«Энциклопедия русской жизни». В.Белинский и Д.Писарев о романе»Евгений Онегин»
Противоположность взглядов.
Онегин
Белинский о Ленском и Ольге
Ошибка Писарева
Темы сочинений
127.00K
Категория: ЛитератураЛитература

«Энциклопедия русской жизни». В. Белинский и Д. Писарев о романе «Евгений Онегин»

1. «Энциклопедия русской жизни». В.Белинский и Д.Писарев о романе»Евгений Онегин»

2.

• В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал
многочисленные отклики современников. Все
эти отклики, в высшей степени
противоречивые, отражали неустойчивость
эстетического сознания эпохи. Однако при
всех разногласиях их объединяло одно —
непонимание гениального новаторства,
оригинальности и подлинного смысла
пушкинского произведения.

3.

• Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского,
посвященные роману А. С. Пушкина “Евгений
Онегин”, были последовательно опубликованы в
1844—1845 годах в журнале “Отечественные
записки”.
• Белинский поставил себе цель: “Раскрыть по
возможности отношение поэмы к обществу,
которое она изображает”,— и весьма преуспел в
этом.

4.

• Критические статьи (8-я
и 9-я) В. Г. Белинского,
посвященные роману А.
С. Пушкина “Евгений
Онегин”, были
последовательно
опубликованы в
1844—1845 годах в
журнале
“Отечественные
записки”.
• Белинский поставил
себе цель: “Раскрыть
по возможности
отношение поэмы к
обществу, которое она
изображает».
• Двадцать лет спустя
(1865год) в статье
«Евгений Онегин» Д. И.
Писарев вступил в спор
с Белинским и отчасти
с Чернышевским и
Добролюбовым
• В статье «Прогулка по
садам российской
словесности» Писарев
дошел до крайности в
полемике с
журналистами,
отрицавшими
необходимость
сиюминутной пользы от
литературы.

5. Противоположность взглядов.

• Белинский учел и вместе с
тем решительно отверг все
те мелкие и плоские
толкования пушкинского
романа, которыми грешила
критика с момента
появления его первой главы
и вплоть до публикаций
статей Белинского.
• Анализ этих статей
позволяет понять
подлинный смысл и цену
бессмертного, “истинно
национального”
произведения.
Он задал, как ему казалось,
неотразимый вопрос:
«Позволительно ли сокрушаться
над любовными неудачами и над
изменами в таких обществах, где
сплошь и рядом свирепствуют над
живыми людьми голод, холод,
суеверие, невежество, самодурство
и разные другие столь же
ощутительные неудобства? Какаянибудь несчастная любовь кажется
горем только тогда, когда вы
изолируете ее от остального мира,
когда вы вносите ее в оранжерею и
ставите ее под стеклянный колпак.
А попробуйте вынести ее из
теплицы на открытый воздух, в
суровую атмосферу
действительности, трудовой жизни,
где «стон раздается над великой
русской рекой»,— ничего от нее и не
останется. Плюнуть не на что будет,
не только что сокрушаться и
сочувствовать».

6.


Белинский
“Пушкин взял эту жизнь, как
она есть, не отвлекая от нее
только одних поэтических ее
мгновений; взял ее со всем
холодом, со всею ее прозою и
пошлостию…“Онегин” есть
поэтически верная
действительности картина
русского общества в
известную эпоху”.
"Онегина" можно назвать
энциклопедией русской жизни
и в высшей степени
народным произведением.
Тайна национальности
каждого народа заключается
не в его одежде и кухне, а в
его, так сказать, манере
понимать вещи”.
Писарев.
Создав роман, Пушкин ошибся,
утверждал критик. С романом,
быть может, Писарев кое-как
примирился бы, но не с
героями. Пушкин будто бы не
того героя поставил в центре
действия. Онегин не имеет
права считаться героем
эпохи.
«Исторической картины вы не
увидите; вы увидите только
коллекцию старинных
костюмов и причесок,
старинных прейскурантов и
афиш, старинной мебели и
старинных ужимок… но ведь
этого мало; чтобы
нарисовать историческую
картину, надо быть не только
внимательным
наблюдателем, но еще, кроме
того, замечательным
мыслителем»

7. Онегин


“Большая часть публики
совершенно отрицала в
Онегине душу и сердце, видела
в нем человека холодного,
сухого и эгоиста по натуре.
Нельзя ошибочнее и кривее
понять человека!.. Светская
жизнь не убила в Онегине
чувства, а только охолодила к
бесплодным страстям и
мелочным развлечениям...
Онегин не любил расплываться
в мечтах, больше чувствовал,
нежели говорил, и не всякому
открывался. Озлобленный ум
есть тоже признак высшей
натуры...”.
Онегин — страдающий эгоист...
Его можно назвать эгоистом
поневоле, в его эгоизме
должно видеть то, что древние
называли «fatum».
«Онегин— не что иное, как
Митрофанушка Простаков,
одетый и причесанный по
столичной моде. С
онегинским типом мы не
связаны решительно ничем;
мы ничем ему не обязаны;
это тип бесплодный, не
способный ни к развитию, ни
к перерождению…».

8. Белинский о Ленском и Ольге

• “Действительность на него не имела
влияния: его печали были созданием
его фантазии .
• “Ольга была очаровательна, как все
"барышни", пока они еще не
сделались "барынями"; а Ленский
видел в ней фею, сельфиду,
романтическую мечту, нимало не
подозревая будущей барыни”.

9.


Белинский
Татьяна - “существо исключительное,
натура глубокая, любящая, страстная.
Любовь для нее могла быть или
величайшим блаженством, или
величайшим бедствием жизни, без
всякой примирительной середины. При
счастии взаимности любовь такой
женщины — ровное, светлое пламя; в
противном случае — упорное пламя,
которому сила воли, может быть, не
позволит прорваться наружу, но которое
тем разрушительнее и жгучее, чем
больше оно сдавлено внутри.
Счастливая жена, Татьяна спокойно, но
тем не менее страстно и глубоко любила
бы своего мужа, вполне пожертвовала
бы собою детям, но не по рассудку, а
опять по страсти, и в этой жертве, в
строгом выполнении своих обязанностей
нашла бы свое величайшее наслаждение,
свое верховное блаженство”.
«Весь внутренний мир Татьяны
заключался в жажде любви, ничто другое
не говорило ее душе, ум ее спал...”.
“Есть существа, у которых фантазия
имеет гораздо более влияния на сердце...
Татьяна была из таких существ”.
Писарев
«Белинский совершенно
забывает справиться о том,
имелось ли в ее красивой
голове достаточное
количество мЬзга, и если
имелось, то в каком
положении находился этот
мозг. Если бы Белинский
задал себе эти вопросы, то
он немедленно сообразил
бы, что количество мозга
было весьма
незначительно, что это
малое количество
находилось в самом
плачевном состоянии и что
только это плачевное
состояние мозга, а никак не
присутствие сердца
объясняет собой внезапный
взрыв нежности,
проявившейся в сочинении
сумасбродного письма».

10. Ошибка Писарева

• Ошибка Писарева, как и других разбушевавшихся
нигилистов, заключалась в том, что он вместо
борьбы за Пушкина, за гениального народного
писателя выступил против него, пародировал
героев романа «Евгений Онегин», отрицал его
художественные достоинства, игнорировал его
роль в развитии общественного сознания России и
доказывал, что чтение подобных произведений —
это пустая трата времени и что читателю
полезнее обратиться к естественнонаучным
сочинениям.

11. Темы сочинений

• 1.Почему не находит счастья Онегин.
• 2Чем роман интересен современному
читателю
• 3.Как в образе автора отразилась
личность Пушкина?
• 4.Какую роль играют картины
природы в композиции романа
• 5.Татяна- «милый идеал»
English     Русский Правила