Похожие презентации:
Образ бабочки в литературе
1.
Образ бабочки влитературе
К урокам литературы в 5 классе
Учитель русского языка и литературы ГБОУ
СОШ №113 Приморского района г.СанктПетербурга
Антиперович С.Н.
2.
«По какой – то причине бабочки являютсяхранителями золотой пыли вечности… Эта пыль
является пыльцой знания» (Карлос Кастанеда)
Образ бабочки уникален, потому что сочетает в себе
хрупкость, бессилие и невероятное могущество, часто не
подвластное ей самой. Бабочка летает на грани между
жизнью и смертью, хрупкостью и могуществом, знанием и
легкомыслием. Она неразрывно связана со смертью и
возрождением. О бабочке и её таинственной связи с
человеком, его душой размышляли многие поэты и
философы, начиная с Лао Цзы, философа древности,
который, проснувшись однажды, не мог понять: человек
ли он, которому приснилось, что он бабочка, или бабочка,
которой снится, что она человек.
3.
Бабочка – слово исконно – русское.В словарях встречается с 1780 года.
В современном значении – «летающее насекомое, мотылек».
4.
Афанасий Фет. Бабочка.Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу. (1884)
Бабочка в этом стихотворении олицетворяет беззаботность и
легкомысленность. В этом стихотворении звучит тема любви к жизни,
но бабочка созидает окружающий её красочный мир, не задумываясь
о том, как и зачем живёт.
5.
Фета по праву называют певцом русскойприроды. Обыкновенно он не воспевал
жарких чувств, отчаяния, высоких
мыслей, он писал о самом простом и
безгранично широком – о картинах
природы. Природа поэта светла и
многолика, она удивительно богата
звуками и красками. Но главное, что она
живет своей жизнью; здесь скрытый от
невнимательного глаза существует целый
мир обитателей природы: птицы, звери,
насекомые. И именно последние
заинтересовали нас как нельзя более,
потому что именно насекомые чаще всего
становились героями стихотворений
поэта.
Одной из ярких представителей поэзии
Фета является бабочка, которая стала
героиней одноименного стихотворения
6.
В.В.Набоков. Энтомолог, но литература стала первой в его жизни,а бабочки – источником вдохновения. Открыл 20 видов бабочек,
один из них носит его имя. Собрал коллекцию в 4324 экземпляра.
Что прочтем о бабочке – траурнице в энциклопедии?
Размах крыльев – 70 – 90 мм. Окраска темно-коричневая, вишнево –
коричневая. Крылья с широкой светло – желтой каймой и рядом
синих или голубых пятен перед ней.
7.
Владимир Набоков. Бабочка.Бархатно-чёрная, с тёмным отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой.
Сладостно светится ряд васильково-лазоревых зёрен
вдоль круговой бахромы, жёлтой, как зыбкая рожь,
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
То припадая к коре, то обращаясь к лучам…
О как ликуют они, как мерцают Божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь,
Здравствуй, о, здравствуй, грёза берёзовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей,
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
Крылья узнаю твои, этот священный узор.
8.
Поэт создал яркий незабываемый образ прекрасной бабочки,воплощающей и трепет, и смех, и любовь юности вечной.. Бабочка
помогает понять красоту природы.
Эпитеты:бархатно-черна, глубокая ночь в раме двух палевых зорь
Метафора:с теплым отливом сливы созревшей
Сравнение: желтый, как зыбкая рожь
Олицетворения: дышат зубчатые нежные крылья, как ликуют они
9.
И.БродскийЯ думаю, что ты —
и то и это:
звезды, лица, предмета
в тебе черты.
Кто был тот ювелир,
что, бровь не хмуря,
нанес в миниатюре
на них тот мир,
что сводит нас с ума,
берет нас в клещи,
где ты, как мысль о вещи,
мы — вещь сама?
10.
И. Бродский «Бесплотнее, чем время, беззвучней ты...»Та бабочка, слетевшая с небес,
Была так трогательно невесома, Изящнокрыла.
Шелковистый блеск
Напомнил волосы твои. Как мне знакомо Касанье
нежное. Так трудно уловить
Момент прикосновения. Ab ovo,
В который раз, я озадачен. Словно нить,
Свисающую вольно, ветер снова
Прижал ко мне. Доверчивость её
Была сродни любви, но не бесстрашью.
Витиеватый крыльев окаём,
И спинка бархатистая. Что краше
Быть может, чем причудливый узор,
Открытый миру и доверенный наивно.
Чем глубь души бездонная. Чем взор
Из этой глубины - в мою.. .
11.
Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична.Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он
последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик,
прекрасный знаток русского языка.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
(Иван Бунин, 1918)
12.
Настанет день — исчезну я,А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Каковы тема и идея стихотворения?
(Тема: стихотворение о неотвратимости смерти. Идея: смерть — это
совсем не конец, не катастрофа: пусть человек и исчезнет, но весь Мир
будет существовать, такой же вечный и прекрасный.
Какие эмоции вызывает? (Эмоции: печаль и надежда.)
Определите роль образа бабочки. (Роль образа бабочки: в образе
бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла,
рождения новых людей (круговорот жизни и смерти (Буддистский
мотив).
13.
В древнегреческом языке слова «душа» и «бабочка»обозначают одно и то же. Древние люди верили, что
когда человек умирает, его душа в виде бабочки улетает
из тела в природу. У каждого своя душа, свой
внутренний мир. Поэтому и бабочек существуют
миллионы!
14.
Константин БальмонтБабочка
Залетевшая в комнату бабочка бьется
О прозрачные стекла воздушными крыльями.
А за стеклами небо родное смеется,
И его не достичь никакими усильями.
Но смириться нельзя, и она не сдается,
Из цветистой становится тусклая, бледная.
Что же пленнице делать еще остается?
Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!
1927
15.
В поэзии бабочки чаще всего выступали символом свободы, любви инадежды. О них писали В.Жуковский, А.Фет, А.Майков, И.Бунин,
И.Бродский. Известны строки А.С.Пушкина о ветреном характере
бабочек:
Мы их любви в награду ждем,
Любовь в безумии зовем,
Как будто требовать возможно
От мотыльков или лилей
И чувств глубоких и страстей!
Символическое значение – гибельная страсть – связана с
особенностью этих насекомых лететь на свет, приводящей их к
гибели.
В фильме Э.Рязанова «Жестокий романс» (по пьесе А.Н.Островского
«Бесприданница») звучат слова:
Я, словно бабочка, к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь, в волшебную страну,
Где назовут меня любимой…
16.
С древних времён разные народы связывали бабочек с любовью,душой, возрождением.
В эпоху палеолита одним из насекомых, представлявших богиню
«Великую мать», была бабочка.
У ацтеков бабочка была одним из атрибутов бога растительности,
весны и любви Шочипильи. По поверьям южноамериканских индейцев
морфы — это души умерших людей, стремящиеся ввысь, а местное
название этих бабочек можно перевести как «частица неба, упавшая
на землю».
Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал
ветер. Также они называли бабочек «feralis» — «свирепая», и верили,
что они могут предвещать войны.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея
(греч. «душа») изображалась в образе девушки с крыльями бабочки.
17.
В Китае бабочка является воплощением бессмертия, изобилия,влюблённости, лета. Бабочка, изображённая со сливой,
символизировала долгожительство и красоту человека, с хризантемой
— красоту в старости, а с пером — долголетие. Образ бабочки часто
встречается в даосских притчах. И сегодня, жених перед свадьбой
дарит невесте живую или нефритовую бабочку, как символ любви.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь
именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.
В Японии нимфалида Sasakia charonda является символом страны. По
верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.
Порхающие друг вокруг друга бабочки символизируют семейное
счастье, а белая бабочка — душу умершего. Именно поэтому все
торжественные шествия и праздники в этой стране начинаются с
ритуального «танца бабочек», выражающего радость жизни.
У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь,
смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке
младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.
18.
Древние славяне связывали с бабочками представлениями о душе, втом числе и о душах умерших, предвестниц смерти[66]. В ряде
случаев у славян бытовало поверье о душе ведьмы в виде бабочки; а
южные славяне часто называли ночных бабочек «ведьмами».
Наибольшей дурной славой у разных народов, пожалуй, пользовался
бражник мёртвая голова. С мрачным рисунком в виде черепа на его
спинке связано немало легенд — так, по поверью, эта бабочка была
предвестником несчастий, смерти, войн и эпидемий. Так, эпидемию
1733 года народ приписывал появлению этой бабочки. В Иль-де-Франс
до сих пор верят, что чешуйка с крыльев этой бабочки, попав в глаз,
причиняет слепоту и возможную скорую гибель.
У славян представление об этих насекомых, как о душе, отразилось не
только на его диалектных названиях — «душа» и «душечка», но и
общеупотребительном название представителей данного отряда —
«бабочка», восходящем к праславянскому «baba», означающее в
древности предка. И по сей день во многих сёлах и деревнях их
называют «бабуля», «бабушка», «бабучка», «бабурка», «бабка» и т.
д.
19.
В 1972 году — в тот год, когда он покинул отечество, — ИосифБродский написал стихотворение «Бабочка», исполненное
изумления перед зачаровывающей красотой. Бабочка нерукотворна,
мало того, и в своих фантазиях человек, даже поэт, творец, не
может представить себе это чудо:
Навряд ли я,
бормочущий комок
слов, чуждых цвету,
вообразить бы эту
палитру смог.
Не может вообразить и потому не называет ни одну из красок этой
палитры: они божественны, и не слову изреченному или
оттиснутому на плоскости листа, дано запечатлеть ее краски. Слову,
дано лишь «чернеть на белом».
20.
Но бабочка удивляет не только красками. На ее раскрытых, какфигурный мольберт, крыльях запечатлены таинственные рисунки:
На крылышках твоих
зрачки, ресницы —
красавицы ли, птицы —
обрывки чьих,
скажи мне, это лиц,
портрет летучий?
Каких, скажи, твой случай
частиц, крупиц
являет натюрморт:
вещей, плодов ли?
и даже рыбной ловли
трофей простерт.
(II, 295)
21.
Отдельные рисунки, загадочные очертания в этом калейдоскопескладываются в картину, в пейзаж:
Возможно, ты — пейзаж,
и, взявши лупу,
я обнаружу группу
нимф, пляску, пляж.
Светло ли там, как днем?
иль там уныло,
как ночью? и светило
какое в нем
взошло на небосклон?
чьи в нем фигуры?
Скажи, с какой натуры
был сделан он?
(II, 295)
22.
Картина на тончайшей плоти насекомого в свернутом образезаключает весь мир, его небо (звезду), его душу и личность (лицо),
его неживую материю (вещь):
Я думаю, что ты —
и то, и это:
звезды, лица, предмета
в тебе черты.
Кто был тот ювелир,
что, бровь не хмуря,
нанес в миниатюре
на них тот мир,
что сводит нас с ума,
берет нас в клещи,
где ты, как мысль о вещи,
мы — вещь сама?
(II, 296)
23.
И бабочка, как чистая Красота, как создание БожественногоЮвелира, принадлежит миру идеальному, а не вещественности,
паря над «вещами» — людьми. Она — как бы эскиз замысла Творца
о мире, лучший, чем его материальное воплощение. И она же сама
— эмблема или полупрозрачное зеркало мира другого,
обособленного от нашей грубой реальности. Там на берегу танцуют
нимфы и восходит неведомое светило.
24.
«По какой – то причине бабочки являютсяхранителями золотой пыли вечности… Эта пыль
является пыльцой знания» (Карлос Кастанеда).
Фрагмент из эссе Ф. Розинера к картине М.Чюрлёниса
«Истина»: «миг – свеча – свет истины – бабочка –
беззащитность – стремление к свету, знанию,
счастью – человеческая душа – ангел –
бесконечность - непознаваемость – вечность».