Похожие презентации:
Античная философия
1.
Античная философия2.
Античная философияАнтичная философия древних греков и римлян зародилась в
конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э.
3.
Античная философияосуществлен переход от мифа к логосу, т.е. от образного
мифологического восприятия к рациональному освоению
действительности.
заложены два направления в философии:
- идеалистическое («линия Платона»)
- материалистическое («линия Демокрита»)
- основы диалектики – учения о развитии.
4.
Античная философияАнтичная философия в своем развитии прошла следующие этапы:
I. Досократическая философия (VII-V вв. до н.э).
К ним относят философов:
• милетской (ионийской) школы, «физиков», натурфилософов (Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена);
• пифагорейцев,
• Гераклита Эфесского;
• элейской школы (Парменида, Ксенофана, Зенона, Мелиса)
• Эмпедокла, Анаксагора;
• Атомистов (Демокрита, Левкиппа).
5.
Античная философияОсновные проблемы, которыми занимались «досократики»:
объяснение явлений природы
сущности Космоса
окружающего мира
поиски первоначала всего сущего
6.
Античная философияОсновной мировоззренческий принцип - космоцентризм.
7.
Античная философияКосмос - структурно организованное и упорядоченное
целое, которое противостоит хаосу.
Человек - часть космоса, микрокосм в макрокосме.
8.
Античная философияII. Классическая философия (2-я пол. V - конец IV вв. до н.э.)
Антропологический поворот (от природы к человеку и обществу).
Софисты и Сократ проявили интерес к проблеме человека, общества,
государства.
Создаются первые философские системы, охватывающие весь круг
философских проблем (Платон, Аристотель).
К данному этапу относятся:
• философско-просветительская деятельность софистов;
• философия Сократа;
• философия Платона
• философия Аристотеля.
9.
Античная философияIII. Эллинистическая (греко-римская) философия (Конец IV-II вв. до н.э – VI
в. н.э).
Характерно преобладание морально-этической проблематики
К данному этапу относятся:
Киники (Диоген, Антисфен), эпикурейцы (Эпикур, Тит Лукреций Кар),
скептики (Пиррон), стоики (Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий), эклектики (Цицерон) неопифагорейцы, неоплатоники (Плутарх,
Плотин).
10.
Античная философияФилософия Милетской школы
Фалес (640 н.э -585 до н.э.)
Ввел научный термин – «материя».
«Материя – это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и куда,
в конечном счете, они возвращаются».
Такого рода материей для него являлась вода.
Всё из воды.
11.
Античная философияФилософия Милетской школы
Анаксимандр (ок. 610–540 до н.э.)
Первооснова - «апейрон» («неделимая», «постигаемая умозрительно»).
Апейрон не имеет границ, он беспределен.
12.
Античная философияФилософия Милетской школы
Анаксимен (2-я пол. - 6 в. до н.э.)
Первовещество – воздух.
Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха.
Огонь воздух ветер облака вода земля камни
(разряжение и сгущение воздуха)
13.
Античная философияДиалектика Гераклита
Гераклит (ок. 540 – ок. 480 до н.э.) - мрачный, плачущий, темный философ
Все произошло из огня. Начало всего есть огонь.
«Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет
вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно
угасающим»
Функцию управления (вещами, процессами, космосом) имеет Логос.
14.
Античная философияДиалектика Гераклита
Все в жизни возникает из противоположностей и познается через них
15.
Античная философияДиалектика Гераклита
Выдвинул идею универсальности изменений в мире
Мир находится в вечном движении.
«Всё течёт, всё меняется»
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей
внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные
стороны, с их взаимодействием.
16.
Античная философияЭлейская школа (элеаты)
Лидером считается Парменид (акме 504–501 до н.э.)
Занимался вопросами бытия и способами его познания.
Разделил истину и субъективное мнение (что существует, а что только
является мнением). Первое он назвал «Бытием», а второе – «Небытием».
Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие,
тождественное мысли.
Он впервые вводит понятие «Бытия» как исключительно умопостигаемую
реальность и описывает свойства этой реальности:
17.
Античная философияЭлейская школа (элеаты)
1. Бытие закончено и совершенно.
2. Не имеет частей.
3. Не возникает и не уничтожается.
4. Неподвижно. (возможность движения только в области чувственного
познания)
Представления о движении – лишь мнение
Апории Зенона.
18.
Античная философияПифагор (6 в. до н. э.)
Основа мира – не материальное первоначало, а числа
Познать мир – значит познать управляющие им числа.
19.
Античная философияШкола атомистов.
Демокрит ок. 470/60 – 360-е до н.э.
В основе вещей лежат атомы и пустота.
Атомы - невидимые неделимые частицы.
20.
Античная философияШкола атомистов.
Демокрит ок. 470/60 – 360-е до н.э.
Вещи – различные соединения атомов.
Пространство - “великая пустота”, вместилище атомов.
Вселенная бесконечна и вечна, включает бесконечное множество миров.
Душа материальна и состоит из атомов.
21.
Античная философияШкола атомистов.
Демокрит ок. 470/60 – 360-е до н.э.
Два рода познания - темное (ощущения) и истинное (разум).
Истина, с его точки зрения, рождается из столкновения разума и чувств.
22.
Античная философияДемокрит vs Гераклит
Демокрит – смеющийся философ
Гераклит – плачущий философ
23.
Классическая античная философияШкола софистов
Протагор ок. 485 до н. э. — ок. 410 до н. э.
Софисты (Протагор, Продик, Горгий и др.) – первые платные учителя
мудрости.
Стояли на позиции релятивизма.
Релятивизм – принцип относительности
«Человек есть мера всех вещей»… - Все существует относительно человека,
в том числе и истина. Объективной истины нет.
24.
Классическая античная философияСократ (470 - 399 гг. до н.э.)
(https://www.yandex.ru/video/preview/3685191702542239175
видеоролик о Сократе)
Призывал к самопознанию - «Познай самого себя»
25.
Классическая античная философияСократ (470 - 399 гг. до н.э.)
Сократ не оставил письменных источников, свободное время он проводил
в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и
обывателями, друзьями и незнакомыми, на темы, добра и зла, красоты
(что прекрасно, а что безобразно), справедливости, добродетели (что
добродетель и что порок).
26.
Классическая античная философияСократ (470 - 399 гг. до н.э.)
Особенности философии Сократа:
1. разговорный («диалектический») характер;
диалектика (вести беседу) – искусство спора, метод познания, в котором
путем столкновения противоборствующих мнений достигается истина.
(тезис-антитезис-синтез - истина)
27.
Классическая античная философияСократ (470 - 399 гг. до н.э.)
Истина рождается в споре.
Свой метод Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»),
имея в виду, что путем постановки наводящих вопросов только помогает
«рождению» знания, истины.
Еще одной характеристикой метода Сократа является ирония. Сократ
задавал вопросы в ироничной форме и увлекал собеседника своим
"незнанием". Я знаю, что ничего не знаю.
28.
Классическая античная философияСократ (470 - 399 гг. до н.э.)
2) определение понятий путем индукции (от частного к общему);
Знать – значит ответить на вопрос, что это такое, дать определение.
3) этический рационализм (нравственный интеллектуализм)
Наличие знаний – важная нравственная характеристика. «Знание есть
основа добродетели»
29.
Классическая античная философияПлатон (427–347 гг. до н. э.)
Труды: Апология Сократа , Федон, Протагор, Пир, Законы и др.
https://www.yandex.ru/video/preview/16821850684207396551 (видеоролик )
Основатель школы «Академия»
Основоположник объективного идеализма. Ядро философии – теория идей
(эйдосов).
Действительным бытием является «мир идей». Идеи как божественные
сущности вещей вечны, прекрасны, совершенны, умопостигаемы.
«Вещи – тени идей». Вещи чувственно воспринимаемы, возникают и
уничтожаются.
30.
Классическая античная философияПлатон (427–347 гг. до н. э.)
Труды: Апология Сократа , Федон, Протагор, Пир, Законы и др.
Душа человеческая бессмертна.
Процесс познания – припоминание идей. Путем припоминания в душе
появляются идеи (эйдосы), с помощью которых человек ориентируется в
пространстве и времени. Вещи, воспринимаемые органами чувств,
существуют только благодаря сопричастности этим припоминаемым
идеям. Таким образом нет идеи – нет вещи. Идеи первичны по отношению
к реальному бытию вещей.
Независимое от реальности существование идей называют объективным
идеализмом.
31.
Классическая античная философияПлатон (427–347 гг. до н. э.)
Платон является первым социальным философом, проанализировавшим
формы общежития людей – семью и государство.
32.
Классическая античная философияАристотель (384—322 гг. до нашей эры)
Труды: Органон Физика, Метафизика, Политика
https://www.yandex.ru/video/preview/1123736070750169994
(видеоролик об Аристотеле)
Систематизатор античной философии, основоположник логики.
Основатель школы «Ликей»
Перипатетики – последователи (ученики Аристотеля)
33.
Классическая античная философияАристотель (384—322 гг. до нашей эры)
Выступает против идеализма, т. е. самостоятельного существования идей.
Создает теорию понятий, которая конструируется, опираясь на ощущение,
восприятие, представление. Понятие – мысль о предмете, выделяет в нем
существенные признаки, т. е. такие, которые отличают данный предмет от
всех других. Такие идеи непосредственно связаны с вещами,
воспринимаемыми органами чувств.
34.
Классическая античная философияАристотель (384—322 гг. до нашей эры)
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа «Метафизикой») содержит учение о четырех
основных принципах бытия.
Бытие – живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или
четырьмя началами (условиями) бытия:
1. Материя – «то, из чего это создано» (материя инертна и пассивна)
2. Форма – «то, что это из себя представляет» (Сущность, стимул, цель, а также
причина становления многообразных вещей из однообразной материи)
3. Действующая причина (начало) – «то, откуда» (Началом всех начал является Бог)
4. Цель – «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Всякая вещь есть единство материи и формы.
35.
Античная философия (эллинистический этап)философия
Школа киников
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись
Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения — философское обоснование особого
образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
36.
Античная философия (эллинистический этап)Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
отсутствие постоянного места жительства, скитания;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение
к гигиене;
восхваление физической и духовной бедности; критика и отвержение иных философских учений,
особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
37.
Античная философия (эллинистический этап)Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник
Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик
кинической философии.
Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из
прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник").
В действительности название — от слова "Киносарг" — Холм в Афинах с одноименным
гимнасием, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю
своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом
высказываний и идей.
38.
Античная философия (эллинистический этап)• жил в бочке;
• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";
• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал жизненным и
философским кредо его и его последователей);
• вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
• отвергал брак;
• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
• не признавал никаких законов, кроме закона природы;
• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
39.
Античная философия (эллинистический этап)Эпикуреизм
Школа «Сад Эпикура»
Основной принцип - гедонизм (удовольствие, наслаждение является
высшим благом и смыслом жизни)
Удовольствие (наслаждение) подразумевает отсутствие телесных
страданий и душевных тревог, а также избавление от страха перед смертью
и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире
40.
Античная философия (эллинистический этап)Классификация удовольствий:
• Низшие удовольствия – физиологические;
• социальные удовольствия – дружба, уважение и др.;
• высшие удовольствия –
интеллектуальные (созерцательные),
подразумевают самореализацию человека.
41.
Античная философия (эллинистический этап)Эпикуреизм
Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха
суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение
необходимо для счастья и блаженства человека. Высшие удовольствия, в
отличие от других, предполагают независимость от условий существования.
42.
Античная философия (эллинистический этап)Эпикуреизм
Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха
суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение
необходимо для счастья и блаженства человека. Высшие удовольствия, в
отличие от других, предполагают независимость от условий существования.
43.
Античная философия (эллинистический этап)Стоики
Философия стоицизма появилась в Древней Греции около IV века до н. э.
благодаря Зенону.
Стоики отвергали удовольствия, превозносили храбрость и самообладание.
Среди них были самые разные древние греки и римляне: Эпиктет (бывший
раб), Марк Аврелий (римский император), Сенека .
44.
Античная философия (эллинистический этап)Стоики
Они считали, что целью жизни является достижение счастья, которое заключается в
следовании главному принципу Природы — добродетели.
Добродетель — принятие своей судьбы, какой бы она ни была.
Стоики считали, что все люди равны перед Природой и находятся в её подчинении. Она
определяет, кем родится человек и какой будет его судьба. Поскольку изменить судьбу
нельзя, остаётся лишь принять её.
«Подчиняйся судьбе!»
45.
Античная философия (эллинистический этап)Стоики
Центральная этическая категория – апатия (бесстрастие)
46.
Античная философия (эллинистический этап)Скептицизм
Пиррон
Скептицизм – направление греческой философии, которое формируется в
конце 4 в. до н. э.
Основатель скептицизма - Пиррон.
Яркий представитель Секст Эмпирик.
47.
Античная философия (эллинистический этап)Скептицизм
Скептики отвергают возможность получения достоверного знания.
Скептицизм отрицал истинность любого познания.
Призывали воздерживаться от категорических суждений, которые не
учитывают текучесть вещей.
На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно
достигнуть атараксии (невозмутимости духа) – это естественное состояние
человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы.