518.56K
Категория: ЛитератураЛитература

Серебряный век русской поэзии

1.

Есть золотой и есть серебряный век
искусства. И в тот, и в другой – люди
друг друга стоят. Вряд ли первые
другой природы, чем вторые.
Н. Оцуп

2.

«Серебряным веком» — в сравнении с «золотым»,
пушкинским,— принято называть в истории
русской поэзии, литературы и искусства конец XIX
— начало XX столетия. Если иметь в виду, что у
«серебряного века» был пролог (80-е гг. XIX
столетия) и эпилог (годы Февральской и
Октябрьской революций и гражданской войны), то
началом его можно считать знаменитую речь
Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом —
речь Блока «О назначении поэта» (1921 г.), тоже
посвященную «сыну гармонии» — Пушкину. С
именами Пушкина и Достоевского связаны две
основные, активно взаимодействующие между
собой тенденции в русской литературе как
«серебряного века», так и всего XX столетия —
гармоническая и трагедийная.

3.

Символизм
Акмеизм
Футуризм
Эгофутуризм
Кубофутуризм
«Центрифуга»
Имажинизм

4.

Символизм – первое и самое крупное из модернистских
течений, возникшее в России. Начало теории русского
символизма было положено Д. Мережковским,
который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах
упадка и о новых течениях современной русской
литературы».
Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е
годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов,
К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и
др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы,
существенно обновившие облик течения (А. Блок, А.
Белый, Вяч. Иванов и др.)

5.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...

6.

Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея...

7.

...И снова я с людьми, – затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.

8.

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и
противостоял ему. Акмеисты провозглашали
материальность, предметность тематики и
образов, точность слова (с позиций «искусства
ради искусства»). Его становление связано с
деятельностью поэтической группы «Цех
поэтов». Основателями акмеизма были Николай
Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению
присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова,
а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич,
Георгий Иванов и другие.

9.

Мне снилось: мы умеpли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гpоба
Поставлены pядом.
Когда мы сказали: "Довольно"?
Давно ли, и что это значит?
Hо стpанно, что сеpдцу не больно,
Что сеpдце не плачет.
Бессильные чувства так стpанны,
Застывшие мысли так ясны,
И губы твои не желанны,
Хоть вечно пpекpасны.
Свеpшилось: мы умеpли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гpоба
Поставлены pядом.
<1907>

10.

Осип
Мандельштам

11.

«Широк и желт
вечерний свет,
Нежна апрельская
прохлада.
Ты опоздал на много
лет,
Но все-таки тебе я
рада…»

12.

Футуризм был первым авангардным течением в русской
литературе. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa
бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы
выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и
пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк
глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.
Родоначальниками русского футуризма считаются члены
петербургской группы «Гилея». «Глея» была самым
влиятельным, но не единственным объединением
футуристов: существовали также эго-футуристы во главе
с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы
«Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в
Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

13.

«Монастырского леса
озера,Переполненные
голубым,Говорят: нет
лазурнее взора,Как у
тех, кто влюблен и
любим...»
1927

14.

Помимо общего футуристического письма для
эгофутуризма характерно культивирование
рафинированности ощущений, использование новых
иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм
был явлением кратковременным. Бо́льшая часть
внимания критики и публики была перенесена на Игоря
Северянина, который достаточно рано отстранился от
коллективной политики эгофутуристов, а после
революции полностью изменил стиль своей поэзии.
Большинство эгофутуристов либо быстро изживали
стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости
совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина,
к этому течению в разное время примыкали Вадим
Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

15.

В России кубофутуристами называли себя
«будетляне», члены поэтической группы
«Гилея». Для них был характерен
демонстративный отказ от эстетических идеалов
прошлого, эпатаж, активное использование
окказионализмов. В рамках кубофутуризма
развилась «заумная поэзия».
К поэтам-кубофутуристам относились Велимир
Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай
Бурлюки, Василий Каменский, Владимир
Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт
Лившиц.

16.

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в
январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных
с издательством «Лирика».
Основные участники группы — Сергей Бобров, Николай
Асеев, Борис Пастернак.
Основной особенностью в теории и художественной практике
участников группы было то, что при построении
лирического произведения центр внимания со слова как
такового перемещался на интонационно-ритмические и
синтаксические структуры. В их творчестве органично
соединялось футуристическое экспериментаторство и
опоры на традиции.
Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до
1922 года.

17.

Лошадь
сказала,
взглянув на верблюда:
"Какая
гигантская
лошадь-ублюдок".
Верблюд же
вскричал:
"Да лошадь разве ты?!
Ты
просто-напросто верблюд недоразвитый".
И знал лишь
бог седобородый,
что это
животные
разной породы.
1928

18.

Велимир
Хлебников

19.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит
в создании образа. Основное выразительное
средство имажинистов — метафора, часто
метафорические цепи, сопоставляющие
различные элементы двух образов — прямого и
переносного. Для творческой практики
имажинистов характерен эпатаж, анархические
мотивы. На стиль и общее поведение
имажинизма оказал влияние русский футуризм.
Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф,
Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К
имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и
Николай Эрдман.

20.

Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда.
Грусть ты или радость теплишь?
Иль к безумью правишь бег?
Помоги мне сердцем вешним
Долюбить твой жесткий снег.
Дай ты мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду.
Может быть, к вратам господним
Сам себя я приведу. 1918

21.

Судьба литературы «Серебряного
века» трагична: кровь, хаос и
беспредел революционных лет и
гражданской войны уничтожил
основу ее существования.
English     Русский Правила