особенности русского ударения.
4. Рассмотреть особенности современной орфоэпии(постановки ударения).
5. Провести исследование, чтобы выявить, как произносят современные
школьники некоторые трудные с точки зрения постановки ударения слова.
4.
ЯЗЫКОВАЯ НОРМАИ ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Языковые нормы – это общепризнанные и
общепринятые в речевой практике на определенном
этапе развития языка правила употребления слов и
словосочетаний.
Характерные особенности литературной нормы:
устойчивость, общеупотребительность,
общеобязательность, вариантность, соответствие
употреблению, традиции и возможностям языковой
системы.
Виды норм: орфоэпические, орфографические,
словообразовательные, лексические, грамматические,
стилистические.
5.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫОрфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos
речь) –
1) система единых норм произношения в литературном
языке;
2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами
произношения, их обоснованием и установлением.
6.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯРазноместность - это способность ударения падать на любой
слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты.
Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного
слога на другой при изменении (склонении или спряжении)
одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь.
Слова-омонимы и разные грамматические формы одного и
того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.
7.
ОСОБЕННОСТИРУССКОГО УДАРЕНИЯ
Особенность
1. Разноместность
Пояснения
Может падать на любую часть слова
(сравните: фр. – последний слог; англ.
– обычно первый слог; польский –
чаще всего предпоследний слог)
2. Подвижность
Может перемещаться при изменении
слова
Наличие слов с разными вариантами
ударения
3. Вариантность
4.Стилистическая функция
5. Семантическая
(смыслоразличительная)
функция. Явление
омографии.
Примеры
Резать
Вырезать
Вырезать
Вырезной
Вода – воды –
воды
Творог,
одновременно,
петля,
камбала
Вариант ударения в некоторых словах
Феномен (лит.) –
зависит от речевой ситуации и
феномен (разг.); прикус
определяется отношением к
(общ.) – прикус (медиц.);
литературной / разговорной норме,
шёлковый
(общ.)
–
общему / специальному употреблению шелковый
(народнопоэтич.)
Омографы – слова одной части речи,
Замок – замок,
одинаковые по написанию, но разные орган – орган, мука –
по ударению, различающему их смысл мука, парить – парить,
проклятый – проклятый.
8.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРФОЭПИИ(ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЯ)
9.
Доля учеников, допустивших ошибки впроизношении следующих слов:
1. Квартал – 30%
11. Откупорить – 59%
2. Звонит – 22%
12. Обеспечение – 64%
3. Свекла – 29%
13. Повторит – 47%
4. Оптовый – 60%
14. Столяр – 2%
5. Торты – 20%
15. Кралась – 68%
6. Банты – 48%
16. Щавель – 31%
7. Включит – 82%
8. Красивее – 53%
9. Жалюзи – 44%
10. Сливовый – 44%
10.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬПримеры заданий «Орфоэпические нормы»
Задание №4 (орфоэпические нормы)
1 вариант
В одном из приведённых ниже слов допущена
ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово.
плодонОсить
сверлИт
прИнятый
ждалА
углубИть
Ответ:
плодоносить
11.
СЛОВАРЬОРФОЭПИЧЕСКИХ
А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты
Б
БалОванный
баловАть
баловАться
ТРУДНОСТЕЙ
В
вЕрба
вероисповЕдание
взялА
Г
гналА
гналАсь
граждАнство
12.
ЗАКЛЮЧЕНИЕОрфоэпические нормы – сложное явление, и большинство современных
учеников ставят ударение не так, как рекомендуют орфоэпические словари.
Но язык постоянно развивается, и возможно, со временем эти нормы
изменятся под влиянием живого произношения.