Похожие презентации:
Средневековое письмо
1. Средневековое письмо
2. Науки, изучающие письмо
• Эпиграфика – наука, изучающаянадписи на твердых материалах
• Палеография – наука, изучающая
историю и эволюцию письма
(чернилами на бумаге, пергаменте или
папирусе)
3.
4. Классификация письма по назначению
• Письмо рукописных книг – рассчитано намногократное прочтение, четкое и
каллиграфическое
• Письмо официальных документов – не
рассчитано на многократное прочтение, обычно
– с элементами курсива (т.е. скорописи).
• Обычное письмо – то, которому учат в школе и
которым пишутся частные документы. Для
каждой эпохи существовали свои нормы, но при
этом у каждого носителя – свой
индивидуальный почерк.
5. Материалы для письма
6. Материалы для письма
7. Папирус
• Тексты на папирусе изучает подразделпалеографии - папирология
• Получали из сердцевины тростника
• Довольно ломкий материал
• Чернила использовались
водорастворимые
8. Материалы для письма
9. Восковые таблички
• Использовались в эпоху античности исредних веков по всему миру.
• Цель – временные записи, заметки, но,
в основном – обучение письму
• На Руси назывались «церы»
• Писали специальной палочкой стилусом
10. Материалы для письма
11. Скриптории
12. Манускрипт Меровингов, VII век н. э.
Манускрипт Меровингов, VII век н. э.13. «Россанский кодекс», Евангелие, VI век
«Серебряный кодекс»- перевод библии на
готский язык, VI век
14. Пергамен
• Происходит от названия города в Малой Азии –Пергама
• Во II веке до н.э. из Египта запретили вывозить
папирус, чтобы у Александрийской библиотеки
не было конкурентов. Тогда и начинается
изготовление материала для письма из кожи
• Кожу для пергамена мездрили, золили
(вымачивали в извести), шлифовали и
меловали. На изготовление одной книги шло
180-250 голов скота
• Чернила на основе «чернильных орехов» галлов, которые образуется на листьях дуба изза укусов насекомых
15. Палимпсест – иногда пергамена не хватало
Палимпсест – иногда пергаменане хватало
16. Периодизация латинского письма: от римских могил до монастырских скрипториев
Римское капитальное письмо – до III века
Римский унциал – IV-VII века
Каролингский минускул – VIII-XII века
Готическое письмо – XII-XV века
А кроме того существовало:
• Огамическое письмо - Ирландия
• Руническое письмо - Скандинавия
17. Огам и руны
18. Виды письма – по начертанию
• Майюскульное письмо состоящее из прописныхбукв, то есть из букв,
начертание которых
мысленно укладывается в
две горизонтальные линии.
• Минускул – письмо, состоящее из
строчных букв, то есть из букв,
начертание которых мысленно
укладывается в четыре
горизонтальные линии (две
внутренние линии ограничивают
«тело» буквы, две внешние — её
оси и «хвосты»).
19. Капитальное письмо
• Капитальное письмо – майюскульное• Все капитальное письмо состоит из
заглавных букв, слова пишутся без
пробелов и знаков припинания
• Этот вид письменности тесно связан с
архитектурой
• От него произошли многие современные
шрифты, в частности – Times New Roman
• Самый известный образец капитального
шрифта – надпись на арке Траяна
20. Текст с арки Траяна
«Императору, цезарю, сыну божественного Нервы, Нерве Траяну,наилучшему
августу
Германскому,
Дакийскому,
великому
понтифику, в 18-й раз трибуну, в 7-й раз императору, в 6-й раз
консулу, отцу отечества, могущественнейшему принцепсу —
сенат и народ Римский».
21. Надгробия
22. Унциальное письмо
• Крупные, округлые буквы• Почти не выходят за
пределы строки
• Без острых углов и ломаных
линий
• Первоначально – близки к
квадратной форме
• В отличии от капитального
письма есть слабо
выраженные выносные
элементы
• Без пробелов и знаков
препинания
Синайский кодекс, IV век
23. Каролингский минускул
• Буквы поставлены свободно• Промежутки между строками – 1-2
корпуса
• Выносные детали – не меньше одного
корпуса
Vulgate, Евангелие от Луки, X век
24. Готическое письмо
• Буквы тесно слиты друг с другом• Угловатые буквы
• Появляются ярко выраженные жирные
и волосные линии
• Промежутки между строками меньше
двух корпусов
• Выносные меньше одного корпуса
25.
Латинская библия, Англия, 1407 год26. На полях средневековых текстов
• Глоссы – пояснения к тексту, моглиделаться на полях или между строк
• Маргиналии – заметки на полях, не
имеющие отношения к тексту
• Nota bene – значки, отмечающие
наиболее важные моменты в тексте
27. Nota bene
28. Эмилианские глоссы
• Предположительно,первый текст на
испанском языке,
молитвенное
обращение к Христу
на полях
религиозного текста
29. Маргиналия о Пангур Бане, IX век, аббатство Райхенау
30.
31.
• Messe ocus Pangur Bán,cechtar nathar fria saindan:
bíth a menmasam fri seilgg,
mu memna céin im saincheirdd.
• Я и Пангур Бан, мой кот
Бдим все ночи напролет.
Он мышек гонит в уголкиЯ слова ловлю в силки.
Caraimse fos (ferr cach clu)
oc mu lebran, leir ingnu;
ni foirmtech frimm Pangur Bán:
caraid cesin a maccdán.
Нет возвышеннее мига,
Чем сидеть с пером за книгой,
Пангур мне не досаждает,
Ремесло свое он знает.
O ru biam (scél cen scís)
innar tegdais, ar n-oendís,
taithiunn, dichrichide clius,
ni fris tarddam ar n-áthius.
Вот опять в кошачьи когти
Угодила мышка в гости,
И в мои тенета снова
Попадет значенье слова.
Gnáth, huaraib, ar gressaib gal
glenaid luch inna línsam;
os mé, du-fuit im lín chéin
dliged ndoraid cu ndronchéill.
Вдоль стены кот хищно ходит
Взором огненным поводит
Я ж пред мудрости стеной
Изощряю разум свой.
He fesin as choimsid dáu
in muid du-ngni cach oenláu;
du thabairt doraid du glé
for mu mud cein am messe.
Ежедневная охота –
Пангура Кота забота
Я ж зрю мудрости завет
Обращая сумрак в свет».
32. Инициалы
• От латинского «initialis» - начальный• Заглавная буква увеличенного размера, с
которой начинается текст
• Буквица может быть шрифтовой или
декорированной, одноцветной или
красочной, но, как бы она ни была
исполнена, первое и главное её
назначение — привлечь внимание
читателя к началу текста.
33.
The Hunterian Psalter, William Hunter, 1170 г.34.
35.
36. Средневековые миниатюры
• Иллюстрации в средневековых книгахназывают миниатюрами. Более ранние
миниатюры – стилизованные и
упрощенные. Более поздние – настоящие
произведения искусства со сложной
перспективой
• Миниатюры могут занимать весь лист – в
таком случае они называются «ковровыми»
• Миниатюры не обязательно буквально
иллюстрируют произведение, многие имеют
аллегорический характер
37. Средневековые миниатюры
• Многие средневековые миниатюры оченьусловно передают сходство персонажа или
предмета с оригиналом. Важна символика:
король узнается по короне, рыцарь – по
доспехам и оружию, лев - по гриве, слон –
по большому размеру и хоботу
• Миниатюры модернизируют изображение –
библейские и античные персонажи выглядят
на них как современники автора (в
средневековой одежде, доспехах)
38. Средневековая миниатюра
39. Ковровая миниатюра
40.
41.
42.
43.
44.
45. Миниатюры
46.
47.
Псалтирь Луттрела 1325-133548.
Псалтирь Луттрела, Англия, 1325-133549.
50. De Herinacio
Рочестерский бестиарий, XIII век51. Список литературы
• Бернар Гене, «История и историческаякультура средневекового запада», М. 2002
• Мишель Пастуро, «Символическая
история европейского средневековья»,
СПб, 2012
• Люблинская А.Д., «Латинская
палеография», М. 1969
• Воскобойников О.С. «Тысячелетнее
царство (300-1300). Очерк христианской
культуры Запада», М. 2014