Похожие презентации:
Родство по истории
1. Родство по истории
историческое знание,историческая память,
историческая политика
2. План
• Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?• Что такое историческое сознание?
• История и государственное
строительство
• Государственная политика в области
истории
3. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?
• благодаря личной и народной памяти,былинам, песням и легендам, летописям и
хроникам, а в наше время благодаря
научным и научно-популярным книгам,
художественным романам и повестям,
кинофильмам и телевизионным передачам,
социальным сетям и интернет-ресурсам
формируется то, без чего не может жить ни
одна цивилизация, ни одна страна, ни один
народ, — историческое сознание.
4. Что такое историческое сознание?
• сложный социально-психологическийфеномен, включающий в себя
множество различных элементов:
память о прошлом, политические,
социальные, общенациональные и
региональные оценки прошлых
событий, образы исторических героев,
традиции, исторические знания,
символы, предметы и др.
5. Историческое сознание присуще
• цивилизациям, государствам, нациям,этносам, классам, сословиям,
религиозным объединениям,
корпорациям, кланам,
профессиональным и даже
антиобщественным (например,
уголовным и т. п.) группам.
6. Источники формирования исторического сознания
• историческая память,• фольклор,
• религиозные учения,
• историческая мифология,
• официальные государственные
концепции,
• научные интерпретации,
• произведения литературы, искусства и
архитектуры и др
7. Историческое сознание
• устоявшееся явление, опирающееся натрадиционные исторические ценности,
но одновременно явление очень гибкое,
податливое к влиянию как извне, так и
изнутри, меняющееся в зависимости от
изменчивости различных внешних
обстоятельств
8. Формирование исторического сознания
• государственнаяполитика в области
истории, реализуемая
через систему
образования, культуру,
средства массовой
коммуникации,
поддержку тех или иных
религиозных учений и
др.
• негосударственное и
антигосударственное
влияние на
историческое сознание,
а также влияние одних
государств на
историческое сознание
жителей других
государств. В том числе
влияние отдельных
социальных групп.
9. Вывод:
• историческое сознание во все временабыло и остается ареной борьбы
различных социально-политических сил
для утверждения определенных целей
исторического развития, ведь борьба за
историю — это всегда борьба за
настоящее и будущее.
10. Единое историческое сознание
• это единая оценка целого комплексаважнейших исторических событий,
отточенная веками общей исторической
судьбы, а признание этой оценки и
обозначает, собственно говоря,
принадлежность человека к народу,
государству или цивилизации
11. В широком понимании
• это осознанное понимание человекомпричастности собственной, отдельной,
частной судьбы к чему-то большому,
значимому, великому, причастности
современных поколений к исторической
судьбе своего народа или государства,
понимание ими собственной исторической и
нравственной ответственности за свою
землю, свой народ или свое государство
перед прошлыми и будущими поколениями
12. «родство по истории»
• Единое историческое сознание народаили народов в рамках одного
государства или цивилизации, ведь
нередко общая историческая судьба
связывает отдельных людей и даже
целые народы крепче кровного родства.
13. Общая историческая память
• это осознанное или неосознанное чувствоединства исторической судьбы и потому
самая распространенная форма
исторического сознания, чаще всего
существующая в виде чувственных образов,
представленных в различных устных и
письменных источниках (преданиях,
сказаниях, былинах, поговорках, песнях,
литературных и художественных
произведениях и т. д.)
14. Историческая память
• возникает в далекой древности, носуществует на протяжении всего
времени исторического бытия народа и
государства, в том числе и в
современном его состоянии.
15. Особенности
• часто противоречит научному историческомузнанию (предания о Пугачеве),
• существует преимущественно в
мифологизированном виде и иной быть не
может (о Владимире Красном Солнышке),
• внутренне противоречива, особенно в
больших народах или на больших
территориях (контакт с иными регионами по
границам или многонациональность внутри
страны)
16.
• Сказание «О Пугачеве»17. возникали и параллельно существовали
• многообразные варианты общихисторических преданий,
• локальные предания, не имеющие
аналогов (СПИ).
18.
19. Вывод
• ряд исследователей вообще считаютпонятие «исторической памяти»
неудачным. Память является
принадлежностью конкретной группы,
сообщества, действующей в
пространстве мифа, в то время как
история, будучи строгим научным
знанием, отстранена от живого опыта,
непрерывна и линейна.
20. При этом
• попытки какого бы то ни былополитического института как-то влиять
на память и ее изменить не являются
эффективными с точки зрения затрат и
результатов,
• могут привести к сопротивлению со
стороны групп-носителей и вызвать
социальную напряженность (Иван
Грозный)
21. Историческая память
• формирует ценностные ориентиры иобщественное сознание народов и
государств,
• оказывается мощным инструментом влияния
на развитие основополагающих
национальных идеалов, представлений о
нормах человеческого общежития,
международных отношений,
• выстраивает правила и нормы совместного
исторического, общественного и
государственного бытия
22. История и государственное строительство
• Объективен он в тойстепени, в какой
существование того или
иного государства
определяется
географическими,
климатическими,
религиозными,
социальнополитическими,
экономическими и
внешнеполитическими
условиями
• субъективными, т. е. с
осознанием народом
или народами этого
прото-государства
«самое себя» в
культуре, в
пространстве, во
времени и в вечности.
23.
• Необходимость историческогообоснования государственного
строительства — это аксиома, не
нуждающаяся в доказательствах.
• Проблема в другом — какое именно
понимание истории используется в том
или ином случае.
24. Первый метод — «интерпретация».
• это стремление наиболее полноотразить историческую реальность на
основе различных источников и
определенного теоретического
осмысления, что присуще в большей
степени научному познанию, ведь
специалисты-историки поразному
оценивают одни и те же исторические
события, факты, процессы
25. Второй метод — «мифологизация».
• это абсолютизация какой-то однойинтерпретации как единственно
правильной, стремление утвердить
данную интерпретацию в качестве
общепринятого понимания прошлого в
научном мире или на официальном
государственном уровне.
26. Мифологизация истории в государственно-политических целях
• обыденное явление в мировойкультуре, более того, официальная
история того или иного государства или
народа всегда была, есть и будет
результатом мифологизации.
• Проблема: фальсификация
27. Третий метод — «фальсификация».
• преднамеренное и сознательноеискажение исторической реальности в
политических, научных, групповых или
каких-то иных интересах.
28. Свидетельствами фальсификации являются
• поддельные исторические документы,• отрицание реальных исторических
сведений,
• вольные, не имеющие доказательств
суждения и «теории»,
• намеренное осовременивание
исторических процессов и др
29. Четвертый метод - альтернативная история
Четвертый метод альтернативная история• Это разномастная совокупность
ненаучно-фантастических сочинений на
исторические темы, существовавших во
все времена, но особенно в небывалом
числе расплодившихся по всему
постсоветскому пространству в
последние двадцать 53 - тридцать лет
30. Причины
• активное государственное инациональное строительство в странах
бывшей «мировой системы
социализма» и бывших советских
республиках, породившее даже не
фантастические, а поистине
фантасмагорические исторические
«теории» и «концепции» (к примеру,
происхождение украинцев от древних
шумеров).
31. Выводы.
• все четыре метода осмысленияисторической действительности
связаны между собой, их путают,
нередко — преднамеренно,
• политических спекуляций на истории не
удавалось избежать ни одному
государству в мировой истории, в том
числе и государствам на постсоветском
пространстве
32. Государственная политика в области истории
• официальная государственнаяинтерпретация истории, которая по
мере утверждения в сознании народа
начинает оказывать решающее влияние
на формирование его исторического
сознания,
• какая-либо интерпретация истории
официально мифологизируется,
объявляется главной и единственно
верной
33. историческая политика, политика памяти, политика в области памяти или истории
• Одни считают эти названиясинонимами, другие — принципиально
разными явлениями с разной оценочной
окраской.
34. Неоспоримо:
• государственная интерпретация историисуществует в любом сообществе, где есть
государство и письменная традиция,
• гармонизация отношений между
государством и обществом, их согласие
зависят от того, насколько бережно и
уважительно государство относится к
исторической памяти народа,
• историческая политика является
неотъемлемой частью символической
политики2 , так как раскрывается прежде
всего в символическом пространстве
государственного бытия.
35. «упрощение» истории при ее государственной мифологизации
• недоверие граждан («власти что-тоскрывают»),
• различные деструктивные
интерпретации истории вплоть до
фальсификаций и создания
«концепций» альтернативной истории
36. Это необходимо, так как
• различные локальные сообществаформируют свою собственную историческую
политику,
• для сохранения символического единства
государство вынужденно становится
арбитром и предлагает «компромисс сверху»
ИЛИ
• государство рискует погружаться во все
более глубокий общественнополитический
кризис, связанный с конфликтами по
историческим вопросам между различными
сообществами
37. Вывод
• сознательная историческая политика —это одно из важнейших направлений
государственной политики вообще.
38. Историческая политика
• это комплекс мер, предпринимаемыхофициальными властями того или иного
государства по установлению
определенной точки зрения на те или
иные исторические события в целях
формирования единого исторического
сознания как одного из способов
объединения и укрепления согласия и
единства в обществе
39. Формируется:
• в летописях и хрониках (филология иистория),
• архитектуре,
• Картографии (география),
• «официальных» легендах
• школьных учебниках истории,
• кинофильмах и телевизионных программах,
• в социальных сетях
40. Но
• использование географических карт, устныхпреданий или летописей, тех или иных
архитектурных памятников в целях
укрепления государственного единства — это
уже задача исторической политики, ибо все
это может быть успешно применено в
обеспечении исторического преимущества
или исторической преемственности, в
восстановлении справедливости, в
дипломатических отношениях и т. п
41. основополагающие принципы
• ПЕРВЫЙ. Авторами основополагающихисторических трудов являются представители
титульной нации: в Польше — поляки, в
Швеции — шведы, в Германии — немцы и т.
д.
• XVII в а Г. З. Байер, Г.-Ф. Миллер, А. Л.
Шлецер – немцы, но В. Н. Татищева, М. В.
Ломоносова, М. М. Щербатова,
перепечатывался «Синопсис» архимандрита
Киево-Печерского монастыря Иннокентия
(Гизеля)?
• XIX - Н. М. Карамзин
42. Н.М.Карамзин, портрет кисти В.А.Тропинина
• русский историк, писатель ипоэт, реформатор русского
литературного языка, автор
«Истории государства
Российского»
• крупный политический
мыслитель, основоположник
русского консерватизма
• критиковал излишнее увлечение
западными формами
государственности, а также
утверждал, что традиционное
самодержавное правление
является «палладиумом»
России, без которого она
погибнет.
43. «Синопсис». Титульный лист издания 1680 года.
• Описывает в большей степениисторию Юго-Западной Руси, но
рассматривает ее в качестве
единой по происхождению с
Московским царством. В
документе утверждается, что
малорусские территории,
присоединенные в результате
Переяславской рады 1654 г.,
населены людьми одинаковыми
по этносу, религии, политической
традиции с людьми Русского
царства, а само вхождение
Малороссии в состав России
воспринимается как милость
Божья
44. Основополагающие принципы
• ВТОРОЙ. политика направлена наидеологическое обоснование величия родной
страны, объяснение ее недостатков,
сплочение общества вокруг национальной
истории (Ж. д’Арк).
• «Утвержденная грамота Земского собора
1613 г. об избрании на царский престол
Михаила Федоровича», в которой был
сформулирован единый взгляд российских
сословий на причину и оценку событий
Смутного времени.
45. Принципы
• ТРЕТИЙ. Курируется политиками высшегоуровня: государями, президентами, премьерминистрами и т. д.
• Комиссия по противодействию попыткам
фальсификации истории в ущерб интересам
России при Президенте РФ (2009– 2012 гг.),
• Историко-культурный стандарт по истории
России, подготовленный Российским
историческим обществом в 2013 г. и с тех пор
многократно исправлявшийся,
• Экспертный совет по развитию исторического
образования (2022)
46. Принципы
• ЧЕТВЕРТЫЙ. Выделение «золотоговека» и «темных веков» — эта общая
для всех народов мифологема
действительна и для исторической
политики, когда в истории страны
выделяются особые периоды
«всеобщего благоденствия» и
одновременно глубочайшего
всестороннего кризиса
47. Принципы
• ПЯТЫЙ. Грамотная историческаяполитика направлена на формирование
образа будущего или же показывает
возможную логику его развития.
48. Функции, методы и задачи государства в области истории
• Самая главная функция, которая иопределяет все остальные, — это
обоснование величия страны и
народа
49. В. Н. Татищев
• русский человек «о своем Отечестве,если страстию самолюбия или
самохвальства не побежден, всегда
более способа имеет правую написать,
нежели иноземец», а свои труды на
ниве исторической науки объяснял
«ревностью» к «пользе Отечества»
50. А. С. Пушкин
• «Гордиться славою своих предков нетолько можно, но и до́ лжно; не уважать
оной есть постыдное малодушие»
51. французский историк второй половины XIX в. Эрнест Ренан (1823–1892)
• «Культ предков — самый законный из всех;предки сделали нас такими, какими мы
являемся в настоящее время. Героическое
прошлое, великие люди, слава (но
истинная) — вот главный капитал, на котором
основывается национальная идея. Иметь
общую славу в прошлом, общие желания в
будущем, совершить вместе великие
поступки, желать их и в будущем — вот
главные условия для того, чтобы быть
народом».
52. Вторая функция - обоснование собственной легитимности
• Макс Вебер (1864–1920) выделял тритипа господства: основанное на
традициях, основанное на харизме и
основанное на законе, но вполне
понятно, что все они так или иначе
опираются на групповую
историческую память.
53. Функции: объяснение современности и прогнозирование развития
• историческая политика помогаетпоказать сквозь призму прошлого,
почему в данный момент в той или иной
стране происходят определенные
события, включить эти события в логику
исторического развития. А эта логика, в
свою очередь, подсказывает, в каком
направлении будет развиваться
общество в будущем.
54. функция мотивации
• Героические примеры прошлоговоодушевляют общество на подвиги
или терпение, а исторические личности,
прошедшие сквозь сито исторической
политики, становятся примерами,
взывающими к новым свершениям
55.
• В 1918-1934 гг история России непреподавалась.
• В ожидании войны: «Пусть вдохновляет
вас в этой войне мужественный образ
наших великих предков — Александра
Невского, Димитрия Донского, Кузьмы
Минина, Димитрия Пожарского,
Александра Суворова, Михаила
Кутузова!» Чуть позже вспомнили и
иных героев: Федора Ушакова, Павла
Нахимова, Михаила Ломоносова,
Михаила Глинку, Николая Пирогова и
многих других
56. Выводы
• продуманная историческая политикасплачивает народ,
• сплочение происходит как вокруг героических
примеров и символов, так и горестных и даже
позорных.
• Именно общая национальная память
допускает подобное объединение.
• Национальная память в умелых руках
помогает повысить авторитет государства как
на международной арене, так и внутри
страны
57. Пример
• Иван IV Васильевич писал: «Мы ведемрод от Августа-кесаря», продлевая
историю правящей русской династии
Рюриковичей на тысячу лет. Но
повысить международный авторитет
можно и иным способом —
сфокусировать внимание на особо
важных для региона или 64 мира
исторических событиях, в которых
государство сыграло решающую роль.
58. Методы и средства исторической политики
• подбор (или сочинение) фактов,• эти исторические факты артикулируются в
непротиворечивый письменный кодекс,
• после этого начинается массовое
распространение положений исторической
политики через, во-первых, систему
образования, во-вторых, символические
комплексы (архитектура, памятники,
топонимика), в-третьих, музеи и
мемориальные комплексы
59. Черты исторической политики
• даже в условиях гиперинформационнойэпохи и доступа к любой информации, идеи,
которые проводит государственная
историческая политика, занимают
главенствующее положение в общественном
сознании,
• тотальное принятие идей, проводимых
государственной исторической политикой,
обеспечивается не только и не столько их
распространением через системы
образования и культуры с учетом народной
памяти, но в первую очередь
государственным аппаратом принуждения, в
том числе репрессивными мерами
60. Задачи. 1. Покаяние.
• Самым ярким примером современностиможно считать уникальный случай
современной Германии и ее отношения
к нацистскому прошлому. В его основе
лежит тотальное неприятие и чувство
вины, а визуальными образами
являются памятник советскому солдату
в Трептовпарке и мемориал,
посвященный Холокосту.
61. 2. Преодоление
• Под преодолением в современныхгосударствах понимается отказ или
переосмысление «тоталитарного»
(нацистского или социалистического)
прошлого.
62. 3. Оправдание
• Оправдание противоположнопреодолению и преподносит
однозначно негативные события как
акты необходимости, затушевывает их
отрицательную роль как для самой
страны, так и/или для ее соседей. Я
63. 4. Величие.
• Такая историческая политика,показывая былую мощь и славу,
направлена на формирование новых
амбиций и их достижение.
64. 5. Справедливость
• В данном случае историческаяполитика заточена на поиск причин того
или иного состояния государства и
общества и попытку изменить эти
причины. Это одна из самых опасных
групп задач, так как зачастую ее
исполнение фактически ведет к
нарушению справедливости
65. Выводы
• историческая политика имеет в своем основании впервую очередь историческую память, хотя со
временем и трансформирует ее.
• Бесцеремонный слом ценностей приводит к
мощнейшим социально-культурным и
политическим кризисам, повергает общество в
апатию и фактически разрушает его.
• Полная замена исторической дискуссии и живой
памяти на историческую политику также грозит
застоем в развитии общественного сознания, так
как прививает шаблонное мышление и приводит к
интеллектуальной деградации, вызывает
непонимание и отчуждение
66. Государственные интерпретации истории в России
• Рождению первой официальной интерпретациирусской истории мы обязаны, прежде всего, князьям
Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053–1125) и
его сыну Мстиславу Владимировичу Великому (1076–
1132).
• Именно в годы их правления и, возможно, по их
заданию в первой четверти XII в. русские книжникилетописцы в Киеве свели различные исторические
представления, легенды и предания славянских и
неславянских народов в единый текст Повести
временных лет и тем самым создали первую единую
интерпретацию отечественной истории
67.
68.
• впервые были определеныспецифические черты Русской земли,
• отечественная история была впервые
«вписана» во всемирную, и прежде
всего христианскую, историю, было
определено место Русской земли в
христианском мире.
• Со временем предложенная авторами
Повести временных лет интерпретация
отечественной истории стала
общепризнанной и затем включалась во
все последующие летописи как
повествование о начальных этапах
существования русского народа
69.
• Немного позже именно этаинтерпретация русской истории наряду
с единой православной верой помогла
русскому народу выстоять в
трагическую годину ордынского
владычества и сохранить сначала
призрачную, а в дальнейшем все более
реалистичную надежду на возрождение
русского единства, в том числе и
единства государственного. Впрочем,
нужно иметь в виду, что на Руси во все
времена существовало несколько
летописных центров: в Киеве,
Новгороде, Ростове, Галиче и др.
70. вторая официальная интерпретация истории
• в конце XV столетия русская держава обреланезависимость и одновременно, после
падения в 1453 г. Византийской империи,
осталась единственным в мире независимым
православным государством.
• появился ряд важнейших для русской
истории духовно-политических комплексов и
образов («Третий Рим», «Новый Израиль»,
«Новый Иерусалим», «Святая Русь»), в
которых нашли свое выражение все
смысловые и целевые установки
исторического бытия России и русского
народа на земле.
71.
• основополагающие исторические сочинения:«Сказание о князьях Владимирских»,
«Лицевой летописный свод», «Никоновская
летопись», «Степенная книга царского
родословия» и множество других
значительных произведений.
• Официальная интерпретация, созданная в
XVI в., оказала наибольшее влияние на
формирование русского исторического
сознания, предложив современникам и
потомкам основную периодизацию, основные
оценки и основных героев отечественной
истории, которые во многом сохранились до
нашего времени.
72. В XVIII столетии целый комплекс новых интерпретаций отечественной истории
• Начало этому положил первый русский историкВ. Н. Татищев (1686–1750), а продолжилось дело
в трудах М. М. Щербатова (1733–1790), Н. М.
Карамзина (1766–1826), М. П. Погодина (1800–
1875), Н. Г. Устрялова (1805–1870), Н. И.
Костомарова (1817– 1875), С. М. Соловьева
(1820–1879), В. О. Ключевского (1841–1911), С.
Ф. Платонова (1860–1933) и других, теперь уже
профессиональных историков.
73. После революционных событий 1917 г четвертая, официальная интерпретация отечественной истории — «марксистская», или «история
СССР».• Эта интерпретация окончательно
сложилась в 1940–1950-е гг. и
основывалась все на тех же
рационалистических началах. При этом
все остальные интерпретации истории
были запрещены.
74.
75. «Краткий курс истории ВКП(б)». Обложка издания 1946 года.
• официальный учебник историибольшевистской партии, написанием
которого руководил И. В. Сталин. В
течение восемнадцати лет после первого
издания в 1936 г. учебник редактировался
и переиздавался более трехсот раз, что
было вызвано подвижностью
политической линии ВКП(б). История же
России объяснялась сквозь призму
предпосылок будущего создания
большевистской организации и грядущей
победы коммунистического строя. Форма
подачи информации во многом
напоминала собрание оценочных тезисов,
которые следовало принимать на веру
76. После распада СССР в России ситуация «исторического плюрализма»
• при отсутствии официальнойинтерпретации сосуществовали и
дискутировали между собой различные
научные, религиозные, идеологические
и даже ненаучно-фантастические
интерпретации отечественной и
мировой истории
77. На сегодняшний день
• вопрос о разработке новойофициальной интерпретации истории
России, которая послужила бы
дальнейшему существованию и
развитию единого исторического
сознания народа, остается открытым.
78. Что может история?
• история — это процесс жизни человечества,народов, отдельных личностей,
• история — это наука, которая изучает этот
процесс,
• история — это учебная дисциплина,
основывающаяся на научном историческом
знании, но обязательно соответствующая
государственной интерпретации истории.
79. История
• основное внимание накоплениюобщепризнанных,
устоявшихся,
утвержденных в рамках
государственной
интерпретации истории
знаний,
• история как учебная
дисциплина имеет
важное воспитательное
значение
• наука — это вечный поиск
нового знания, вечное
стремление к
непознанному, к
неизвестному и потому —
постоянный пересмотр уже
устоявшегося знания на
основе новых фактов,
методов, технологий.
• это не абсолютно-истинное
знание о прошлом, а
совокупность научных
проблем, совокупность
исторических взглядов,
концепций, гипотез, теорий.
80. Выводы
• не существует и, скорее всего, даже не можетсуществовать единственной правильной и на
все века принятой научной интерпретации
отечественной истории.
• При этом различные интерпретации истории
разнятся не только по степени приближения к
исторической правде, но и по своим задачам,
целям, уровню общественного влияния и т. д.
81. интерпретации истории
• не все интерпретации истории«одинаково полезны»,
• любой более или менее окончательный
выбор — за самим обществом и
властью.
82. современному российскому обществу
• чтобы жить дальше, защищать ирасширять свое место под солнцем в
той жесточайшей конкуренции, которая
господствует в мировом сообществе,
нужна героическая, духоподъемная,
укрепляющая народное сознание
интерпретация истории, объединяющая
наши силы, утверждающая наше место
в истории, в современности и в
будущем
83. Домашнее задание
• Какую роль в отечественной историисыграли официальные интерпретации
прошлого? Как вы думаете, на каких
основаниях должна строиться
современная интерпретация истории
России?
84.
• Русский философ и священник Павел Флоренскийписал своим детям: «Не забывайте рода своего,
прошлого своего, изучайте своих дедов и
прадедов, работайте над закреплением их памяти.
Старайтесь записывать все, что можете, о
прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей,
книг и т. д. Старайтесь собирать портреты,
автографы, письма, сочинения печатные и
рукописные всех тех, кто имел отношение к семье,
к роду, знакомых, родных, друзей. Пусть вся
история рода будет закреплена в вашем доме и
пусть все около вас будет напитано
воспоминаниями, так чтобы ничего не было
мертвого, вещного, неодухотворенного». Как вы
думаете, в чем Флоренский видел важность
сохранения памяти?
85.
• Как, на ваш взгляд, соотносятся междусобой историческая память семьи,
социальной группы, народа? Какой из
перечисленных видов памяти является
определяющим для остальных?
• Как вы считаете, являются ли память и
история противодействующими
феноменами?
• В чем заключаются положительные и
отрицательные черты исторической
политики? Как вы думаете, какие меры
должно предпринимать Российское
государство в области исторической
политики?