Похожие презентации:
Умения и навыки анализа художественного текста (6 класс)
1.
Куянова А.З.Урок – размышление (6 класс)
2.
Один в поле не воин?Быть иль не быть, вот в чём вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым миром
бед
Покончить с ними?
В.Шекспир, «Гамлет»
3.
Цели:Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»
Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва,
В. Дикуля
Развивать умения и навыки анализа художественного текста
Активизировать и развивать мыслительную и речевую деятельность
учащихся
На историческом и литературном материале
воспитывать духовно-нравственные идеалы
Формировать активную жизненную позицию
4.
Информация для учителя.1. На предыдущих уроках литературы шестиклассники
познакомились с биографией Н.Заболоцкого и
проанализировали его стихотворение «Некрасивая
девочка»
2. Класс делится на три группы и получает
предварительное домашнее задание (см. следующий
слайд)
3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное
чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»
(можно прочитать наизусть)
4. Выписать из толкового словаря значение слов поле,
быть
5.
Предварительное задание для группы № 1Подготовить презентацию о Фёдоре Конюхове
краткая биография
путешествия
трудности, испытания (с чем пришлось бороться, ради чего)
фотоматериалы
6.
Предварительное задание для группы № 2Подготовить презентацию о Дмитрии Сергеевиче
Лихачёве
краткая биография
жизненная позиция
заслуги
итог жизни
фотоматериалы
7.
Предварительное задание для группы № 3Подготовить презентацию о Валентине Дикуле
краткая биография
жизнь до травмы
жизнь после травмы
результат борьбы
фотоматериалы
8.
Ход урока.Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве
Н.Заболоцкого: познакомимся с его стихотворением «Одинокий дуб» и
поразмышляем над проблемой, которую он поднимает в этом произведении.
Оставьте, пожалуйста, в тетрадях место для записи темы (мы её запишем
позже) и запишите эпиграф к нашему уроку – слова Гамлета, героя
одноимённой трагедии В.Шекспира.
А теперь послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»
Выразительное чтение стихотворения
9.
Николай ЗаболоцкийОдинокий дуб
Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.
Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
10.
?Какую картину вы представляете, слушая это
стихотворение?
Давайте «вглядимся» в этот дуб и заполним таблицу.
Дуб
Внешний вид
Внутреннее состояние
«слишком узловат»
«нет великолепья в его
ветвях»
«какие-то отрепья торчат
на нём и глухо шелестят»
«скрученные намертво
суставы он так развил»
«запоёт он колоколом
славы»
«из ствола закапает янтарь»
«он важен и спокоен»
Уродлив, узловат
Величав, прекрасен
Ученики самостоятельно заполняют таблицу, после чего, опираясь на
записи, анализируем стихотворение.
11.
Продолжение анализа стихотворения? Как вы думаете, что автор стремится донести до читателя, так
описывая дуб? (Дуб, несмотря на внешнее уродство, прекрасен, величав.)
? Почему поэт употребляет глагол «вглядись», не какой-нибудь
другой, например, посмотри, взгляни? Это важно? (Да, это важно.
Только внимательный взгляд видит истинное, настоящее)
? Какие изобразительно-выразительные средства
языка
использует автор? Как это помогает ему в создании
художественного образа?
?
Ребята, обратите внимание на стихотворный ритм
произведения. Легко ли читаются первые четыре строки? А дальше?
Как вы думаете, почему так? (Стихотворение начинается неровно,
«коряво», подобно внешней узловатости дуба, но потом выравнивается,
каждая строчка – законченная часть. Поэтому читать уже легко.
Ритмический рисунок помогает автору создать художественный образ)
? Какую проблему поднимает автор, описывая дуб? ( Проблему
истинной красоты.)
12.
Выход на проблему для размышления? В каком произведении Н.Заболоцкий тоже ставит вопрос об
истинной красоте? (В стихотворении «Некрасивая девочка»:
…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?)
?
И в стихотворении «Одинокий дуб», и в стихотворении
«Некрасивая девочка» поэт говорит об истинной красоте. Но
почему тогда стихотворение «Одинокий дуб» заканчивается
словами: «Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один»?
(Воин потому, что дубу пришлось бороться за жизнь в этой
«безжизненной равнине».)
? Где в стихотворении есть ещё указание на то, что дуб – воин?
(«Запоёт он колоколом славы»)
? Говоря о дубе, размышляя о его силе и величии, о стремлении к
жизни и победе в этой борьбе, только ли о дубе говорит поэт?
13.
Формулируем проблему для размышленияУчитель. «Кто говорит, что в поле он не воин?»- спрашивает
Н.Заболоцкий. Как видим, поэт не согласен с народной
мудростью, которая гласит: «Один в поле не воин». По его
мнению, есть воины, сражающиеся и побеждающие в одиночку.
Мы тоже задумаемся над этим вопросом и попытаемся
ответить на него в конце урока.
(Записываем вопрос как тему урока: «Один в поле не воин?»)
Учитель. Мы записали это предложение с вопросительным
знаком. В пословице в конце предложения стоит точка.
Объясните, пожалуйста, в чём разница.
? Как вы понимаете пословицу?
14.
Индивидуальное задание: словарная статья слова поле:1.
Безлесная равнина, пространство
2. Обрабатываемая под посев земля
3. Пространство, в пределах которого проявляется действие какихнибудь сил
4. перен. Область деятельности, поприще.
? В каком значении, на ваш взгляд, чаще всего употребляется
это слово в пословице? А в каком употреблено в
стихотворении Н.Заболоцкого?
15.
Учитель. В литературе много произведений, в которыхподнимается проблема воинов-одиночек: народные сказки,
былины, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Неизвестный цветок»
А.Платонова и др. Во всех этих произведениях одинокие воины
одерживают победу в борьбе. А как обстоит дело в реальной
жизни?
Презентации групп:
1. Ф.Конюхов
2. Д.Лихачёв (Когда будут говорить о жизненной позиции, необходимо
прокомментировать слова Д.Лихачёва (высказывание у учеников на
партах): «Даже в случаях тупиковых, когда всё глухо, когда вас не
слышат, будьте добры высказывать своё мнение. Не отмалчивайтесь,
выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хотя бы
один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все
смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию».
Обратить внимание на слова «заставляю себя выступать»)
3. В. Дикуль
16.
? Итак, три человека, три судьбы. Как герои ваших сообщенийответили для себя на поставленный нами вопрос?
? С чем им пришлось сражаться? (основное сражение)
Ф.Конюхов – со стихией
Д.Лихачёв – с обществом, с бюрократией
В.Дикуль – с недугом
? В этом году на уроках литературы мы с вами размышляем
над проблемой «человек и его поступок». Как поступки наших
героев их характеризуют?
? Как вы думаете, поступок человека формирует его характер,
его личность? Объясните.
17.
Учитель. Ответ на вопрос, над которым мы размышляемсегодня, волновал не одно поколение. В.Шекспир в
трагедии «Гамлет» поставил его в философском плане.
(Читаем эпиграф. Комментируем строки, на которые обращает
внимание учитель)
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
? О чём говорится в этих строках? ( Два образа жизни. 1.
Смиряться с судьбой, не противостоять невзгодам,
неприятностям, трудностям; не бороться, не идти против чеголибо или кого-либо. 2. Воевать с несправедливостью, с бедами,
«покончить с ними»)
18.
? Почему вопрос ставиться так: «Достойно ль смиряться»?(Герой считает, что смиряться, уходить от борьбы недостойно)
? Почему же понимая, что уходить от борьбы недостойно,
герой всё же размышляет, как ему поступить? (Борьба может
быть не на жизнь, а на смерть, и герой это понимает. Именно поэтому
он серьёзно задумывается над выбором. Он один должен вступить в
«смертельную схватку с целым морем бед».)
19.
Учитель. Ребята, прочитайте, пожалуйста, цитату изинтервью с Натальей Солженициной и скажите, как её слова
соотносятся с нашим сегодняшним разговором.
«Каждый из нас, в лютые времена или благополучные, каждый день делает
маленький или большой выбор… Сделать выбор в экстремальной ситуации
в каком-то смысле намного проще, потому что ясно, что белое, а что чёрное.
Это ситуация моря. А в луже не страшно. Никто не боится утонуть в луже –
ну, разве то испачкаться…На самом деле топит лужа, которой ты не
опасаешься».
(Н.Солженицина говорит о выборе. О выборе не только в экстремальной
ситуации, но и о ежедневном выборе, который зачастую и формирует
человека.)
20.
? Вновь обратимся к словам Гамлета. Говоря о двух образахжизни, о двух жизненных позициях, герой ставит вопрос так:
«Быть иль не быть?» (Инд. зад. Смотрим значение слова быть)
? Почему не «жить иль не жить»? Как вы это понимаете?
Согласны или не согласны с этим? Почему?
(Шекспир говорит о сути человека)
Итог урока
Учитель. Сегодня на уроке, размышляя над вопросом:»Один в
поле не воин?»- мы узнали точку зрения по этому поводу
разных людей, познакомились с судьбами наших
современников, а теперь пришло время самим ответить на
этот вопрос.
Домашнее задание
Напишите, пожалуйста, небольшое сочинение-размышление
на тему:»Один в поле не воин?»