Похожие презентации:
Басня как литературный жанр
1.
Басня как литературныйжанр
( электронное
приложение к уроку
литературы в 5 классе)
Автор: учитель русского языка и
литературы высшей
квалификационной категории
Юрченко О.Н.
2.
Когда первобытный человекпочувствовал себя человеком,
Он оглянулся вокруг себя и
впервые задумался о мире и о
себе.
По существу, это были два
вопроса: как устроен мир и как
должен вести себя в этом
мире человек?
На первый вопрос он ответил
мифом. На второй – басней.
3.
Басня – небольшоепо объему
произведение. Но
это не умаляет ее
достоинств.
Мораль, данная
автором в начале
произведения,
помогает
читателям
настроиться на
нужный лад.
4.
Основной поучительной мыслью басниявляется мораль. Это и роднит ее с
притчей. В качестве персонажей в басне
выступают животные, растения, птицы,
рыбы, вещи. Герои ведут себя почеловечески, наделяются человеческими
качествами. Мы узнаем свойства
характера и особенности поведения
человека, к которым автор относится
неодобрительно, высмеивает или осуждает
их.
5.
Жанр басни известен с давнихвремен. Родоначальником жанра
считается древнегреческий
мудрец и баснописец Эзоп.
Легендарный баснописец,
живший в Древней Греции еще в
440 г. До н. э. предложил
«давать поучения» не в форме
наставлений, а в другой.
6.
7.
Эзоп, не имея возможностипрямо высказать свои
мысли, рассказывал в баснях
о жизни животных, имея в
виду взаимоотношения
людей. Эзоповский язык,
понятный искушенному
читателю, позволял
избегать преследований и
выражать запретные мысли
с помощью различных
приемов.
8.
Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числеи басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был
древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).
9.
В литературе XVII–XVIIIвеков античные сюжеты
подверглись обработке.
В XVII веке французский
писатель Лафонтен (1621–
1695) вновь возродил жанр
басни. В основе многих
басен Жана де Лафонтена
лежит сюжет басен Эзопа.
Но французский
баснописец, используя
сюжет античной басни,
создает новую басню
10.
В Германии XVIII века кжанру басни обращается
поэт Лессинг (1729–1781). Как
и Эзоп, он пишет басни
прозой. "Повествование в
басне, – пишет он, – ...должно
быть сжато до предельной
возможности; лишенная всех
украшений и фигур, она
должна довольствоваться
одной только ясностью"
11.
В русской литературеосновы национальной
басенной традиции
заложил А.П.Сумароков
(1717–1777). Его
поэтическим девизом
были слова: "Доколе
дряхлостью иль
смертью не увяну,
Против пороков я
писать не перестану...".
12.
Вершиной в развитии жанра сталибасни И.А.Крылова (1769–1844),
вобравшие в себя опыт двух с половиной
тысячелетий. Кроме того, существуют
иронические, пародийные басни Козьмы
Пруткова (А.К. Толстой и братья
Жемчужниковы), революционные басни
Демьяна Бедного
13.
Жизнь Крылова была удивительнонасыщенной: русский баснописец,
драматург, журналист, самостоятельно
изучал литературу, математику,
французский и итальянский языки.
Крылов обладал разносторонним
образованием, хорошо играл на скрипке,
знал итальянский. В 1808 г. в
«Драматическом Вестнике» были
напечатаны первые 17 басен, в 1809
выходит первое отдельное издание 23
басни, завоевавшее ему почетное место в
русской литературе. С этого времени
жизнь Крылова – ряд непрерывных
успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг.
создал 200 басен.
14.
Жуковский писал, что басни Крыловаучили читателей « любить
отечественный язык». Это живая
народная речь, которую Крылов смело
ввел в русскую поэзию. Это составляет
особенность басен И. А. Крылова.
Великий баснописец внес огромный
вклад в формирование русского
литературного языка.
15.
16.
Советский поэт СергейМихалков, которого
юные читатели знают
как автора "Дяди
Степы", возродил
басенный жанр, нашёл
свой интересный стиль
современной басни.