Похожие презентации:
Начало XX века в русской литературе. Литературные направления
1. Начало XX века в русской литературе
Литературные направления2. Поэзия
• СимволизмПоэзия
- теоретики направления: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор
Сологуб, Иннокентий Анненков, Зинаида Гиппиус.
- мистический символизм: Андрей Белый, Александр Блок.
• Акмеизм
-
Николай Гумилев и Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
• Футуризм
• Кубофутуризм: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис
Пастернак.
Эгофутуризм: Игорь Северянин.
• Новокрестьянская поэзия
-
Сергей Есенин, Николай Клюев.
Поэты, не связанные с определенным течением:
- Марина Цветаева, Владимир Ходасевич.
3. Символизм
Не только литературное течение, но и мировоззрение. Поэт
следует только за внутренним голосом сердца, души. Он
творит не искусство – он творит жизнь.
В основании символизма – философия Платона, его главная
мысль о существовании идеального мира, только отблеск
которого доходит до нас. Поэта переполняет тоска по
нездешнему.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СИМВОЛИЗМА:
1.
Обращение к вечности.
2.
Имморализм – особое человеческое состояние, когда в
системе ценностей самая главная – наслаждение, но оно не
телесное, духовное, например, - страдание.
3.
Тяга к силе. Культ силы.
4.
Соседство смерти и страсти.
5.
Образованности. Мы уже не знаем языка, на котором они
писали ( словарь символов).
4. Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый
свет.
Живи еще хоть четверть
века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять
сначала,
И повториться все, как
встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
5. Журналы русских символистов
• «Весы» (1903 год)Издавал его купец ПОЛЯКОВ. Вел его
В.Брюсов, сотрудники – А.Белый,
К.Бальмонт, поэты Иван Коневский,
Юргис Балтрушайтис, художник Л.Бакст.
Подписчиков 9000 человек.
После закрытия «Весов», будет открыт
журнал «Аполлон» (1909 год).
6. Акмеизм - частное продолжение символизма. Сложился к 1912 году. «Мы должны быть достойны славы предков», - Н.Гумилев
1.
2.
3.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АКМЕИЗМА:
Тоcка по мировой культуре («акме» - «предел,
высота, совершенство»).
Отказ от метафоричности. Обращение к разуму.
Ничего не надо принимать на веру, нужен
«бесконечный поток доказательств».
Журнал акмеистов - «Аполлон», его издатель – С.
Маковский.
7. Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Москва: Современник, 1989.
Мне снилось: мы умерли оба,Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гpоба
Поставлены pядом.
Когда мы сказали: "Довольно"?
Давно ли, и что это значит?
Hо стpанно, что сеpдцу не больно,
Что сеpдце не плачет.
Бессильные чувства так стpанны,
Застывшие мысли так ясны,
И губы твои не желанны,
Хоть вечно пpекpасны.
Свеpшилось: мы умеpли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гpоба
Поставлены pядом.
<1907>
8. Кубофутуристы Направление целиком вышло из живописи и во всем полярно символизму.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУБОФУТУРИЗМА:
1.
2.
Абсолютно демократичны.
Урбанисты. Им не нужна вечность. Главное – сейчас они
пришли говорить и петь от имени города, всех людей.
Фонетическое оформление ориентировано на согласные, а не
на гласные.
Антиэстетичность.
3.
4.
9. Владимир Маяковский
А вы могли бы?Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
10. Задания после семинара
Теоретическое осмысление:• Выбрать литературное направление и составить
литературоведческую статью о нем или написать конспект.
Творческая лаборатория:
1. Выбрать стихотворение поэта «серебряного века» и
проанализировать его (из учебника литературы 7 класса по ред.
В.Я.Коровиной):
• В.Маяковский «Необычайное приключение…», «Хорошее
отношение к лошадям».
• Б.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль».
• В.Брюсов «Первый снег».
• Ф.Сологуб «Забелелся туман над рекою…»
• С.Есенин «Топи да болота…»
2. Выучить любое понравившееся стихотворение поэтов начала XX
века.
11. Вопросы для анализа:
1. Какие картины возникают при чтении стихотворения?(Что я вижу? Что слышу? Что чувствую?)
2. Есть ли сюжет? Каков он?
3. Каким вы видите лирического героя? Передает ли он
чувства и мысли автора?
4. Какие средства выразительности использует автор?
С какой целью? Как это связано с литературным
направлением и мировоззрение поэта?
5. Охарактеризуйте ритм и размер стихотворения?
6. Есть ли повторяющиеся звуки (звукопись), о чем они
говорят?
7. Какое настроение создает стихотворение?
12. Душа и имя Марина Цветаева
Пока огнями смеется бал,Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!