Похожие презентации:
Морфология культуры
1.
Рудненский индустриальный университет24.01.2024 г.
Тема: Морфология культуры
Лекция № 1 по дисциплине: «Культурология»
Тажибаев Радик Хамитович – старший преподаватель
Высшей Школы Металлургии и Горного Дела
2.
План лекции1. История формирования понятия «культуры»
2. История культурологии как научной дисциплины
3. Морфология культуры
4. Типология культуры
3.
1. История формирования понятия«культуры»
Понятие «культура» –
основное, центральное в
культурологии.
Культуроло́гия –
совокупность
исследований культуры к
ак структурной
целостности.
4.
Термин «культурология»был предложен
американским антропологом
Лесли Уайтом для
обозначения новой научной
дисциплины как
самостоятельной науки в
комплексе социальных наук.
5.
В значении самостоятельного понятие«культура» появилось в трудах
немецкого юриста Самюэля
Пуфендорфа (1632-1694): он употреблял
его для обозначения результатов
деятельности общественного человека.
Культура была им противопоставлена
природному, или естественному
состоянию человека. Она понималась как
противостояние человека и его
деятельности дикой стихии природы, её
темным, необузданным силам.
6.
Культура – это сложная, многоуровневаясистема, в структуре которой выделяются
две формы:
материальная культура
средства производства, орудия
труда, продукты труда,
способы практической
деятельности по созданию
средств производства и
потребления.
духовная культура
понимается деятельность,
направленная на духовное
развитие человека и
общества, а также продукты
(результаты) этой
деятельности, которыми
являются новые знания,
духовные ценности.
7.
Виды культурыМатериальная
культура
Духовная культура
8.
В своем современном значении понятие«культура» вошло в оборот европейской
социальной мысли со второй половины
XVIII в., хотя представление о культуре
возникло значительно раньше.
9.
Слово «культура» имеет латинское происхождение.Оно обозначало возделывание почвы, её
культивирование, обработка чего-нибудь, т.е.
первоначально это слово означало связь с процессом
труда, со сферой материального производства. В
средние века понятие «культура»
концептуализировалось и стало служить для
обозначения качественной оценки личностных и
общественных творческих сил.
10.
С 1871 г., когда было дано первоенаучное определение культуры
английским этнографом Э. Б.
Тайлором, в исследовании культуры
сосуществуют три ведущих
направления:
• философия культуры как часть
философии;
• блок наук о культуре: этнология,
этнография, культурология,
антропология и другие;
• культурология как единая наука,
включающая теорию и историю
культуры.
11.
2. История культурологии какнаучной дисциплины
В казахстанские исследования термин «культурология»
(для обозначения науки о культуре) введен в начале 90-х
гг. XX в.
Он включает в себя концептуальные проблемы теории и
истории культуры, а также специальных наук о
различных типах, формах, видах и явлениях культуры и
культурной жизнедеятельности человека.
12.
З. ФрейдКультура – вся сумма
достижений и установлений,
отличающих нашу жизнь от
жизни наших предков и
животного мира и служащих
двум целям: защите человека
от природы и
урегулированию отношений
между людьми
13.
К. Леви-СтроссКультурологические исследования
неотъемлемая и важнейшая
часть антропологии,
изучающей человека как целостное
явление. По К. Леви-Строссу,
«культура» одно из исходных
понятий этнологии.
Культура - совокупность систем
значений, служащая созданию и
сохранению специфики того или
иного общества. Леви-Стросс
развивает идущую еще от античности
традицию соотнесения культуры и
природы.
14.
К. МарксК. Маркс основывает культурное развитие
на материальном производстве и разделяет
культуру на духовную и материальную
стороны.
Философ трактует культуру, как
человеческую форму общественного
богатства, которая является отделённой от
форм вещественного или
денежного капитала.
Иными словами, капитал и культура
представляют собой различные формы
богатства. Также, следует отметить
позицию Маркса о том, что богатство и
культура создаются лишь трудом, и что
особенно важно, именно общественным
трудом.
15.
О. ШпенглерКультура - множество
самостоятельных организмов
(различных народов), которые
проходят собственный эволюционный
цикл, длящийся несколько сотен лет, и,
умирая, перерождаются в свою
противоположность – цивилизацию.
Цивилизация противопоставляется
культуре как сменяющий её этап
развития, где не востребован
творческий потенциал отдельной
личности и главенствующим является
мёртвый, бесчеловечный техницизм.
16.
А. ТойнбиКультура - это то, что создано
руками человека, это основная
часть цивилизации. Она
изменяется, как цивилизация и
развивается по тем же законам,
что и цивилизация. Из этого
можно сделать вывод, что в
своей концепции Арнольд
Тойнби как бы объединяет два
этих понятия.
17.
Л. ГумилевЭтногенез является своеобразным
энергетическим
источником культурогенеза. Как
структурирующий принцип этносферы,
он обусловливает культурное
многообразие человечества. В
процессе этногенеза создается
этническая культура. Таким образом,
энергетически
питая культурогенез, этногенез
детерминирует культурную
специфику этносов на каждой фазе его
развития.
18.
П. СорокинКультура - некая
совокупность, которая
создана или модифицирована
в результате сознательной
или бессознательной
деятельности двух или более
индивидов,
взаимодействующих друг с
другом или влияющих друг
на друга своим поведением.
19.
С. ХантингтонХантингтон вместо слово
«культура» использует слово
«цивилизация». Он является
автором работы «столкновение
цивилизаций», где представил
новую геополитическую модель
цивилизационного развития.
Его модель носит
прогностический характер.
20.
3. Морфология культурыМорфология культуры это учение о внутренней
структуре культуры, ее
организационнофункциональном строении.
Существует множество
концепций,
структурирующих культуры
по разным основаниям.
21.
Классификация М.С. Каганатри формы предметного
бытия культуры:
• человеческое слово;
• техническая вещь;
• социальная организация.
три формы духовной
предметности:
• знание (ценностность);
• проект;
• художественная предметность,
которая несет в себе
художественные образы.
22.
Классификации А. Я. ФлиераКультура включает в себя четкие блоки
человеческой деятельности:
- культура социальной организации и
регуляции;
- культура познания мира, человека и
межчеловеческих отношений;
- культура социальной коммуникации,
накопления, хранения и трансляции
информации;
- культура физической и психической
репродукции, реабилитации и
рекреации человека.
23.
Основополагающие для морфологиикультуры понятия
Артефакт культуры представляет собой созданное
человеком искусственное образование (материальное
или духовное), функционирующее в сфере культуры.
Артефакт может быть понимаем как элементарная
единица в системе культуры, рассмотрением которой
занимается морфология культуры. К артефактам можно
отнести, к примеру, такие объекты материального мира,
как одежда, жилище, утварь; а также объекты духовной
сферы - научные парадигмы, фольклор и др.
24.
Артефакт25.
Понятие «паттерн культуры» восходитэтимологически к слову pattern (образец) и
его можно трактовать как повторяющийся,
стереотипный элемент поведения или
последовательность таких элементов.
26.
Диахронный и синхронный подходк культуре
Диахронный подход
Синхронный подход
- рассмотрение культуры во
времени;
- исторический подход к
изучению культуры.
- изучает состояние и
процессы, одновременно
происходящие в культуре
человечества на
определенном этапе ее
развития.
27.
Диахронный подход (пример)28.
Синхронный подход (пример)29.
4. Типология культуры• В науках о культуре существует несколько понятий,
которые используются исследователями для
характеристики специфики культурных образований.
Одним из них является понятие «тип культуры» или
«культурный тип»
• Понятие «культурный тип» играет существенную роль
в тех культурологических учениях, авторы которых
поднимают проблемы единства и многообразия культур,
культурной динамики.
30.
Типы культуры не всегдапросто выделить. Впервые эту
попытку предприняли еще
древние философы. Например,
в те времена было принято
выделять так называемые «века
культуры» – каменный,
железный, бронзовый, золотой.
Современная наука
рассматривает типологию как
нечто более сложное.
31.
Типы культуры напрямуюзависят от времени, религии,
традиций, способа жизни
определенной группы людей.
Например, можно выделить
древние «дописьменные»
виды культуры, а также те,
которые сформировались
вместе с появлением письма,
образования и знаний.
32.
Нередко понятие «культура»и «цивилизация»
трактуются как синонимы.
Чаще всего под
цивилизацией понимается
совокупность материальных
и духовных достижений
общества в его историческом
развитии и только
материальная культура.
33.
Слово «цивилизация» происходит от латинского«civilis», что означает гражданский, общественный,
государственный. В XVII-XVIII веках
«цивилизованность» определялась как
противоположность «дикости». В XIX веке под
цивилизацией стали понимать не только исторический
процесс, но и уже достигнутое состояние общества, как
степень социального прогресса, следующую за дикостью
и варварством. Наиболее развитой цивилизацией являлся
тип общества, сложившийся к тому времени в
европейских странах.
34.
Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разныеисследователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни
ученые отождествляют понятия цивилизации и культуры,
другие рассматривают цивилизацию как специфическое
культурное образование, третьи – разводят понятия культуры
и цивилизации.
В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал
прогрессивного развития человечества в целом. Если
цивилизацию трактуют как определенную историческую
стадию развития, то выделяют аграрную, индустриальную,
информационную цивилизации.
35.
В казахстанской литературе цивилизацией называют непросто культуру как таковую, а общество, которое
характеризуется специфичной и достаточно развитой
культурой.
Цивилизация – это преобразованный человеком мир
вне положенных ему материальных объектов,
а культура – это внутреннее достояние самого человека,
оценка его духовного развития, его подавленности или
свободы, его полной зависимости от окружающего
социального мира или его духовной автономности.
36.
КультураНосит ценностный характер
Цивилизация
Прагматична
(ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует Механична (каждый достигнутый уровень
как живое целое
цивилизации самодостаточен)
Культура аристократична (шедевры Цивилизация демократична (Культуру
творения гения)
присвоить нельзя, ее надо понять, а
цивилизацией может овладеть каждый,
независимо от личностных качеств)
Культура существует в вечности,
Критерий прогресса: последнее по времени
(юность культурных произведений
наиболее ценно
не уменьшается)
Культура иногда враждебна жизни
Цивилизация способствует продлению и
(содержит свой параллельный мир,
усовершенствованию жизни
она конкурирует с жизнью)