1.59M
Категория: МузыкаМузыка

Сила музыки Иоганна Себастьяна Баха (2 урок)

1.

В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ БАХА
Иоганн Себастьян Бах
(1685-1750)
ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА БОРИСОВНА
САРАНСК

2.

На последних уроках 1 четверти мы
знакомились с музыкой И.С. Баха. Музыка
Баха очень красивая.
В чем же заключается эта красота,
оказывающая неотразимое впечатление на
людей вот уже почти триста лет?
Вот на это вопрос мы попытаемся сегодня
ответить.

3.

Бах — один из величайших
представителей
мировой
культуры.
Его
творчество,
отличающееся
всеохватностью
жанров (кроме оперы), обобщило
достижения
музыкального
искусства нескольких веков на
грани барокко и классицизма.
Ярко национальный художник,
Бах
соединил
традиции
протестантского
хорала
с
традициями
австрийской,
итальянской,
французской
музыкальных школ. Для Баха,
непревзойденного
мастера
полифонии, характерно единство
полифонического и гомофонного,
вокального и инструментального
мышления,
чем
объясняется
глубокое
взаимопроникновение
различных жанров и стилей в его
творчестве.

4.

Как вы думаете, в чем заключается красота музыки
Баха, оказывающая сильное воздействие на людей уже
триста лет?
Все, что вы говорите, конечно, верно. А еще ко всем
названным
вами
достоинствам
можно
отнести:
выразительность
интонаций,
запоминаемость
этих
интонаций. К достоинствам баховской музыки относятся,
конечно, удивительное полифоническое мастерство,
неистощимая фантазия и напряженность развития его
музыки. Ну и, наконец, самое главное, что увлекает нас в
музыке Баха, чем она воздействует на нас, - это ярко
выраженная в ней жизненная сила, желание сделать
человека благородным, свободным, гордым. Помните
наш разговор о том, как церковные власти были недовольны
музыкой Баха: она была для церкви слишком «человечной»,
в ней было слишком много обыкновенных, живых
человеческих чувств.

5.

- Если я задам вопрос: у людей чувства однообразные
или разнообразные? Вы конечно ответите, что
разнообразны. Действительно, человеческие чувства
очень разнообразны. И в музыке Баха чувства так же
разнообразны. У него не только произведения строгие и
серьезные (какие мы слушали), но есть произведения и
печальные,
и
радостные;
и
сосредоточеннораздумчивые, и несущиеся как стремительный поток;
есть у него музыка трагическая, есть музыка
шутливая, и, даже танцевальная.
- И с примером такой музыки Баха мы сегодня
познакомимся.
- Сейчас звучит пьеса из сюиты Баха для странных
инструментов с флейтой. Давайте вспомним, что такое
сюита?

6.

СЮИТА французское
слово
означающее
последовательность, ряд. Сюита – это ряд
(цикл)
самостоятельных
пьес
объединенных
общей
художественной
идеей (сюжетом).
У Баха много таких сюит, состоящих
преимущественно из старинных танцев.

7.

Сейчас звучит одна из частей Сюиты № 2 И.С. Баха,
вы ее внимательно слушаете и отвечаете на вопрос:
Как, по-вашему, звучащая музыка серьезная или
шутливая по характеру?

8.

Обобщение:
Прозвучавшая
танцевальная
пьеса
пронизана
незатейливым
народным
юмором, которую Бах так просто и назвал –
«Шутка».

9.

- А теперь представите, что пьеса под названием «Шутка»
зазвучит тяжело, серьезно, торжественно как марш. Красиво
зазвучит музыка?
- Куда исчезнет красота баховской «Шутки»? Почему она
исчезнет?

10.

Обобщение:
Да потому, что исчезла правда! Ведь то,
что получилось при перестановке музыки,
прежде всего, окажется неправдой: так не
бывает в жизни (если шутка – то веселая,
легкая), так не может быть и в искусстве,
ведь музыка отражает жизнь! Неправда не
может быть красивой. Неправда и красота
несовместимы.

11.

А сейчас мы еще раз послушаем это произведение и ответим на
вопросы:
1.
Какие
инструменты
исполняют
это
произведение?
2. Какой музыкальный склад использует композитор в этом
произведение:
полифонический
или
гомофонный?

12.

Обобщение:
«Шутка» написана для флейты
и струнных инструментов.
В этой пьесе как бы сплетаются
полифония с гомофонией (это у
Баха встречается нередко). Флейта
выступает в этой пьесе в качестве
солиста, и музыку, которую она
играет, мы воспринимаем как
главный голос в гомофонной пьесе.
А все другие голоса (струнные
инструменты) одновременно
и
аккомпанируют
флейте,
сопровождают ее, как в гомофонной
пьесе, и в то же время достаточно
самостоятельны и непрерывно
сплетаются друг с другом, как это
обычно
бывает
в
музыке
полифонической.

13.

Так в чем сила музыки Баха, которая оказывает на
людей неотразимое воздействие вот уже около
трехсот лет?

14.

Общий вывод:
«Шутка» для струнных инструментов с флейтой из
Сюиты № 2 И.С. Бах. Флейта выступает в этой пьесе в
качестве солиста, и музыку, которую она играет, мы
воспринимаем как главный голос в гомофонной пьесе. А
все другие голоса (струнные инструменты) одновременно
и аккомпанируют флейте, сопровождают ее, как в
гомофонной пьесе, и в то же время достаточно
самостоятельны и непрерывно сплетаются друг с другом,
как это обычно бывает в музыке полифонической. В
музыке Баха ярко выражена жизненная сила, желание
сделать человека благородным, свободным, гордым. Ну и
конечно сила
музыки Баха заключается в
красоте и правде!
English     Русский Правила