Какие виды народных промыслов вы знаете?
Задание
История возникновения
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном фоне
Приемы жостовского письма
Грунтовка: поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком (на этом этапе выбирают цвет фона)
затем тенёжка: накладываются тени,
Бликовка – прокладываются блики,
а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д. - это привязка

Жостовская роспись

1. Какие виды народных промыслов вы знаете?

Роспись: по керамике

2.

по дереву

3.

глиняная игрушка

4.

деревянная
игрушка

5. Задание

Нарисовать ромашку
в технике жостовской
росписи

6.

7. История возникновения

Промысел расписных
металлических
подносов возник в
середине XVIIIв. на
Урале, где были
расположены
металлургические
заводы Демидовых и
только в первой
половине XIX века
подносы стали
изготавливать в
деревнях Московской
губернии — Жостове,
Троицком,
Новосельцеве и др.

8.

В 1825 г. Художник О.Ф.
Вишняков, сын владельца
московской фабрики по
изготовлению
металлических расписных
подносов, основал в Жостове
мастерскую, где создавали
подносы с сюжетной и
цветочной росписью.
В начале 20 века спрос
на изделия жостовских
мастеров сократился,
что привело к упадку
промысла.
В 1928 г. все мелкие артели
объединились в
специализированную
артель
"Металлоподнос" с
центром в деревне
Жостово.

9. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном фоне

(иногда на красном, синем, зеленом,
серебряном фоне),причем мастер работает
сразу над несколькими подносами.

10.

Существует
несколько
сложившихся
типов
композиций.
Цветы могут
располагаться
гирляндами
по периметру
подноса,
собираться
в букеты из
трех или
пяти
цветов,
изображать
ся в
корзинах.

11.

Для производства
жостовских подносов
применяется тонкая
кровельная сталь:
листы штампуют, затем
подносы проходят
вальцовку, для придания
жесткости бортикам.
После этого подносы
грунтуют, шлифуют и
несколько раз покрывают
масляным лаком обычно
черного цвета с просушкой
каждого слоя в печи.

12.

Затем мастера расписывают подносы от руки
масляными красками без применения трафаретов и
образцов, полагаясь на собственную фантазию

13.

Орнаментальный узор
наносится "твореным"
золотом (золотым порошком,
разведенном в прозрачном
лаке или скипидаре)
После росписи жостовские
изделия снова трижды покрываю
бесцветным лаком с просушкой
печи и полируют тонким
порошком вручную до
зеркального блеска.

14. Приемы жостовского письма

-замалёвка
-тенёжка
-бликовка
-привязка
-уборка

15. Грунтовка: поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком (на этом этапе выбирают цвет фона)

Роспись начинают с
замалевка (основные
силуэты букета),

16. затем тенёжка: накладываются тени,

прописываются
светлые места,
наносятся плотные
мазки

17. Бликовка – прокладываются блики,

тонкими линиями —
прожилки листьев, тычинки,
так называемая чертёжка

18. а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д. - это привязка

Уборка - в последнюю
очередь наносится
орнамент, расположенный
на бортах.

19.

-Выполните фрагмент по мотивам
жостовской росписи с включением
крупных, мелких и средних форм
цветов.
-Затем
.
вырежьте цветы и по группам
составьте на подносе цветочную
композицию.

20.

Последовательность использования
приёмов жостовского письма
1. Замалёвка – в неполную силу краски, обобщённо – пятном
прорисовка силуэтов будущих цветов и листьев.
2. Тенёжка - прокладка теней, прописка затенённых мест тем же
цветом, но более тёмным.
3. Бликовка – прокладка бликов, оживки на выступающих частях
цветов, подчёркивая объёмность и многослойность письма.
4. Привязка – введение тонкие травки, стебельков, усиков между
цветами и листьями, смягчая переход от росписи к фону.
5. Уборка – украшение изделия орнаментальной рамкой, изящной
линией, отводкой. Уборки подчёркивают форму изделия.
English     Русский Правила