Драматургическая социология Ирвинга Гофмана
Ирвинг Гофман
Личность Гофмана:
Основные научные труды:
Подход Гофмана: общая характеристика
Подход Гофмана: общая характеристика
Подход Гофмана: общая характеристика
«Я» и роль: общие положения
Исполнение роли (performance):
Ролевая дистанция:
Фасад (frontal regions):
Закулисная зона (back regions):
Взаимная игра
Рамочный анализ:
Рамочный анализ:
Рамочный анализ:
Рамочный анализ:
Рамочный анализ:
Стигма
Явная стигма:
Скрытая стигма:
Моральная карьера девианта
Моральная карьера девианта
Моральная карьера девианта
Моральная карьера девианта
Моральная карьера девианта
Тотальные институты:
Тотальные институты:
«Я» в тотальных институтах
1.46M
Категория: СоциологияСоциология

Драматургическая социология Ирвинга Гофмана

1. Драматургическая социология Ирвинга Гофмана

2. Ирвинг Гофман

Годы жизни:
(1922-1982)

3. Личность Гофмана:

• Родился в Канаде, жил и работал в США
• На формирование социологических
воззрений Гофмана повлияла Чикагская
школа, символический интеракционизм,
работы и методы социальной антропологии

4. Основные научные труды:

• «Представление себя другим в
повседневной жизни» (1959)
• «Стигма» (1963)
• «Анализ фреймов» (1974)

5. Подход Гофмана: общая характеристика

• 1. Гофмана привлекала как
объект исследования
повседневная, обыденная,
даже рутинная жизнь.

6. Подход Гофмана: общая характеристика

• 2. Гофман рассматривает способы,
какими индивид в обычных
рабочих ситуациях представляет
себя и свою деятельность другим
людям,

7. Подход Гофмана: общая характеристика

• способы, какими он направляет и
контролирует формирование у них
впечатлений о себе, а также образцы
того, что ему можно и что нельзя
делать во время представления себя
перед ними».

8. «Я» и роль: общие положения

• Драматургической социологию Гофмана
называют потому, что он указывал на
драматический характер переживаний
людьми своей раздвоенности: своего «Я»,
подлинного начала каждого из нас, и своей
роли-маски, которую мы должны носить в
обществе, на людях.

9. Исполнение роли (performance):

• поведение, которое человек
демонстрирует перед другими,
представляя себя, и которое
влияет на других людей в его
интересах

10.

11. Ролевая дистанция:

• отклонение личности исполнителя от
требований к роли со стороны общества и
членов института или группы
• Оно вызвано ролеисполнителя показать,
что его личность представляет собой нечто
большее, чем это предписано ролью

12.

13. Фасад (frontal regions):

• Сценические декорации, в
которых человек представляет
себя другим

14.

15. Закулисная зона (back regions):

• частная жизнь человека,
скрываемая от посторонних глаз;
• пространство, в котором человек
находится перед выходом на сцену

16.

17. Взаимная игра

• Взаимодействия между людьми
являются формами самопрезентации,
адресованными друг другу.
• Участники совместно формируют
общее определение ситуации, которое
устраивает их всех

18.

19. Рамочный анализ:

• 1. Оказываясь в любой ситуации,
люди всегда задаются вопросом:
«Что здесь происходит?». Этот
вопрос служит делу определения
ситуации.

20. Рамочный анализ:

• 2. Определения ситуации создаются в
соответствие с теми принципами
(рамками, границами смысла,
значениями), которые управляют
событиями

21. Рамочный анализ:

• 3. Рамка, или фрейм (frame – англ.) схемы интерпретации, позволяющие
индивидам размещать, воспринимать,
опознавать и обозначать события в их
жизненном мире и в мире социальном
в целом.

22. Рамочный анализ:

• 4. Фреймы придают событиям или
происшествиям значения
(соответствующие), организуют наш
личный опыт и руководят нашими
действиями.

23. Рамочный анализ:

• 5. Анализ фреймов обнаруживает
многослойную деятельность, то, что
существует сложное напластование
фреймов в одной и той же ситуации,
определяемой её участниками то
одинаково, то по-разному

24.

25. Стигма

• В социологии под стигмой
понимают очевидные социальные
признаки, при наличии которых
люди исключаются из числа
нормальных.

26.

27. Явная стигма:

• известная другим людям:
Человек, о котором всем известно, что
он болен СПИДОМ, гомосексуалист, не
скрывающий своей ориентации,
человек, совершивший убийство по
неосторожности

28. Скрытая стигма:

• О ней знает только сам
стигматизированный человек.

29.

• нормальный и
стигматизированный
человек - скорее, не
персоны, а перспективы.

30.

31. Моральная карьера девианта

• 1. Наше «Я» не является собственностью
лица, которому его приписывают. Скорее,
оно обитает в образце социального
контроля, который осуществляется в связи с
этим человеком им самим и теми, кто его
окружает

32. Моральная карьера девианта

• 2. Каждое Я складывается в границах
институциональной системы, будь это
социальное учреждение, такое, как
психиатрическая больница, или
комплекс личных и
институциональных отношений.

33. Моральная карьера девианта

• 3. Например, подростка,
совершившего серьезный проступок,
объявляют преступником и
обращаются с ним, например, в школе
или в милиции, более сурово, чем он
заслуживает.

34. Моральная карьера девианта

• 4. Получив стигму преступника,
молодой человек может привыкнуть к
такому облику и смириться с тем, что
другого от него и не ждут. Так начнется
его путь к жизни профессионального
преступника.

35. Моральная карьера девианта

• 5. Такое патологическое развитие
личности Гофман назвал
моральной карьерой девианта.

36. Тотальные институты:

• Закрытые сообщества, обитатели,
которых вырваны из большого
общества на значительный период
времени и ведут жёстко (тотально)
регулируемый образ жизни, находясь
под полным и постоянным контролем

37. Тотальные институты:

• Монастыри
• Концлагеря
• Тюрьмы
• Казармы
• психиатрические клиники
• Лепрозории
• интернаты, детские и инвалидные дома
• дома престарелых
• колонии для преступников

38. «Я» в тотальных институтах

• Попав в такие места, человек обычно
сильно меняется. Его «Я»
конструируется и изменяется не
столько индивидом, сколько
институтом, частью которого он
индивид является.
English     Русский Правила