Похожие презентации:
Античная философия
1.
АНТИЧНАЯФИЛОСОФИЯ
2.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ(VII В. ДО Н. Э.- V В. Н. Э.)
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
И ДРЕВНЕГО РИМА
3.
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯАНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• ПЕРИОД ДОСОКРАТИКОВ ИЛИ
НАТУРФИЛОСОФОВ (VII –V ВВ. ДО Н.Э.)
• КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н. Э)
• ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (IV В. ДО Н.Э.
–V В . Н.Э.)
4.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИАНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• НАТУРФИЛОСОФИЯ
• КОСМОЦЕНТРИЗМ
(МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ
ЯДРО)
ФИЛОСОФИЯ
ПРИРОДЫ
В ЦЕНТРЕ КОСМОС
(макрокосмос), А
ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ
КОСМОСА
(микрокосмос)
5.
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ АНТИЧНОЙФИЛОСОФИИ ПЕРИОДА
ДОСОКРАТИКОВ ИЛИ
НАТУРФИЛОСОФОВ
6.
1. МИЛЕТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА(VII – V ВВ. ДО Н.Э.)
Фалес
(ок. 640-562)
Анаксимандр
(ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен
(ок. 588 - 525)
7.
Милетская школаПроблема первоначала (архе)
• Фалес
• Вода
• Анаксимандр
• Апейрон
• Анаксимен
• Воздух
8.
Фалес9.
АНАКСИМАНДР10.
АПЕЙРОН• Апейрон (греч.) –
термин древнегреческой
философии,
обозначающий бесконечное
(беспредельное)
и/или неопределённое.
11.
Анаксимандр предположил схемустроения вечного двигателя:
12.
АнаксименВоздух как первоначало
• Анаксимен
полагал, что
начало –
бесконечный
воздух, из которого
рождается то, что
есть, что было и
что
будет…
13.
ДОСТИЖЕНИЯ МИЛЕТСКОЙФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ
МАТЕРИАЛИЗМ
•ТЕЧЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ, В
КОТОРОМ В КАЧЕСТВЕ
ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
ПРИЗНАЕТСЯ МАТЕРИЯ ИЛИ
ПРИРОДА
МОНИЗМ
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ, В
КОТОРОМ ПРИЗНАЕТСЯ
СУЩЕСТВОВАНИЕ ТОЛЬКО
ОДНОГО ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
14.
2. ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯШКОЛА (V- III ВВ. ДО Н.Э)
Ксенофан
(ок. 565-473
до н. э.)
Зенон
(ок. 490 - 430)
15.
2. ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯШКОЛА (V- III ВВ. ДО Н.Э)
• КСЕНОФАН – МАТЕРИАЛИСТ (ЗЕМЛЯ),
ОСНОВОПОЛОЖНИК МЕТАФИЗИКИ
• ПАРМЕНИД – ИДЕАЛИСТ, ТЕОРЕТИК
МЕТАФИЗИКИ.
• ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ – ИДЕАЛИСТ,
МЕТАФИЗИК, СОЗДАТЕЛЬ АПОРИЙ.
16.
ПарменидМир как единое, вечное и неизменное
бытие:
• Бытие есть, небытия нет
• Бытие едино и неделимо
• Бытие вечно и неизменно
• Небытие немыслимо
17.
Апории Зенона обоснование элейской онтологииАпории места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость
множества)
Апории движения (немыслимость
движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадион»
18.
ДОСТИЖЕНИЯ ЭЛЕЙСКОЙФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ
• ИДЕАЛИЗМ ТЕЧЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ, В
КОТОРОМ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
ПРИЗНАЕТСЯ НЕКАЯ ИДЕАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ (БОГ,
АБСОЛЮТ, ИДЕЯ, МИРОВОЙ ДУХ).
• БЫТИЕ – ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ
ОБОЗНАЧЕНИЯ
ВСЕГО
ОБЪЕКТИВНО
СУЩЕСТВУЮЩЕГО МИРА.
• АПОРИИ – НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ,
ПАРАДОКСЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕВОЗМОЖНОСТЬ
ДВИЖЕНИЯ.
19.
3. ШКОЛА ПИФАГОРА(V-IV ВВ. ДО Н.Э)
• Пифагор Самосский
(570—490 гг. до н. э.) —
древнегреческий
философ, математик,
создатель
философской школы
пифагорейцев.
20.
3. ШКОЛА ПИФАГОРА(V-IV ВВ. ДО Н.Э)
• ПИФАГОР – ИДЕАЛИСТ, МОНИСТ.
ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ –
ЧИСЛО
ВСЕ МОЖНО СВЕСТИ К ЧИСЛУ И
ИЗМЕРИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЧИСЛА
«ЧИСЛУ ВСЕ ВЕЩИ ПОДОБНЫ»
21.
4. ЭФЕССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯШКОЛА (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)
• ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ («ПЛАЧУЩИЙ»,
«ТЕМНЫЙ») – МАТЕРИАЛИСТ,
МОНИСТ: ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ –
ОГОНЬ (ЛОГОС).
ОСНОВОПОЛОЖНИК
СТИХИЙНОЙ ДИАЛЕКТИКИ:
«ВСЕ ТЕЧЕТ»; «НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ
ВОЙТИ В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ».
22.
ГераклитМир как вечное становление
Первоначало по природе своей
изменчиво: стихия мира –
огонь.
• Мир вечен, но изменчив: в
нём всё течёт, всё меняется, и
даже в одну и ту же реку
нельзя войти дважды.
• Всё возникает через борьбу
противоположностей.
Гераклит
(ок. 540 - 480)
• Но эта борьба порождает не
хаос, а упорядоченный
космос, подчинённый
разумному принципу –
логосу.
23.
5. ШКОЛА ЭМПЕДОКЛА(IV-III ВВ. ДО Н.Э.)
• ЭМПЕДОКЛ – ПЛЮРАЛИСТ: 4 МАТЕР.
СТИХИИ (ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ)
+ 2 ИДЕАЛЬНЫХ ПЕРВОНАЧАЛА (ЛЮБОВЬ И
ВРАЖДА).
ПЛЮРАЛИЗМ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ,
В КОТОРОМ ПРИЗНАЕТСЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ
БОЛЬШЕ ДВУХ ПЕРВОНАЧАЛ БЫТИЯ.
24.
6. ШКОЛА АНАКСАГОРА(IV-III ВВ. ДО Н.Э.)
• АНАКСАГОР – ИДЕАЛИСТ:
ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ -
ГОМЕОМЕРИИ – «СЕМЕНА
ВСЕХ ВЕЩЕЙ» («ВСЕ ЕСТЬ ВО
ВСЕМ»)
ДВИЖУЩАЯ СИЛА – НУС
(МИРОВОЙ УМ)
25.
7. АТОМИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯШКОЛА (IV-III ВВ. ДО Н.Э.)
• ЛЕВКИПП
• ДЕМОКРИТ («СМЕЮЩИЙСЯ»)
МАТЕРИАЛИСТ
АТОМЫ И ПУСТОТА,
ОСНОВОПОЛОЖНИК
МЕХАНИСТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛИЗМА
26.
II. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОДАНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (V-IV ВВ. ДО Н. Э.)
• ШКОЛА СОФИСТОВ
• СОКРАТ
• ПЛАТОН
• АРИСТОТЕЛЬ
27.
ШКОЛА СОФИСТОВ ИЛИ УЧИТЕЛЕЙМУДРОСТИ
ПРОТАГОР
ГОРГИЙ
ГИППИЙ
АНТИФОНТ
ФРАЗИМАХ
КРИТИЙ
ПРОДИК
• «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА
ВСЕХ ВЕЩЕЙ» (проблема
человека)
• обучали свободных граждан
знаниям
и
риторике;
• подчёркивали
относительный
характер
истинности
знания;
• разрабатывали
диалектику как умение вести
спор, беседу.
28.
Сократ (470-399 гг. до н.э.)• ОСНОВОПОЛОЖНИК
ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В
ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
• ОСНОВОПОЛОЖНИК
МАЙЕВТИКИ.
• ГЛАВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ –
ЗНАНИЕ
(ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ).
• «Я ЗНАЮ, ЧТО НИЧЕГО НЕ
ЗНАЮ», «ПОЗНАЙ САМОГО
СЕБЯ».
29.
ПЛАТОН (АРИСТОКЛ)(427-347 гг. до н.э.)
30.
ПЛАТОН
• родоначальник
объективного
идеализма;
• писал философские тексты в форме
диалогов (34 ДИАЛОГА);
• истинное бытие понимал как вечный
«мир идей» (эйдосов), а изменчивое,
преходящее бытие как «мир вещей»,
который есть слабая тень «мира
идей».
31.
ПЛАТОН• Разрабатывал
теорию
идеального
государства, в котором власть должна
принадлежать философам-мудрецам;
• Разрабатывал учение о добродетелях, а
также учение о душе и теорию познания
как «припоминания» забытых душой
знаний;
• Основал школу для своих учеников –
Академию.
32.
АРИСТОТЕЛЬАристотель
(384-322 ДО Н. Э.)
33.
АРИСТОТЕЛЬ
ЭНЦИКЛОПЕДИСТ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
ДУАЛИСТ: МАТЕРИЯ И ФОРМА.
ВВЕЛ ПОНЯТИЕ «КАТЕГОРИЯ».
УЧИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО.
ОСНОВАЛ ШКОЛУ – ЛИКЕЙ (ЛИЦЕЙ),
УЧЕНИКИ АРИСТОТЕЛЯ – ПЕРИПАТЕТИКИ.
• ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛОГИКИ КАК НАУКИ.
34.
АРИСТОТЕЛЬГлавные разделы философской системы:
•метафизика - учение о первоосновах всего
сущего;
•физика - учение о природе и естественных
науках;
•этика - учение о добродетелях;
•политика - учение об обществе, собственности, государстве;
•логика - разработка законов правильного
мышления.
35.
АРИСТОТЕЛЬ• «ПЛАТОН МНЕ
ДРУГ, НО
ИСТИНА
ДОРОЖЕ»
• Критик теорий
Платона.
• «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ЖИВОТНОЕ»
36.
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯАРИСТОТЕЛЯ
- «Метафизика»
- «О душе»
- «Органон»
- «Физика»
- «Никомахова этика»
- «Политика», «Афинская
полития»
- «Поэтика»
- «Риторика».
37.
III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД(IV В. ДО Н.Э – V В. Н.Э.)
• КИНИКИ
• СКЕПТИКИ
• СТОИКИ
• ЭПИКУРЕЙЦЫ
• НЕОПЛАТОНИКИ
38.
КИНИКИ (IV- III ВВ. ДО Н.Э.)АНТИСФЕН
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (жил в бочке)
этические проблемы;
идеал
–
автаркия
(автономия
нравственной жизни, самодостаточность)
и апатия - безразличие к социальной
жизни;
• пропагандировали космополитизм («Без
общины, без дома, без отечества»).
39.
СКЕПТИКИ(II В. ДО Н.Э. – II В. Н.Э. )
ПИРРОН
СЕКСТ ЭМПИРИК
отказ от познания истины;
принцип эпохэ – воздержание от
окончательных суждений;
• отказ от принятия решений делает
человека счастливым.
40.
СТОИКИ (III В. ДО Н.Э. – II В. Н.Э.)• ЗЕНОН
• СЕНЕКА
• МАРК
АВРЕЛИЙ
• ЭПИКТЕТ
• ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА – СЧАСТЬЕ.
• ВАЖНО
ЖИТЬ
В
СООТВЕТСТВИИ
С
РАЗУМОМ
И
ДОБРОДЕТЕЛЯМИ.
• АВТАРКИЯ –
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.
• АПАТИЯ – БЕССТРАСТИЕ,
СВОБОДА ОТ СТРАСТЕЙ
И ЭМОЦИЙ.
41.
ЭПИКУРЕЙЦЫ (II В. ДО Н.Э.)• основной принцип –
• ЭПИКУР
гедонизм (стремление
«Проживи
незаметно»
• ТИТ ЛУКРЕЦИЙ
КАР
к
получению
наслаждений);
• нравственный идеал умеренность во всем и
АТАРАКСИЯ
–
спокойствие духа.
• высшее
счастье
–
духовное наслаждение.
• ШКОЛА «САД ЭПИКУРА» В
АФИНАХ.
42.
НЕОПЛАТОНИКИ (III – V В. Н.Э.)• ПЛОТИН
• ПРОКЛ
• мистицизм;
• «мир
идей»
Платона
трансформируется
в
божественный
принцип
–
абсолютное
бытие.
43.
ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ• МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.
• ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.
• АТОМИСТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
ВСЕЛЕННОЙ.
• ПЕРЕХОД ОТ НАТУРФИЛОСОФИИ К
ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА КАК
ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЕ ВСЕЙ
ФИЛОСОФИИ.