М.М.Бахтин ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ РОМАНА
9.38M
Категория: ЛитератураЛитература

Историческая типология романа. М.М. Бахтин

1. М.М.Бахтин ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ РОМАНА

2.

• М.Бахтин рассматривает роман как самый свободный, самый
изменчивый и пластичный жанр, наиболее востребованный
современной литературой. «Центральным героем»
литературного процесса.
• Определенное влияние на взгляды М.Бахтина оказала
просветительская теория романа (Г.Филдинг и X. М. Вилад).
Значение этих суждений, с точки зрения Бахтина, состояло в
том, что они, равно как и
• художественная практика писателей XVIII века, «подготовили
теорию романа, созданную Гегелем».
• Обобщая все суждения о романе, сложившиеся в
просветительских теориях и подытожившие его развитие в XVII
- XVIII вв., М. М. Бахтин указывает на следующие требования к
роману.

3.

Роман не должен быть «поэтичным», а его
герой не должен быть «героичным» ни в
эпическом, ни в трагическом смысле.
Герой романа должен
объединять в себе и
положительные, и
отрицательные черты
характера.
Бахтин полагает, что роман
должен стать для литературы
нового времени тем, чем эпос
был для древней.
Должен быть показан как
«становящийся человек»,
т.е. меняющийся под
воздействием жизненных
обстоятельств.
Бахтин связывает
сущность романа с с
пространственновременным целым,
т.е. с хронотопом.

4.

Хронотоп - (от др.- греч. χρόνος «время» и τόπος «место»). М. Бахтин
Хронотоп – «единство пространственных и временных параметров,
направленное на выражение определенного культурного, художественного
смысла».
Основные виды хронотопа в диахроническом аспекте по М. Бахтину:
фольклорный, авантюрный, авантюрно-бытовой, автобиографический,
средневековый, раблезианский, идиллический.
«Существенную взаимосвязь временных и пространственных
отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем
называть хронотопом (что значит в дословном переводе —
«времяпространство»).
Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно
прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются
именно хронотопом, причём в литературе ведущим началом в хронотопе
является время.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе.

5.

М. Бахтин строит свою классификацию по
принципу построения образа главного героя и
выделяет 4 типа романа - роман странствований,
роман испытания героя, роман биографический
(автобиографический) и роман воспитания.
Ни одна историческая разновидность не
представлена в чистом виде, но
характеризуется преобладанием того или
иного принципа оформления героя.
Так как все элементы взаимоопределяют друг
друга, то определенный принцип оформления
героя связан и с определенным типом сюжета и
композицией романа.

6.

Роман
«странствований».
Герой для этого типа –
движущаяся в
пространстве точка,
лишенная существенных
характеристик и не
находящаяся сама по себе в
центре художественного
внимания.
Для романа этого типа характерно
чередование различных
контрастных положений: удачинеудачи, счастья-несчастья, победыпоражения.
Его жизненная траектория движение в пространстве,
странствования и отчасти
приключения-авантюры
(преимущественно
испытательного типа)
Это дает возможность
развернуть и показать
пространственное и
социальное разнообразие
мира (страны, города,
культуры, различные
социальные группы).

7.

Здесь преобладает
пространственное измерение,
временные категории
разработаны слабо.
Значимо лишь авантюрное
время – состоящее из
смежности ближайших
моментов – мгновений, часов,
дней.
Обычные временные
характеристики: «в то же
мгновение», «в следующую
секунду», «на следующий
день», «секундой раньше,
позже», и «утро», «ночь»
являются лишь обстановкой
авантюрного действия.
Данному типу времени
присуща неограниченность и
бесконечность, «нанизывание
авантюр».

8.

Образ героя - едва намечен и совершенно статичен, как статичен и
окружающий его мир. Становление, развитие человека роман не
предполагает.
Если и меняется резко положение человека (в
плутовском романе из нищего он становится богачом,
из безродного бродяги – дворянином),
то сам он при этом остается неизменным.
Герой такого романа – «движущаяся в
пространстве точка, лишенная существенных
характеристик и не находящаяся сама по себе в
центре художественного внимания романиста».

9.

Такой тип героя,
постоянно
находящийся в
движении, дает
возможность
романисту показать
не его, а «развернуть
и показать
пространственное и
социально-статическое
многообразие мира .
Здесь активно не
время хронотопа, а
его пространство,
временные же
характеристики
здесь разработаны
крайне слабо и
служат только лишь
для формального
соединения частей
повествования между
собой.
Один из самых
ранних типов жанра,
созданных
античностью
(Петроний, Апулей),
европейский
плутовской роман,
романы Дефо,
Смоллета,
приключенческий
роман.

10.

Роман странствования Бахтин относил к самому абстрактному типу
романа, который характеризуется исключительно формальным
соотношением времени и пространства, а также слабой
разработанностью форм показа внутреннего мира человека.
Герой в таком романе «тождествен» самому себе, то есть неизменен.
В романе он показан не как становящийся герой, а как герой абсолютно
неизменный.
Роман испытания. Сам термин традиционно используется
применительно к роману барокко. М.Бахтин его прилагает к романным
типам повествования, начиная с романов античности («Эфиопика»
Гелиодора).
В основе этого типа романа лежит принцип испытания героя.

11.

Строится как ряд испытаний главных героев, их
верности, смелости, добродетели и т.п.
Это, по М. Бахтину, самая распространенная
романная разновидность в европейской
литературе, к ней относится значительное
большинство всей романной продукции.
Мир романа этого типа – арена борьбы и
испытаний героя; события, приключения для
него - пробный камень.
Сам герой представлен всегда как готовый и
неизменный, все его качества даны с самого
начала и на протяжении романа/жизнеописания
лишь проверяются и испытываются.
Возникает на античной почве – греческий
роман. Почти все приключения героев
организованы как покушение на невинность,
чистоту и взаимную верность героев.

12.

Характер героя также статичен, неизменен, ему
присуща некая абстрактная идеальность, Это
исключает всякое становление, развитие,
изменение под воздействием переживаемого
жизненного опыта.
Но в отличие от романа первого типа здесь
дается сложный и развитый образ человека
(одна из разновидностей романа испытания, по
М.Бахтину, – раннехристианские жития святых).
Кроме авантюрного времени в романе испытания
появляется психологическое время (при
изображении опасности, томительных ожиданий,
неутоленной страсти и т.д.).

13.

Этапы в
развитии
романа
испытания.
Античность.
Средневековье.
Далее этот тип
романа, уже с
усложненной
идеей испытания,
постепенно
заполняет собой
романную
Западной Европы:
от эпохи барокко
вплоть до XIX
века.
«Роман барокко сумел
извлечь из идеи
испытания все
заложенные в ней
сюжетные
возможности...»
Главным завоеванием
романа испытания
эпохи барокко Бахтин
считал появление
особого типа времени –
психологического.

14.

Роман барокко (д, Юрфе, Скюдери). Наиболее чистый и
последовательный, по определению Бахтина, тип
героического романа. Барокко не допускает ничего среднего,
нормального, обычного; здесь все доведено до грандиозных
масштабов.
Барочный роман испытания в дальнейшем развивается по
двум направлениям.
Авантюрно-героический
роман (готический
роман)).
Патетикопсихологический
(Ричардсон, Руссо) –
героизация маленького
человека.

15.

Все разновидности имеют
общие черты
Сюжет – всегда строится
на отступлениях от
нормального течения
жизни героев, поэтому
велика роль случайности,
преступлений, всяческих
аномалий.
Оно характеризуется
нарушением нормальных
временных категорий,
например, в одну ночь
производится работа нескольких
лет или, напротив, года
протекают в одно мгновенье.
Время – неограниченность,
бесконечность авантюрного
времени. Кроме того здесь
(особенно в рыцарском
романе) появляется сказочное
время.
Время лишено
исторической локализации,
связи с определенными
историческими событиями.

16.

• Изображение мира - . роман испытания обладает исключительной
мерой «героецентричности», он весь сосредоточен на герое.
• Окружающий мир и второстепенные персонажи в большинстве
случаев превращаются в фон для героя, в декорацию, в
обстановку.
• Но внешний мир, прикрепленный к неподвижному герою как его
фон, лишен самостоятельности и историчности.
• Между героем и миром нет подлинного взаимодействия: мир не
способен изменить героя, он его только испытывает, и герой не
воздействует на мир, не меняет его лица.
• Герой оставляет в мире все на своих местах, не перестраивает его,
отсюда бесплодный героизм героя.
• Идея испытания позволяет соединить авантюрность с глубокой
проблемностью и сложной психологией (романы Бальзака и
Стендаля).

17.

Роман
биографический
• В чистой форме
биографический
роман никогда не
встречается.
• Существует лишь
принцип
биографического
(автобиографическог
о) оформления героя
в романе.
Античные биографии,
исповеди
раннехристианского
периода, вплоть до
Августина, – лишь
подготовка к такой
форме.
Для всех
разновидностей
биографического
построения характерен
ряд особенностей.
Сюжет в отличие
романа странствований
и романа испытаний
строится не на
отступлениях от
нормального и
типического хода жизни,
а именно на основных
и типических
моментах всякого
жизненного пути:
рождение ,детство,
воспитание, брак и
т.д

18.

Образ героя в биографическом романе, как его
видит Бахтин, лишен подлинного становления меняется, строится жизнь героя, его судьба, но
сам герой остается, по существу, неизменным.
Внимание сосредоточивается на делах,
подвигах, заслугах, творениях, на устройстве
жизненной судьбы, счастья.
Единственное существенное изменение самого
героя, которое знает биографический роман
(автобиографический и исповедальный), - это
кризис и перерождение героя.
Биографические жития святых кризисного типа,
«Исповедь» Августина.

19.

Нет героизации главного персонажа, он характеризуется
как положительными, так и отрицательными
качествами. Они даны герою с самого начала и на
протяжении романа не меняются (события формируют не
человека, а его судьбу).
Существенная особенность биографического романа – появление в нем
биографического времени.
В отличие от авантюрного оно вполне реально, все моменты его
отнесены к целому жизненного процесса - ограниченного,
неповторимого, необратимого.
В этом типе романа появляется в качестве самостоятельного
элемента повседневность, именно повседневность, где в
отличие от близкого термина обыденность, подчеркнута
специфика протекания времени.

20.

• При этом Бахтин соотносит биографическое и историческое
время.
• В биографической форме историческое время осуществляет себя
лишь в зачаточной форме (по его мнению, историческое
измерение почти отсутствует в романах странствий и испытаний).
• Мир в биографическом романе приобретает особый характер. Это
уже не фон для героя.
• Соприкосновения и связи героя с миром организуются уже не как
случайные ( неожиданные встречи на большой дороге в
авантюрном романе или орудие испытания героя в романеиспытании), а как существенные.

21.

Намечается связь с историческим временем, эпохой,
соответственно становится возможным более глубокое
реалистическое отражение
действительности. Семейно-биографический роман. «Том
Джонс» Филдинга.
Отсутствует героизация персонажа, он наделен как положительными,
так и отрицательными качествами. Но эти качества носят постоянный
характер.
События формируют не человека, а его судьбу.
Таковы основные принципы оформления героев в романе, которые
сложились и существовали до второй половины XVIII, т.е. до того
времени, когда складывается роман воспитания.

22.

Все эти принципы оформления
героя подготовили развитие в
xix веке синтетических форм
романа, и прежде всего
реалистического романа
(Стендаль, Бальзак, Флобер,
Диккенс, Теккерей).
Роман воспитания (роман
становления человека).
Этот тип романа М. Бахтин
считал одним из важнейших
в истории европейского
романа.
Основная тема – процесс
становления человека.

23.

Возникновение этого типа романа Бахтин
также связывает с античностью. «Золотой
осел» Апулея.
«Идея становления и воспитания и идея
испытания вовсе не исключают друг друга в
пределах нового романа, напротив, они могут
вступить в глубокое и органическое
соединение».
Происходит переосмысление времени – в ткань этого
типа романа уже не в зачаточной форме, а
полноценно входит историческое время.
Изменение героя приобретает
сюжетное значение.

24.

• Само становление человека ставится в зависимость от
степени освоения им реального исторического времени.
• Именно по критерию соотношения становления человека и
определенного типа времени М. Бахтин выстраивает
классификацию самого романа - воспитания.
• Подчеркивает, что в рамках этой классификации вновь
появляется биографический (автобиографический тип).
• Таким образом, роман-биография представлен в бахтинской
типологии в двух разновидностях – как самостоятельный и как
одна из вариаций романа-воспитания.

25.

Среди других типов этой разновидности –
становление человека в идиллическициклическом времени, становление как
«протрезвение» (от юношеского идеализма к
практицизму).
Затем – биографический (автобиографический)
роман в указанном смысле («Том Джонс»,
«Дэвид Коперфильд»), дидактикопедагогический роман , где в основе лежит
педагогическая идея («Эмиль» Руссо,
элементы этого типа - у Гете, Рабле).
Самый существенный для Бахтина тип, где
становление человека происходит вместе с
историческим становлением.

26.

Здесь же мир предстает как история («большая
история»). Для Бахтина – это, в частности,
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
Рабле,«Симплициссимус» Гриммельсгаузен,
«Вильгельм Мейстер» Гете.
Становление здесь – уже не частное дело героя. Он
становится вместе с миром.
Герой – не внутри эпохи, а на рубеже двух эпох, в
точке перехода от одной к другой. Этот переход
совершается в нем и через него.
Рождается новый тип человека, меняются устои
мира, и человеку приходится меняться вместе с
ним.

27.

Моменты такого исторического становления присутствуют почти
во всех больших реалистических романах.
≪Сам герой, его характер становятся переменой величиной в формуле этого
романа. Само изменение героя приобретает с ю ж е т н о е з н а ч е н и е , а
в связи с этим в корне переосмысливается и перестраивается весь сюжет
романа. Время вносится вовнутрь человека, входит в самый образ его...
Такой тип романа можно обозначить…как роман становления человека≫
English     Русский Правила