1.19M
Категория: ИскусствоИскусство

Проблемы восприятия и интерпретации произведений искусства

1.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ
И
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

2.

???информационная эпоха - чувственное восприятие???

3.

Специфика эстетической информации
К. Леви-Стросс, сравнивая вербальную и эстетическую информацию,
определяет сущность их различия:
“Есть разница между живописью/музыкой и связной речью, которая
приводит к тому, что сообщения живописи/музыки проходят
сначала через эстетическое восприятие, а уже затем через
интеллектуальное, тогда как в случае речи все происходит
наоборот”

4.

Специфика эстетической информации
Эстетическая информация, связанная с познавательными и
смысловыми элементами, призвана оказывать эмоциональное,
чувственное, эстетическое (и только потом и через них -рациональное)
воздействие на воспринимающего субъекта.
Эстетическая информация обладает большим потенциалом
внушаемости: она воздействует на поведение человека посредством
апелляции к эмоциональной сфере психики и через нее к сознанию.

5.

6.

Установка на понимание или отрицание

7.

Негативной установке восприятия (активному непониманию, отрицанию) может
быть подвержен не только субъект с ограниченным уровнем опыта и культуры;
даже вполне компетентные зрители не могли понять содержания работ, которые
впоследствии, через несколько поколений, стали доступны и среднему зрителю.
Так, В.В. Кандинский, сам будучи “революционером” в живописи, посетив в 80-х
годах XIX века выставку французских импрессионистов, не понял, что
изображено на картине К. Моне: “В каталоге говорилось, что это стог сена,
однако я не сумел узнать его, ощутив при этом известную неловкость. Я
также чувствовал, что художник не имел права рисовать так, чтобы
невозможно было понять, что он изобразил”

8.

Преодоление такой исторической установки
- процесс достаточно сложный и долгий, т. к.
он связан с переменой мировоззрения, всей
системы сформированных субъектом и
всем обществом ценностей и
фиксированных эстетических установок.

9.

Интерпретация
называется также
толкованием,
комментированием,
разъяснением,
прочтением,
анализом,
критикой.

10.

• Работа над музыкальным
произведением является
творческим процессом,
многообразие которого
связано как с
художественными
особенностями
произведения, так и с
различными
индивидуальными
особенностями
исполнителя.
• Интерпретация
предполагает
индивидуальный
подход к
исполняемой музыке,
наличие
исполнителя
активноеу отношение,
собственной творческой
концепции воплощения
авторского замысла.

11.

Изобразительные искусства

12.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: каким образом и в какой
форме происходит перекодирование “текстов”, возможен ли в
принципе “пересказ” художественного полотна, графического
листа, скульптурного произведения????
МУЗЫКИ???
Если возможен, то как именно и с какими потерями?

13.

Если же задача перевода языка изобразительного искусства в
словесный код не решается (или решается не полностью), а сами
тексты-интерпретации тем не менее не отторгаются
(доказательством чему служит постоянно функционирующий в
социуме обширный корпус интерпретационных текстов),
следовательно,
либо их авторы достигают иллюзии адекватности текста
изображенному объекту с помощью использования определенных
средств и способов в содержательном и формальном планах
интерпретаций,
либо задача достижения адекватности не ставится вообще.

14.

15.

Реальная действительность, воспринимаемая
субъектом-художником, воплощается в его
произведении, из которого субъект-зритель
воссоздает свою действительность.
На входе и выходе эти действительности не
совпадают, но обязательно тем или иным
образом коррелируются
Фирсов. Юный живописец
Лоуренс Альма-Тадема. В римской мастерской. 1874

16.

В идеальном варианте обе действительности (на входе и выходе)
должны быть совершенно идентичными - объективно это одна и та
же действительность.
Однако из-за того, что создает произведение не тот, кто его
впоследствии воспринимает, предполагаемого совпадения не
происходит.
При том что и само произведение, и объективно содержащиеся в
нем сигналы и свойства неизменны, интерпретатор (зритель,
искусствовед) неизбежно включает себя, свою субъективность, свой
опыт в восприятие произведения и осваивает только часть его
сигналов и свойств, т. к. индивидуальное восприятие
избирательно.

17.

Интерпретация способ
преодоления
бесконечности
смыслов текста
произведения
Х. Зедльмайр правомерно ставит вопрос о
критерии “правильной” интерпретации:
Как узнать правильную
интерпретацию, когда рядом друг с другом на
равных основаниях возникает большое
количество интерпретаций, призванных быть
«правильными»?”
«Как правильная будет принята та, которая делает
и сам отвечает:
понятными такие подробности, которые другие
интерпретации вынуждены были терпеть»

18.

“Правильность” интерпретации не предполагает ее
обязательной единственности.
Может быть создано множество “правильных”
интерпретаций, если эстетический объект это “позволяет”,
но ограничения состоят в том, чтобы избежать как
чрезмерной детализации описания,
так и чрезмерных обобщений.

19.

Двойственность и условность восприятия
изображенного объекта
Категория “художественное (эстетическое) восприятие”,
разумеется, не идентична общепсихологической категории
“восприятие”.
Восприятие искусства гораздо ближе к категории “художественное
творчество”, только с обратным порядком следования присущих
творческому процессу стадий. Художественное восприятие
начинается там, где кончается художественное творчество, - с
художественного образа - и таким же сложным путем возвращается
к исходному пункту художественного творчества - в реальность.

20.

Гибсон: “Картина - это поверхность, которая
всегда задает нечто отличное от того, чем она
является”
Однако если речь идет о воспринимающем субъекте, который
находится вне данной системы (не знает, не понимает ее), то для
него условность системы изображения будет замечена как
“странность”, неправильность, неправдоподобность, “загадка”,
пока субъект не будет включен в систему данных нормативных
условностей.

21.

БУШЕ Ф. ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ:
ХОЛСТ, МАСЛО. 234х400 . ГЭ
Патологическое неприятие, игнорирование условности произведений
изобразительного искусства проявляется либо в так называемых “актах
вандализма”, совершенных психопатическими личностями при попытке “войти в
произведение”, чтобы изменить его (известны случаи “покушений” на шедевры
изобразительного искусства), либо, напротив, в “синдроме Пигмалиона” –
попытке “очеловечивания”, оживления запечатленного образа, когда условное
воспринимается как безусловное, а произведение искусства отождествляется с
жизненной реальностью.
English     Русский Правила