3.71M
Категория: ПсихологияПсихология

Психоаналитическая культурология

1.

Психоаналитическая культурология

2.

3.

4.

5.

6.

Психоаналитическое понимание
культуры
Фрейд понимал под культурой «всю сумму достижений и
учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших
животных предков и служащих достижению двум целям:
1. Защите людей от природы
2. Урегулирование отношений между людьми
Реализация данных целей ведет человека к счастью, в
котором он нуждается

7.

Основные функции культуры
В статье «Культурная сексуальная мораль и современная
нервозность», Фрейд предположил, что в целом культура
построена на подавлении человеческих страстей.
Поступившись честью сексуальных влечений, агрессивных
импульсов, человек направил их в другое русло и создал
материальные и духовные блага культуры.

8.

Стремление к счастью
Для Фрейда очевидно то, что человек больше всего в
жизни стремится к счастью.
У этого стремления есть две стороны:
1. Желание избежать боли и неудовольствия
2. Пережить сильное чувство удовольствия
Проблема заключается в том, что счастье испытывать
довольно тяжело и многим людям гораздо легче
испытывать несчастье и неудовлетворенность
Счастье же мимолетно, испытывается только в
определенных ситуациях

9.

Принцип удовольствия и
принцип реальности
В душе человека имеется сильная тенденция к
наслаждению
Ему противопоставляются другие силы, мешающие ее
реализации
Под влиянием инстинкта самосохранения «Я» этот
принцип сменяется принципом реальности, который не
отказывается от удовлетворения влечений, но проводит
их отсрочку
Некоторые первичные позывы под давлением принципа
реальности могут не вписываться в структуру личности и
подвергаются вытеснению, отрезая себя от возможности
удовлетворения

10.

Если первичным позывам в будущем удастся
реализоваться окольными путями или напрямую, то это
ощущается «Я» как неудовлетворение
Почему вытеснение заменяет возможность удовольствия
источником неудовольствия не вполне понятно, однако
можно сказать, что все виды невротического
неудовольствия имеют этот характер и удовольствие не
может ощущаться как таковое
Несмотря на то, что принцип реальности может
преобразовывать первичные позывы и придавать им
приемлемый способ реализации, культурному человеку
довольно тяжело испытать удовольствие
Гораздо проще постараться избежать неудовольствия

11.

Источники страданий
Несчастье угрожает человеку с трех направлений:
Со стороны собственного тела (обреченного на старение,
болезни и т.д.)
Со стороны внешнего мира который может обрушить на
человека разрушительные стихии
Со стороны взаимоотношения с другими людьми

12.

Под давлением этих источников страдания люди
научились скромнее относиться к своим желаниям и
довольствоваться тем, что они избежали чрезмерного
несчастья или страдания
Для этого существует множество способов избежать
неудовольствия, которые и используются людьми

13.

Пути избегания страданий и
обретение счастья
Гедонизм
Добровольное одиночество
С помощью науки и технологий полностью подчинить
природу человеку
Химическая интоксикация (алкоголь, наркотические
средства)
Умерщвление своих желаний и потребностей
Сублимация влечений
Удовлетворение с помощью фантазий
Отшельничество и создание нового мира
Любить и быть любимым
Религия

14.

Несмотря на довольно внушительный перечень способов
избегания неудовольствия и стремления к счастью, Фрейд
предполагает, что задача стать счастливым (навязанная
принципом удовольствия) является невыполнимой.
Тем не менее, это не означает, что человек должен
прекратить все попытки приблизить свое счастье

15.

Требования культуры
Красота (парки, украшения домов и т.д.)
Чистота и порядок
Безопасность

16.

Особая черта, которая наилучшим образом характеризует культуру –
забота о высших видах психической деятельности. Интеллектуальных,
научных и художественных достижениях, о предоставлении идеям
ведущей роли в жизни людей и ее уважение к этим видам
деятельности.
Среди этих видов деятельности можно выделить:
1. Религиозные системы
2. Философию
3. Идеалы людей
Наличие и преобладание в культуре данных систем свидетельствуют о
высоком уровне ее развития

17.

Важным требованием культуры также считается
регулирование человеческих взаимоотношений
Это можно считать основанием культуры
Социальная жизнь складывается только тогда, когда
образуется большинство, более могущественное, чем
индивид
После этого, власть сообщества противостоит власти
отдельного человека
Замена власти индивида властью сообщества –
решающий шаг культуры
Таким образом, члены общества ограничиваются в
возможностях
Из этого исходит еще одно требование культуры –
требование к справедливости

18.

Индивидуальные притязания и
нормы жизни в коллективе
Индивидуальная свобода не может считаться
достижением культуры т.к. в обществе власть отдельного
человека ограничена
Желание индивидуальной свободы скорее всего
направлена против культуры
Это может исходить из чувства несправедливости, либо
их архаичных слоев психики человека, которые
противятся культуре
Главная задача человека – найти баланс между
индивидуальными притязаниями и требованиями
культуры

19.

Также стоит обратить внимание на метаморфозы
влечений
Для того, чтобы не противоречить культуре и в тоже
время удовлетворить свои потребности, человек может
трансформировать их в более приемлемые формы
Анальная эротика трансформируется в стремление к
накоплению и порядку
Влечения «сдвигаются» и находят иную форму
выражения, что хорошо видно в процессе сублимации
влечений
Сублимацию можно считать судьбой влечений,
навязываемой культурой
«Отречения культуры» (запреты, подавления и т.д.)
имеют огромное влияние на отношения людей между
собой. Предотвратить (сгладить) это позволяет
нормальное развитие индивида

20.

Эрос и Ананке
Большим подспорьем в развитии культуры стало
создание семей
Мужчине было выгодно держать женщину рядом с собой,
женщина же для блага своих детей должна была
оставаться с самым сильным самцом
В дальнейшем, такая семья преобразовалась в братства
(причину их появления Фрейд описал в работе «Тотем и
табу»)
Тотемическая культура накладывала на это братство
определенные запреты, которые должны были сохранить
ее
Также в обществах прослеживалось принуждение к труду
(необходимость) и нежелание лишиться сексуального
объекта (мужчина), ребенка (женщина).

21.

Таким образом Эрос (любовь) и Ананке (нужда) становятся
прародителями человеческой культуры

22.

Конфликт между семьей и
сообществом
Любовь может принимать разные формы
Любовь основанная на сексуальном удовлетворении
создает семью
Любовь направленная на общественное принимает
форму нежности (которая скрепляет людей гораздо
эффективнее чем заинтересованность в совместном
труде)
Такое разделение появляется прежде всего как конфликт
между семьей и более обширным сообществом

23.

Концентрация людей в больших объединениях – одно из
главных устремлений культуры
Семья же в свою очередь противится этому и не
намерена освобождать своего индивида.
Более архаичная форма существования (семья)
противостоит поздней (выработанной культурой)
Для сглаживания этого конфликта, в культуре ранее
использовались ритуалы связанные с наступлением
половой зрелости и выходом из семьи в социум
Особенно сильно этому сопротивляются женщины
(представляющие интересы семьи), в отличии от мужчин
(представляющих общество)

24.

Чем более развита культура, тем больше либидо она
требует для поддержания и усовершенствования себя
Такой расклад заставляет мужчин переносить свои
либидинозные влечения на культуру (сублимация)
Ограниченность психической энергии приводит к тому,
что на семью у мужчины зачастую не остается сил
В результате требований культуры женщина оттесняется
на второй план и вступает с ней во враждебные
отношения
Негативно такие требования влияют и на людей со
слабой конституцией, либо с внутриличностными
конфликтами
Именно такие люди часто страдают невротическим
заболеванием

25.

Противоречия между культурой и
сексуальностью
Первый сексуальный запрет был выдвинут еще при
тотемизме, когда человеку воспрещалось вступать в
сексуальную связь с членами своей семьи
В более поздние времена, культурными людьми стала
отрицаться детская сексуальность
Развитая культура практически полностью подавила
сексуальность, оставив небольшие пути для
удовлетворения своих потребностей
Посредством этого, культура развивается т.к.
неиспользованное человеческое либидо направляется на
внешние дела

26.

Сублимация влечений
Анна Фрейд определяла сублимацию как наиболее
удачную психологическую защиту
Сублимация помогает человеку реализовывать свой
творческий потенциал, позволяет найти социально
приемлемое решение внутренних конфликтов
Сублимация позволяет разрядить биологические
импульсы человека (потребность кусать, испражняться,
драться, совокупляться, смотреть на других и
демонстрировать себя, наносить раны, терпеть боль и
т.д.)
Данная защита выполняет две важные функции:
1. Способствует выгодному поведению для вида
2. Разряжает импульс вместо того, чтобы тратить
большое количество эмоциональной энергии

27.

Агрессивные влечения человека
Фрейд учитывает то, что человек – далеко не мягкое и
дружелюбное существо
В его поведении часто прослеживаются не только
дружелюбные мотивы, но и агрессия
Из-за агрессивных влечений, культуре постоянно
угрожает распад.
Чтобы предотвратить это, культура должна использовать
все методы доступные ей для снижения агрессии
Один из главных способов усиление идентификации
людей между собой и оттесненные от цели любовные
отношения (для лучшего следования правилам культуры)
Отсюда, выходит главная заповедь (люби ближнего
своего, как самого себя)

28.

Против откровенной жестокости, культура надеется предотвратить
сохраняя за собой право применить к преступнику силу
Однако закон не может справиться с более тонкими проявлениями
агрессии (спор, соревнование и т.д.)
Избавить общество от человеческой агрессивности стараются и
политические философы. Каждая политическая школа считает, что
нашла способ искоренить в человеке его агрессивность
Основная проблема в том, что многие предложенные им методы
также являются сомнительными
Стремление культуры искоренить агрессивность и сексуальность
мешают человеку обрести счастье (возможно, первобытному
человеку было легче достичь удовольствия)
Тем не менее, культура дает человеку надежность и уверенность в
будущем

29.

Враждебность людей культуре

30.

В некоторых случаях в различных трудах встречаются призывы
уничтожить культуру и вернуться к первобытному состоянию
Подобный шаг парадоксален т.к. в этом случае предлагается
избавиться от того, что защищает нас от враждебного мира
Фрейд выделил две причины которые могли спровоцировать
враждебность:
1. Победа христианства над язычеством т.к. новая религия была
близка к недооценке земной жизни
2. Открытие новых континентов и контакт с примитивными народами,
жизнь которых показалась европейцам гораздо более спокойной и
размеренной
Таким образом был сделан вывод, что если убрать из жизни все
требования культуры, то человеческая жизнь станет гораздо
счастливее

31.

Усиление Сверх-Я как
приобретение культуры
Агрессивные влечения человека зачастую обращаются
на самого себя. Данная агрессия овладевает частью Я и
преобразовавшись в Сверх-Я противопоставляет себя
оставшейся части и действует как совесть
Ранее, люди могли творить зло, т.к. опасались только
внешнего наказания и раскрытия своих действий
Приобретение Сверх-Я помогла сформировать совесть,
которая удерживает человека от противоправных
действий т.к. от Сверх-Я невозможно ничего скрыть и
утаить

32.

Зачастую совесть ведет себя очень недоверчиво именно
к человеку, который является добродетельным (ярко
наблюдается у глубоко религиозных людей)
У культурного человека происходит практически то же
самое
Согрешив где-либо, человек закрывается, погружается в
себя и тем самым еще больше отдает себя власти СверхЯ
Подобное может наблюдаться не только у индивида, но и
у целых народов

33.

Два источника чувства вины
Страх перед властью
Страх перед Сверх-Я
Призывает отказаться от
удовлетворения влечений
Побуждает к наказанию
(т.к. от нее ничего не
скрыть)
Продолжает строгость
внешней власти

34.

Совесть – результат отказа
человека от своих сексуальных
и агрессивных влечений

35.

Филогенетическая теория
развития Сверх-Я
После убийства отца, первобытное общество ощутило
чувство раскаяния за свой проступок
Чтобы в будущем не повторялось ничего подобного, это
раскаяние было расширено и вынесено в общество
Подавление агрессии по отношению к отцу приводило к
формированию Сверх-Я
В семье это происходит через Эдипов комплекс, в
обществе этот конфликт разрастается и усиливается
Сплочение людей происходит через постоянное усиление
чувства вины

36.

Культурные идеалы
Формирование коллективного Сверх-Я, довольно схоже с
индивидуальным
Развитие Сверх-Я культуры основывается на деяниях
великих лидеров, людьми с неодолимой силой духа, или
теми у кого одно из человеческих стремлений получило
наиболее сильное развитие
Подобные люди при жизни часто высмеиваются и даже
уничтожаются. Только после этого они становятся
значимыми (отец первобытной орды)
Наиболее ярким примером подобного идеала является
Иисус Христос
Сверх-Я культуры формирует свои идеалы, которые
способствуют улучшению взаимодействия людей
Самая главная заповедь культурного Сверх-Я «люби
ближнего своего, как самого себя»

37.

Патология культурных
сообществ
При исследовании индивидуального и коллективного
Сверх-Я прослеживается их сходство
Можно предположить, что довольно жесткие требования
культуры могут также приводить к неврозу, который
поразит уже не отдельного индивида, а всю культуру
Если индивидуальный невроз обнаружить гораздо проще
(человек выделяется на фоне «нормального»
большинства), то патологию культуры определить не так
просто т.к. она целиком является «больной» и понять
степень ее патологии гораздо сложнее

38.

Психоанализ культуры
Фрейд приходит к выводу, что провести анализ массовой
культуры практически невозможно т.к. никто не обладает
подобной компетенцией
Тем не менее, он не отрицает, что однажды кто-то может
предпринять попытки по исследованию патологии
культурных сообществ
Самым главным вопрос: удастся ли культуре
способствовать овладению агрессивными и
направленными на самоуничтожение влечениями,
которые мешают их совместной жизни?
Из-за развития техники и науки, люди могут уничтожить
весь земной шар, что влияет на развитие страха,
беспокойства и т.д.
Надежда остается только на Эрос, который победит в
противостоянии со своим главным соперником, однако
его победа не может быть гарантирована

39.

Психоаналитический анализ
общества
English     Русский Правила